Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:50, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит 60 ответов на вопросып о дисциплине "Психология"

Файлы: 1 файл

Ответы к экзамену по Истории психологии.docx

— 199.58 Кб (Скачать)
  1. Назовите и кратко охарактеризуйте основные этапы развития психологии.

 

 

 

 

№ 2.  Покажите,  как изменялся предмет психологии на протяжении  веков и назовите  основные причины этого.

В Донаучном  периоде (заканчивается примерно в VII-VI вв. до н. э.) предметом изучения психологии является душа без её конкретного содержания и функций. 

В Античном периоде предмет – душа как  источник активности тела; в  Средневековье  – исследуются виды активности тела и особенности познания;  в  эпоху Возрождения предметом  уже является сознание, его содержание и пути формирования.

В Ассоцианистической (конец 18 начало19 – середина 19вв.) психологии изучается сознание, состоящее из ощущений, представлений и чувств.

В Экспериментальной (середина 19 –  начало 20 вв.) психологии – элементы психики, отождествляемые, прежде всего  с сознанием.

В 10-30-е гг. (Методологический кризис психологии) 20 века появляется несколько предметов психологии: элементы психики (структурализм), функции психики (функционализм), глубинные структуры психики (глубинная психология), поведение (бихевиоризм), структуры целостной психики (гештальтпсихология), высшие психические функции и деятельность (когнитивная психология)

В 40-60-е гг. (Дальнейшее развитие) – предмет  психологии связывается с внутренней сущностью личности (гуманистическая, экзистенционализм), познавательными  процессами, развитием интеллекта (когнитивная, генетическая).

В Современной  психологии (60-х гг.  – конец 20 века) развитие предмета происходит в  рамках психологических школ.

 

№ 3.  Проанализируйте факторы, повлиявшие в целом на развитие психологии

Ведущий из них - логика развития психологических  знаний - связан с изменением ее предмета, влиянием смежных с психологией наук, с развитием принципов и категориального строя психологии. Уже из этого краткого описания становится понятным, что этот фактор достаточно объективен и поддается научному изучению. Два других фактора более субъективны, их невозможно исследовать так же строго и получить однозначные ответы. Это - социальная ситуация развития науки и особенности личности конкретного ученого.

Влияние социальной ситуации заключается в том, что  общественные, исторические условия, культурное и политическое окружение воздействуют как на содержание научных концепций, так и на их распространение, помогают развитию научных школ и направлений  или затрудняют его.

Не меньшее  значение имеет и другой фактор - личность ученого, творца той или  иной психологической теории, его  ценностные ориентации, когнитивный  стиль, волевые качества, особенности  общения с коллегами, принадлежность к определенной научной школе  и т.д. Принадлежность к научной  школе может помочь ученому, особенно в начале его творческого пути, так как предоставляет и необходимую  информацию, и простор для дискуссий, оппонирования, и некоторую защиту от критики. Однако мнение коллег, выработанный общими усилиями подход к решению  проблем могут стать и тормозом на пути научного прогресса, сковывая творческую активность.

 

№ 4. Проанализируйте  связь социальной ситуации развития науки и личность ученого.

Личность  ученого, творца той или иной психологической  теории, его ценностные ориентации, когнитивный стиль, волевые качества, особенности общения с коллегами, принадлежность к определенной научной  школе и т.д. Принадлежность к  научной школе может помочь ученому, особенно в начале его творческого  пути, так как предоставляет и  необходимую информацию, и простор  для дискуссий, оппонирования, и  некоторую защиту от критики. Однако мнение коллег, выработанный общими усилиями подход к решению проблем могут  стать и тормозом на пути научного прогресса, сковывая творческую активность либо из боязни вступить в противоречие с коллегами, либо из-за догматического пристрастия к высказанному единожды мнению.

Таким же препятствием на пути создания новой теории может  стать и недостаток упорства или  уверенности в себе, особенно в  том случае, если новая концепция  встречает противодействие или  непонимание. Так, авторитарность и  даже некоторая нетерпимость 3. Фрейда явились причиной его конфликта  с последователями, отхода от него и  его теории даже близких учеников. Но в то же время именно эти качества во многом позволили ему создать  эту теорию и продолжать ее разработку в ситуации острой критики и неприятия  со стороны многих психологов.

 

№ 5. Дайте трактовку принципам системности и детерминизма в изучении  психологии.

Принцип системности описывает и объясняет основные виды связи между разными сторонами психики, сферами психического. Он предполагает, что отдельные психические явления внутренне связаны между собой, образуя целостность и приобретая благодаря этому новые свойства. Элементаризм (психику рассматривали как сенсорную мозаику, которая состоит из ощущений, представлений и чувств, связанных, прежде всего по законам ассоциаций). Функциональный подход (психику представляли как набор отдельных функций, направленных на реализацию различных психических актов и процессов (зрения, обучения и т.д.))

Принцип детерминизма подразумевает, что все психические явления связаны причинно-следственными отношениями, т.е. все, что происходит в нашей душе, имеет какую-то причину, которая может быть выявлена и изучена и которая объясняет, почему возникло именно то, а не иное следствие. Эти связи могут объясняться разными основаниями, и в истории психологии существует несколько подходов к их объяснению, среди которых известны подходы Анаксагора и Гераклита («существует всеобщий закон, Логос»); Платона и Аристотеля (целевой детерминизм, душа стремится к определенной цели); Декарта (механистический детерминизм, все процессы в психике можно объяснить исходя из законов механики); биологический детерминизм, развитие психики определяется адаптацией к среде; психологический детерминизм, развитие психики объясняется и направляется определенной целью.

 

№ 6. Дайте трактовку  видам развития, существующим в психологии.

Принцип развития утверждает, что психика развивается, поэтому наиболее адекватный способ ее изучения - исследование закономерностей этого генезиса, его видов и стадий.

Согласно  этому принципу, определяющему, какие  виды развития присущи психическому, существуют два вида развития психики - филогенетическое и онтогенетическое, т. е. развитие психики в процессе становления человеческого рода и в процессе жизни ребенка. Исследования показали, что эти два вида развития имеют определенное сходство. Американский психолог С. Холл объясняет это тем, что этапы развития психики зафиксированы в нервных клетках и передаются ребенку по наследству, а потому никакие изменения в темпе развития и в последовательности стадий невозможны. Теория, которая устанавливала жесткую связь между фило- и онтогенезом, получила название теории рекапитуляции, т. е. краткого повторения в онтогенезе основных стадий филогенетического развития.

Последующие работы доказали, что такой жесткой  связи не существует, развитие может  и ускоряться, и замедляться в  зависимости от социальной ситуации, а некоторые стадии могут вообще пропадать. Таким образом, процесс  психического развития нелинеен и зависит  от социальной среды, окружения и  воспитания ребенка.

 

№ 7. Охарактеризуйте  понятие категориальный строй психологии.

Кроме принципов  на развитие психологии как науки  влияет формирование ее категориального строя, т. е. тех постоянных проблем (инвариант), которые составляют предмет и содержание психологии.

В настоящее  время выделяют несколько категорий, которые являлись основой психологической  науки на протяжении почти всей ее истории. Это:

    • мотив (источник активности, причина, которая побуждает человека к движению),
    • образ (категория стала ведущей при изучении познания, также «образ Я»),
    • деятельность (в психологии рассматривается как внешняя (поведение), так и внутренняя, прежде всего мыслительная, деятельность),
    • личность (с появлением школы глубинной психологии именно личность стала одной из ведущих категорий и остается ею в современной психологической науке, хотя и в настоящее время разные школы (гуманистическая, глубинная, отечественная психология) рассматривают структуру, генезис и движущие силы развития личности по-разному),
    • общение (человек - существо социальное, т. е. не может существовать вне общения с другими, высказал Аристотель),
    • переживание (эмоциональный отклик человека на явления внешнего мира, свои поступки и мысли).

В разные периоды  развития психологии и в разных школах эти категории имели неодинаковое значение, однако всегда, так или иначе, присутствовали в психологических концепциях.

 

№ 8.  Дайте характеристику психофизической и психофизиологической проблем.

    • Психофизиологическая проблема - научное решение психофизической проблемы.

Большое влияние  на развитие психологии оказал переход  к решению ключевых проблем психологии, изучающих природу психического, взаимоотношения психического и  физического, телесного и духовного  в психике. При этом на первый план выходили общие проблемы (соотношение психического и физического). В этом случае эта проблема звучала как психофизическая.  Либо - более частные, связанные с исследованием связи организма, тела с психикой, душой – психофизиологическая проблема.

Психофизическая проблема.  Уже в исследованиях  Платона постулировались качественные отличия психики человека от психики  других живых существ. Таким образом, и законы, которые управляют психикой человека, уникальны и не могут  рассматриваться по аналогии с законами природы. Антропологический подход, при котором все рассматривается лишь с точки зрения человека, был характерен для многих не только психологических, но и философских школ.

Психофизиологическая  проблема. С середины прошлого века, с развитием биологии и медицины, психология получила достаточно важный объективный материал, позволявший по-новому подойти к решению проблемы. Работы И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, У. Кеннона и других ученых дали возможность не только лучше понять биологическую природу психики, но и точнее разграничить области биологических основ психики и собственно психического.

 

 

№ 9. Охарактеризуйте  психологические  взгляды  Гераклита и  Демокрита.

 

В теориях  Левкиппа и Демокрита (V-IV вв. до н.э.) возникла идея атомов, мельчайших, невидимых миру частиц, из которых и состоит все окружающее. Атомистическая теория, разработанная этими учеными, была весьма распространена и являлась составной частью психологических учений многих ученых не только Древней Греции, но и Рима. Считая душу источником активности для тела, Демокрит и следующие за ним ученые утверждали, что она состоит из самых мелких и круглых атомов, которые наиболее активны и подвижны.

Не менее  важной для развития психологии стала  высказанная Гераклитом идея о том, что все в мире действует по определенным законам, по Логосу, который  и является главной управляющей  силой. Логос объясняет и взаимосвязь  между отдельными событиями, в том  числе между разными эпизодами  в жизни людей. Таким образом, все в мире причинно обусловлено, все события проистекают не просто так, случайно, но по определенному  закону, хотя мы не всегда эту связь, причину произошедшего события  можем установить. /детерминизм1

 

№ 10. Раскройте   психологические  взгляды Сократа и Платона.

Лишение человека свободы воли стало одной из главных  причин критики концепции Демокрита  Сократом и Платоном, которые доказывали, что таким образом у человека отнимается не только свобода выбора, но и критерии нравственной оценки своего поведения.

Душа человека служит источником не только активности, но и разума и нравственности. Такое  новое понимание души было заложено в теории Сократа.2

Ученик Сократа  Платон пришел к идее о нематериальности и вечности души. Платон впервые  выделил память как отдельный психический процесс, подчеркнув ее значение как хранилища всех наших знаний.

Сократ и  Платон отмечали, что если человек  не властен над своими поступками, то невозможно установить этические  законы, по которым его можно судить. Нельзя судить человека, который украл, если считать, что он действовал исходя из своих естественных и закономерных в определенной ситуации эмоций (например, хотел есть, а денег на еду не было)

 

№ 11. Покажите  особенности трех частей души по Аристотелю.

Он писал  о том, что существует три вида души - растительная, животная и разумная. Каждая из них обладает определенными  функциями. Так, растительная душа способна к размножению и питанию. Животная душа обладает кроме них еще четырьмя функциями - стремлением (чувствами), движением, ощущением и памятью. А разумная душа, которая есть только у человека, обладает еще и способностью к  мышлению. Каждая более высокая форма  души надстраивается над предыдущей, приобретая те функции, которые ей были присущи. Поэтому если у растительной души всего две функции, то у животной - шесть, а у разумной - семь.

 

 

№ 12. Раскройте подходы  к проблеме воли в теориях стоиков, Эпикура.

Прилагая  понятие о причине к судьбе человека, стоики строили свое учение о психической активности, свободе  воли и нравственности.

Одним из главных в концепции стоиков  является вопрос о свободе духа. Ни одно из положений их учения не может  сравниться по важности с этим утверждением. Однако провозглашая абсолютную свободу  личности, они подчеркивали, что  свобода духа не тождественна свободе  действия. Противопоставляя духовную, внутреннюю свободу свободе поведения, свободе внешней, стоики исходили из того, что в мире есть только три  категории - благо, зло и безразличие. Благо - все то, что соразмерно с  природой человека, в том числе  выдержка, умеренность, разум. Зло - излишества, аффекты. А безразличие - это то, что  относится только к внешней стороне  жизни людей, т.е. богатство и бедность, смерть, болезнь или здоровье.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"