Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:50, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит 60 ответов на вопросып о дисциплине "Психология"

Файлы: 1 файл

Ответы к экзамену по Истории психологии.docx

— 199.58 Кб (Скачать)

Труды Гельмгольца  «Учение о слуховых ощущениях  как функциональных основах теории музыки» (1873) и «Физиологическая оптика» (1867) составили фундамент современного знания о строении и функциях органов  чувств. Гельмгольц считал, что ощущение возникает в результате высвобождения  энергии при раздражении нерва  каким-нибудь внешним сигналом.9 Главная трудность заключалась в объяснении связи порождаемого нервом ощущения (зрительного, слухового и т.д.) с независимым от него внешним предметом. Гельмгольц предложил преодолеть эту трудность, обратившись к теории знаков, или символов. Символ помогает не путать внешние раздражители, отличать один от другого. Зависимость чувственных ощущений от внешних раздражителей отчетливо проявилась в классических экспериментах Гельмгольца по изучению формирования пространственного образа вещей.

Основателем психофизики является известный  немецкий физик и психолог Г. Т. Фехнер (1801-1887). В своих работах он опирался на труды анатома и физиолога Э. Г. Вебера, исследовавшего физиологию органов чувств: слуха, зрения, кожной чувствительности. Первые эксперименты Фехнера показали различия между ощущениями в зависимости от первоначальной величины вызывающих их раздражителей. Так, звонок колокола в дополнение к уже звучащему одному колоколу производил иное впечатление, чем его присоединение к десяти колоколам. Затем Фехнер занялся изучением того, как изменяются в этих условиях ощущения различных модальностей. Оказалось, что различие между исходным и новым ощущениями является одним при восприятии различий между оцениваемыми по весу предметами, другим при различении изменений в освещении. Так появилось представление о пороге ощущения, т. е. о величине раздражителя, вызывающей либо изменяющей ощущение. В тех случаях, когда минимальный прирост величины раздражителя сопровождается едва заметным изменением ощущения, стали говорить о разностном пороге. Ему принадлежит авторство и других методов измерения различных ощущений (кожных, зрительных и др.). Данное направление исследований назвали психофизикой, поскольку содержание этой науки определялось экспериментальным изучением и измерением зависимости психических состояний от физических воздействий.

Наиболее  интересные и значимые экспериментальные  исследования, проводившиеся в этот период, связаны с Германией, точнее, с Г. Эббингаузом (1850-1909).

Составив  список бессмысленных «слов» (около 2300), Эббингауз экспериментировал  с ним на протяжении пяти лет. Основные итоги этого исследования он изложил  в ставшей классической книге  «О памяти» (1885). Прежде всего, он выяснил  зависимость числа повторений, необходимых  для заучивания списка бессмысленных  слогов, от его длины, установив, что  при одном прочтении запоминается, как правило, семь слогов. Число повторений принималось за коэффициент запоминания.

Особую популярность приобрела вычерченная Эббингаузом кривая забывания. Быстро падая, эта кривая становится пологой. Оказалось, что наибольшая часть материала забывается в первые минуты после заучивания. Значительно меньше забывается в ближайшие часы и еще меньше - в ближайшие дни.

Эббингауз создал носящий его имя тест на заполнение фразы пропущенным словом. Этот тест стал одним из первых в диагностике  умственного развития и получил  широкое применение в детской  и педагогической психологии. Он разрабатывал также теорию цветного зрения. Эббингауз - автор небольшого, но блестяще написанного  «Очерка психологии» (1908), а также  фундаментального двухтомного труда  «Основы психологии» (1902-1911).10

 

№41. Покажите историческую  роль концепции  В.Вундта в развитии психологии как  самостоятельной науки.

 

Психолог

Предмет психологии

Содержание психики

Метод исследования

Вундт

Элементы психики, их связи и законы, психология народа

Элементарные и сложные (высшие) познавательные процессы, сложные и простые двигательные реакции

Эксперимент, интроспекция, анализ продуктов  творчества

 

В.Вундт (1832-1920). С точки  зрения Вундта. чувства, особенно воля, которая руководит деятельностью  человека, имеют не меньшее значение, чем познание, тем более что  и воля, и внимание направляют течение  процессов познания. Перенесение  исследовательского внимания с процесса познания на изучение других аспектов психики, на волевое поведение сделало  Вундта создателем нового направления  в ассоциативной психологии, которое  получило название волюнтаризм.

Главной частью теории Вундта стало его учение о связях между  элементами. До Вундта такими универсальными механизмами считались, как неоднократно упоминалось выше, ассоциации. Он же ввел еще одну связь - апперцептивную. Введение нового вида связи имело значительные последствия для развития ассоциативной психологии, незыблемость которой строилась на признании ассоциации всеобщим и универсальным механизмом. Появление теории апперцепции ставило под сомнение эту всеобщность и вынуждало искать новые объяснительные принципы для построения психологии.

Но главной заслугой Вундта является не его теоретическая концепция, а разработка экспериментального метода исследования психики. Уже в своей  первой книге «Материалы к теории чувственного восприятия» (1862), опираясь на факты, относящиеся к деятельности органов чувств и движений, Вундт  выдвинул идею создания экспериментальной  психологии. План ее формирования был  изложен в «Лекциях о душе человека и животных» (1863) и включал два  направления исследований: анализ индивидуального  сознания с помощью экспериментально контролируемого наблюдения субъекта за собственными ощущениями, чувствами, представлениями; изучение «психологии  народов», т.е. психологических аспектов культуры - языка, мифа, нравов различных  народов и т. п. Объединив методы и несколько модифицировав их, Вундт показал, что на основе экспериментов, объектом которых служит человек, можно изучать психические процессы, до этого времени недоступные для опытного исследования. В лаборатории Вундта впервые были экспериментально изучены пороги ощущений, время реакции на разные раздражители, в том числе и на речь. Полученные результаты были им изложены в главном труде «Основы физиологической психологии» (1880-1881). Эта книга стала первым учебником по новой дисциплине - экспериментальной психологии.

С именем Вундта часто связывали  появление психологии как отдельной  дисциплины.

 

 

№ 42.  Структурализм и  развитие  его идей в трудах Э.Титченера.

 

Структурализм, главой которого был американский ученик Вундта Э. Титченер, развивал теоретические постулаты  ассоцианизма. Титченер был убежден, что именно элементы являются основанием структуры психики. Поэтому, как  и Вундт, свою задачу он видел в  доскональном изучении этой структуры  и связей, ее образующих. Путь к этому  он видел в усовершенствовании метода интроспекции, который можно сочетать с экспериментальным исследованием  простых психических актов.

Э.Титченер (1867-1927) называл свою теорию структурализмом, поскольку считал, что предметом психологии должно стать содержание сознания, упорядоченное в определенную структуру.

  Главные задачи структурализма  он видел в предельно точном  определении содержания психики,  выделении исходных ингредиентов  этого содержания и законов,  по которым они объединяются  в структуры. При этом психика  и сознание отождествлялись Титченером, а все, что находится за пределами  сознания, относилось им к физиологии.


В своем четырехтомном  труде «Экспериментальная психология» (1901-1905) Титченер изложил основные достижения этой науки с позиций структурализма. Сознание Титченер понимал как человеческий опыт в его зависимости от переживающего  субъекта. Сам этот опыт, по его мнению, состоит из простейших элементов - ощущений, образов и чувствований, обнаруживаемых благодаря особым образом организованной интроспекции.

Каждый из элементов при специальной установке  сознания открывается субъектом  с целью диагностики его четырех  характеристик: качества, интенсивности, длительности и отчетливости (ясности). Титченер составил список элементарных ощущений, включавший более 44 тысяч  сенсорных качеств, большинство  из которых были зрительными (32 820) и  слуховыми (11 600).

 

№ 43. Обоснуйте вклад  Вюрцбургской школы в развитие психологии.

 

Вюрцбургская  школа в психологии знаменита  прежде всего тем, что именно в  ней впервые было начато экспериментальное  изучение мышления. Она была основана немецким ученым О.Кюльпе (1862-1915).

Работы Вюрцбургской школы доказали невозможность свести содержание психики к набору отдельных  элементов, составляющих основу сенсорной  мозаики. Наглядно был продемонстрирован  и тот факт, что психическая  активность имеет определенную направленность, цель. Таким образом, в психологии на первый план вышла проблема исследования содержания не структуры, но функций  психики.

Эксперименты  Вюрцбургской школы показали, что  испытуемый при выполнении заданий  совершает умственные операции, которые  он обычно не осознает. Из этого следовало, во-первых, что наряду с сенсорным  «материалом» в «ткань» психологической  жизни человека включены элементы, несводимые к ощущениям, во-вторых, что эти элементы сопряжены с  действиями субъекта, его умственной деятельностью и, наконец, в-третьих, что неосознанность этих актов в  момент их совершения требует внести коррективы в метод интроспекции.

Было установлено, что мысль, с психологической  точки зрения, можно охарактеризовать не только негативно (как качественно  отличную от сенсорных данных), но и  позитивно, как оперирующую значениями. Тем самым решительно изменилось прежнее представление о содержании сознания, в состав которого вводились  новые феномены - умственные образы.11

Более детальное  изучение динамики мышления помогло  выявить новые важные закономерности. Прежде всего к ним относится  понятие установки, которая определяет ход мышления, регулируя в соответствии с задачей отбор идей. Понятие установки, принятое в Вюрцбургской школе, естественно, отличалось от современной ее трактовки, но также подразумевало бессознательную направленность на решение задачи, которая возникает у испытуемого в момент принятия этой задачи как цели.

Содержание  направленности на решение задачи Кюльпе и его сотрудники связали со значением  данной задачи или ситуации для испытуемых. Так в психологии появилась новая  категория, трактуемая достаточно широко - как значение умственного образа, значение инструкции.

После Кюльпе  эксперименты были продолжены О. Зельцем, который исследовал зависимость  процесса мышления от структуры решаемой задачи. Среди важнейших открытий Зельца особое место занимает понятие антиципаторной схемы, обогатившее представление о процессе решения идеей: о возможности предвидеть его результат уже в начале мыслительной деятельности.

 

№ 44. Покажите особенности подходов к пониманию психики со стороны функционалистов.

Отвергая  взгляд на сознание как устройство «из кирпичей и цемента», ученые, разрабатывавшие новое направление  в психологии - функционализм, приходили  к выводу о необходимости изучать  динамику психических процессов  и факторов, обусловливающих их ориентацию на определенную цель.

Идея о  том, что каждый психический акт  имеет определенную направленность (интенцию) на объекты внешнего мира, была высказана австрийским ученым Ф.Брентано (1838-1917).

В незавершенной  работе «Психология с эмпирической точки зрения» (1874) Брентано предложил  свою концепцию психологии, противопоставив  ее господствовавшей в то время программе  Вундта. Основные положения своей  теории он изложил также в работах  «Исследования по психологии органов  чувств» (1907) и «О классификации психических  феноменов» (1911).

Главной для  новой психологии он считал проблему сознания, необходимость определить, чем отличается сознание от всех других явлений бытия. Для обозначения  этого непременного признака сознания Брентано предложил термин интенция. Она изначально присуща каждому психическому явлению и благодаря этому позволяет отграничить психические явления от физических.

Согласно  Брентано следует решительно разграничить акт и содержание, не смешивать  их, и тогда станет совершенно ясно, что психология является наукой об актах сознания. Описав и классифицировав  формы этих актов, Брентано пришел к  выводу о том, что существуют три  основные формы: акты «представливания»  чего-либо, акты суждения о чем-либо как истинном или ложном и акты эмоциональной оценки чего-либо в  качестве желаемого или отвергаемого. Когда человек слышит слово, его  сознание устремляется сквозь звуковую, материальную оболочку к предмету, о котором идет речь. Понимание  значения слова есть акт, и потому это психический феномен. Раздражитель и вещь сами по себе к области  психологии не относятся.

Предметом психологии должно стать исследование психологических  функций или актов («воспринимания», понимания, хотения и др.). Так, исследованию подлежит не цвет объекта (который представляет собой, согласно Штумпфу, феномен, а  не функцию сознания), а акт (или  действие) субъекта, благодаря которому человек осознает этот цвет в его  отличии от других. Среди функций  Штумпф различал две категории: интеллектуальные и эмотивные (или аффективные). Эмотивные  функции состоят из противоположных  пар: радость и печаль, желание  и отвержение, стремление и избегание. Важным моментом в исследованиях Штумпфа было то, что он рассматривал музыку как феномен культуры.

Т.Липпс (1851-1914). Вместо термина интенция предложил понятие эмпатия, которое описывал как особый психический акт. В нем субъект проецирует на воспринимаемый предмет свое эмоциональное состояние, испытывая при этом позитивные или негативные эстетические переживания. Как и интенциональная направленность, эмпатия исходит от субъекта, поэтому эстетические переживания вызываются /не внешним миром, не художественным произведением, а/ воспринимающим произведение искусства человеком, который привносит в него свои эмоции.

 

Вклад функционализма в развитие психологии очень важен, так как именно его представители  объективно показали значение поведения, которое наравне с сознанием  должно быть включено в предмет психологии. Не менее важной была и идея целостности, рассмотрение не только сознания и  поведения, но и той социальной среды, в которой развивается живое  существо. Именно эти положения, так  же как методы изучения психической  деятельности, разработанные в рамках функционализма, определили пути дальнейшего  развития психологии.

 

№ 45. Раскройте характерные черты  и особенности французской психологической школы.

Идея о  важности обучения, просвещения людей, благодаря чему это направление  и назвали просвещением. Ученые считали, что главным фактором, который оказывает влияние на развитие психики, является среда. Обучение и воспитание, которое получает ребенок, служит важнейшей образующей его судьбы, определяет его умственное и личностное развитие, социальный статус и успехи.

В основе их психологических концепций лежали как взгляды Локка на процесс  познания и роль ощущений в развитии содержания сознания, так и идея Декарта о рефлексе как движущей силе поведения.

В психологических  теориях французских просветителей  было накоплено множество данных о роли ощущений и восприятия в  создании целостной картины мира, о механизмах влияния образа мира, познания на поведение человека. Большое  значение для психологии имели и  исследования способностей, а также  способов воздействия социальной среды  на сознание человека.12

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"