Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:50, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит 60 ответов на вопросып о дисциплине "Психология"

Файлы: 1 файл

Ответы к экзамену по Истории психологии.docx

— 199.58 Кб (Скачать)

Основатель концептуализма (направления, примыкавшего к номинализму) П.Абеляр доказывал, что общие понятия существуют и вне вещей, в уме человека, т. е. слово - это не только звук, но и значение, которое, оставаясь в названиях, передается людям.

 

№ 21. Назовите и охарактеризуйте  основные   проблемы  психологии, исследуемые в эпоху Возрождения.

 

Период Возрождения  был по сути временем возвращения (возрождения) важнейших принципов античной науки, отхода от догматизма и поиска путей  наиболее оптимального научного исследования психических (душевных) состояний.

В это же время зародился новый предмет  психологической науки как науки  о сознании, окончательно сформулированный уже в Новое время.

Новым аспектом психолого-философских  работ того времени стало исследование проблемы способностей, которая наряду с изучением познания была ведущей  в то время. Бернардино Телезио (1509-1588) стремился объяснить психическое из природных законов.

Хуана Уарте (1530-1592) «Исследование способностей к наукам». Это была первая психологическая работа, ставящая в качестве специальной задачи изучение индивидуальных различий в способностях с целью профессионального отбора.

Среди важнейших исследований, которые  проводились в это время как  арабскими учеными, так и европейскими церковными и светскими мыслителями, необходимо отметить первые труды, связанные  с изучением психологии масс, разработкой  методов убеждения людей. Обращают на себя внимание и работы, которые  позднее были названы психотерапевтическими, их целью была психологическая помощь людям, испытывающим эмоциональный  дискомфорт, напряжение, невроз.

В период Возрождения, напротив, психологические  исследования возвратились к проблемам, которые были подняты в античности. Это связано и с появлением возможности полностью читать работы ученых того времени (а не только избранные  вещи Платона или Аристотеля), и  с возрождением интереса к изучению этапов познания, способностей человека, в том числе и способности  строить объективную картину  мира.

 

№22. Раскройте  суть психологических  воззрений Б.Телезио, Х.Вивеса, Х.Уарте.

Новую трактовку эмоций и развития аффектов дал в своей  работе Бернардино Телезио (1509-1588). Телезио также считал, что главной целью природы является сохранение достигнутого состояния. Таким образом, можно говорить о том, что в его концепции впервые появилась идея гомеостаза, хотя и изложенная на уровне науки того времени. Закону самосохранения, по его мнению, подчиняется и развитие психики, а разум и эмоции регулируют данный процесс. При этом в положительных эмоциях проявляется сила души, а в отрицательных - ее слабость, мешающая самосохранению. Разум же оценивает ситуации с этой точки зрения.

О необходимости развивать  естественно-научный подход к исследованиям  психики писал и известный  испанский ученый Хуан Луис (Людовик) Вивес (1492-1540). В своей работе «О душе и жизни» X. Вивес обосновывал новый подход к психологии как науке эмпирической, основанной на анализе данных чувственного опыта. Для правильного построения понятий он предлагал новый способ обобщения чувственных данных - индукцию. X. Вивесу принадлежит доказательство возможности и обоснованности логического перехода от частного к общему. Основой такого перехода, по мнению Вивеса, служат законы ассоциаций, трактовку которых он взял у Аристотеля. Ассоциация впечатлений определяет, по его мнению, природу памяти. На этой же основе возникают простейшие понятия, дающие материал для всей последующей работы интеллекта. Наряду с сенсорной стороной душевной деятельности важное значение придавалось и эмоциональной. Вивес одним из первых пришел к выводу, что наиболее эффективным для подавления негативного переживания является не его сдерживание или подавление разумом, а вытеснение другим, более сильным переживанием.

Не меньше значение для психологии имела и  книга другого известного испанского психолога - Хуана Уарте (1530-1592) «Исследование способностей к наукам». Это была первая психологическая работа, ставящая в качестве специальной задачи изучение индивидуальных различий в способностях с целью профессионального отбора. В книге Уарте, которую можно назвать первым исследованием по дифференциальной психологии, в качестве основных было поставлено четыре вопроса:

1.  Какими  качествами обладает та природа,  которая делает человека способным  к одной науке и неспособным  к другой?

2. Какие виды  дарования имеются в человеческом  роде?

3.  Какие  искусства и науки соответствуют  каждому дарованию в частности?

4.  По каким  признакам можно узнать соответствующее  дарование?

Анализ способностей сопоставлялся со смесью четырех  элементов в организме (темпераментом) и с различием в сферах деятельности (медицина, юриспруденция, военное искусство, управление государством и т.д.), требующих  соответствующих дарований.

Основными способностями  признавались воображение (фантазия), память и интеллект. Каждая из них  объяснялась определенным темпераментом  мозга, т.е. пропорцией, в которой  смешаны в нем главные соки.

 

 

 

№ 23. Дайте общую характеристику психологии в Новое время.

Анализ становления предмета психологии в этот период дает противоречивую картину. С одной стороны, методологически  психология ограничивалась вопросами  сознания и путей его формирования, этапов развития образа мира и себя. С другой стороны, изучение содержания и функций сознания приводило  к фактическому включению поведения, движущих сил и регуляции не только внутренней, но и внешней активности в круг исследования ведущих психологов того времени.

Появление новых подходов к построению науки в XV-XVI вв., связанных со стремлением к рациональности и доказательности теоретических положений

Развитие этих подходов стало ведущим мотивом ученых, разрабатывавших психологические  концепции в Новое время.

Психология  в этот период, так же как и  на первых этапах развития античной науки, укрепила свою связь с философией. Развитие же естествознания в то время еще не давало возможности выстроить полноценную концепцию психического (особенно психики человека) на его основе.

В осознанности души, в разуме, вслед за психологами  Средневековья, ученым виделось отличие  человека от других живых существ. Так  уточнялся предмет психологии, которая  становилась наукой о сознании. При  этом из нескольких вопросов, исследовавшихся  психологией античности, - о познании, о движущих силах и закономерностях  психики, о механизмах регуляции  поведения - на первый план выходили именно проблемы познания.

стремление доказать возможности  человека в постижении истины на основе знания. Вставали вопросы об этапах формирования знания, его объективности и соотнесенности того образа, который выстраивает человек в своем сознании, с реальной картиной мира. вновь перед психологией вставала необходимость проанализировать разницу между разумным и неразумным (аффективным) поведением, границы свободы человека.

 

 

№ 24. Обоснуйте место идей Ф.Бэкона в завершении этапа развития психологии как науки о   душе.

Новый метод  индукции, разработанный Бэконом, коренным образом отличался от традиционной индукции, принятой в «старой» логике. Индукция Бэкона предполагала постепенное  и непрерывное восхождение от «ощущений и частностей» к  общему на основе наблюдения и сопоставления  максимально возможного количества фактов, как положительных, так и  отрицательных, что позволяло избежать ошибочных обобщений.

Важной для  становления объективной науки  стала идея Бэкона об использовании  математики, которую он считал «великим приложением» к наукам и рассматривал как «вспомогательную» дисциплину.

Сформулированные  Фрэнсисом Бэконом принципы стали  общими методологическими принципами построения науки Нового времени, в  том числе и психологии. Значительные изменения в психологии были связаны  и с тем, что Бэкон впервые  высказал идею возможности подлинно научного исследования человеческой психики.

Бэкон разработал план психологических исследований, который нашел свое воплощение в  работах его последователей (Гоббса, Локка). 7

дукция.

 

№25. Раскройте социально-экономические, политические, психологические предпосылки, способствующие изменению  взглядов на предмет психологии.

Новое время.

 

Время расцвета механики, появления  физики И. Ньютона не могло не наложить отпечаток и на психологию. Отличительная черта этого периода заключается в том, что подчас не наука определяла развитие производства, а, наоборот, успехи в производственной деятельности, особенно в области механики, обусловливали появление новых научных воззрений. Так, в XVII в. утвердился новый взгляд на Вселенную, природу в целом как гигантский механизм. Аналогичный подход развивался и в учениях о человеческом теле, которое виделось своеобразной машиной-автоматом, функционирующей по принципу любого механизма по строгим законам физики. Этот новый объяснительный принцип, получивший название механистический детерминизм, именно в этот период господствует в психологии.

Помогли законы механики, открытые современной для того времени физикой, законы И.Ньютона. Именно они и были использованы Декартом для обоснования первой в истории психологии теории рефлекса.

Принцип активности, использованный Лейбницем для объяснения процессов  познания, позволил по-новому представить  себе соотношение между субъективностью  и истинностью, адекватностью предмета в наших представлениях о внешнем  мире.

 Не менее важной для психологии (особенно для немецкой психологии) была и концепция Лейбница  души-монады, в которой он доказывал,  что в психике есть не только  область сознания, но и область  бессознательного.

Обращает на себя внимание позиция Декарта, который выделял пассивные эмоции (страсти), доказывая, что они связаны с мышлением и являются одной из составляющих наших понятий, когнитивной оценкой предмета или ситуации. То есть концепция Декарта, по сути, служит основанием для последующего развития современной когнитивной теории эмоций.

 

№ 26. Раскройте  основные психологические идеи взгляды  Ф. Бэкона.

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) сформулировал основы направления, которое получило название эмпиризм. В отличие от сенсуализма, с которым оно непосредственно связано, в эмпиризме утверждается, что истинное знание базируется не только на чувственном опыте, но и на эксперименте, т. е. данные наших органов чувств должны дополняться и проверяться результатами эксперимента, показаниями приборов.

Необходимой предпосылкой как для построения новой науки, по мнению Бэкона, очищение разума от идолов, или призраков (под  ними Бэкон понимал заблуждения  человеческого ума, недостатки, которые  искажают правильное познание или мешают ему). «Учение об идолах» было одной  из важнейших частей его методологии.

- идолы рода - недостатки, связанные с особенностями  строения и функционирования  органов чувств человека (например, невозможность видеть ультрафиолетовые  лучи);

-идолы пещеры  отражают субъективность познания, так как человеку трудно признать  чужую точку зрения;

- идолы рынка  связаны с использованием слов, которые не всегда адекватны  реальности;

- идолы театра - недостатки, которые являются результатом  преклонения перед авторитетами, часто ложными, и стремления  доверять им больше, чем собственному  размышлению.

Для наук, получающих данные на основе чувственного опыта, методом доказательства служит эксперимент, для теоретических же наук - новая  индукция на основе индуктивной логики. Индуктивную логику - Бэкон понимал как орудие познания, органон. Его значение он сравнивал с возможностью применения линейки и циркуля для вычерчивания ровных линий и совершенных кругов людьми, обладающими разными способностями.

Важной для  становления объективной науки  стала идея Бэкона об использовании  математики, которую он считал «великим приложением» к наукам и рассматривал как «вспомогательную» дисциплину.

 

№ 27. Дайте трактовку понятию  рационализма и мышления в философии  Р.Декарта.

 

Рене  Декарт (1596-1650) основу достоверности знания связывал с разумом.  Можно сомневаться во всем - в истинности наших чувств, существовании Бога, неба и т.д., не доверять авторитетам, то единственное, что не может вызывать сомнения, так это сам акт сомнения, акт мышления, который доказывает существование нашего «Я», которое сомневается и мыслит. Декарт открыл, что утверждение «Я мыслю, следовательно, я существую», которое стало тем интуитивным, самоочевидным принципом, опираясь на который Декарт построил систему своей науки.

Декарт писал, что существуют две независимые, самостоятельные субстанции - душа и тело. Основным инструментом познания, согласно его воззрениям, является душа.

Под мышлением  Декарт понимал не только мыслительные процессы, но и ощущения, представления, чувства, т.е. все, что осознается человеком. Поскольку мы осознаем все, что происходит у нас в душе, психику Декарт отождествлял с сознанием. Значит, и  интроспекцию можно рассматривать  как объективный метод познания психики, хотя ее данные, как и данные органов чувств, должны проверяться  сомнением.

В содержании сознания Декарт выделял три вида идей, или понятий, - порожденные  самим человеком, приобретенные  и врожденные. Идеи, порожденные  человеком, основываются на его собственном  опыте и являются обобщением данных органов чувств. Это знания, полученные опытным путем и с помощью  индукции (энумерации, как называет ее Декарт). Приобретенные идеи есть результат обучения, общения с другими людьми и чтения книг. Идеи этого рода более полные и совершенные, поскольку являются обобщением опыта разных людей.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"