Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:50, шпаргалка
Работа содержит 60 ответов на вопросып о дисциплине "Психология"
Христиан Вольф (1679-1754). Слово «психология» стало в Европе общеизвестным после выхода книг Вольфа «Эмпирическая психология» (1732) и «Рациональная психология» (1734). На долю первой выпало описание фактов, наблюдение за явлениями. Перед рациональной же психологией была поставлена задача путем дедукции выводить явления психической жизни из сущности и природы души. Для объяснения выдвигалось понятие о способности.
Вольф является автором теории, получившей название «психология способностей». Позитивная роль этой теории обусловлена тем, что в ней сделана попытка дать научное объяснение различным психическим качествам человека. Ведущими положениями психологии способностей были рационалистический подход к познанию и идея спонтанной активности души. Спонтанная, не зависящая от каких-либо воздействий и изначально присущая душе активность становится ее главной характеристикой, которая придает активность и всем душевным процессам, прежде всего процессам познания. Вольф педантично описал различные классы психических явлений, разделив их на иерархически расположенные группы. Возникал своеобразный «анатомический театр человеческой души» -для каждой из групп предполагалась соответствующая способность как ее причина и основание.
Вольф полагал, что мозговые процессы, коррелирующие с представлениями, порождают мышечные движения, которым соответствуют желания и волевые импульсы. В одном ряду выстраивается нигде не прерывающаяся цепь физических событий, а в другом - психических.8 Психофизическая проблема (вопрос об отношении психических явлений к природе в целом) была превращена Вольфом в психофизиологическую (вопрос об отношении психических явлений к мозгу).
№ 36. Покажите влияние философских идей И.Канта на развитие психологического знания в Х111 в.
В трудах И. Канта (1724-1804) «Критика чистого разума» (1781), «Метафизика морали» (1785) и других его работах понятие апперцептивной (спонтанной) активности соединилось с учением об априорных, т.е. существовавших до опыта, до начала процесса познания, видах знания. Ощущения сами по себе пассивны, а потому нуждаются во внешней активности, которая и становится стимулом процесса восприятия.
Такой подход позволял объяснить, каким образом у человека формируется понятие о форме, цвете или назначении конкретных предметов, так как звук или тактильное прикосновение может стать внешним побуждением к ощущению.
Все познаваемое
(как внешние предметы, так и
внутренние переживания) ученый разделял
на «явления» и «вещи в себе».
Явления можно познать, а вещи
в себе непознаваемы при помощи ощущений
и, следовательно, недоступны для познания
вообще, так как другого пути,
кроме опытного, Кант, как и все
сенсуалисты, не признавал. Истинное познание
явлений происходит главным образом
при экспериментальном
Такой подход к месту психологии в системе наук продолжался почти столетие. Он же стимулировал в XIX в. поиски объективных способов исследования психики, которые и привели к появлению экспериментальной психологии
Важное значение для психологии имели и работы Канта, связанные с изучением морального развития человека. Говоря о достижениях науки, ученый подчеркивал, что при всех ее успехах две вещи остаются загадочными и непостижимыми - это звездное небо над головой и моральный закон внутри нас. Главный этический принцип, сформулированный Кантом, не потерял своей актуальности и в наше время - человека нельзя рассматривать как средство для достижения цели, он сам есть цель. Этот подход не только признает аморальным любое манипулирование людьми, их стремлениями и переживаниями, но и ставит перед человеком задачу соответствовать своему высокому предназначению. Кант считал, что существует обязательный для всех людей этический закон, которому они должны следовать не из стремления к выгоде, но из желания соответствовать идеалу человека. Этот закон, получивший название морального императива, гласил, что человек должен поступать всегда так, чтобы принципы, которыми он руководствуется, могли стать всеобщими.
Работы Канта, так же как в XVII в. труды Лейбница, стимулировали исследование важных для психологии проблем (индивидуальных особенностей, природы активности человека, формирования у него целостной картины мира и себя), закладывая в то же время и особый характер подхода к этим проблемам в немецкой психологии.
№ 37. Охарактеризуйте процесс зарождения и развития ассоциативной психологии в XVIII веке (Д.Беркли, Д.Юм, Д.Гартли).
Ассоцианизм, или ассоциативная психология, появился как самостоятельное направление в XVIII в. Эта школа положила начало выделению психологии в самостоятельную, независимую от философии науку, имеющую собственный предмет и тезаурус.
Некоторые вопросы ассоциативной психологии разрабатывались в трудах Бонне, Беркли и Юма, однако появление ассоцианизма как психологической школы связано с именем Д. Гартли, построившего на механизме ассоциативной переработки свою психологическую теорию.
Психолог |
Предмет психологии |
Содержание психики |
Метод исследования |
Гартли |
Сознание |
Ощущения, представления, чувства. Фактически содержание психики, в которое входили два круга (большой и малый) и бессознательные элементы, было шире, чем предмет психологии |
Интроспекция |
Беркли, Юм |
Сознание |
Ощущения, представления, чувства |
Интроспекция |
Д.Беркли (1685-1753) положил в основу своей концепции положения Локка о ведущей роли ощущений в формировании понятий. Отбросив идею о связи ощущений с внешним миром, во главу угла Беркли поставил понятие о внутреннем опыте, став родоначальником крайней формы субъективно-идеалистического воззрения на внешний мир и психическую жизнь.
Идеи Локка и Беркли получили развитие в работах другого известного английского психолога и философа - Давида Юма (1711-1776). В работах «Трактат о человеческой природе» (1734-1737) и «Исследования о человеческом разумении» (1748) он писал о том, что «ум никогда не имеет перед собой никаких вещей, кроме восприятий, и он не может... произвести опыт относительно соотношения между восприятиями и объектами». Поэтому единственным источником познания и являются наши восприятия, на основании которых мы создаем свои суждения о внешнем мире и о себе.
Основателем
же ассоциативной психологии, которая
просуществовала как
Говоря о развитии психических процессов, он исходил из идеи о том, что в их основе лежат различные ассоциации. При этом ассоциации вторичны и отражают реальную связь между двумя очагами вибраций в малом круге.
Гартли объяснял формирование самых сложных психических процессов, в том числе мышления и воли. Он считал, что в основе мышления лежит ассоциация образов предметов со словом (сводя мышление к процессу образования понятий), а в основе воли - ассоциация слова и движения.
№ 38. Покажите особенности развития ассоцианизма в XIX веке ( Т.Браун, Д.Милль, И.Ф.Гербарт, Г.Спенсер).
Психолог |
Предмет психологии |
Содержание психики |
Метод исследования |
Браун |
Сознание |
Ощущения, представления, чувства |
Интроспекция |
Милль |
Сознание |
Элементы психики (ощущения, представления, чувства), психические процессы |
Логика |
Гербарт |
Перцепция и апперцепция |
Сознательные, смутные и бессознательные представления, имеющие разную силу, длительность и связь с прошлым опытом |
Интроспективное изучение динамики представлений |
Спенсер |
Ассоциации между внешним и внутренним |
Психические процессы и акты поведения |
Интроспекция и наблюдение |
Томас Браун (1778-1820). К заслугам Брауна относится постановка вопроса о собственно психологических закономерностях приобретения индивидом опыта, несводимых к физическим или физиологическим причинным объяснениям. Браун пришел к выводу о том, что существуют законы ассоциаций двух степеней сложности, из которых первые объясняют лишь простые суждения. Ассоциации по смежности Браун относил, наряду с ассоциациями по сходству и по контрасту, к разряду первичных законов работы человеческого ума. Эти первичные законы необходимы, но недостаточны для объяснения тех обстоятельств, в силу которых в сознании появляется именно такой, а не другой образ или идея. Браун разработал девять вторичных законов - частоты, новизны, конституциональных различий между индивидами, длительности первоначального ощущения и др. К важнейшим нововведениям в ассоциативную психологию следует отнести и идею Брауна о включении в комплексы, образующие ассоциации, особых ощущений, порождаемых работой мышц. С его точки зрения, мышечная чувствительность порождает уверенность в реальном существовании внешнего мира.
Наиболее совершенный, классический вид теория ассоцианизма приобрела в работе Джеймса Милля (1773-1836) «Анализ явлений человеческого духа», вышедшей в 1829 г. Милль считал, что законы ассоциаций столь же непреложны, как и законы физики, и служат ключом ко всем человеческим проблемам, в какой бы социальной области - политике, экономике, праве, педагогике - они ни возникали. По аналогии с физическими законами он разрабатывал и законы психики. Милль сформулировал закон (от Спинозы), в котором отражен подход классического ассоцианизма к содержанию сознания: «Порядок и связь идей таковы, каковы порядок и связь ощущений».
Одним из первых
попытку перестроить
Эволюционный
подход в психологии отразился прежде
всего на концепциях А. Бэна и Г. Спенсера,
которые утверждали, что психика
является закономерным этапом эволюции
и ее функция заключается в
обеспечении адекватного
№ 39. Обоснуйте влияние эволюционной теории Ч.Дарвина на развитие психологии.
Ч. Дарвин (1809-1882). Появление эволюционной теории Дарвина способствовало, в частности, возникновению экспериментальной психологии. В главном труде Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859) показано, что окружающая среда является силой, способной не только вызывать реакции, но и изменять жизнедеятельность.
Рассматривая
телесные процессы и функции в
качестве продукта и орудия приспособления
к внешним условиям жизни, Дарвин
выдвинул новую модель анализа поведения
в целом и его компонентов (включая
психические) в частности. При этом
психика становилась
Столь же важное
научное и мировоззренческое
значение имела книга Дарвина
«Происхождение человека и половой
отбор» (1871). Сравнивая человеческий
организм с животным, Дарвин не ограничился
анатомическим и
Учение Дарвина изменило сам стиль психологического мышления, стимулировало возникновение новых областей психологической науки - дифференциальной психологии, импульс которой придала идея Дарвина о том, что генетические факторы (наследственность) определяют различия между людьми; генетической психологии; зоопсихологии.
№ 40. Расскажите о становлении экспериментальной психологии (И.Прохазка, Гельмгольц, Г.Фехнер, Г.Эббингауз и др.).
Работа Прохазки «Трактат о функциях нервной системы» была написана в конце XVIII в., но, по мнению крупнейших современных ученых, в ней содержится все, что можно сказать о рефлекторной дуге и сегодня. В трактате Прохазка специально подчеркивает, что отражение в головном мозге происходит не по физическим законам. Это выражается в том, что внешние раздражения оцениваются живым телом с точки зрения того, приносят ли они ему вред или пользу. В первом случае организм посредством рефлекса отклоняет вредное воздействие от тела, во втором - совершает движения, которые позволяют ему сохранить как можно дольше благоприятное положение. В главной обобщающей книге «Физиология, или учение о природе человека» (1820) впервые в истории научной мысли зарождается представление, согласно которому во взаимоотношениях живых существ со средой, к которой они приспосабливаются, нервное и психическое удовлетворяют их потребности в самосохранении.