Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:50, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит 60 ответов на вопросып о дисциплине "Психология"

Файлы: 1 файл

Ответы к экзамену по Истории психологии.docx

— 199.58 Кб (Скачать)

Христиан  Вольф (1679-1754). Слово «психология» стало в Европе общеизвестным после выхода книг Вольфа «Эмпирическая психология» (1732) и «Рациональная психология» (1734). На долю первой выпало описание фактов, наблюдение за явлениями. Перед рациональной же психологией была поставлена задача путем дедукции выводить явления психической жизни из сущности и природы души. Для объяснения выдвигалось понятие о способности.

Вольф является автором теории, получившей название «психология способностей». Позитивная роль этой теории обусловлена тем, что  в ней сделана попытка дать научное объяснение различным психическим  качествам человека. Ведущими положениями  психологии способностей были рационалистический подход к познанию и идея спонтанной активности души. Спонтанная, не зависящая  от каких-либо воздействий и изначально присущая душе активность становится ее главной характеристикой, которая  придает активность и всем душевным процессам, прежде всего процессам  познания. Вольф педантично описал различные классы психических явлений, разделив их на иерархически расположенные группы. Возникал своеобразный «анатомический театр человеческой души» -для каждой из групп предполагалась соответствующая способность как ее причина и основание.

Вольф полагал, что мозговые процессы, коррелирующие  с представлениями, порождают мышечные движения, которым соответствуют  желания и волевые импульсы. В одном ряду выстраивается нигде не прерывающаяся цепь физических событий, а в другом - психических.8 Психофизическая проблема (вопрос об отношении психических явлений к природе в целом) была превращена Вольфом в психофизиологическую (вопрос об отношении психических явлений к мозгу).

 

№ 36. Покажите влияние философских идей И.Канта на развитие психологического знания в  Х111 в.

 

В трудах И. Канта (1724-1804) «Критика чистого разума» (1781), «Метафизика морали» (1785) и других его работах понятие апперцептивной (спонтанной) активности соединилось с учением об априорных, т.е. существовавших до опыта, до начала процесса познания, видах знания. Ощущения сами по себе пассивны, а потому нуждаются во внешней активности, которая и становится стимулом процесса восприятия.

Такой подход позволял объяснить, каким образом  у человека формируется понятие  о форме, цвете или назначении конкретных предметов, так как звук или тактильное прикосновение может  стать внешним побуждением к  ощущению.

Все познаваемое (как внешние предметы, так и  внутренние переживания) ученый разделял на «явления» и «вещи в себе». Явления можно познать, а вещи в себе непознаваемы при помощи ощущений и, следовательно, недоступны для познания вообще, так как другого пути, кроме опытного, Кант, как и все  сенсуалисты, не признавал. Истинное познание явлений происходит главным образом  при экспериментальном исследовании, которое более точно и достоверно, чем обычное наблюдение.

Такой подход к месту психологии в системе  наук продолжался почти столетие. Он же стимулировал в XIX в. поиски объективных способов исследования психики, которые и привели к появлению экспериментальной психологии

Важное значение для психологии имели и работы Канта, связанные с изучением  морального развития человека. Говоря о достижениях науки, ученый подчеркивал, что при всех ее успехах две  вещи остаются загадочными и непостижимыми - это звездное небо над головой  и моральный закон внутри нас. Главный этический принцип, сформулированный Кантом, не потерял своей актуальности и в наше время - человека нельзя рассматривать как средство для  достижения цели, он сам есть цель. Этот подход не только признает аморальным любое манипулирование людьми, их стремлениями и переживаниями, но и  ставит перед человеком задачу соответствовать  своему высокому предназначению. Кант считал, что существует обязательный для всех людей этический закон, которому они должны следовать не из стремления к выгоде, но из желания  соответствовать идеалу человека. Этот закон, получивший название морального императива, гласил, что человек должен поступать всегда так, чтобы принципы, которыми он руководствуется, могли стать всеобщими.

Работы Канта, так же как в XVII в. труды Лейбница, стимулировали исследование важных для психологии проблем (индивидуальных особенностей, природы активности человека, формирования у него целостной картины мира и себя), закладывая в то же время и особый характер подхода к этим проблемам в немецкой психологии.

 

№ 37. Охарактеризуйте процесс  зарождения и развития ассоциативной психологии в XVIII веке (Д.Беркли, Д.Юм, Д.Гартли).

Ассоцианизм, или ассоциативная психология, появился как самостоятельное направление в XVIII в. Эта школа положила начало выделению психологии в самостоятельную, независимую от философии науку, имеющую собственный предмет и тезаурус.

Некоторые вопросы  ассоциативной психологии разрабатывались  в трудах Бонне, Беркли и Юма, однако появление ассоцианизма как психологической  школы связано с именем Д. Гартли, построившего на механизме ассоциативной  переработки свою психологическую  теорию.

Психолог

Предмет психологии

Содержание психики

Метод исследования

Гартли

Сознание

Ощущения, представления, чувства. Фактически содержание психики, в которое  входили два круга (большой и  малый) и бессознательные элементы, было шире, чем предмет психологии

Интроспекция

Беркли, Юм

Сознание

Ощущения, представления, чувства

Интроспекция


 

Д.Беркли (1685-1753) положил в основу своей концепции положения Локка о ведущей роли ощущений в формировании понятий. Отбросив идею о связи ощущений с внешним миром, во главу угла Беркли поставил понятие о внутреннем опыте, став родоначальником крайней формы субъективно-идеалистического воззрения на внешний мир и психическую жизнь.

Идеи Локка  и Беркли получили развитие в работах  другого известного английского  психолога и философа - Давида Юма (1711-1776). В работах «Трактат о человеческой природе» (1734-1737) и «Исследования о человеческом разумении» (1748) он писал о том, что «ум никогда не имеет перед собой никаких вещей, кроме восприятий, и он не может... произвести опыт относительно соотношения между восприятиями и объектами». Поэтому единственным источником познания и являются наши восприятия, на основании которых мы создаем свои суждения о внешнем мире и о себе.

Основателем же ассоциативной психологии, которая  просуществовала как единственное собственно психологическое направление  до начала XX в., по праву считается Д. Гартли (1705-1757). В основу своей теории Гартли положил идею Локка об опытном характере знания, а также принципы механики Ньютона. Учение об ассоциации Гартли, изложенное им в его книге «Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях» (1749), базируется на учении о вибрации, так как он считал, что вибрация внешнего эфира вызывает соответствующую вибрацию органов чувств, мышц и мозга.

Говоря о  развитии психических процессов, он исходил из идеи о том, что в  их основе лежат различные ассоциации. При этом ассоциации вторичны и отражают реальную связь между двумя очагами  вибраций в малом круге.

 Гартли объяснял формирование самых сложных психических процессов, в том числе мышления и воли. Он считал, что в основе мышления лежит ассоциация образов предметов со словом (сводя мышление к процессу образования понятий), а в основе воли - ассоциация слова и движения.

 

№ 38. Покажите особенности развития ассоцианизма   в XIX веке ( Т.Браун, Д.Милль,  И.Ф.Гербарт, Г.Спенсер).

 

Психолог

Предмет психологии

Содержание психики

Метод исследования

Браун

Сознание

Ощущения, представления, чувства

Интроспекция

Милль

Сознание

Элементы психики (ощущения, представления, чувства), психические  процессы

Логика

Гербарт

Перцепция и апперцепция

Сознательные, смутные и  бессознательные представления, имеющие  разную силу, длительность и связь  с прошлым опытом

Интроспективное изучение динамики представлений

Спенсер

Ассоциации между внешним  и внутренним

Психические процессы и акты поведения

Интроспекция и наблюдение


Томас Браун (1778-1820). К заслугам Брауна относится постановка вопроса о собственно психологических закономерностях приобретения индивидом опыта, несводимых к физическим или физиологическим причинным объяснениям. Браун пришел к выводу о том, что существуют законы ассоциаций двух степеней сложности, из которых первые объясняют лишь простые суждения. Ассоциации по смежности Браун относил, наряду с ассоциациями по сходству и по контрасту, к разряду первичных законов работы человеческого ума. Эти первичные законы необходимы, но недостаточны для объяснения тех обстоятельств, в силу которых в сознании появляется именно такой, а не другой образ или идея. Браун разработал девять вторичных законов - частоты, новизны, конституциональных различий между индивидами, длительности первоначального ощущения и др. К важнейшим нововведениям в ассоциативную психологию следует отнести и идею Брауна о включении в комплексы, образующие ассоциации, особых ощущений, порождаемых работой мышц. С его точки зрения, мышечная чувствительность порождает уверенность в реальном существовании внешнего мира.

Наиболее  совершенный, классический вид теория ассоцианизма приобрела в работе Джеймса Милля (1773-1836) «Анализ явлений человеческого духа», вышедшей в 1829 г. Милль считал, что законы ассоциаций столь же непреложны, как и законы физики, и служат ключом ко всем человеческим проблемам, в какой бы социальной области - политике, экономике, праве, педагогике - они ни возникали. По аналогии с физическими законами он разрабатывал и законы психики. Милль сформулировал закон (от Спинозы), в котором отражен подход классического ассоцианизма к содержанию сознания: «Порядок и связь идей таковы, каковы порядок и связь ощущений».

Одним из первых попытку перестроить ассоциативную  психологию предпринял немецкий психолог и педагог И. Ф. Гербарт (1776-1841). Гербарт исходил из того, что наш внутренний мир весьма относительно связан с миром внешним, поэтому говорить об отражении, особенно отражении адекватном, передающем основные свойства окружающих вещей, невозможно. Гербарт заменил термин «ощущение» термином «представление», подчеркнув тем самым отгороженность внутреннего мира от внешнего. Труды Гербарта «Психология по-новому, основанная на метафизике, опыте и математике» (1816) и «Учебник психологии» (1834). Говоря об ассоциации представлений, Гербарт пришел к выводу, что представления не являются пассивными элементами в душе человека, но обладают собственным зарядом, активностью, которая определяет их положение в сфере психического.

Эволюционный  подход в психологии отразился прежде всего на концепциях А. Бэна и Г. Спенсера, которые утверждали, что психика  является закономерным этапом эволюции и ее функция заключается в  обеспечении адекватного приспособления к окружающей среде.

 

 

 

 

 

№ 39. Обоснуйте влияние эволюционной теории Ч.Дарвина на развитие  психологии.

Ч. Дарвин (1809-1882). Появление эволюционной теории Дарвина способствовало, в частности, возникновению экспериментальной психологии. В главном труде Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859) показано, что окружающая среда является силой, способной не только вызывать реакции, но и изменять жизнедеятельность.

Рассматривая  телесные процессы и функции в  качестве продукта и орудия приспособления к внешним условиям жизни, Дарвин выдвинул новую модель анализа поведения  в целом и его компонентов (включая  психические) в частности. При этом психика становилась закономерным результатом развития жизни, инструментом адаптации.

Столь же важное научное и мировоззренческое  значение имела книга Дарвина  «Происхождение человека и половой  отбор» (1871). Сравнивая человеческий организм с животным, Дарвин не ограничился  анатомическим и физиологическим  признаками. Он подверг тщательному  сравнению выразительные движения, которыми сопровождаются эмоциональные  состояния, установив сходство между  этими движениями у человека и  высокоорганизованных живых существ (обезьян). Свои наблюдения он изложил  в книге «Выражение эмоций у животных и человека» (1872). Основная объяснительная идея Дарвина заключалась в том, что выразительные движения (оскал  зубов, сжатие кулаков и др.) - это  не что иное, как рудименты (остаточные явления) движений наших далеких  предков. Некогда, в условиях непосредственной борьбы за жизнь, эти движения имели  важный практический смысл.

Учение Дарвина  изменило сам стиль психологического мышления, стимулировало возникновение  новых областей психологической  науки - дифференциальной психологии, импульс которой придала идея Дарвина о том, что генетические факторы (наследственность) определяют различия между людьми; генетической психологии; зоопсихологии.

 

№ 40. Расскажите о становлении экспериментальной психологии (И.Прохазка,  Гельмгольц, Г.Фехнер, Г.Эббингауз и др.).

 

Работа  Прохазки «Трактат о функциях нервной системы» была написана в конце XVIII в., но, по мнению крупнейших современных ученых, в ней содержится все, что можно сказать о рефлекторной дуге и сегодня. В трактате Прохазка специально подчеркивает, что отражение в головном мозге происходит не по физическим законам. Это выражается в том, что внешние раздражения оцениваются живым телом с точки зрения того, приносят ли они ему вред или пользу. В первом случае организм посредством рефлекса отклоняет вредное воздействие от тела, во втором - совершает движения, которые позволяют ему сохранить как можно дольше благоприятное положение. В главной обобщающей книге «Физиология, или учение о природе человека» (1820) впервые в истории научной мысли зарождается представление, согласно которому во взаимоотношениях живых существ со средой, к которой они приспосабливаются, нервное и психическое удовлетворяют их потребности в самосохранении.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"