Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:50, шпаргалка
Работа содержит 60 ответов на вопросып о дисциплине "Психология"
Психодрама — метод психотерапии и психологи
Одной из инноваций Морено является так называемая социограмма. Это схема, которая представляет собой несколько концентрических кругов. Каждый из кругов соответствует количеству предпочтений в данной группе (чем ближе к центру — тем больше предпочтений). Предпочтения выявляются путём опросов или других исследований. В центр помещается наиболее популярный член группы (или несколько членов), далее — менее популярные. Между индивидами прочерчиваются линии со стрелками, обозначающие обоюдную либо одностороннюю симпатию или антипатию. Повторные измерения, проведенные в той же группе, позволяют исследовать динамику отношений.
№ 53. Охарактеризуйте состояние психологии в России в дореволюционный период.
Анализ факторов, определивших динамику становления и развития российской психологии, показывает, что ведущими являются логика научного познания и социальная ситуация.
40-60-е годы XIX в., т.е. период становления российской психологии, осознания ею своего предмета, выбора пути и научной программы. Шестидесятые годы XIX в. - один из самых знаменательных этапов в отечественной истории и науке.
Ослабление
цензурного гнета, открытие либеральных
изданий, возобновление многих университетских
курсов пробудили надежды
Была выбрана программа построения психологии как естественнонаучной дисциплины, предложенная Сеченовым. Книга Сеченова «Рефлексы головного мозга» была воспринята многими людьми как руководство к поведению, как своего рода катехизис, по которому надо сверять свою жизнь. Так же позднее воспринимались сочинения Чернышевского, Некрасова, Добролюбова.
Идеологический кризис в российском обществе в конце XIX в. ознаменовал новый важный период в развитии отечественной психологии, связанный с переосмыслением ее методологии. Это привело к возникновению принципиально нового подхода, ориентированного на духовную философию, идеи В.Соловьева и его последователей. Одновременно (хотя и не так интенсивно) развивалась и объективная (естественно-научная) психология
Одной из важнейших особенностей отечественной психологии, о которой говорилось выше, - ее развитие направляется не кафедрой, как на Западе, а литературой. Об этом говорит и тот факт, что многие исследователи, как отечественные, так и зарубежные, считали именно художественную литературу наиболее значительной русской философией и психологией прошлого века.
№ 54. Покажите вклад в отечественную психологию И.М.Сеченова, И.П.Павлова, В.М.Бехтерева, А.Ф.Лазурского, В.С.Соловьёва и др.
Стремление
к работе над основными для
отечественной науки проблемами
- этическими, нравственными - привело
к тому, что именно на долю естественных
наук выпало решение этих вопросов.
Родоначальником такой
Продолжателем направления, заложенного Сеченовым, стал физиолог И.П.Павлов (1849-1936). Он создал учение о высшей нервной деятельности (поведении) живых существ. Отклонив представления о том, что эти процессы определяются нематериальной душой, Павлов на огромном экспериментальном материале доказал, что основным актом поведения является условный рефлекс (термин введен Павловым), реализуемый высшими нервными центрами - корой больших полушарий головного мозга и ближайшей подкоркой. Им были всесторонне изучены закономерности динамики нервных процессов (торможение, иррадиация, концентрация и др.), которая обусловливает внешние проявления поведения. Наряду с условными рефлексами были выделены другие категории рефлексов (ориентировочный рефлекс, рефлекс цели, рефлекс свободы), объясняющие биологическое своеобразие жизнедеятельности. Павлов также разработал учение о различных типах высшей нервной деятельности (темпераментах), о динамическом стереотипе как устойчивом комплексе реакций.
Одновременно с Павловым свою концепцию объективной психологии выстраивал В.М.Бехтерев (1857-1927). В начале XX в. появились его первые книги «Объективная психология» (1903) и «Общие основания рефлексологии» (1918), в которых излагались основные принципы объективной психологии, позже названной им рефлексологией. В 1907 г. Бехтерев организовал Психоневрологический институт, на базе которого была создана сеть научно-клинических и научно-исследовательских институтов. Это позволило Бехтереву связать теоретические и практические исследования, что было особенно необходимо в период формирования экспериментальной психологии в России. Бехтерев фактически ввел в психологию понятия индивид, индивидуальность и личность, считая, что индивид - это биологическая основа, над которой надстраивается социальная сфера личности. Большое значение имели и исследования Бехтеревым структуры личности, в которой он выделял пассивную и активную, сознательную и бессознательную части, их роли в различных видах деятельности и их взаимосвязи. Бехтерев фактически впервые обнаружил такие явления, как конформизм, групповое давление, которые только через несколько лет стали изучаться в западной психологии.
Большое значение для развития экспериментальной психологии имели труды А. Ф. Лазурского (1874-1917), который, стремился разрешить проблему объективной интерпретации полученных при психологическом эксперименте данных, разработал свой метод естественного эксперимента и наблюдения. Он также является основоположником дифференциальной психологии в России.13 Подход, изложенный в работе Лазурского «Об естественном эксперименте» (1911), имел особенно важное значение для возрастной психологии и педологии, так как естественный эксперимент часто дает более полные и более объективные результаты по сравнению с лабораторным экспериментом. Впервые психоморфологическое объяснение свойств личности заменялось нейродинамическим, исследовались различные стороны деятельности тех или иных нервных центров. Лазурский разработал первую типологию личности, а также систему диагностики и коррекции разных типов отклонений в процессе психического развития ребенка.14
Влади́мир Серге́евич Соловьёв (1853-1900) утверждал, что в первую очередь надо рассмотреть не поведение, но духовные свойства, стремления и нравственные ценности человека.
№ 55. Особенности развития отечественной психологии в 20-30 гг. ХХ века. (Рефлексология. Реактология. Психоанализ. Педология. Психотехника и др.)
Рефлексоло́гия (от лат. reflex
Важное место занимает коллективная рефлексология Бехтерева. Область его деятельности чрезвычайно широка, об основных ее направлениях сказано ниже. Здесь же уместно коснуться именно социально-психологических исследований Бехтерева, которые обобщены в его основной социально-психологической работе «Коллективная рефлексология» (1921). С одной стороны, коллективная рефлексология, являясь составной частью общей рефлексологии, несомненно, испытывает ее методологическое влияние. Однако в решении конкретных вопросов социального поведения Бехтерев явно выходил за рамки классического рефлекса.
Реактология (от лат. re — против, асtiо — действие и греч. logos — учение) — направление психологии, трактовавшее ее как «науку о поведении» живых существ (в том числе и человека). Р. была основана К. Н. Корниловым. Центральное понятие Р. — «реакция» (все ответные движения организмов, включая одноклеточных) — рассматривалось как универсальное для всех живых существ, как ответ целого организма, а не отдельного органа. Задачу Р. составляло изучение быстроты, силы и формы протекания реакции с помощью различных методов.
Психоана́лиз (нем. Psychoanaly
Педология (от греч. παιδός — дитя и греч. λόγος — наука) — направление
в науке, ставившее своей целью объединить
подходы различных наук (медицины, биологии,
психологии, педагогики) к развитию ребёнка.
Ещё с начала 20-го века в России идеи педологии
восприняли и развивали В. М. Бехтерев, Г.
В СССР педология находилась на пике своего развития в 1920-е годы XX века. В школах шло активное внедрение практик психологического тестирования и основанной на нём комплектации классов, организации школьного режима и т. п. По всей стране был создан ряд педологических институтов, под эгидой Российского психаналитического общества был организован «Дом ребёнка» в Москве (в его работе принимали участие В. Шмидт, С. Н. Шпильрейн и др.).
Псѝхоте́хника (от греч. ψυχή — душа, и др.-греч. τεχνικός от τέχνη
№ 56. Покажите роль Л.С.Выготского в развитии отечественной психологии.
Л.С.Выготский в своей культурно-исторической теории открыл собственно психологический механизм влияния социальной среды на развитие высших психических функций. (1896-1934)
Выготский впервые перешел от утверждения о важности среды для развития к выявлению конкретного механизма этого влияния среды, который собственно и изменяет психику ребенка, приводя к появлению специфических для человека высших психических функций.
В работе «Развитие
высших психических функций» была представлена
схема формирования человеческой психики
в процессе использования знаков
как средств регуляции
Исходя из
своего взгляда на психическое развитие,
в котором выделяются высшие и
натуральные психические
Выготский ввел положение о зоне ближайшего развития. Он подчеркивал, что обучение может быть развивающим, т. е. активизировать развитие интеллекта детей, только в том случае, если оно адекватно данному ребенку по форме и содержанию. По содержанию оно должно быть выше уровня актуального развития, так как иначе оно не даст ничего нового для интеллекта, но и не должно выходить за пределы зоны ближайшего развития, так как в этом случае ребенок просто не усвоит нужный материал.
№ 57. Теория деятельности и основные подходы к ней А.Н.Леонтьева и С.Л.Рубинштейна.
А.Н.Леонтьев (1903-1979) сосредоточился а вопросе о связи сознания и предметной, практической деятельности. Леонтьев рассматривал деятельность как главную образующую психики, движущую силу ее развития, опережающую на «один шаг» необходимый для ее обеспечения уровень психической жизни. Деятельность же является и методом, позволяющим диагностировать появление психики, ее развитие и качественные изменения. В своей обобщающей работе «Деятельность. Сознание. Личность» (1975) особое внимание он уделил системному характеру деятельности, ее внутренним переходам и превращениям, которые, однако, не являются спонтанными, а включены в целостную систему жизнедеятельности человека. Важным моментом этой работы стал анализ образующей личность иерархии мотивов, ее структурированности и связи с миром. Раскрывая динамику формирования мотивов, превращения «знаемых» мотивов в «реально действующие», а также взаимосвязь мотивов и целей, Леонтьев доказывал ведущее значение культуры, межличностного общения для сложного процесса восхождения от индивида к личности.
С.Л.Рубинштейн (1889-1960) подчеркивал, что методологический кризис связан с приверженностью большинства психологов той концепции сознания, которую он назвал декарто-локковской, поскольку сознание неизменно трактовалось как область, открытая только для переживаний субъекта, способного к рефлексии. В противовес этому он выдвинул принцип единства сознания и деятельности. Тем самым сознание включается в контекст жизненных связей человека с объективным миром, причем основу этих связей образует деятельность, посредством которой человек, изменяя мир, изменяется сам.
№ 58. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина.
П.Я.Гальперин (1902-1988) изучал развитие не внешней, а внутренней, умственной деятельности. Он считал, что из трех компонентов действия - ориентировки, исполнения и контроля - наибольшее значение имеет именно ориентировка. Правильно заданная ориентировочная основа позволяет с первого раза выполнить действие безошибочно. Так же как и Скиннер, Гальперин пришел к выводу, что при ориентировке и контроле наибольшее значение имеет поэтапность действия и возможность внешнего контроля за ходом его выполнения. Однако, если у Скиннера процесс решения задачи, так же как и контроль за ее выполнением, остается всегда внешним, у Гальперина происходит постепенная интериоризация действия и превращение его во внутреннее, умственное. Поэтому теория Гальперина получила название теории поэтапного формирования умственных действий.