Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:50, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит 60 ответов на вопросып о дисциплине "Психология"

Файлы: 1 файл

Ответы к экзамену по Истории психологии.docx

— 199.58 Кб (Скачать)

Психодрама — метод психотерапии и психологического консультирования. Классическая психодрама — это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека. Это делается для развития творческого потенциала человека и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия с людьми.[1] Современная психодрама — это не только метод групповой психотерапии. Психодрама используется в индивидуальной работе с клиентами (монодрама), а элементы психодрамы широко распространены во многих областях индивидуальной и групповой работы с людьми.

Одной из инноваций Морено является так называемая социограмма. Это схема, которая представляет собой несколько концентрических кругов. Каждый из кругов соответствует количеству предпочтений в данной группе (чем ближе к центру — тем больше предпочтений). Предпочтения выявляются путём опросов или других исследований. В центр помещается наиболее популярный член группы (или несколько членов), далее — менее популярные. Между индивидами прочерчиваются линии со стрелками, обозначающие обоюдную либо одностороннюю симпатию или антипатию. Повторные измерения, проведенные в той же группе, позволяют исследовать динамику отношений.

 

№ 53. Охарактеризуйте состояние психологии  в России  в дореволюционный период.

Анализ факторов, определивших динамику становления  и развития российской психологии, показывает, что ведущими являются логика научного познания и социальная ситуация.

40-60-е годы  XIX в., т.е. период становления российской психологии, осознания ею своего предмета, выбора пути и научной программы. Шестидесятые годы XIX в. - один из самых знаменательных этапов в отечественной истории и науке.

Ослабление  цензурного гнета, открытие либеральных  изданий, возобновление многих университетских  курсов пробудили надежды прогрессивной  части общества на то, что и в  России, наконец, произойдет реформирование старого уклада, просвещение. В 1863 г., после долгого перерыва, возобновилось преподавание философии в российских университетах. Это стимулировало научные исследования в области психологии и логики

Была выбрана  программа построения психологии как  естественнонаучной дисциплины, предложенная Сеченовым. Книга Сеченова «Рефлексы  головного мозга» была воспринята многими  людьми как руководство к поведению, как своего рода катехизис, по которому надо сверять свою жизнь. Так же позднее  воспринимались сочинения Чернышевского, Некрасова, Добролюбова.

Идеологический  кризис в российском обществе в конце  XIX в. ознаменовал новый важный период в развитии отечественной психологии, связанный с переосмыслением ее методологии. Это привело к возникновению принципиально нового подхода, ориентированного на духовную философию, идеи В.Соловьева и его последователей. Одновременно (хотя и не так интенсивно) развивалась и объективная (естественно-научная) психология

Одной из важнейших  особенностей отечественной психологии, о которой говорилось выше, - ее развитие направляется не кафедрой, как на Западе, а литературой. Об этом говорит и  тот факт, что многие исследователи, как отечественные, так и зарубежные, считали именно художественную литературу наиболее значительной русской философией и психологией прошлого века.

 

№ 54. Покажите вклад в отечественную психологию И.М.Сеченова,  И.П.Павлова, В.М.Бехтерева, А.Ф.Лазурского, В.С.Соловьёва и др.

Стремление  к работе над основными для  отечественной науки проблемами - этическими, нравственными - привело  к тому, что именно на долю естественных наук выпало решение этих вопросов. Родоначальником такой психологии стал И.М.Сеченов (1829-1905). Он во многом определил развитие отечественной психологии, подходя к ней как к материалистической и естественной науке. Сеченов, несомненно, был не только значительным ученым, но и яркой личностью, находившейся в середине века в центре не только научных, но и социальных дискуссий. Он опубликовал свою работу «Рефлексы головного мозга» (1863), в которой он отрицал существование нематериальной души, доказывая, что психические процессы являются рефлексами разной степени сложности. Была создана неклассическая модель рефлекса, важнейшим блоком которой выступило центральное торможение.

Продолжателем направления, заложенного Сеченовым, стал физиолог И.П.Павлов (1849-1936). Он создал учение о высшей нервной деятельности (поведении) живых существ. Отклонив представления о том, что эти процессы определяются нематериальной душой, Павлов на огромном экспериментальном материале доказал, что основным актом поведения является условный рефлекс (термин введен Павловым), реализуемый высшими нервными центрами - корой больших полушарий головного мозга и ближайшей подкоркой. Им были всесторонне изучены закономерности динамики нервных процессов (торможение, иррадиация, концентрация и др.), которая обусловливает внешние проявления поведения. Наряду с условными рефлексами были выделены другие категории рефлексов (ориентировочный рефлекс, рефлекс цели, рефлекс свободы), объясняющие биологическое своеобразие жизнедеятельности. Павлов также разработал учение о различных типах высшей нервной деятельности (темпераментах), о динамическом стереотипе как устойчивом комплексе реакций.

Одновременно  с Павловым свою концепцию объективной  психологии выстраивал В.М.Бехтерев (1857-1927). В начале XX в. появились его первые книги «Объективная психология» (1903) и «Общие основания рефлексологии» (1918), в которых излагались основные принципы объективной психологии, позже названной им рефлексологией. В 1907 г. Бехтерев организовал Психоневрологический институт, на базе которого была создана сеть научно-клинических и научно-исследовательских институтов. Это позволило Бехтереву связать теоретические и практические исследования, что было особенно необходимо в период формирования экспериментальной психологии в России. Бехтерев фактически ввел в психологию понятия индивид, индивидуальность и личность, считая, что индивид - это биологическая основа, над которой надстраивается социальная сфера личности. Большое значение имели и исследования Бехтеревым структуры личности, в которой он выделял пассивную и активную, сознательную и бессознательную части, их роли в различных видах деятельности и их взаимосвязи. Бехтерев фактически впервые обнаружил такие явления, как конформизм, групповое давление, которые только через несколько лет стали изучаться в западной психологии.

Большое значение для развития экспериментальной  психологии имели труды А. Ф. Лазурского (1874-1917), который, стремился разрешить проблему объективной интерпретации полученных при психологическом эксперименте данных, разработал свой метод естественного эксперимента и наблюдения. Он также является основоположником дифференциальной психологии в России.13 Подход, изложенный в работе Лазурского «Об естественном эксперименте» (1911), имел особенно важное значение для возрастной психологии и педологии, так как естественный эксперимент часто дает более полные и более объективные результаты по сравнению с лабораторным экспериментом. Впервые психоморфологическое объяснение свойств личности заменялось нейродинамическим, исследовались различные стороны деятельности тех или иных нервных центров. Лазурский разработал первую типологию личности, а также систему диагностики и коррекции разных типов отклонений в процессе психического развития ребенка.14

Влади́мир Серге́евич Соловьёв (1853-1900) утверждал, что в первую очередь надо рассмотреть не поведение, но духовные свойства, стремления и нравственные ценности человека.

 

№ 55. Особенности развития отечественной психологии в 20-30 гг. ХХ века.  (Рефлексология. Реактология. Психоанализ. Педология. Психотехника и др.)

 

Рефлексоло́гия (от лат. reflexus — отражённый + греч. λογος — наука) — естественнонаучное направление в психологии, рассматривающее психическую деятельность как совокупность рефлексов, образовавшихся в результате влияния внешней среды нанервную систему животных и человека. Рефлексология (объективная психология) ограничивалась изучением объективно наблюдаемых реакций организма животных и человека на внешние и внутренние стимулы, игнорируя «субъективные» аспекты индивидуального и коллективного сознания.

Важное  место занимает коллективная рефлексология Бехтерева. Область его деятельности чрезвычайно широка, об основных ее направлениях сказано ниже. Здесь же уместно коснуться именно социально-психологических исследований Бехтерева, которые обобщены в его основной социально-психологической работе «Коллективная рефлексология» (1921). С одной стороны, коллективная рефлексология, являясь составной частью общей рефлексологии, несомненно, испытывает ее методологическое влияние. Однако в решении конкретных вопросов социального поведения Бехтерев явно выходил за рамки классического рефлекса.

Реактология (от лат. re — против, асtiо — действие и греч. logos — учение) — направление психологии, трактовавшее ее как «науку о поведении» живых существ (в том числе и человека). Р. была основана К. Н. Корниловым. Центральное понятие Р. — «реакция» (все ответные движения организмов, включая одноклеточных) — рассматривалось как универсальное для всех живых существ, как ответ целого организма, а не отдельного органа. Задачу Р. составляло изучение быстроты, силы и формы протекания реакции с помощью различных методов.

 

Психоана́лиз (нем. Psychoanalyse) — психологическая теория, разработанная в конце XIX — началеXX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также чрезвычайно влиятельный метод леченияпсихических расстройств, основанный на этой теории[1]. Психоанализ расширялся, критиковался и развивался в различных направлениях, преимущественно бывшими коллегами Фрейда, такими какАльфред Адлер и К. Г. Юнг, а позднее нео-фрейдистами, такими, как Эрих Фромм, Карен Хорни, Гарри Стек Салливан и Жак Лакан.

Педология (от греч. παιδός — дитя и греч. λόγος — наука) — направление в науке, ставившее своей целью объединить подходы различных наук (медицины, биологии, психологии, педагогики) к развитию ребёнка. Ещё с начала 20-го века в России идеи педологии восприняли и развивали В. М. Бехтерев, Г. И. Россолимо, А. П. Нечаев и др., в то время как И. Павлов и его школа были настроены весьма критически. Тем не менее, истинный подъём педология как дисциплина и массовое движение в стране пережила при поддержке правительства большевиков после революции 1917 года.

В СССР педология находилась на пике своего развития в 1920-е годы XX века. В школах шло активное внедрение практик психологического тестирования и основанной на нём комплектации классов, организации школьного режима и т. п. По всей стране был создан ряд педологических институтов, под эгидой Российского психаналитического общества был организован «Дом ребёнка» в Москве (в его работе принимали участие В. Шмидт, С. Н. Шпильрейн и др.).

Псѝхоте́хника (от греч. ψυχή — душа, и др.-греч. τεχνικός от τέχνη — искусство, мастерство, умение) — отрасль психологии, получившая широкое распространение в 1910—1930-х гг. и изучавшая приложение психологии к решению практических вопросов, в основном связанных с психологией труда, профориентацией и профотбором.

№ 56. Покажите роль Л.С.Выготского в развитии отечественной психологии.

Л.С.Выготский  в своей культурно-исторической теории открыл собственно психологический  механизм влияния социальной среды  на развитие высших психических функций. (1896-1934)

Выготский впервые  перешел от утверждения о важности среды для развития к выявлению  конкретного механизма этого  влияния среды, который собственно и изменяет психику ребенка, приводя  к появлению специфических для  человека высших психических функций.

В работе «Развитие  высших психических функций» была представлена схема формирования человеческой психики  в процессе использования знаков как средств регуляции психической  деятельности.

Исходя из своего взгляда на психическое развитие, в котором выделяются высшие и  натуральные психические процессы, Выготский разработал новую периодизацию. Им были также сформулированы принципы, которым должна отвечать научная  психологическая периодизация. С точки зрения динамики развития, он разделил детство на критические и литические периоды, дав качественную характеристику кризисов. С точки зрения содержания, он делит детство на периоды, исходя из психических и социальных изменений, которые определяют сознание и деятельность15 каждого из них. Исследуя взаимосвязь между развитием и обучением, Выготский ввел положение о зоне ближайшего развития, которая располагается между уровнем актуального и потенциального развития психики. Он подчеркивал, что обучение может быть развивающим, т. е. активизировать развитие интеллекта детей, только в том случае, если оно адекватно данному ребенку по форме и содержанию.

Выготский ввел положение о зоне ближайшего развития. Он подчеркивал, что обучение может быть развивающим, т. е. активизировать развитие интеллекта детей, только в том случае, если оно адекватно данному ребенку по форме и содержанию. По содержанию оно должно быть выше уровня актуального развития, так как иначе оно не даст ничего нового для интеллекта, но и не должно выходить за пределы зоны ближайшего развития, так как в этом случае ребенок просто не усвоит нужный материал.

 

№ 57. Теория деятельности и  основные подходы  к ней А.Н.Леонтьева и С.Л.Рубинштейна.

А.Н.Леонтьев (1903-1979) сосредоточился а вопросе о связи сознания и предметной, практической деятельности. Леонтьев рассматривал деятельность как главную образующую психики, движущую силу ее развития, опережающую на «один шаг» необходимый для ее обеспечения уровень психической жизни. Деятельность же является и методом, позволяющим диагностировать появление психики, ее развитие и качественные изменения. В своей обобщающей работе «Деятельность. Сознание. Личность» (1975) особое внимание он уделил системному характеру деятельности, ее внутренним переходам и превращениям, которые, однако, не являются спонтанными, а включены в целостную систему жизнедеятельности человека. Важным моментом этой работы стал анализ образующей личность иерархии мотивов, ее структурированности и связи с миром. Раскрывая динамику формирования мотивов, превращения «знаемых» мотивов в «реально действующие», а также взаимосвязь мотивов и целей, Леонтьев доказывал ведущее значение культуры, межличностного общения для сложного процесса восхождения от индивида к личности.

С.Л.Рубинштейн (1889-1960) подчеркивал, что методологический кризис связан с приверженностью большинства психологов той концепции сознания, которую он назвал декарто-локковской, поскольку сознание неизменно трактовалось как область, открытая только для переживаний субъекта, способного к рефлексии. В противовес этому он выдвинул принцип единства сознания и деятельности. Тем самым сознание включается в контекст жизненных связей человека с объективным миром, причем основу этих связей образует деятельность, посредством которой человек, изменяя мир, изменяется сам.

 

№ 58.  Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина.

П.Я.Гальперин (1902-1988) изучал развитие не внешней, а внутренней, умственной деятельности. Он считал, что из трех компонентов действия - ориентировки, исполнения и контроля - наибольшее значение имеет именно ориентировка. Правильно заданная ориентировочная основа позволяет с первого раза выполнить действие безошибочно. Так же как и Скиннер, Гальперин пришел к выводу, что при ориентировке и контроле наибольшее значение имеет поэтапность действия и возможность внешнего контроля за ходом его выполнения. Однако, если у Скиннера процесс решения задачи, так же как и контроль за ее выполнением, остается всегда внешним, у Гальперина происходит постепенная интериоризация действия и превращение его во внутреннее, умственное. Поэтому теория Гальперина получила название теории поэтапного формирования умственных действий.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"