Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:50, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит 60 ответов на вопросып о дисциплине "Психология"

Файлы: 1 файл

Ответы к экзамену по Истории психологии.docx

— 199.58 Кб (Скачать)

Врожденные  идеи, содержащиеся в разуме, открывают  человеку истину. Эти знания настолько  ясные, что открываются человеку сразу, полностью и не нуждаются  в опоре на данные органов чувств или логические обобщения.

 

№ 28. Раскройте  основные положения теории познания и теории аффектoв Б. Спинозы.

 

Все писавшие до Бенедикта (Баруха) Спинозы (1632-1677) о страстях человека делали их предметом насмешки или сожаления. В отличие от них Спиноза не хотел ни осуждать, ни высмеивать человеческие поступки и страсти, но стремился понять их на основании законов природы.

Спиноза рассматривал ненависть, гнев, зависть и другие аффекты не как недостатки, а как тягостные, но неотъемлемые свойства человеческой природы. Под аффектами Спиноза понимал состояния тела и идеи этих состояний, которые увеличивают или уменьшают активность человека. Он выделял три вида аффектов - влечение или желание как проявление сущности человеческой природы и стремления к самосохранению. Желание отличается от влечения своей осознанностью. Второй и третий виды аффектов - это аффекты удовольствия и неудовольствия (радость и печаль). Удовольствие увеличивает способность человека к действию, неудовольствие уменьшает. Все остальные аффекты считал производными от них.

Спиноза утверждал, что видов аффектов столько, сколько  существует видов объектов, со стороны  которых мы подвергаемся воздействию. Разницу между страстью и аффектом он видел в степени их интенсивности. Человек активен и естественным образом стремится к тому, что  вызывает удовольствие, и отвращается  от всего, что причиняет ему страдание.

 

  №29. Охарактеризуйте представления  В.Лейбница   о психике и сознании.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) Значительное место в системе его научных интересов занимали вопросы философии и психологии, прежде всего теория познания, что нашло отражение в его трудах - «Новые опыты о человеческом разуме» (1705), «Монадология» (1714).

Лейбниц представлял  сознание в виде интеграла. Он выделил  так называемые малые перцепции, или неосознаваемые восприятия. Интегрируясь, эти «малые восприятия», переходят на новый уровень психической жизни, становясь осознанными. Апперцепция, или осознание, становится возможной благодаря вниманию и памяти.

Высшей ступенью Лейбниц считал умопостигаемые знания и идеи, которые содержатся в области  апперцепции. Они открываются человеку путем рациональной интуиции и являются самыми достоверными, ясными и обобщенными.

Лейбниц говорил  о существовании множества субстанций, названных им монадами (от греч. monos - единое). В отличие от материальных атомов монада Лейбница представляет собой идеальную единицу, это духовная субстанция, обладающая психической активностью. Основными свойствами монады являются восприятие (перцепция) и стремление. Он подчеркивал, что перцепцию следует отличать от сознания – апперцепции. Лейбниц отвергал мнение, согласно которому психическое есть сознательное. Тем самым психическое явление и его представленность на уровне сознания были разделены.

Человеческая  душа-монада обладает способностью к  апперцепции, т.е. обладает сознанием  и самосознанием, и представляет собой высший уровень развития монад.  Души людей отличаются друг от друга, делая каждого человека уникальным и неповторимым. Субъективность познания есть результат активного усвоения материала.

Лейбниц доказывал, что в психике есть не только область  сознания, но и область бессознательного. Его идеи легли в основу последующих  работ Гартли, Гербарта и, наконец, Фрейда.

Принцип активности, использованный Лейбницем для объяснения процессов познания, позволил по-новому представить себе соотношение между  субъективностью и истинностью, адекватностью предмету в наших  представлениях о внешнем мире. Его  взгляды впервые показали порочность прежних идей о познании как независимом  от эмоций и мотивов человека процессе, продемонстрировав единство всех сфер психического.

 

 

№ 30.  Раскройте положения сенсуализма Т. Гоббса и их значение для развития психологии.

Томас Гоббс (1588-1679) противопоставляет свою теорию концепциям рационализма, господствующим в психологических теориях ученых Нового времени. Основные положения эмпирической психологии Гоббса представлены в первых главах его главного труда - «Левиафан» (1651), в произведениях «О гражданине» (1642), «О теле» (1655), «О человеке» (1658).

«сердце - это  пружина, нервы - нити, а суставы - колеса, запускающие в движение всю машину человеческого тела»

Из ощущений возникают представления, которые  следуют друг за другом в таком  порядке, в каком сменялись ощущения, составляя цепи мыслей. Впоследствии такую связь назвали ассоциацией. В теории Гоббса ассоциация стала универсальным законом психической жизни, что послужило основанием для некоторых исследователей считать Гоббса одним из родоначальников ассоциативной психологии.

Подвергая критике  теорию врожденных идей Декарта, Гоббс  последовательно претворял в  жизнь линию Бэкона, подчеркивая  эмпирическое, опытное происхождение  человеческого знания, источником которого служат данные органов чувств: «Нет ни одного понятия в человеческом уме, которое не было бы порождено  первоначально, целиком или частично, в органах ощущения».

 

№ 31. Раскройте основные  психологические идеи представителей французской психологии в эпоху просвещения  (Ж.Ламетри).

 

Жюльен  Ламетри (1709-1751). В своей теории Ламетри соединил сенсуализм с учением Декарта о машинообразности поведения живых тел. Он утверждал, что разделение Декартом двух субстанций представляло не более чем «стилистическую хитрость». Провозгласил материалистические принципы организации души. Доказательства материальности души Ламетри находил прежде всего во время своих медицинских наблюдений за больными людьми, а также фиксируя свои собственные ощущения во время болезни. Так, во время сильной лихорадки он отмечал влияние приливов крови на свое душевное состояние и на течение мыслительного процесса.

Душа действительно  существует, считал Ламетри, но ее невозможно отделить от тела. Поскольку тело - машина, то и человек в целом со всеми  его душевными способностями  представляет собой всего лишь чувствующий, мыслящий и стремящийся к наслаждению  автомат.

Развивая  мысль о самостоятельном, механическом движении тела человека, Ламетри доказывал, что существует единственная субстанция - материя, обладающая свойствами протяжения, мышления и движения. Выдвижение идеи о том, что движение является таким  же свойством материи, как протяжение, - большая заслуга Ламетри. Он писал, что «чувства - лучшие философы - учат нас, что материя никогда не бывает без формы и без движения».

Не менее  важно и его положение о  том, что источником активности человека служат его потребности. Он впервые  ввел понятие потребности в психологию, выделив биологические и психологические потребности и назвав последние причиной психической активности.

 Ламетри  также одним из первых психологов  начал исследовать внимание, выделив  его как отдельный психический  процесс и указав его специфику,  связанную с тем, что, не  имея собственного продукта, внимание  направлено на улучшение деятельности  других когнитивных процессов.

Используя выводы сравнительной анатомии, Жюльен Ламетри доказывал, что телесное подобие между людьми и животными свидетельствует о сходстве их психической деятельности. Способность чувствования Ламетри трактовал как функцию материального тела. В трактате «Человек-машина» он утверждал принцип полной подчиненности сознания и характера людей природной необходимости. Трактат Ламетри ознаменовал крутой поворот в развитии французской философско-психологической мысли к материализму, который стал господствующим направлением во Франции в XVIII в.

 

№ 32. Раскройте   психологические идеи представителей французской психологии в эпоху просвещения (Э.Кондильяк).

Развивая  сенсуалистический подход в теории познания, Э.Кондильяк (1715-1780) доказывал ведущую роль ощущений в создании картины внешнего мира и возникновении таких психических процессов, как память, мышление, внимание и т.д. Отрицая наличие двух источников знания, он отказался от рефлексии, о которой писал Локк, утверждая, что наш опыт основывается только на ощущениях. В то же время он, как и Локк, исходил из того, что ощущения не передают всю полноту внешнего мира. Таким образом, с точки зрения Кондильяка, разум основывается на комплексе ощущений и именно их перерабатывает, строя собственную картину внешнего мира.

Кондильяк пришел к выводу, что вся психическая  деятельность есть преобразованные  ощущения. Душа имеет только одну первичную  способность - способность ощущения, а все прочие свойства, и теоретические (память, мышление и т.д.), и практические, развиваются позднее на ее основе.

Для доказательства этого положения Кондильяк использовал  модель статуи. Неодушевленную статую он предлагал наделить единственной способностью - ощущать. При этом сначала  возникает обоняние, затем постепенно другие ощущения - вкус, слух, зрение и, наконец, осязание. Через восприятие плотности у статуи возникает  представление о внешнем мире, формируется сознание, а затем и самосознание, она оживает. В «Трактате об ощущениях» (1754) он доказывал, что ощущение, которое повторяется, становится памятью, разные ощущения вызывают сравнение, усмотрение их отношений превращается в суждение. Так же появляются и другие операции мышления. Внезапное появление нового ощущения вызывает внимание. Так появляются ведущие психические процессы.

Различные ощущения вызывают чувства удовольствия и  неудовольствия, которые соотносятся  с определенными действиями. Припоминание прежних впечатлений, связанных  с удовольствием, превращается в  потребность, которая начинает руководить поведением. Впоследствии возникают  аффекты, воля, речь для обозначения  своих потребностей, формируется  сознание.

 

№ 33. Раскройте   психологические идеи представителей французской психологии в эпоху просвещения (К.Гельвеций).

К. Гельвеции (1715-1771) в своих работах «Об уме» (1758) и «О человеке» (1769) также исходил из того, что основой всех знаний человека являются ощущения. Большую роль он отводил и памяти, которую считал «длящимся, но ослабленным ощущением». Одним из главных вопросов в психологической концепции Гельвеция стало изучение природы и генезиса способностей, их связи с наследственностью и воспитанием человека.

Для обоснования  ведущего значения социальной среды  Гельвеции разводил понятия души и духа. Он считал, что душа, отождествляемая  с психикой и сознанием, представляет собой врожденное свойство каждого  живого существа. Ее содержание сводится к способности ощущать и себялюбию. То есть он, как и Бонне, считал себялюбие  главным мотивом наших действий: даже хорошие поступки объясняются  стремлением заслужить похвалу, иметь друзей и т.д.

Души людей сходны между собой, так как в них от рождения присутствуют одинаковые свойства - ощущения и себялюбие. В отличие от врожденной души дух, по мнению Гельвеция, является совокупностью мыслей, понятий, приобретенных в процессе жизни и обучения. Поэтому дух человека определяется его окружением, воспитанием, и именно духовное содержание отличает людей друг от друга.

Среди приобретенных  качеств духа Гельвеции особое место  отводил способностям, которые, как  и все другие духовные качества, не даются от рождения, а приобретаются  в процессе жизни. При этом под  способностями он понимал возможность  хорошо или отлично выполнить  определенную деятельность. Таким образом, способности исследовались только в ходе выполнения определенного задания и оценивались по качеству выполнения какой-либо деятельности. При этом совершенно не учитывались быстрота и легкость обучения, скорость переработки информации и другие параметры, которые характеризуют способности в современной психологии.

 

№ 34. Покажите  особенности концепция воспитания Ж.Ж.Руссо.

Жан Жак Руссо (1712-1778) придерживался точки зрения, что общество портит человека, который от природы добр и честен, прививая ему отрицательные качества и привычки.

Свои взгляды  на психическую природу ребенка  он изложил в известном произведении «Эмиль, или О воспитании».

Руссо исходил  из теории «естественного человека»  и, так же как Я. А. Коменский, писал  о природосообразном характере  обучения. Однако в отличие от Коменского Руссо говорил не о внешнем  подражании природе, но о необходимости  следовать естественному ходу развития внутренней природы самого ребенка, внутренней гармоничности и естественности в развитии человека.

Существуют  не только индивидуальные, но и общие  для всех людей закономерности психического развития, изменяющиеся на каждом возрастном этапе, подчеркивал Руссо. Исходя из этого он создал первую развернутую  периодизацию психического развития, однако основание, по которому он разделял детство на периоды:

Первый период - от рождения до двух лет, - с точки  зрения Руссо, надо посвятить физическому  развитию ребенка. Он считал, что в  это время у детей еще не развивается речь, и был противником  ее раннего развития.

Второй период - от 2 до 12 лет - необходимо посвятить  сенсорному развитию детей. Будучи сенсуалистом, Руссо считал, что развитие ощущений является основой будущего развития мышления. Поэтому он доказывал, что  систематическое обучение должно начинаться после 12 лет, когда заканчивается  «сон разума».

Целенаправленное  обучение следует осуществлять в  третий период - с 12 до 15 лет, когда ребенок  может адекватно воспринять и  усвоить предлагаемые знания. Однако эти знания должны быть связаны только с естественными и точными  науками, а не с гуманитарными, так  как моральное развитие, развитие чувств у детей происходит позже.

В четвертом  периоде - от 15 лет до совершеннолетия - как раз и происходит развитие чувств у детей после накопления определенного жизненного опыта. Этот период Руссо называл «периодом  бурь и страстей» и считал, что  в это время крайне необходимо выработать у детей добрые чувства, добрые суждения и добрую волю.

 

№ 35. Покажите особенности развития немецкой  психологии (Х.Вольф).

Особое место  в развитии психологической науки  XVIII в. занимала немецкая психология. Доминирующими в ней оставались идеи рационализма и утверждение об активном характере всех познавательных процессов, связанном с врожденной активностью души.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"