Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:50, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит 60 ответов на вопросып о дисциплине "Психология"

Файлы: 1 файл

Ответы к экзамену по Истории психологии.docx

— 199.58 Кб (Скачать)

Эпикур считал, что единственным источником добра  и зла является сам человек, он же и главный судья собственных  поступков. Таким образом, источник активности, так же как и источник морали, - в самом человеке. Утверждая свободу воли, Эпикур стремился преодолеть детерминизм Демокрита, не выходя за рамки атомистической теории. Для этого он ввел новое свойство атомов - вес. Под действием собственного веса атомы могут отклоняться от заданной траектории, точно так же усилием воли человек может менять свои поступки, изменять свою судьбу. 3

 

№ 13. Покажите  отличие последних теорий античной психологии (Филон, Плотин) от взглядов предшественников.

 

В первых веках  нашей эры развитие психологических  взглядов определялось уже не только греческой мифологией и религией, но и распространяющимся христианством. Одним из первых достижения психологической  науки (прежде всего работы Платона  и стоиков) с библейскими постулатами  связал Филон Александрийский (ок. 25 г. до н.э. - 50 г. н.э.). Ему принадлежит и один из первых переводов Ветхого завета на греческий язык.В концепции Филона впервые появился термин «откровение», которым он и объяснял невыводимые из научных знаний понятия. По Филону, слово - откровение Бога, по которому создается мир.

Плотин (205-270) по-новому представил картину мира и роли человека в нем. Его учение в дальнейшем было названо неоплатонизмом. Одним из главных качеств души, по Плотину, выступает ее единство. Она сама создает единство и потому не может ни порождаться отдельными элементами, ни быть из них построенной. Таким образом, Плотин ввел важное для современной психологии понятие холизма - единства, или целостности, сознания и личности человека, которое формируется в первые годы жизни и является основой тождественности (идентичности) человека самому себе.

Не менее  важным было и положение Плотина  о самосознании как основе достижения этого единства. Он доказывал, что  мир состоит из нескольких концентрических  кругов, в центре которых размещен всеобщий разум, излучающий знания так  же, как солнце излучает тепло. Далее  по кругам размещаются души, тела людей, животных, неодушевленные предметы. Таким  образом, в качестве вершины бытия  выступало высшее единое благо, из которого путем эманации (истечения от высшего к низшему) происходит ум и его идеи, а затем душа и чувственный космос. При этом каждое из явлений природы находится на определенном месте по отношению к всеобщему благу.

 

№14. Раскройте  новые проблемы в психологии в период Средневековья.

Одной из важнейших  характеристик средневековой науки, в частности психологии, была ее тесная связь с религией. Зависимость  от религии снова поставила вопрос о связи и взаимовлиянии знания и веры, который и стал важнейшим  для ученых на протяжении всего этого  периода. Начало нового этапа в развитии психологии было связано с фактическим  изменением ее предмета, так как официальной наукой о душе стало богословие. Поэтому психология должна была либо полностью уступить богословию исследование психики, либо найти себе некоторую нишу для исследования.

Поэтому большинство  известных психологических школ (Ликей, Академия, Сад Эпикура и  др.) были закрыты к VI в., а ученые, хранившие знания об античной науке, переехали в Малую Азию, открыв там в греческих колониях новые школы. Ислам, распространенный на Востоке, не был столь нетерпим к инаковерию, как христианство в III-VI вв., а потому психологические школы там свободно развивались.4

Уверенность в незыблемости существующих правил повышал и тот факт, что люди не имели достаточных знаний о  том, что находится за границами  их географического мира. Поэтому  представления о нормах и правилах поведения, о ценностных ориентациях, существующих в определенной области, считались абсолютными и обязательными  для всех.

На вере основывались и способы лечения некоторых  психосоматических заболеваний (например, истерии), которые использовались многими  священнослужителями в средние  века. Уверенность людей в том, что данный священник действительно  может им помочь, приводила к тому, что наложение рук, прикосновение  к одежде и т.п. становились мощным стрессовым фактором, излечивавшим больного.5

 

 

 

№ 15. Охарактеризуйте развитие взаимоотношений  науки и религии в  период Средневековья.

Тесный контакт  и зависимость от богословия дают основания использовать в качестве временных границ при анализе  развития психологии этапы развития религиозной мысли, в которой  выделяют этап апологетики, исторически  предшествующий Средневековью (II-IV вв.), этап патристики (IV-VIII вв.) и этап схоластики (XI-XIV вв.).

На этапе  апологетики еще одной причиной антагонизма между психологией  и богословием была несовместимость  знания и веры, которая не терпела  никакого инакомыслия, никакого сомнения в своих догматах.

Патристика, т. е. учение отцов церкви, в котором  богословие начинает обращаться к знаниям, накопленным в античности. С этого времени и почти до XII-XIII вв. взаимоотношения церкви и науки снова изменяются, причем церковь становится одним из главных хранителей и распространителей знаний.

Схоластика  предполагала не только пассивное усвоение старого, но и активное разъяснение  и модификацию готового знания, развивала  умение логически мыслить, приводить  систему доказательств и строить  свою речь. В стремлении сохранить  за собой приоритетные позиции церковь  препятствовала развитию новых концепций, которые противоречили ее многочисленным догмам, причем со временем этих противоречий становилось все больше, а неприятие  возрастало. Именно в позднем Средневековье  приобретала все большее значение инквизиция, которая пыталась отстоять прежние позиции церкви во власти и науке.

 

№ 16. Обоснуйте  основные отличия сознания средневекового человека  от сознания людей предшествующей эпохи.

 

В Средневековый  период мистика стала одним из ее основных элементов психологии. Важная для средневековой науки  традиция  - соединение Бога с мировой  душой Платона, т. е. с идеальным  понятием, к которому стремится все  в мире и в котором есть ответы на все вопросы.

Фактически  единственным очагом стабильности, культуры, надежды на лучшее будущее в то время была церковь, она же объединяла в единое целое разрозненные и  враждующие между собой племена. В этот период и зародилось противостояние церковной и светской власти, которое  было характерно для Средневековья.

В XII-XIII вв.стали появляться первые светские университеты, сначала в Болонье, а затем в Париже. Открывались и светские школы, т. е. грамотными уже были не только монахи, но и аристократия, купцы и ремесленники. Усиление городов с их самоуправлением, для которого необходимо высокое мастерство и выполнение цеховых правил, требовало и новой культуры, нового самосознания человека. Появилась и сильная светская власть, которая подчинила себе церковную.

Высокая степень  укорененности в группе делала самосознание средневекового человека почти тождественным  сознанию, т. е. каждый считал себя членом определенной социальной группы, имеющим  те же стереотипы, те же права и обязанности, что и другие. Жесткая иерархия, которая не давала людям возможности  изменить свой социальный статус, получить свободу от ограничений, наложенных на них обществом, давала и некоторые  психологические преимущества, повышая  уверенность людей в себе и  в правоте своей позиции, разделяемой  группой.

Жесткая фиксация единственного социально одобряемого  типа развития существенно сужала адаптационные  возможности тех людей, которые  вследствие индивидуальных особенностей (импульсивности, решительности, стремления к анализу, а не к принятию на веру информации) отличались от общепринятых, модельных типов личности.

Исповеди  и покаяния давали людям уверенность  в возможности очищения, снятия вины за свои поступки, за нарушения правил, неизбежные в реальной жизни, в возможности  прощения и искупления тех ошибок, которые были ими сделаны.

 

№ 17.  Охарактеризуйте исследования, которые обусловили развитие психофизиологии в X-XI вв.

 

Так, известный  ученый того времени Ибн аль-Хайсам (965-1039) сделал ряд важных открытий в области психофизиологии восприятия. Его естественно-научный подход к органам восприятия (прежде всего к зрительной системе) определялся первой в истории психологической мысли попыткой трактовать их функции, исходя из законов оптики. Важно было то, что эти законы доступны опыту и математическому анализу. За основу зрительного восприятия Ибн аль-Хайсам принял построение в глазу по законам оптики образа внешнего объекта. Он доказывал, что этот процесс определяется внешними, физическими причинами, поскольку в дальнейшем к прямым оптическим эффектам присоединяются, хотя и бессознательно, дополнительные психические акты, благодаря которым возникает восприятие формы окружающих предметов, их величины, объема и т.д.

Большое значение для психологии имели и работы другого выдающегося арабского  мыслителя - Ибн Сины (латинизированное имя - Авиценна, 980-1037). Ибн Сина апеллировал к своему врачебному опыту. Он был одним из первых исследователей в области возрастной психофизиологии, изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды. Особое место отводилось чувствам, аффектам, которые испытывает ребенок в различные возрастные периоды. 6

Ибн Сине также  приписывают постановку опыта, который  предвосхитил изучение явления, названного экспериментальным неврозом. Двум баранам давали одинаковую пищу. Но один питался в нормальных условиях, тогда как около второго стоял на привязи волк. Страх влиял на пищевое поведение этого барана. Он хотя и ел, но быстро худел и погиб. Неизвестно, какое объяснение дал ученый этому опыту, но его схема говорит об открытии роли сшибок, противоположных эмоциональных установок (потребность в пище - с одной стороны, страх - с другой), в возникновении глубоких соматических сдвигов. Сказанное дает основание видеть у Ибн Сины зачатки экспериментальной психофизиологии эмоциональных состояний.

 

 

 

№ 18. Дайте  характеристику идеям Ибн Сины и покажите их значение для психологии.

 

Большое значение для психологии имели и работы другого выдающегося арабского  мыслителя - Ибн Сины (латинизированное имя - Авиценна, 980-1037). Ибн Сина апеллировал к своему врачебному опыту. Он был одним из первых исследователей в области возрастной психофизиологии, изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды. Особое место отводилось чувствам, аффектам, которые испытывает ребенок в различные возрастные периоды.

Ибн Сина в  ряде случаев выступал как превосходный психотерапевт, в частности излечил  юношу, который погибал от истощения  из-за нежелания принимать пищу. При лечении использовался прием, который в современной науке  называется ассоциативным экспериментом. По изменению пульса этого юноши Ибн Сина, называя различные объекты, установил, какие именно из этих объектов вызывают у него аффект, препятствующий приему пищи.

Ибн Сине также  приписывают постановку опыта, который  предвосхитил изучение явления, названного экспериментальным неврозом. Двум баранам давали одинаковую пищу. Но один питался в нормальных условиях, тогда как около второго стоял на привязи волк. Страх влиял на пищевое поведение этого барана. Он хотя и ел, но быстро худел и погиб. Неизвестно, какое объяснение дал ученый этому опыту, но его схема говорит об открытии роли сшибок, противоположных эмоциональных установок (потребность в пище - с одной стороны, страх - с другой), в возникновении глубоких соматических сдвигов. Сказанное дает основание видеть у Ибн Сины зачатки экспериментальной психофизиологии эмоциональных состояний.

 

№ 19. Идеи Ф. Аквинского и их влияние  на познание психического.

Фома  Аквинский (1226-1274) был, по сути, последним богословом, уделявшим внимание и психолого-философской проблематике. В своей системе, получившей название томизм, он стремился не только систематизировать накопленные в то время наукой знания, но и примирить богословие с наукой, в том числе и с наукой античности, прежде всего с теорией Аристотеля, последователем которого он являлся.

Ф. Аквинский  переделал теорию двух истин Ибн  Сины; он считал, что в случае противоречий истина знания все же уступает вере.

Ф. Аквинский  выступал против тезиса Ибн Рушда  об отделении души от разума. Он доказывал, что мышление -это имманентное, главное свойство души, без него душа не существует, а потому невозможно говорить о смерти души и бессмертии разума. С точки зрения Ф.Аквинского, душа человека не просто разумна, но сознательна и этим отличается от бессознательной души животных.

Важным моментом был и сенсуализм. Ф. Аквинский писал, что для ощущения необходимо тело, органы восприятия. Разум, хотя и не пользуется непосредственно органами чувств, не может нормально работать без их данных, без образов окружающего. Поэтому телесное расстройство неизбежно ведет и к расстройству умственному. Полученные образы связаны с внешним миром, а осознаются, актуализируются в качестве собственных при помощи специальной операции сознания, получившей название интенции - направленности сознания и воли на какой-либо предмет.

Ф. Аквинский  примирял и позиции номинализма  и реализма, говоря о том, что универсалии  есть и в вещах (как проявление общего), и до них - в уме у Бога, и после них - в разуме человека.

 

№ 20.  Раскройте  сущность  понятий номиналистов и реалистов.

К кругу традиционных психологических проблем, исследуемых  в средневековой науке, относится  прежде всего изучение процесса мышления и его взаимосвязи с речью. Анализируя становление понятийного  мышления, ученые ставили вопрос о  происхождении общих понятий универсалий).

При этом реалисты (Эриугена, Гильом, Ансельм Кентер-берийский) доказывали, что общие понятия  реально существуют еще до вещей, в уме у Бога. Такой подход перекликался с позицией Платона, утверждавшего, что общие понятия существуют в мировой душе, являясь образцом для реальных предметов.

Номиналисты (Росцелин, позднее Д. Скот, У. Оккам), напротив, считали, что общие понятия  не существуют в реальности, есть лишь «дуновение голоса», т.е. слово, которым  для удобства общения фиксируют  группу сходных предметов.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"