Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:50, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит 60 ответов на вопросып о дисциплине "Психология"

Файлы: 1 файл

Ответы к экзамену по Истории психологии.docx

— 199.58 Кб (Скачать)

 

№ 46. Описательная психология В.Дильтея и факторы, повлиявшие на ее  зарождение.

В.Дильтей (1833-1911)считал, что переживания, как осознанные, так и бессознательные, связывают отдельного человека с духовным миром, воплощенным в предметах искусства. Еще одним существенным моментом концепции Дильтея стало осознание тех методологических проблем, которые вытекали из ориентации психологии преимущественно на естественные науки. Осознание того факта, что непосредственные методы изучения духовной жизни не могут быть признаны в этой парадигме объективными, привело его к мысли о необходимости отказаться от объяснения психической жизни, перейдя к ее описанию.

Дильтей считал, что описательная психология должна существовать наряду с объяснительной, которая ориентируется на науки  о природе, и должна стать основой  всех наук о духе.

Отвергая  традиционную метафизику, Дильтей высказывался и против позитивизма, против перенесения  методов естественных наук в психологию, которая нуждается в собственном  методе и собственной методологии. В своей критике «объяснительной» психологии Дильтей подчеркивал, что  понятие причинной связи вообще не применимо в области психического (и исторического), так как здесь  в принципе невозможно предсказать, что последует за достигнутым состоянием.

Психология  должна отказаться от попыток объяснения душевной жизни, поставив себе целью  описание и анализ психических явлений, стараясь понять отдельные процессы из жизненного целого. Именно такой  подход сделает психологию ведущей, основной дисциплиной для всех наук о духе, всех наук о человеке.

 

№ 47. Общая характеристика психоаналитической  школы  в психологии.

Психоанализ (глубинная психология) является одним из первых психологических направлений, появившихся в результате разделения психологии на разные школы. Вышедшие в 1900 и 1901 гг. книги З.Фрейда «Психология сновидений» и «Психопатология обыденной жизни» принято считать условными вехами рождения этого направления. Предметом психологии в этой школе стали глубинные, бессознательные структуры психики, а методом их исследования - разработанный этой школой психоанализ.

Глубинная психология, в отличие от бихевиоризма или  гештальтпсихологии, так и не стала  школой, а представляет собой, скорее, набор отдельных теорий бессознательного: концепции Юнга, Адлера, Хорни, Ранка  и Фрейда. Однако в некоторой степени  это также послужило на пользу психоанализу, так как каждая концепция  стала оригинальным и самобытным взглядом на бессознательное и его  роль в психической жизни человека, положив начало собственным школам и сохранив лишь относительную связь  с исходной теорией.

Несмотря  на существенную модернизацию многих положений Фрейда, некоторые методологические принципы, заложенные в его теории, остались неизменными. К ним относятся  следующие положения:

1) понимание  психического развития как мотивационного, личностного;

2) рассмотрение  развития как адаптации к среде.  Хотя среду впоследствии другие  психоаналитики не понимали как  полностью враждебную, однако она  всегда противостоит конкретному  индивиду;

3) движущие  силы психического развития всегда  врожденные и бессознательные  и представляют собой психическую  энергию, данную в виде влечений  или стремлений человека и  стремящуюся к разрядке (т. е.  удовлетворению);

4) основные  механизмы развития, которые также  являются врожденными, закладывают  основы личности и ее мотивов  уже в раннем детстве. Отсюда  интерес психоанализа к воспоминаниям  о раннем детстве и травмах,  полученных в этом возрасте.

 

№48.  Идея коллективного бессознательного в трудах К.Юнга.

К.Г.Юнг (1875-1961) Не соглашаясь с пансексуализмом Фрейда, Юнг считал либидо обобщенной психической энергией, которая может принимать различные формы.

Движущие  силы развития личности: Обобщенная психическая энергия либидо, принимающая разные формы и канализирующая опыт человека через врожденные архетипы.

Структура и типология личности. Сознание, индивидуальное бессознательное, коллективное бессознательное, типология личности, построенная на доминировании экстра -интроверт-ности и одной из психических функций.

Юнг был уверен, что только знак, осознанно употребляемый  человеком, замещает что-то другое, а  символ является самостоятельной, живой, динамической единицей. Символ ничего не замещает, но отражает то психологическое  состояние, которое испытывает человек  в данный момент.

Юнг считал, что структура личности состоит  из трех частей -коллективного бессознательного, индивидуального бессознательного и сознания. Если индивидуальное бессознательное и сознание представляют собой чисто личностные прижизненные приобретения, то коллективное бессознательное - своего рода «память поколений», то психологическое наследство, с которым ребенок появляется на свет.

Содержание  коллективного бессознательного состоит  из архетипов - форм, организующих и канализирующих психологический опыт индивида. Юнг часто называл архетипы первичными образами, так как они связаны с мифическими и сказочными темами. Он также считал, что архетипы организовывают не только индивидуальную, но и коллективную фантазию.

Основными архетипами индивидуальной психики Юнг считал Эго, Персону, Тень, Аниму, или Анимус, и Самость. Эго и Персона легче  поддаются осознанию, чем остальные  главные архетипы.

 

№ 49. Общая характеристика бихевиоризма и его развитие в  исследованиях  Б.Скиннера, Д.Роттера, А.Бандуры.

Бихевиоризм - психологическое направление, отрицающее сознание как предмет исследования и сводящее психику к различным формам поведения.

Б. Скиннер. Предмет и задачи исследования: разработка методов целенаправленного обучения, управления и коррекции поведения. Изучение оперантного поведения.  Основные результаты: Законы оперантного обучения, программированное обучение, методы коррекции поведения. Ведущей научной теорией этого направления во второй половине XX в. стала теория оперантного бихевиоризма Скиннера, ставшая основой для многих теорий развивающего обучения. В своих трудах Скиннер также показал несостоятельность методологии бихевиоризма как полностью объективной науки, так как игнорирование промежуточной переменной, т. е. сознания и бессознательного, не давало полного представления о поведении, а введение этой переменной снижало точность исследования.

А. Бандура(1925-1988). Предмет и задачи исследования: исследование социального научения, изучение механизмов формирования социального поведения и подражания, а также способов коррекции поведения. Основные результаты: Понятие косвенного подкрепления, раскрытие роли модели подражания, исследование самоэффективности, влияющей на регуляцию персонального поведения.

 Понятие косвенного подкрепления, основанного на наблюдении за поведением других людей и последствиями этого поведения. Иными словами, значительную роль в социальном научении играют когнитивные процессы, то, что думает человек о заданной ему схеме подкрепления, предвосхищая последствия конкретных действий. Исходя из этого, Бандура уделял особое внимание исследованию подражания. Он обнаружил, что в качестве моделей для подражания выбирают людей своего пола и примерно того же возраста, которые с успехом решают проблемы, аналогичные тем. что встают перед самим субъектом. Большое распространение имеет подражание людям, занимающим высокое положение.

Главные исследования Роттера связаны с изучением  индивидуальных различий в представлениях людей об источниках подкрепления. Эти представления зависят от того, на кого люди возлагают ответственность  за происходящее с ними. Он ввел понятие ожидания, т.е. уверенности (или субъективной вероятности) в том, что определенное поведение в данной психологической ситуации будет подкреплено. Часть людей уверена, что они могут повлиять на получаемые подкрепления, и это люди с интернальным (внутренним) локусом контроля. Другая часть считает, что подкрепления -дело случая или судьбы, это люди с экстернальным локусом контроля. Работы Роттера показали, что люди с внутренним локусом контроля не только более успешны, но и более здоровы и душевно, и физически. Было показано также, что локус контроля закладывается в детстве и в значительной мере определяется стилем воспитания.

 

№ 50.  Раскройте роль гештальтпсихологии в развитии  психологического знания.

Основные концепции  гештальтпсихологии

Ученый

Предмет и задачи исследования

Основные результаты

М. Вертгеймер

Исследование феноменов психического поля, законов, по которым оно образуется и реорганизуется

Законы и свойства восприятия (законы гештальта), механизмы творческого  мышления

К. Коффка

Изучение свойств, законов и развития восприятия

Синтез психологии развития и гештальтпсихологии, законы развития гештальтов

В. Келер

Изучение законов и развития образно-схематического мышления, изоморфности психического, психофизического и физического  полей

Инсайт, законы образно-схематического мышления

К.Левин

Исследование психологического поля личности и социального поля группы

Структура и качества личности, уровни регуляции поведения, групповая  дифференциация и виды лидерства


Идеи, развиваемые  гештальтпсихологами, основывались на экспериментальном исследовании познавательных процессов. Необходимо подчеркнуть, что  эта школа одна из первых обратила существенное внимание на разработку новых, объективных экспериментальных  методов исследования психики. Кроме  того, это была первая (и долгое время  практически единственная) школа, которая  начала строго экспериментальное изучение структуры и качеств личности, так как метод психоанализа, используемый глубинной психологией, нельзя было считать ни объективным, ни экспериментальным.

Оставив практически  в неприкосновенности предмет психологии, гештальтпсихология существенно трансформировала прежнее понимание структуры  сознания и когнитивных процессов. Главная идея этой школы состояла в том, что в основе психики  лежат не отдельные элементы сознания, но целостные фигуры - гештальты, свойства которых не являются суммой свойств  их частей.

Опровергалось прежнее представление о том, что развитие психики основывается на формировании все новых ассоциативных  связей, которые соединяют отдельные  элементы между собой в представления и понятия.

 

№ 51. Покажите значение гуманистической психологии в развитии психологии.

 

Ученый

Движущие силы развития и структура  личности

Основные достижения

Г. Олпорт

Основные и инструментальные черты, набор которых уникален и автономен

Открытость системы человек - общество, опросники

А. Маслоу

Иерархия потребностей, приоритет  бытийных или дефициентных потребностей

Потребность в самоактуализации, механизмы  идентификации и отчуждения

К. Роджерс

«Я-концепция», в центре которой гибкая и адекватная самооценка

Конгруэнтность, личностно-ориентированная  терапия


 

Оценивая  гуманистические теории личности, необходимо отметить, что их разработчики впервые  обратили внимание не только на отклонения, трудности и негативные стороны  в поведении человека, но и на позитивные стороны личностного  развития. В работах ученых этой школы исследовались достижения личного опыта, были раскрыты механизмы  формирования личности и пути для  ее саморазвития и самосовершенствования.

В центре концепции  Франкла находится учение о ценностях, т.е. понятиях, несущих в себе обобщенный опыт человечества о смысле типичных ситуаций. Он выделяет три класса ценностей, которые позволяют сделать жизнь  человека осмысленной: ценности творчества (например, труд), ценности переживания (например, любовь) и ценности отношения, сознательно формируемого по отношению  к тем критическим жизненным  обстоятельствам, которые мы не в  состоянии изменить.

 

№ 52. Дайте общую характеристику   новым направлениях в психологии ХХ-ХХ1 вв. (Трансактный анализ Э.Берна, психодрама и социометрия Я.Л.Морено, нейролингвистическое программирование и др.)

 

Э.Берн (1910-1970) разработал концепцию трансактного анализа. Концепция Берна ориентирована в большей степени на практику, чем на формирование новых теоретических положений.

В книгах «Игры, в которые играют люди» (1964) и «Что ты говоришь после того, как поздоровался» (1972) он изложил ведущие положения  трансактного анализа. В основе его  лежит понятие о трех Эго-состояниях, в которых может находиться человек - родитель, взрослый, ребенок. В каждый конкретный момент человек может  находиться в одном из этих состояний, переключаясь на другое при изменении  ситуации.

Джекоб (Якоб) Леви Морено (18 мая 1889, Бухарест, Королевство Румыния — 14 мая 1974,Нью-Йорк, США) — психиатр, психолог и социолог. Основатель психодрамы, социометрии игрупповой психотерапии.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"