Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:50, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит 60 ответов на вопросып о дисциплине "Психология"

Файлы: 1 файл

Ответы к экзамену по Истории психологии.docx

— 199.58 Кб (Скачать)

 

№ 59.  Вклад А.Р.Лурии и Д.Н.Узнадзе в развитие отечественной психологии.

А. Р. Лурия (1902-1977). Совместно с Выготским он разработал новую теорию организации и развития психической деятельности, названную культурно-исторической, поскольку определяющим для формирования сознания и его функций были признаны факторы культуры, изменяющиеся в процессе развития общества.

Всемирную славу  принесли Лурии его работы по изучению влияния аффективных реакций  человека на стрессовые ситуации. Эти  экспериментальные исследования проводились  с помощью оригинальной методики, которая позволила зафиксировать  возникновение эмоциональных состояний  в динамике речевых и двигательных процессов субъекта даже в тех  случаях, когда он пытался скрыть испытываемое им эмоциональное напряжение. Данная методика использовалась, в  частности, в криминалистике при  изучении психологии подозреваемых  лиц, а в дальнейшем получила широкое  распространение на Западе (прежде всего в США) под названием  «детектор лжи».

В совместном с Выготским труде «Этюды по истории  поведения» (1929) Лурия рассмотрел различные  планы психического развития, проанализировав  ранние его стадии - овладение мышлением  и языком, а также своеобразие  памяти и числовых операций. Наряду с этим он детально рассмотрел своеобразие  поведения ребенка в качественном отличии от психических функций  взрослого человека.

В дальнейшем он сосредотачивается на выяснении  того, как изменялся строй психической  жизни человека в результате овладения  знаковыми средствами. Полученные им материалы нашли отражение в  книге «Об историческом развитии познавательных процессов» (1974).16

Опыты Лурии, в которых сравнивались психические  функции близнецов, показали, что  генетическая обусловленность существенно  сказывается на элементарных процессах, тогда как высшие функции в  большей степени зависят от условий  воспитания.

Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886-1950) разработал общепсихологическую теорию установки. Автор работ «Основные положения теории установки» (1961) и «Экспериментальные основы психологии установки» (1966), в которых вводится и обосновывается понятие установки как «границы» между субъективным и объективным. Возникая при столкновении потребности субъекта и объективной ситуации её удовлетворения, установка, по Узнадзе, представляет собой целостное, недифференцированное состояние субъекта, предшествующее деятельности.

 

№60. Охарактеризуйте современное состояние  психологической науки в России.

В настоящее  время развитие отечественной психологии переживает новый этап, в котором  тесно переплетаются практические и теоретические проблемы. Изменение  социальной ситуации привело к необходимости  пересмотра некоторых методологических основ, отказу от догматической ориентации на диалектический материализм в  ущерб другим философским школам. Точно так же как и в мировой  науке, не оправдались полностью  надежды, которые возлагались на естественно-научную психологию, что  привело к возрождению ее гуманитарной направленности. В то же время ведущие  отечественные научные школы  сохранили свое значение и плодотворно  развиваются, хотя и в несколько  модифицированном виде.

С необходимостью встал вопрос о развитии исследований таких проблем, как психология личности, ее социализация и формирование социальной и личностной идентичности, что привело  к расцвету социальной и этнической психологии.

Серьезные проблемы в настоящий момент стоят перед  отечественной практической психологией. Прежде всего, это вопросы диагностики, модификации тестов и психотерапевтических технологий. Отсутствие квалифицированных  кадров и низкий уровень психологической  грамотности приводят к тому, что  применение тестов часто не объективно, а психотерапия не дает удовлетворительных результатов. В то же время возрастающая потребность в грамотной психологической помощи стимулировала развитие медицинской психологии, которая за последние годы добилась значительных успехов.

1 Анаксагор и Гераклит впервые заговорили о детерминизме, о том, что существует всеобщий закон, Логос, который определяет, что должно произойти с человеком, с природой в целом. Гераклит писал: «Даже солнце не может нарушить Логос...» Таким образом, все происходящее в природе и в душе человека обусловлено определенной причиной, хотя мы не всегда можем найти эту причину. Демокрит, который разработал развернутую концепцию детерминизма, писал, что «люди выдумали идею случая, чтобы прикрыть незнание дела и неумение управлять».

2 Начиная с Сократа человек осознается как самостоятельная ценность, не подчиняющаяся природе, но стоящая вне и выше ее. Неудивительно поэтому, что именно связь нравственности с активностью, с законами человеческого поведения и стала центральной проблемой для психологов эллинизма.

3 Основной проблемой человеческой жизни Эпикур считал преодоление страха страданий, главным образом страха перед смертью, загробной жизнью. С его точки зрения, не страх перед наказанием, перед загробными муками, но собственный разум, собственная воля должны удерживать человека от дурных поступков. Страх не может привести к нравственности, так как в его основе лежит страдание.

4 После начального этапа развития психология начала стремиться к тому, чтобы найти свое место в исследовании души, определить тот круг вопросов, который может быть ей отдан богословием. Естественно, что это привело частично к пересмотру предмета психологии - в содержании души была выделена особая категория, подлежащая научному исследованию. Необходимость выделиться из богословия привела к появлению теории двух истин, которая утверждала, что истина знания и истина веры не совпадают между собой и не противоречат друг другу, как две параллельные прямые. Эта теория была сформулирована в IX-X вв. арабским ученым Ибн Синой и вскоре получила широкое распространение в Европе.

5 В трудные для человека моменты, во время социальных катаклизмов (войн, эпидемий и т.д.), случавшихся достаточно часто, особенно на протяжении VI-X вв., этих естественных регуляторов психологической стабильности оказывалось недостаточно. Поэтому было необходимо разработать способы эмоциональной разрядки, очищения от страха и чувства вины. Такие способы были найдены в самой церковной культуре. Это были прежде всего обряды исповеди и покаяния; они давали людям уверенность в возможности очищения, снятия вины за свои поступки, за нарушения правил, неизбежные в реальной жизни.

6 Ибн Сина в ряде случаев выступал как превосходный психотерапевт, в частности излечил юношу, который погибал от истощения из-за нежелания принимать пищу. При лечении использовался прием, который в современной науке называется ассоциативным экспериментом. По изменению пульса этого юноши Ибн Сина, называя различные объекты, установил, какие именно из этих объектов вызывают у него аффект, препятствующий приему пищи.

7 Английский психолог, философ и видный политический деятель Фрэнсис Бэкон (1561-1626). В этих работах Бэкон сформулировал основы направления, которое получило название эмпиризм. В отличие от сенсуализма, с которым оно непосредственно связано, в эмпиризме утверждается, что истинное знание базируется не только на чувственном опыте, но и на эксперименте, т. е. данные наших органов чувств должны дополняться и проверяться результатами эксперимента, показаниями приборов.

Задачу науки  ученый видел в покорении природы  и усовершенствовании человека. Для  достижения этого Бэкон разработал программу перестройки всей системы  научного знания, основной целью которой  была борьба с сакральностью, догматизмом  и схоластикой. Разрабатывая классификацию  наук, он исходил из положения о  том, что религия и наука образуют самостоятельные области.

Необходимой предпосылкой как для построения новой науки, так и для объективного познания является, по мнению Бэкона, очищение разума от идолов, или призраков (под  ними Бэкон понимал заблуждения  человеческого ума, недостатки, которые  искажают правильное познание или мешают ему). «Учение об идолах» было одной  из важнейших частей его методологии. Он выделял четыре вида идолов: идолы  рода, пещеры, рынка и театра. Первые два вида идолов Бэкон считает  врожденными, вторые два вида -приобретенными. В своих работах ученый дал  подробное описание и характеристику каждого вида:

- идолы рода - недостатки, связанные с особенностями  строения и функционирования  органов чувств человека (например, невозможность видеть ультрафиолетовые  лучи);

-идолы пещеры  отражают субъективность познания, так как человеку трудно признать  чужую точку зрения;

- идолы рынка  связаны с использованием слов, которые не всегда адекватны  реальности;

- идолы театра - недостатки, которые являются результатом  преклонения перед авторитетами, часто ложными, и стремления  доверять им больше, чем собственному  размышлению.

Возможность построения новой, объективной  науки связывалась Бэконом с  необходимостью выработки объективного метода получения знаний и проверки их истинности. Таким методом, по его  мнению, должен был стать предложенный им опытно-индуктивный метод. Для  наук, получающих данные на основе чувственного опыта, методом доказательства служит эксперимент, для теоретических  же наук - новая инду кция.

 

8 Эти ряды неразрывно связаны между собой. Вольф же соотносит психические и физические процессы внутри самой монады. Тем самым душа-монада отделялась от Вселенной и получала в качестве коррелята уже не безграничное многообразие мира, а единичное тело.

9 Следуя из теории своего учителя И. Мюллера о «специфической энергии органов чувств»

10 Рассказать про 2-х авторов на выбор.

11 метод «систематической экспериментальной интроспекции»  Кюльпе

12 Жюльен Ламетри (1709-1751) провозглашал материалистические принципы организации души. Доказательства материальности души Ламетри находил прежде всего во время своих медицинских наблюдений за больными людьми, а также фиксируя свои собственные ощущения во время болезни. Выдвижение идеи о том, что движение является таким же свойством материи, как протяжение, - большая заслуга Ламетри. Он писал, что «чувства - лучшие философы - учат нас, что материя никогда не бывает без формы и без движения».

Не  менее важно и его положение  о том, что источником активности человека служат его потребности. Он впервые ввел понятие потребности в психологию, выделив биологические и психологические потребности и назвав последние причиной психической активности. В трактате «Человек-машина» он утверждал принцип полной подчиненности сознания и характера людей природной необходимости.

Развивая  сенсуалистический подход в теории познания, Э.Кондильяк (1715-1780) пришел к выводу, что вся психическая деятельность есть преобразованные ощущения. Душа имеет только одну первичную способность - способность ощущения, а все прочие свойства, и теоретические (память, мышление и т.д.), и практические, развиваются позднее на ее основе.

Различные ощущения вызывают чувства удовольствия и неудовольствия, которые соотносятся  с определенными действиями. Припоминание прежних впечатлений, связанных  с удовольствием, превращается в  потребность, которая начинает руководить поведением. Впоследствии возникают  аффекты, воля, речь для обозначения  своих потребностей, формируется  сознание. Превосходство человека над  животными объясняется, по мнению Кондильяка, большим совершенством его ощущений, разнообразием потребностей и идей, а также наличием речи.

Ш.Бонне (1720-1793) Бонне пришел к выводу о том, что каждому ощущению соответствует вибрация нервного волокна. Поэтому связи (ассоциации) ощущений и идей представляют собой на самом деле связи нервных волокон.

Наиболее  развернутое исследование процесса познания дал Д.Дидро (1713-1784). В своих работах «Мысли об объяснении природы» (1754), «Разговор Даламбера с Дидро» (1769) и других произведениях он писал о единстве материального мира, высказывал гипотезу о родственности всех видов органической жизни, происходящих из одного источника - живых молекул, которые рассеяны по всей материи. Эти молекулы способны ощущать и образуют в процессе своего развития все более сложные организмы, составляя непрерывную цепь живых существ - от простейших до человека.

Одним из главных вопросов в психологической  концепции Гельвеция (1715-1771) стало  изучение природы и генезиса способностей, их связи с наследственностью  и воспитанием человека.

Дидро и Гельвеции  рассматривали просвещение, влияние общества как благо для  человека, то другой известный французский  ученый - Жан Жак Руссо (1712-1778) придерживался прямо противоположной точки зрения, утверждая, что общество портит человека, который от природы добр и честен, прививая ему отрицательные качества и привычки.

Значительное  влияние на дальнейшее развитие психологии оказала и теория П.Ж.Кабаниса (1757-1808), которой завершается этот этап во французской науке. Кабанис дополнил исследования Ламетри и Дидро о взаимосвязи психики и телесной организации человека, выдвинув идею о трех уровнях психической регуляции поведения. В своих работах Кабанис также доказывал, что ощущения связаны с мозгом, который синтезирует их, образуя мысли, идеи. Кабанис также писал о том, что следует рассматривать «мозг как особый орган, специально предназначенный для производства мысли, так же как желудок предназначен для пищеварения...»

13В работе «Очерк науки о характерах» (1909) Лазурский разрабатывал оригинальную концепцию «научной характерологии», в основе которой лежала идея о том, что индивидуальные особенности человека связаны с деятельностью нервной системы.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"