Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 08:16, шпаргалка
27.Агрессивность.коррекция Д.В. агрессивное поведение – одно из самых распространненых нарушений в дош.в.агрессия – мотивированное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический и моральный ущерб людям. Факторы по Широковой. Стиль воспитания ребенка в семье;повсеместная демонстрация сцен насилия;нестабильная соц-экон. Обстановка; индивид.особенности Ч. Причины и коррекция. Недостаток двиг.активности,физ.нагрузки – подвижные игры,спорт.эстафеты. Дефицит род..внимания.беседа с род.,направление к психологу,наблюдение за поведением ребенка.совместное включение в сюжетно-ролевые игры. Повышенная тревожность Усвоение эталонов агрес.поведения. беседа с родит.,направление к психологу. Косвенно стимулированная агресс.(СМИ,игрушки)- препятствие появлению таких игрушек, проигрывать положит. сюжеты мульт. И сказок. Давать способы миролюбив. Общения.переводить драки в конструктивное русло:игры в пиратов,похит.сокровищ. Низкий уровень развития игровых и коммуникат.
27.Агрессивность.коррекция
Д.В. агрессивное поведение – одно
из самых распространненых нарушений
в дош.в.агрессия – мотивированное поведение,
противоречащее нормам и правилам существования
людей в обществе, наносящее вред объектам
нападения, приносящее физический и моральный
ущерб людям. Факторы по Широковой. Стиль
воспитания ребенка в семье;повсеместная
демонстрация сцен насилия;нестабильная
соц-экон. Обстановка; индивид.особенности
Ч. Причины и коррекция. Недостаток двиг.активности,физ.нагрузки
– подвижные игры,спорт.эстафеты. Дефицит род..внимания.беседа
с род.,направление к психологу,наблюдение
за поведением ребенка.совместное включение
в сюжетно-ролевые игры. Повышенная тревожность Усвоение эталонов
агрес.поведения. беседа с родит.,направление
к психологу. Косвенно стимулированная
агресс.(СМИ,игрушки)- препятствие
появлению таких игрушек, проигрывать
положит. сюжеты мульт. И сказок. Давать
способы миролюбив. Общения.переводить
драки в конструктивное русло:игры в пиратов,похит.сокровищ. Низкий уровень развития
игровых и коммуникат. Навыков.-подвижные
игры,психогимнастика,обучение приемам
саморасслабления. Программы обучения
коммуник.навыкам.Дошкольник может использ.агрессивность
как способ привлечения внимания,протест
против ограничения желаний,потребностей.при
работе с такими детьми необходимо выяснить
причины такого поведения. Коррекц.работа
наиболле эффективна при совмнстной работе
с ребенком,род.,педагогами.задач
30.гиперактив.Д.В.
коррекция. Гиперактивность проявляется
у детей не свойственной для норм. Развития
импульсив. отвлекаемостью,
29.Замкнутость и коррекция в Д.В. болезненное реагирование на изменения в жизни,страх перед чужими людьми и новой обстановкой.замкнутый ребенок чаще всего не знает что надо делать и не хочет общаться,нет потреб.в окруж.людях. Причинами этого нарушения могут быть: длительный стресс (например, развод родителей), недостаток эмоционального общения (например, длительные пребывания в больнице или ситуация, когда ребенок является в семье нежданным, нежелательным, родители не проявляют любви к нему, и пр.), индивидуальные патологические особенности эмоциональной сферы (сверхвозбудимость, инертность психических процессов и т. п. )направления работы с замкнутым ребенком:Устранение причин, приведших к этому нарушению; Восстановление потребности ребенка в общении, контактах со взрослыми и сверстниками; Гармонизация отношений ребенка в семье и группе сверстников (т. е. не только ребенка надо «поворачивать» к другим людям, но и показать им, что ребенок не так плох или злобен, как они о нем могли думать);Обучение ребенка навыкам общения и установлению контакта. На первых встречах психолога с ребенком необходимо избегать прямых вопросов заглядываний ребенку в глаза, «тормошения» его с тем, чтобы вывести из «задумчивости», сильных тактильных воздействий. Действия, которые может совершить психолог, не должны выходить за рамки того, что делает сам ребенок. Необходимо выяснить, что ребенку в его игровых действиях приносит удовлетворение .Далее, если положительный эффект достигнут, можно постепенно разнообразить удовольствия ребенка, усилить их аффективным заражением собственной радости. закрепления у ребенка потребности в контакте. Усложнение форм контактов должно идти постепенно, с опорой на сложившийся стереотип взаимодействия. Ребенок должен быть уверен, что усвоенные им формы не будут разрушены и он не останется «безоружным» в общенииНеобходимо помнить, что при достижении аффективной связи с ребенком, смягчении его аутистических установок, он. становится более раним в контактах, и его надо особенно беречь от ситуаций конфликта с близкимиПри установлении аффективного контакта необходимо учитывать, что это не является самоцелью всей коррекционной работы. Задачей является не просто центрирование ребенка на психологе, а установление аффективного взаимодействия для совместного овладения окружающим миром. Поэтому по мере установления контакта с ребенком его аффективное внимание начинает постепенно направляться на процесс и результат совместного контакта со средой.
54.неконструктивное
поведение. приобретение опыта произвольности
дается с большим трудом и сопровождается
различными нарушениями поведения. Произвольность
— важнейшее качество личности, которое
только и может обеспечить целенаправленность,
организованность, самодисциплину.формы. импульсивное, демонстративное,
протестное, агрессивное, недисциплинированное,
54.игровые технологии в коррекции неконстр.поведения наиболее эффективны для профилактики и коррекции неконструктивного поведения старших дошкольников. ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ, четко предусмотрены требования к поведению детей. Ребенок вынужден подчиняться этим требованиям.
ИГРЫ-СОРЕВНОВАНИЯ, правила отличаются не только четкостью, понятностью, но и открытостью: выполняет ребенок правила игры или нарушает — это сразу--же замечают другие игроки, что создает наилучшие условия для самостоятельного контроля за собственным поведением и одновременно за выполнением правил. Игры-драматизации — это театрализованные игры, в которых младшие школьники разыгрывают сюжет литературного произведения (рассказа, сказки, басни, стихотворения и др.). Игры-драматизации целесообразно использовать на заключительном этапе коррекционно-развивающей работы с конформными детьми. Предшествовать игре-драматизации должны образно-ролевые и психотехнические раскрепощающие игры, в которых конформный ребенок первоначально преодолевает присущие ему неуверенность, застенчивость, тревожность, трусость, а приобретает такие прежде отсутствующие личностные качества, как смелость, уверенность, инициативность. Раскрепощающие психотехнические игры — это специальные игровые упражнения, в которых содержится явная или скрытая формула поведения, отношения к себе или к окружающим, то есть, в их основе лежат элементы аутогенной тренировки. образно-ролевые игры. Эти игры хороши для застенчивых, необщительных детей тем, что в них изначально нет сопряженных ролей и ролевых отношений, то есть, исполняя какую-либо роль ребенку нет необходимости вступать во взаимодействия с другими играющими. преимуществ народной игры — обаяние игровых персонажей. Причем так называемые отрицательные герои не вызывают страха у застенчивых и робких детей, а их нравственные недос1атки и неблаговидные поступки легко осознаются. Психотехнические освобождающие игры направлены на ослабление внутренней агрессивной напряженности ребенка, на осознание своих враждебных переживаний, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности. Преимущество сюжетно-ролевых игр в коррекции демонстративного поведения (по сравнению с другими типами игр) прежде всего в том, что сюжетно-ролевая игра является активной формой экспериментального поведения и, следовательно, обладает мощным социализирующим эффектом. Коррекционно-развивающий потенциал сюжетно-ролевой игры заключается еще и в том, что в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте на первый план для детей выступает не столько функциональное исполнение роли, сколько ее личностные характеристики.
56.СПТ как метод психокоррекции. Социально-психологический тренинг (СПТ) – тренинг, используемый для коррекции поведения личности в конфликте. Принципы применения СПТ: доверительное общение, принцип «здесь и теперь», который состоит в анализе ситуаций общения, персонификация высказываний, требующая от участников открытого высказывания своего мнения, снятия защитных реакций, готовности принять ответственность за свою позицию;активность, реализующаяся в вовлеченности всех участников в работу, дискуссию;«акцентирование языка чувств» предлагает свободное выражение своих чувств, возникающих в общении, и открытую передачу их тому, кто эти чувства вызвал; конфиденциальность,которая требует сохранения участниками в тайне информации, полученной от других участников. Базовые методы СПТ:групповая дискуссия;игровые методы.
Ценность метода состоит
в том, что благодаря принципу
обратной связи и мастерству руководителя
дискуссии каждый участник тренинга
получает возможность увидеть
55Термин «психологическое
здоровье» ввела в научный лексикон И.
В. Дубровина. Она наметила различия между
психическим здоровьем, которое имеет
отношение к отдельным психическим процессам
и механизмам, и психологическим здоровьем,
которое характеризует личность в целом,
находится в непосредственной связи с
проявлениямичеловеческого духа и позволяет
выделить собственно психологический
аспект проблемы психического здоровья.Психологическое
здоровье позволяет личности постепенно
стать самодостаточной, когда она все
больше ориентируется в своем поведении
и отношениях не только на извне задаваемые
нормы, но и на внутренние осознанные самоориентиры.
Психологическое здоровье предполагает
интерес человека к жизни, свободу мысли
и инициативу, увлеченность какой-либо
областью научной или практической деятельности,
Одна из наиболее интересных в отечественной
психологии попыток описать критерии
личностного здоровья принадлежит Б. С.
Братусю.
Б. С. Братусь рассматривает здоровье не
как однородное образование, а как образование,
имеющее сложное, поуровневое строение.
Высший уровень психического здоровья
- личност-но-смысловой, или уровень личностного
здоровья, который определяется качеством
смысловых отношений человека, общим смыслом
и назначением его жизни, отношением к
другим людям и себе. Следующий уровень
- индивидуально-психологическое здоровье,
оценка которого зависит от способностей
человека построить адекватные способы
реализации смысловых устремлений. Наконец,
уровень психофизиологического здоровья,
который определяется особенностями внутренней,
мозговой, ней-
Критериями личностного здоровья являются:
отношение к другому человеку как к самоценности,
как к существу,(центральное системообразующее
отношение);способность к децентрации,
самоотдаче и любви как способу реализации
этого отношения;творческий, целетворящий
характер жизнедеятельности;потребность
в позитивной свободе;возможность самопроектирования
будущего;вера в осуществимость намеченного;внутренняя
ответственность перед собой и другими,
прошлым и будущим поколениями;
стремление к обретению сквозного общего
смысла своей жизни
22.психокоррекц.комплекс. представляющий собой системное
воздействие, состоит из нескольких взаимосвязанных
блоков. 1. Диагностический. 2. Установочный. 3.
Коррекционный. 4. Блок оценки эффективности
коррекционных воздействий. Диагностический
блок. Цель:диагностикаособенностей развития
личности, выявление факторов риска, формирование
общей программы психологической коррекции.
Установочный блок. Цель: побуждение желания
взаимодействовать, снятиетревожности,повышение
уверенности клиента в себе, формирование
желания сотрудничать с психологом и что-либо
изменить в своей жизни. Коррекционный
блок. Цель: гармонизация и оптимизация
развития клиента, переход от отрицательной
фазы развития к положительной, овладение
способами взаимодействия с миром и самим
собой, определенными способами деятельности.
Блок оценки эффективностикоррекционных
воздействий. Цель: измерение психологического
содержания и динамики реакций, способствование
появлению позитивных поведенческих реакций
и переживаний, стабилизация позитивной
самооценки.
23.виды и принципы
составления кор.программ. Общая модель коррекции— это система условий оптимального
возрастного развития личности в целом.
Она предполагает расширение, углубление,
уточнение представлений человека об
окружающем мире, людяхТиповая модель
коррекции основана на организации практических
действий на различных основах; направлена
на овладение различными компонентами
действий и поэтапное формирование различных
действий.Индивидуальная модель
коррекции включает в себя определение
индивидуальной характеристики психического
развития клиента, его интересов, обучаемости,
типичных проблем; выявление ведущих видов
деятельности или проблем, особенностей
функционирования отдельных сфер в целом,
определение уровня развития различных
действий;В стандартизированной
программе четко расписаны этапы коррекции,
необходимые материалы, требования, предъявляемые
к участникам данной программы. Перед
началом осуществления коррекционных
мероприятий психолог должен проверить
возможности реализации всех этапов программы,
наличие необходимых материалов, соответствие
возможностей, предъявляемых к участникам
данной программы. Свободную программу
психолог составляет самостоятельно,
определяя цели и задачи этапов коррекции,
продумывая ход встреч, намечая ориентиры
результата достижений для перехода к
следующим этапам психокоррекции.Принцип системности
коррекционных, профилактических и развивающих
задач. принцип указывает на необходимость
присутствия в любой коррекционной программе
задач трех видов: коррекционных, профилактических
и развивающих. В нем отражена взаимосвязанность
и гетерохронность (неравномерность) развития
различных сторон личности ребенка.
Принцип единства
коррекции и Диагностики.отражает
целостность процесса оказания психологической
помощи в развитии клиента как особого
вида деятельности практического психолога
Принцип приоритетности
коррекции каузального типа. В зависимости от направленности
выделяют два типа коррекции: 1) симптоматическую
и 2) каузальную (причинную). Симптоматическая
коррекция направлена на преодоление
внешней стороны трудностей развития,
внешних признаков, симптомов этих трудностей.
Напротив, коррекция каузального типа
предполагает устранение и нивелирование
причин, порождающих сами эти проблемы
и отклонения в развитии клиента. Очевидно,
что только устранение причин, лежащих
в основе нарушения развития, может обеспечить
наиболее полное разрешение проблем, ими
вызванных.
Деятельностный принцип
коррекции.определяет тактику проведения
коррекционной работы, пути и способы
реализации поставленных целей
Принцип учета возрастно-психологических
и индивидуальных особенностей клиента. Принцип комплексности
методов психологического воздействияпостроение
коррекционно-развивающих программ, утверждает
необходимость использования всего многообразия
методов, техник и приемов из арсенала
практической психологии..Принцип активного
привлечения ближайшего социального окружения
к участию в коррекционной программе. определяется той ролью, которую
играет ближайший круг общения в психическом
развитии клиента.
Принцип опоры на
разные уровни организации психических
процессов. необходимо опираться на более
развитые психические процессы и использовать
методы, их активизирующие.
Принцип программированного
обученияНаиболее эффективно работают
программы, состоящие из ряда последовательных
операций, выполнение которых сначала
с психологом, а затем самостоятельно
приводит к формированию необходимых
умений и действий
Принцип возрастания
сложности. Принцип учета объема
и степени разнообразия материала. необходимо переходить к новому
объему материала только после относительной
сформированности того или иного умения.
Увеличивать объем материала и его разнообразие
необходимо постепенно.
Принцип учета эмоциональной
сложности материала. Проводимые игры, занятия, упражнения,
предъявляемый материал должны создавать
благоприятный эмоциональный фон, стимулировать
положительные эмоции- Коррекционное
занятие обязательно должно завершаться
на позитивном эмоциональном фоне.