Шпаргалка по "Психология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 15:41, шпаргалка

Краткое описание

Личность – это конкретный ч-к, взятый в системе его устойчивых соц-но обусловленных пс-х характеристик, кот-ые проявляются в общест-ых связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих (Асмолов).
Индивид-человек как целостный неповторимый представитель рода с его психофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности.
Индивидуальность-своеобразие психики и личности индивида,неповторимость. Проявляется в его особенностях, чертах характера, темпераменте.

Файлы: 1 файл

общ псих экз.docx

— 96.47 Кб (Скачать)
 

1.Понятие личности в системе человекознания

Личность – это конкретный ч-к, взятый в системе его устойчивых соц-но обусловленных пс-х характеристик, кот-ые проявляются в общест-ых связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих (Асмолов).

Индивид-человек как целостный неповторимый представитель рода с его психофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности.

Индивидуальность-своеобразие психики и личности индивида,неповторимость. Проявляется в его особенностях, чертах характера, темпераменте.

Субъект – носитель сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности. 

Московская школа:

Индивид,индивиуальность личность-причём личность только социальный продукт.

Петербургская:

Индивид-субъект  деятельности-личность-индивидуальность- личность социальный и биологический продукт.

Специфика изучения личности в разных областях психологического знания

Общая психология – изучая личность, решает вопросы, связанные с:

1.структурой личности

2.соотношение биологического и социального в структуре личности

3. исследует потребности и мотивы лич-и.

Акцент делается на изучение общих закономерн-й.

Дифференциальная психология - изучается феноменология и мех-мы индив-ых различий.

Социальная психология – рассматривает, как действует личность в реальных социальных группах. Основной вопрос – в какой мере формирование мотивов, потребностей и установок личности зависит от группы, в условиях которой эта личность действует.   

Чел-к как индивид формируется в рез-те онтогенеза. Л-ть формируется в рез-те взаимодействия онтогенеза и жизненного пути на основе культурно-исторических достижений. Индивидуальность – единство л-ти и субъекта деят-ти в структуре к-го  функ-ет индивид. 

2.Личность в философии, социологии и психологии.

Личность  в философии выступает как совокупность всех общественных отношений. Проблема личности в философии – это проблема места, занимаемого личностью в обществе.

Личность  в социологии – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, это продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством деятельности и общения. Очевидно, что понятие личности совпадает с понятием индивида и человека.

Нас же интересует прежде всего психологическая трактовка личности. В психологии личность изучается разными отраслями психологической науки. Обусловлено это многоплановостью проявлений личности, противоречивостью, а порой и загадочностью человеческого поведения. Многоплановость поведения требует в свою очередь разноуровневого психологического анализа.

Разработка проблемы личности в общей психологии, как  подчеркивает Б.Ф. Ломов, необходима для  интеграции данных о сенсорно-перцептивных, мнемических, мыслительных, эмоционально-волевых процессах. На личность как высший уровень интеграции системы психических процессов указывает и Л.М. Веккер. Интеграция этих данных необходима для уточнения представлений о сенсорной организации человека, его интеллекте, эмоциональной сфере его личности. Таким образом, личность в общей психологии – это некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и придающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость. 

3.Проблема личности в психологии.

Человек — самое  непостижимое явление из всего существующего  в мире и наиболее интересный предмет  для себя самого. Он представляется существом многосторонним, многомерным  и сложно организованным. Понимание  сущности человеческой субъективности возможно только с позиций целостного, системного и историко-эволюционного  подходов. В отечественной психологии традиционно утвердились три  основные понятийные категории, отражающие три аспекта существования человека: «индивид», «личность», «индивидуальность». Наиболее последовательно такое  различение проведено в работах  А.Н.Леонтьева.

  1. Человек как индивид предстает в своих природных, биологических особенностях, т.е. как существо материальное, природное, телесное в его целостности и неделимости. Познание человека как индивида предполагает рассмотрение природных основ его жизни, его психологии.

    Человек как  индивид — это природное существо, испытывающее так называемые органические потребности:в пище, тепле, отдыхе и т.д. Форма, строение, функционирование человеческого тела есть продолжение эволюционного ряда; оно во многом сходно с организмом высших приматов. В то же время человек качественно отличается от всех других живых существ. Н.А.Бердяев, русский религиозный философ, писал: «Человек— есть принципиальная новизна в природе. Тело человека— культурное тело, оно одухотворено и подчинено высшим целям человека».

    Даже человеческие органические потребности принципиально  отличаются от потребностей животных: они удовлетворяются иными предметами, иными способами, являются культурно  обусловленными. Принципиальное отличие  человека состоит в свободном  отношении к переживаниям органических потребностей. С помощью воли человек  может блокировать ощущение голода и жажды, преодолевать чувство страха и боли, если это необходимо для  достижения личностно значимых целей. В основе понятия «индивид», согласно А.Н. Леонтьеву, лежит факт неделимости, целостности и особенности каждого  человека, возникающих уже на ранних ступенях развития жизни. «Индивидом рождаются».

  1. Личность — одна из базовых категорий психологической науки и одно из наиболее широко применяемых понятий. Традиционно в психологии в это понятие вкладываются представления о наиболее развитом уровне человеческой субъективности. Реальность, которая описывается термином «личность», проявляется уже в этимологии. Словом «личность» (persona) первоначально обозначалась маска, надевавшаяся актером древнегреческого театра. Постепенно понятие личности наполнялось все большим многообразием смысловых значений, оттенки и диапазон которых в определенной мере специфичны для каждого конкретного языка. В русском языке слово «личность» близко слову «личина», которое, согласно В.И.Далю, обозначает исполнение чужой роли, притворную внешность, общественное лицо, обращенное к окружающим.

    Таким образом, в значении слова «личность» можно  выделить два основных смысла.

    • Первый, наиболее очевидный смысл — несовпадение собственных характеристик человека с содержанием роли, которую он исполняет.
    • Второй — социальная типичность исполняемой роли, ее открытость другим людям.

    Представления о личности как о системе ролевого поведения, обусловленного совокупностью  устойчивых социальных ожиданий со стороны  ближайшего окружения, нашли отражение  в так называемой ролевой теории личности. В отечественной психологии эта теория подвергается резкой критике. Действительно, человек в обществе включен во множество различных  социальных групп (в их числе семья, учебная группа, рабочий коллектив, дружеская компания и т.д.) В каждой группе он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные ожидания. Таким образом, один и тот же человек  должен вести себя по-разному в  разных ситуациях, т.е. выступать в  разных ролях. Однако личность— это именно то, что позволяет сохранить целостность своего «Я». Личность — это не структура ролей, а человек, жизнь которого не сводится к исполнению заданных ролей.

    Несмотря на то, что личность является центральной  и обобщающей категорией психологии, единого определения этого понятия  не выработано. Ни одно из множества  определений личности, существующих в психологической науке, не может  быть признано всеобъемлющим и бесспорным. Обобщая многообразие взглядов на природу  и механизмы личностного развития, можно выделить некоторые общие  моменты:

    1. личность — это особое качество или характеристика человека, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности тех общественных по своей природе отношений, в которые он включается. Если индивидом рождаются, то личностью становятся;
    2. личность характеризует человека со стороны его общественных связей и отношений, т.е. взаимосвязан с другими людьми. А.Н.Леонтьев называл личность «сверхчувственным образованием», т.к. эти связи и отношения с другими людьми составляют особую реальность, недоступную непосредственному восприятию. Следовательно, понятие личности в психологии обозначает особый способ существования человека — существование его как члена общества, как представителя определенной социальной группы;
    3. сущность личности заключается в способности человека действовать свободно, самостоятельно и ответственно. Личностное поведение — это поведение по собственному свободному выбору;
    4. личность — это не раз и навсегда сформированное качество, а постоянное развитие.
  1. Индивидуальность (от лат. individuum — неделимое) — высший уровень интеграции человека по отношению к индивидному и личностному уровням. Индивидуальность одновременно фиксирует своеобразие и неповторимость человека как индивида и как личности. Развитие индивидуальности — это жизненный путь человека.
 

4.Личность как концентрация социально значимого (Ильенков Э.В.). 

Разработка проблем  универсальности человека и его  воображения постоянно приводила  Э.В.Ильенкова к рассмотрению вопросов творчества и личности, - им была создана концепция, согласно которой подлинная личность обнаруживает себя там, где индивид производит некоторый всеобщий результат, оказывающий обновляющее влияние на судьбы других индивидов. Понятия личности, свободы и таланта синонимичны. Личность опережает коллектив, если тот ориентируется на отжившие каноны

135

общего дела, - она проторяет путь для других, задавая новый образец деятельности. "Личность тем значительнее, чем  полнее и шире представлены в ней - в ее делах, в ее словах, в поступках - коллективновсеобщая, а вовсе не сугубо индивидуальная ее неповторимость. Неповторимость подлинной личности со стоит именно в том, что она посвоему открывает нечто новое для всех ... " [17; 413]. Но когда сотворенные способы деятельности превращаются в стереотипы и догмы, то личность "умирает " заживо, становясь живой мумией.

Одна из центральных  идей обновляющегося российского образования  состоит в создании условий, обеспечивающих подлинное развитие личности. Для  успешного достижения этой цели большое  значение имеет, на наш взгляд, подход Э.В.Ильенкова к этой проблеме (подробнее она рассматривается в других наших публикациях [6], [7]).

В трудах Э.В.Ильенкова содержится много идей, ценных и важных для дальнейшего развития научной школы Л.С.Выготского, для решения многих вопросов, касающихся развивающего обучения, для разработки некоторых существенных проблем современной теоретической психологии. 

5.Теории личности.

Современные теории личности .Классификация

Психодинамические - теории, описывающие Л и объясняющие ее поведение исходя из ее пс-х, или внутренних, субъективных характеристик. То есть поведение здесь фактически выводится из внутренних пс-х св-в индивида как Л., полностью объясняется только на их основе.

Информация о работе Шпаргалка по "Психология"