Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 15:41, шпаргалка
Личность – это конкретный ч-к, взятый в системе его устойчивых соц-но обусловленных пс-х характеристик, кот-ые проявляются в общест-ых связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих (Асмолов).
Индивид-человек как целостный неповторимый представитель рода с его психофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности.
Индивидуальность-своеобразие психики и личности индивида,неповторимость. Проявляется в его особенностях, чертах характера, темпераменте.
1.Понятие личности в системе человекознания
Личность – это конкретный ч-к, взятый в системе его устойчивых соц-но обусловленных пс-х характеристик, кот-ые проявляются в общест-ых связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих (Асмолов).
Индивид-человек как целостный неповторимый представитель рода с его психофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности.
Индивидуальность-своеобразие психики и личности индивида,неповторимость. Проявляется в его особенностях, чертах характера, темпераменте.
Субъект – носитель сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности.
Московская школа:
Индивид,индивиуальность личность-причём личность только социальный продукт.
Петербургская:
Индивид-субъект
деятельности-личность-
Специфика изучения личности в разных областях психологического знания
Общая психология – изучая личность, решает вопросы, связанные с:
1.структурой личности
2.соотношение биологического и социального в структуре личности
3. исследует потребности и мотивы лич-и.
Акцент делается на изучение общих закономерн-й.
Дифференциальная психология - изучается феноменология и мех-мы индив-ых различий.
Социальная
психология – рассматривает, как
действует личность в реальных социальных
группах. Основной вопрос – в какой мере
формирование мотивов, потребностей и
установок личности зависит от группы,
в условиях которой эта личность действует.
Чел-к как индивид
формируется в рез-те онтогенеза. Л-ть
формируется в рез-те взаимодействия онтогенеза
и жизненного пути на основе культурно-исторических
достижений. Индивидуальность – единство
л-ти и субъекта деят-ти в структуре к-го
функ-ет индивид.
2.Личность в философии, социологии и психологии.
Личность в философии выступает как совокупность всех общественных отношений. Проблема личности в философии – это проблема места, занимаемого личностью в обществе.
Личность в социологии – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, это продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством деятельности и общения. Очевидно, что понятие личности совпадает с понятием индивида и человека.
Нас же интересует прежде всего психологическая трактовка личности. В психологии личность изучается разными отраслями психологической науки. Обусловлено это многоплановостью проявлений личности, противоречивостью, а порой и загадочностью человеческого поведения. Многоплановость поведения требует в свою очередь разноуровневого психологического анализа.
Разработка проблемы
личности в общей психологии, как
подчеркивает Б.Ф. Ломов, необходима для
интеграции данных о сенсорно-перцептивных,
мнемических, мыслительных, эмоционально-волевых
процессах. На личность как высший уровень
интеграции системы психических процессов
указывает и Л.М. Веккер. Интеграция этих
данных необходима для уточнения представлений
о сенсорной организации человека, его
интеллекте, эмоциональной сфере его личности.
Таким образом, личность в общей психологии
– это некоторое ядро, интегрирующее начало,
связывающее воедино различные психические
процессы индивида и придающее его поведению
необходимую последовательность и устойчивость.
3.Проблема личности в психологии.
Человек — самое
непостижимое явление из всего существующего
в мире и наиболее интересный предмет
для себя самого. Он представляется
существом многосторонним, многомерным
и сложно организованным. Понимание
сущности человеческой субъективности
возможно только с позиций целостного,
системного и историко-эволюционного
подходов. В отечественной психологии
традиционно утвердились три
основные понятийные категории, отражающие
три аспекта существования
Человек как
индивид — это природное
Даже человеческие
органические потребности принципиально
отличаются от потребностей животных:
они удовлетворяются иными
Таким образом, в значении слова «личность» можно выделить два основных смысла.
Представления о личности как о системе ролевого поведения, обусловленного совокупностью устойчивых социальных ожиданий со стороны ближайшего окружения, нашли отражение в так называемой ролевой теории личности. В отечественной психологии эта теория подвергается резкой критике. Действительно, человек в обществе включен во множество различных социальных групп (в их числе семья, учебная группа, рабочий коллектив, дружеская компания и т.д.) В каждой группе он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные ожидания. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя по-разному в разных ситуациях, т.е. выступать в разных ролях. Однако личность— это именно то, что позволяет сохранить целостность своего «Я». Личность — это не структура ролей, а человек, жизнь которого не сводится к исполнению заданных ролей.
Несмотря на
то, что личность является центральной
и обобщающей категорией психологии,
единого определения этого
4.Личность как концентрация социально значимого (Ильенков Э.В.).
Разработка проблем
универсальности человека и его
воображения постоянно
135
общего дела,
- она проторяет путь для других,
задавая новый образец
Одна из центральных идей обновляющегося российского образования состоит в создании условий, обеспечивающих подлинное развитие личности. Для успешного достижения этой цели большое значение имеет, на наш взгляд, подход Э.В.Ильенкова к этой проблеме (подробнее она рассматривается в других наших публикациях [6], [7]).
В трудах Э.В.Ильенкова
содержится много идей, ценных и важных
для дальнейшего развития научной школы
Л.С.Выготского, для решения многих вопросов,
касающихся развивающего обучения, для
разработки некоторых существенных проблем
современной теоретической психологии.
5.Теории личности.
Современные теории личности .Классификация
Психодинамические - теории, описывающие Л и объясняющие ее поведение исходя из ее пс-х, или внутренних, субъективных характеристик. То есть поведение здесь фактически выводится из внутренних пс-х св-в индивида как Л., полностью объясняется только на их основе.