Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 15:41, шпаргалка
Личность – это конкретный ч-к, взятый в системе его устойчивых соц-но обусловленных пс-х характеристик, кот-ые проявляются в общест-ых связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих (Асмолов).
Индивид-человек как целостный неповторимый представитель рода с его психофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности.
Индивидуальность-своеобразие психики и личности индивида,неповторимость. Проявляется в его особенностях, чертах характера, темпераменте.
25.Типология характера.
ТИПОЛОГИЯ характеров, как правило, строится на существовании определённых типических черт. Типическими называются черты и проявления харар-ера, кот-е явля-ся общими и показательными для некоторой группы людей /гороскопы/. Под типом хар-ра следует понимать выражение в индивидуальном харак-ре черт, общих для некоторой группы людей.
Все типологии ч-х харак-в, как правило, исходят из ряда общих идей:
-Хар-р ч-ка формируется в онтогенезе /устойчивое личностное образование/
-Сочетание личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными
-Большая часть
людей, в соответствии со
Акцентуация характера по Личко – это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцен-и, как временное состояние психики, чаще всего наблюдается в подростковом и раннем юношеском возрасте. При взрослении ребёнка, проявившиеся в детстве особенности его характера, оставаясь достаточно выраженными, теряют свою остроту, но со временем могут вновь проявиться отчётливо.
1.Гипертимный- Главной особенностью является постоянно приподнятое настроение, высокий жизненный тонус, активность и предприимчивость. Человек отказывается подчиняться чужой воле, плохо переносит дисциплинарные требования и строго регламентированный образ жизни, к правилам относится легкомысленно, легко может переступить грань между дозволенным и запретным.
2.Циклоидный- Фон настроения снижен, отмечаются вялость, упадок сил, повышенная раздражительность и интровертированность. Субдепрессивные фазы чередуются с гипоманиакальными, при которых бросаются в глаза повышенная активность, живость, легкомыслие, тяга к наслаждениям. Часто происходит смена фаз подъема и спада настроения
3.Сенситивный- Повышенная впечатлительность и чувство неполноценности. В детстве это выражается в разнообразных страхах, избегании компаний бойких и активных друзей, робости и скованности, боязни любых видов проверок и испытаний
4. Астеноневротический- Главными чертами типа являются астения, повышенная утомляемость, плохая переносимость нагрузок и напряжения, фиксация на состоянии здоровья.
5. Лабильный-Крайняя изменчивость настроения. Малейшая неприятность способна погрузить в мрачные переживания, а приятные события способны поднять настроение. От текущего настроения зависит все: самочувствие, работоспособность, планы на будущее.
6.Психастенический- Повышенная тревожность, мнительность. Психастенику трудно принять окончательное решение, поэтому он тщательно обдумывает свое поведение, взвешивает каждый шаг, многократно перепроверяет уже законченную работу.
7.Шизоидный- Основные особенности - замкнутость, отгороженность, духовное одиночество, своеобразие и необычность в выборе занятий
8.Эпилептоидный- Основные особенности - замкнутость, отгороженность, духовное одиночество, своеобразие и необычность в выборе занятий
9.Истероидный- Главные особенности - безудержный эгоизм и «жажда признания». Лица этого типа очень чувствительны к реакциям других людей, легко перестраиваются, вживаются в любую роль, стремятся любой ценой добиться внимания, восхищения, сочувствия или даже ненависти, не переносят равнодушия к своей персоне
10.Неустойчивый- Лица данного типа слабовольны, внушаемы, легко поддаются чужому влиянию, особенно дурному. Зависимые и безвольные, не имеют собственных положительных целей, поступки определяются случайными внешними обстоятельствами. Часто попадают в дурные компании, бросают учебу и работу, сближаются с правонарушителями, употребляют алкоголь, наркотики и т.п.
11. Конформный-
Постоянная и устойчивая ориентация на
нормы и ценности ближайшего окружения,
отсутствие собственного мнения, трудности
при восприятии нового, отрицательное
отношение к любым переменам в жизни
26.Система черт характера и их характеристика
27.Способности как характеристика индивидуальности.
С. – личностные образования, включающие в свой состав определенным образом структурированные знания и умения чел-а, сформированные на базе его врожденных задатков и как единое целое определяющие его возможности в успешном овладении той или иной деят-тью. Делятся на общие и специальные.
Общие обеспечивают овладение разными знаниями, умениями, к-ые реализуются в различных видах деят-ти. К общим способ-тям относят интеллект и некоторые умственные способ-ти: креативность, гибкость и нек-ые св-ва лич-ти: трудолюбие, настойчивость, ответственность. Специальные обеспечивают эффективность овладения отдельными областями деят-ти. Интеллект - комплекс св-в, необх-ых для выживания и достижения успехов в опред. культуре. Иногда рассматривают как символ обучаемости новому. По Ж. Пиаже: И.- общий регулятор поведения всех уровней. Делят на верб-ый и невер-ый.
Общий
И. – сложное интегральное кач-во психики,
определяющее синтез св-в, обеспечивающих
в совокупности успешность любой деят-ти.
Вербальный И. – интегральное образование,
подструктура О.И., функционирование кот-го
осуществляется в вербально-логической
форме, с опорой на знаки. Зависит от образования,
жизн. опыта, условий социализации. Невербальный
И. - интегральное образование, подструктура
О.И., функционирование кот-го связано
не столько со знаниями, сколько с умениями
индивида , сформированными на его психофизиологических
хар-ках. Креативность – способность к
созданию нового. Рубинштейн: совокупность
общих способностей одаренность. Талантливость
принято понимать как высшую ступень развития
способностей.
28.Определение способностей по Б. М. Теплову.
29.Задатки и способности.
Понятие о способностях (С.Л. Рубенштейн, Б.М. Теплов):
Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
Во-вторых, способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности.
В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у одного человека
Способности – это индивидуальные особенности, которые имеют отношение к успешному выполнению деятельности.
Способности – это совокупность всевозможных психических процессов и состояний
Способности – это все уровни развития общих и специальных знаний, умений и навыков /ЗУН/
Способности – это то, что не сводится к /ЗУН/, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование не практике.
Разница между способ-ми и З,У,Н.
Способности не сводится к тем ЗУН, которые уже выработаны у данного ч-а. К сожалению, в повседневной практике понятия «способности» и «навыки» часто отождествляют, что приводит к ошибочным выводам, особенно в педагог-й практике. Несмотря на то что способности не сводятся к ЗУН, это не означает, что они никак не связаны со знаниями и умениями. От способностей зависят легкость и быстрота приобретения ЗУН. Приобретение же этих знаний и умений, в свою очередь, содействует дальнейшему развитию способностей, тогда как отсутствие соответствующих навыков и знаний является тормозом для развития с-ей.
Способности должны постоянно развиваться, т.к. способность, которая не развивается, которой человек перестаёт пользоваться на практике, со временем утрачивается. Только благодаря постоянным упражнениям /музыка, спорт, математика и др./, мы поддерживаем и развиваем у себя соответствующие способности.
Успешность выполнения любой деятельности зависит от сочетания различных способностей. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей, их дефицит может быть выполнен за счёт более высокого развития других. Всякие способности в своём развитии проходят ряд этапов и для более высокого уровня развития необходимо, чтобы они были достаточно оформлены на предыдущем уровне. Для развития способностей должны быть определённые задатки.
Задатки – это анатомо-физиологические особенности н.с., составляющие природную основу развития способностей. Например: в качестве природных задатков могу выступать особенности развития различных анализаторов /музыкальные способности/.
Задатки интеллектуальных способностей проявляются в функции деятельности мозга – его большей или меньшей возбудимости, подвижности процессов, быстроте образования временных связей и др., т.е. в том, что И.П.Павлов назвал генотипом – врождёнными особенностями н/с к числу таких свойств относятся:
1. Сила н/с по отношению к возбуждению, т.е. способность длительно выдерживать, не обнаруживая запредельного торможения, интенсивные и часто повторяющиеся нагрузки.
2. Сила н/с по отношению к торможению, т.е. способность выдерживать длительно и часто повторяющиеся тормозные влияния.
3. Уровень н/с по отношению к торможению и возбуждению, которое проявляется в одинаковой реактивности н.с. в ответ на тормозное и возбуждающее влияние.
4. Лабильность н/с, оцениваемая по скорости возникновения и прекращения нервного процесса возбуждения или торможения.
Эти врождённые
анатомо-физиологические
Исходя из данных критериев, можно выделить 3 типологических группы людей:
Художественный тип /1сигнальная система/ - характерно целостное восприятие, повышенная эмоциональность
Мыслительный тип /2 с. с./ - характерно дробление на отдельные части /восприятие/, рассудочные, интеллектуальные реакции на события
Средний тип – равное представительство
Наличие определённых задатков у человека не означает, что у него будут развиваться те или иные способности. Развитие задатков – это социально обусловленный процесс, который связан с условиями восприятия и особенностями развития общества. Задатки развиваются и трансформируются в способности, если в обществе возникает потребность в тех или иных профессиях. Вторым существенным фактором развития задатков являются особенности воспитания.
Задатки неспецифичны.
Наличие у человека задатков определённого
вида не означает, что на их базе в
благоприятных условиях обязательно
должна развиться какая-то конкретная
способность. На основе одних и тех
же задатков могут развиться различные
способности, в зависимости от характера
требований, предъявляемых деятельностью.
Вместе с тем нельзя считать, что
задатки не влияют на характер будущих
способностей.
30.Классификации способностей.
Классификация:
I)природные – являются общими для животного и человека /восприятие, память, способность к элементарной коммуникации/.
II)специфические человеческие способности принято разделять на: