Шпаргалка по "Психология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 15:41, шпаргалка

Краткое описание

Личность – это конкретный ч-к, взятый в системе его устойчивых соц-но обусловленных пс-х характеристик, кот-ые проявляются в общест-ых связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих (Асмолов).
Индивид-человек как целостный неповторимый представитель рода с его психофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности.
Индивидуальность-своеобразие психики и личности индивида,неповторимость. Проявляется в его особенностях, чертах характера, темпераменте.

Файлы: 1 файл

общ псих экз.docx

— 96.47 Кб (Скачать)

Социодинамические - теории, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации и социальным характеристикам не придают существенного значения внутренним свойствам личности.

Интеракционистские -теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека.

1. Фрейдизм З.Фрейд, А.Адлер, К.Юнг- Инстинкты –ведущая детерминанта в развитие личности.

З.Фрейд. Классический психоанализ. Первым охарактеризовал  психику как постоянный конфликт между инстинктом, рассудком и  сознанием. Инстинкты –ведущая детерминанта в развитие личности.

Суть–поведение  человека обусловлен детерменизмом бессознательными психическими процессами.

Развитие Л. как процесс, обуслов-й, врожденными потребностями Одной из более распрост-х теорий, которая до сих пор оказывает влияние на пс-ю Л., является фрейдизм. Создателем этой теории является З. Фрейд. Он начал иссл-я и интерпр-ю сновидений, свободно возникающих ассоциаций, оговорок, забывания. Толкование этого материала он назвал методом психоанализа. Суть его состоит в том, что путём длит-х бесед с больным, до его сознания доводится истинная причина его заболевания, он начинает осознавать то, что было вытеснено. Происходит, по выражению Фрейда, катарсис. В дальнейшем, Ф.распространил свою концепцию и на психику здорового человека. В рамках данной теории, Фрейд очень подробно остановился на механизмах человеческого поведения.     

 Он выделил  2-е потребности, которые определяют психическую деят-ть ч-а: либидозную и агрессивную. Но т.к. удовлетворение этих потребностей наталкивается на препятствия со стороны  окружающего мира, они вытесняются, образуя область бессознательного. Но иногда они прорываются и проявляются в виде символов. Ф. в структуре Л. выделил 3 основных компонента:

ИД «оно» - здесь властвует вытеснение в области бессознательного инстинкта

ЭГО «я» - следует бессоз-м инстинктам, а с др. стороны подчиняется норм-м и треб-м реальности

СУПЕР ЭГО «сверх – я» - совокупность моральных устоев общества, оно исполняет роль цензора.

Если либидо остановлено в одном из своих  проявлений, оно должно неизбежно  произвести какие-то другие эффекты. Супер-эго обеспечивает социальную преемлемость этих эффектов. Однако, если ему это не удаётся, конфликт между ИД и СУПЕР-ЭГО приобретает обостр-й характер, нормальное функц-е системы нарушается. Блокир-е либидо находит своё выражение в разл-х болезн-х симптомах.

В этой конструкции  Л, созданной Фрейдом, содержится предпол-е о сложности, многоплановости структур чел-го поведения, и все эти компоненты подчинены в основном биол-м законам. В теории Фрейда реальные действия человека выступают символом потребности, «затравленной» сознанием.

По Юнгу, психика ч-а включает три уровня: сознание, личное бессоз-е и коллективное бессознательное. Определяющую роль в структуре Л. ч-а играет КБ, образующееся из следов памяти, оставленных всем прошлым чел-ва. КБ носит всеобщий характер. Оно оказывает влияние на Л. ч-а и предопределяет его поведение с момента рождения. В свою очередь, КБ тоже состоит из разных уровней. Оно определяется национальным, расовым и общечел-м наследием. Самый глубокий уровень складывается из следов дочел-о прошлого, т. е. из опыта животных предков ч-а. Таким образом, по определению Юнга, КБ — это разум наших древних предков, способ, которым они думали и чувствовали, способ, которым они постигали жизнь и мир, богов и человеческие существа.

КБ проявляется у отдельных людей в виде архетипов, которые обнар-ся не только в сновидениях, но и в реальном творчестве. Архетипы присущи отдельным людям, но в них отражается КБ

Кроме КБ существует, по мнению Юнга, ЛБ, но оно не отделено от сознания. ЛБ состоит из переживаний, бывших когда-то осознанными, а затем забытых или вытесненных из сознания. Они при известных условиях становятся осознанными.

А.Адлер – основатель индивидуальной психологии. Он резко выступал против биологизаторской теории Фрейда, считал, что основное в ч-е не его природные инстинкты, а обществ-е чувство, которое он назвал «чувством общности». Это чувство является врожд-м, но оно должно быть социально развито. Он отстаивал принцип внутр-о единства пс-й жизни Л.. Считал, что между сознат-м и бессозн-м жёсткой границы нет. Адлер выделил 3-и осн-х формы проявл- компенсации /ч-к стремится найти способы для преодол-я чувства неполноц-ти и прибег-т к разным видам компенсации/

- Успешная компенсация чувства неполноценности в результате совпадения стремления к превосходству с социальным интересом 

- Сверхкомпенсация означает одностороннее приспособление к жизни в результате чрезмерного развития какой-то одной черты или способности.

-  Уход в болезнь В этом случае ч-к не может освободиться от чувства неполноценности; не может прийти к компенсации «нормальными» способами и «вырабатывает» симптомы болезни, чтобы оправдать свою неудачу. Возникает невроз.   

2. Неофрейдизм Основными представителями являются ученики Фрейда — К. Хорни и Г. С. Салливан. Считали что наряду с инстинктами на развитие личности оказывают влияние и социальные факторы. 

К.Хорни. Основу сущности ч-а усматривает во врождённом чувстве беспокойства – оно является основной мотивацией его поступков. Коренная тревога заставляет ч-а стремиться к безопасности. Она утверждает, что ч-м управляют 2-е тенденции: стремление к безопасности и стремление к удовлетв-ю своих желаний. Оба эти стремления часто противоречат друг другу, и тогда возникает неврот-й конфликт, который ч-к сам стремится подавить, вырабатывая определ-е способы («стратегии») поведения. Она ыделила четыре типа поведения:

1) выражается в «неврот-м стремлении к любви» как средству обеспечения безопасности в жизни;

2) проявляется в «невр-м стремлении к власти», которое объясняется не какими-то объективными причинами, а страхом и враждебностью к людям;

3) выражается в стремлении изолироваться от людей;

4)  в признании своей беспомощности («невротическая покорность»).

По её мнению, каждый ч-к может и хочет усовер-ть свой личностный потенциал, но, когда это естественное стремление блокируется внешним социальным влиянием, возникает неврот-й конфликт.  

Г.Салливен – считает основными механизмами развития личности:

1- потребность  в нежности, ласке           2- стремление избежать тревоги   

 Оба механизма  сосуществуют с момента рождения  ребенка, и вместе они являются  мех-м развития Л. Но ч-к живет во внешнем мире, который постоянно доставляет ему неудовольствие и поводы для тревоги. И вот в борьбе с этим внешним миром, а вернее сказать, в борьбе с беспокойством, форм-ся его Л, называет «Я-системой». ОН утверждает, что «Я-система», т. е. Л, форм-ся, во-1х, в борьбе с неизбежным беспокойством на бессозн-м уровне и, во-2х, в нахождении различных средств для избежания этого беспокойства. «Я-система» заставляет ребенка, подростка, а в дальнейшем и взрослого ч-а прибегать к помощи вначале матери, а затем и других людей, например своих коллег по работе. В качестве механизма, формирующего личность, выступают межличностные отношения.

3. Гуманистическая ТЛ К.Роджерс(Лич-но-центрир-я т.), А.Маслоу(Целостно-динам-я т. Мотивации), -считали что личность уникальной целостной системой, в которую вмешиваться нельзя.Главная идея-свобода выбора личности.

.Развитие Л. как тенденция к поиску смысла жизни и самосозедания. К.Роджерс – свой метод назвал недирективным, т.е. сосредоточенным на пациенте, в основе которого лежит правило не давать советов клиенту и избегать оценок его поведения, но актуализировать его творческие способности, требующиеся для самост-го решения его проблем. Центр-м звеном в ТЛ Роджерса является категория самооценки. В результате взаимод-я ребёнка со взрослым и другими детьми у него создаётся представление о себе самом. Однако формир-е самооценки не происходит без конфликта. Часто оценка окруж-х не соотв-т самооценке. Ч-к стоит перед дилеммой принять ли оценку окружающих, либо остаться при своей. Происходит сложный процесс «взвешивание», которое Роджерс назвал «органическим оценочным процессом», т.к. источник оценок первоначально лежит как бы внутри организма. У Роджерса развитие личности определяется врождённой тенденцией.

Развитие Л. как тендениция к самоактуализации и саморазвитию. А.Маслоу – согласно его мнению, основная потребность ч-а – это самоактуал-я, стремление к самосоверш-ю и самовыражению. Самоактуализация – это процесс постоянного развития и практической реализации своих возможностей. Самоактуализация – явление врождённое, она входит в природу человека, человек рождается с потребностями в добре, нравственности, доброжелательности. Они составляют ядро человека и человек должен уметь эти потребности реализовать. Структура потребностей по Маслоу: 

-физиологическая  потребность - потребность в безопасности  -потребность в принадлежности и любви- потребность уважения- познавательная- эстетическая-самоактуализация

Главный акцент – изучение свободы, ответственности, выбора; проблемы общения, поиска смысла существования. Уникальность личного  опыта конкретного человека. Человек  воспринимается как изначально доброе, предназначен для того, чтобы быть свободным.

4. Теория социального научения – Э. Толмен

Когнит-й бихевиорист. В отличие от Скиннера, Халла и других сторонников главенствующей роли связи "стимул - реакция", Толмен предложил когнитивную теорию научения, считая, что пс-е процессы, участвующие в научении, не ограничиваются связью СР. Фундамент-м законом научения он считал овладение "знаком-гештальтом", т.е. когнит-м представл-м, занимающим промежуточное положение между S и R. В то время как связь " S - R " носит механический характер, познание играет активную посредн-ю роль, и результат имеет вид: S – познават-я деят-сть (знак-гештальт) - R. Знаки-гештальты состоят из "когнитивных карт" (умственных образов знакомой местности), ожиданий и прочих промежут-х переменных. Крысы, с которыми проводил опыты Т-н, не нуждались в выработке условного рефлекса, чтобы найти в лабиринте дорогу, ведущую к пище. Они направлялись прямо к кормушке, потому что знали, где она находится и как ее найти. Желая подчеркнуть определяющую роль цели в поведении, Толмен назвал свою систему "целевым бихевиоризмом".

5. Феноменологический подход - подход, рассматр-й и описывающий содержание сознания: что я у себя в сознании вижу и как я это переживаю. Или: как ты это видишь, как ты это понимаешь и переживаешь. В ФП важно не поведение, не что ч-к делает, а что он при этом чув-т, видит, думает и переживает: содержание восприн-го и пережив-го сознания. Феномен - это и ощущение, и восприятие, и представление, и мысль. ФП хорошо зареком-л себя в работе с метафорами. Анализ и констр-е метафор - действенное средство влияния на внутренний мир Л. Опасности ФП связаны с тем, что под ним практически нет никаких оснований, никакой доказательной базы. ФП нередко подталкивает клиента к фантазиям, никак не связанным с его реальной жизнью, вовлекает в самокопание, погружает в иллюзии, является причиной многих психосоматических нарушений.

К.Левин. Центральной точкой феноменального поля является Я-концепция, вокруг которой организуются все субъективное восприятие индивида. Сущ-т одно главное мотивац-е побуждение ч-а – потребность в самоактуал-и, в поддержании и повышении ценности своей Я-концепции.

6. Концепция личности Леонтьева В его концепции исходная единица псих-го анализа Л, – деятельность. Разграничили индивид и личность. Индивид – целостное генотипическое образование. Л. – целостное, произведенное в результате множества предметных деятельностей. Мотивационная сфера в структуре Л. Леонтьевым представлена иерархией мотивов:

* мотивы-стимулы(побуждающие, эмоциональные),

* смыслообразующие(мотивы-цели), побуждающие к деяте-сти.

7. Историко-эволюционный Асмолова. изучения стру-ры Л, в рамках антропоцентрической парадигмы:

1.Конституционально-антропометрическая  стратегия изучения строения  личности. Кречмера, Шелдона, Конрада.

2.«Факторная»  стратегия изучения черт личности. Кеттела, Айзенка, Гилфорда.

3.«Блочная» стратегия  изучения структуры личности. У.Джемса, К.К.Платонова.

4.Мотивационно-динамическая  стратегия изучения орг-ии личности. Маслоу, Роджерс, Олпорт, .Левин, Леонтьев.

5.Поведенческо-интеракционистская  стратегия изучения организации  личности.  

Направленность – совокупность устойчивых мотивов поведения, которые формируют например мировоззрение,убеждение, идеалы-симптпмокомплекс.(отечественная психология)

Информация о работе Шпаргалка по "Психология"