Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 15:41, шпаргалка
Личность – это конкретный ч-к, взятый в системе его устойчивых соц-но обусловленных пс-х характеристик, кот-ые проявляются в общест-ых связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих (Асмолов).
Индивид-человек как целостный неповторимый представитель рода с его психофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности.
Индивидуальность-своеобразие психики и личности индивида,неповторимость. Проявляется в его особенностях, чертах характера, темпераменте.
Движущие силы:
1. ребенок оформляется
с позиций половой
2. Развитие интеллекта – возм-ть абстрактного мышления, способ-ть строить причинно-следственные цепочки.
3.саморегуляция.
Открытие собственного «
Аспекты: 1. Когнитивный – те знания, к-ые чел-к имеет относительно себя. Выделяют:
- когнитивная
сложность – кол-во
- цельность образа Я - С возрастом ↑, но в подрост. возрасте м. нарушаться; вместо цельности – противоречивость.
- устойчивость образа Я
-контрастность и степень отчетливости. У взрослых ослабевает, в подрост гипертрофированна.
2. Эмоц. аспект – отношение к себе
3. Поведенческий
аспект – зависит от 2.
10.Направленность личности.
Личность есть то, куда она стремится. Человек начинается с того, что для него становится что-то дорого, что он ради чего-то готов себя поднять, с того, что что-то для него становится иногда важнее его личного существования.
Хотите понять в человеке главное - поймите, что движет этим человеком, каковы его настоящие стремления.
Направленность личности - не то же самое, что направленность жизни. Направленность жизни иногда задается внешними обстоятельствами - нужно кормить семью, пора рожать ребенка, или забрали в армию, - в то время внутренняя направленность человека может быть - дача, жить на природе и заниматься садом и огородом.
Направленность личности - это то, что человеку действительно дорого, к чему он на самом деле стремится.
Кому-то дорог комфорт, кому-то развитие. Женщинам чаще важнее отношения, мужчинам - дело.
Основные характеристики
направленности личности - это широта
или узость направленности, устойчивость
и действенность
Личность может стремиться к развитию, к гомеостазу или к защите. Главное то, что здоровая личность всегда куда-то стремится, мир видится интересным дружественным. Когда ситуация меняется, когда мир окажется враждебным или тем более страшным, когда главным в жизни человека оказывается защититься от этого мира, структура личности перестает быть здоровой. Когда направлением направленности становится не мир, а защита от мира, личность свою направленность, устремленность - теряет. Уже не до направленности, ни до чего, выжить бы... Личность оказывается - проблемной, больной. См.→
Направленность
личности задается как его телом
(психобиологией), так и привычками, и живой
его душой (эмоциями и чувствами), и его
умом: взглядами и философией его жизни.
Люди часто думают, что они сами определяют
свою внутреннюю направленность, но это
не всегда является правдой: ум часто лишь
обосновывает то, чего требует душа или
тело
11.Психологическое пространство личности как представленность себя в мире.
Психологическое пространство личности — индивидуальное переживание себя во всех сущностях пространства бытия: в пространстве природных, предметных, образно-знаковых и социальных реалий, а также в реальности внутреннего пространства.
Психологическое
пространство человека как личности
— это не столько внешние, физические
условия его жизни и
Психологическое
пространство человека как личности
строится на основе внутренней позиции,
которая складывается в результате
неких идеальных представлений
о себе в обществе, на основе личного
жизненного опыта и стремления отстаивать
эти представления в проблемных
ситуациях. Я убеждена, что устойчивым
психологическим пространством
обладает личность, контролирующая свои
позиции не только в стабильном и
определенном социуме, в межличностных
отношениях, но и в экстремальных
обстоятельствах природных
Психологическое пространство личности – пятое звено структуры самосознания человека, которое позволяет ему стремиться адекватно воспринимать свой уникальный путь индивидуальной жизни.
Структурные звенья самосознания, которые изначально лежат в поле общественного сознания, обусловленного большим историческим временем человечества, выстраиваются во внутреннем психологическом пространстве в соответствии с позицией самого человека.
Индивидуально-неповторимым образом у человека формируется отношение: к своему имени; к своим мечтам, жизненным целям через свои притязания; к реализации своей половой идентификации; к своему психологическому времени жизни; к своему психологическому пространству.
Психологическое
пространство личности — это пульсирующая
сущность самосознания человека; она
может сужаться как шагреневая кожа
в зависимости от объективных
обстоятельств и субъективной позиции
человека. Однако психологическое пространство
личности может расти и расширяться
вопреки обстоятельствам, когда
человек субъективно
Психологическое
пространство человека характеризует
его сущностные особенности и
определяет его типологию как
личности.
12.Методы экспериментальных исследований личности
Методы исследования личности — совокупность способов и приемов изучения психологических проявлений личности человека. По форме и условиям проведения различают: экспериментальные и неэкспериментальные (например, анализ биографий и т.п.), лабораторные и клинические, прямые и косвенные, исследовательские и обследовательские (психодиагностические) М. и. л. Дифференциация М. и. л. по содержанию определяется принципами интерпретации предмета психологии личности. В зависимости от доминирующего аспекта рассмотрения выделяются М. и. л.: 1) как индивидуальности; 2) как субъекта социальной деятельности и системы межличностных отношений; 3) как идеальной представленности в других людях. Соответственно первому аспекту выделяются субъектная и объектная ориентации в построении М. и. л. Субъектная ориентация представлена проективными и психосемантическими методиками, направленными на характеристику основных образующих индивидуального сознания — смыслов и значений. Объектная ориентация, исходящая в основном из теории черт личности, представлена личностными опросниками, шкалами межличностного восприятия, приемами оценки развития интеллектуальных качеств и обучаемости индивида совокупностью ряда приемов оценки психофизиологических параметров индивида. Определенное единство субъектных и объектных исследовательских ориентаций достигается в рамках деятельностной трактовки личности, исходящей из взаимосвязи стабильного и динамического в сознании и деятельности (генетические методы изучения развивающейся личности, методы исследования установок и диспозиций личности, надситуативной активности, уровня притязаний и т.д.). В отечественной психологии показано, что данные, полученные в результате исследования личности как индивидуальности, не могут быть непосредственно перенесены на характеристики личности как субъекта межличностных отношений — индивидуально-типическое выступает существенно по-разному в зависимости от уровня развития той общности, в которой интегрирована личность. В связи с этим (второй аспект) используются социально-психологические методы исследования личности в группах (социометрия, референтометрия, приемы изучения ролевого поведения и др.). В третьем аспекте построения и использования М. и, л, личность выступает как внутри, так и за пределами межиндивидуального взаимодействия (идеальная продолженность субъекта в других людях — персонализация) и т.п. В рамках указанной ориентации складывается особый| принцип исследования личности: метод отраженной субъектности (анализ личности индивида через его представленность в жизнедеятельности других людей, в их мотивациях и т.п.).
13.Понятие личности в общей, дифференциальной и социальной психологии.
14.Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность.
Индивид (от лат. individuum — неделимое):
Индивидуум — человек, обладающий только ему свойственными характеристиками, как внешнего, так и внутреннего характера.
В психологии индивид (индивидуум) — отдельно взятый человек со всеми своими психологическими, морально-нравственными, психическими характеристиками.
Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности[1]. Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы[2].
Индивидуа́льность (от лат. individuum — неделимое, особь) — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, её неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов. Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности является, в первую очередь, среда, где он растет, ассоциации, накопленные им в детстве, воспитание, особенности строения семьи и обращении с ребенком. Существует мнение, что индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают (А.Г. Асмолов)
В психологии этот термин употребляется при описании 2-х явлений:
Во втором случае индивидуальность определяется единством свойств человека, а в первом — только отличительными его свойствами.
В качестве субъекта деятельности человек представляет собой “открытую систему”: его существование и развитие зависят от связей с окружающим миром, в котором он действует, живет и частью которого является.
Во-первых,
человек как любое живое