Шпаргалка по "Психология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 15:41, шпаргалка

Краткое описание

Личность – это конкретный ч-к, взятый в системе его устойчивых соц-но обусловленных пс-х характеристик, кот-ые проявляются в общест-ых связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих (Асмолов).
Индивид-человек как целостный неповторимый представитель рода с его психофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности.
Индивидуальность-своеобразие психики и личности индивида,неповторимость. Проявляется в его особенностях, чертах характера, темпераменте.

Файлы: 1 файл

общ псих экз.docx

— 96.47 Кб (Скачать)

Движущие  силы:

1. ребенок оформляется  с позиций половой принадлежности  – знак для окружающих, что  ребенок вырос и может выполнять  определенную структуру социальных  ролей.

2. Развитие интеллекта  – возм-ть абстрактного мышления, способ-ть строить причинно-следственные цепочки.

3.саморегуляция.  Открытие собственного «внутреннего  мира». Меняется в-ие времени: чув-во текучести и необратимости, переживания о смерти.

Аспекты: 1. Когнитивный – те знания, к-ые чел-к  имеет относительно себя. Выделяют:

- когнитивная  сложность – кол-во описательных  категорий, к-ое использует чел-к при описании себя, дифференцированность. С возрастом ↑.

- цельность образа  Я - С возрастом ↑, но в  подрост. возрасте м. нарушаться; вместо цельности – противоречивость.

- устойчивость  образа Я

-контрастность  и степень отчетливости. У взрослых  ослабевает, в подрост гипертрофированна.

2. Эмоц. аспект – отношение к себе

3. Поведенческий  аспект – зависит от 2. 

10.Направленность личности

Личность есть то, куда она стремится. Человек начинается с того, что для него становится что-то дорого, что он ради чего-то готов  себя поднять, с того, что что-то для  него становится иногда важнее его  личного существования.

    Хотите понять в человеке главное - поймите, что  движет этим человеком, каковы его настоящие  стремления.

Направленность  личности - не то же самое, что направленность жизни. Направленность жизни иногда задается внешними обстоятельствами - нужно кормить семью, пора рожать ребенка, или забрали в армию, - в то время внутренняя направленность человека может быть - дача, жить на природе и заниматься садом и  огородом.

Направленность  личности - это то, что человеку действительно  дорого, к чему он на самом деле стремится.

    Кому-то дорог комфорт, кому-то развитие. Женщинам чаще важнее отношения, мужчинам - дело.

Основные характеристики

Основные характеристики направленности личности - это широта или узость направленности, устойчивость и действенность направленности, уровень и ориентиры направленности (направленность на себя, на общение  и отношения, на дело). См.

Сбои в направленности личности: защита

Личность может  стремиться к развитию, к гомеостазу или к защите. Главное то, что  здоровая личность всегда куда-то стремится, мир видится интересным дружественным. Когда ситуация меняется, когда мир  окажется враждебным или тем более  страшным, когда главным в жизни  человека оказывается защититься от этого мира, структура личности перестает  быть здоровой. Когда направлением направленности становится не мир, а  защита от мира, личность свою направленность, устремленность - теряет. Уже не до направленности, ни до чего, выжить бы... Личность оказывается - проблемной, больной. См.

Чем определяется направленность личности

Направленность  личности задается как его телом (психобиологией), так и привычками, и живой его душой (эмоциями и чувствами), и его умом: взглядами и философией его жизни. Люди часто думают, что они сами определяют свою внутреннюю направленность, но это не всегда является правдой: ум часто лишь обосновывает то, чего требует душа или тело 

11.Психологическое пространство личности как представленность себя в мире.

Психологическое пространство личности — индивидуальное переживание себя во всех сущностях  пространства бытия: в пространстве природных, предметных, образно-знаковых и социальных реалий, а также в  реальности внутреннего пространства.

Психологическое пространство человека как личности — это не столько внешние, физические условия его жизни и деятельности, сколько внутренний мир, построенный  благодаря Великому полю общественного  сознания в Большом времени, обусловленном  историей человечества, а также благодаря  собственной внутренней позиции  человека по отношению к этим условиям, к миру и самому себе.

Психологическое пространство человека как личности строится на основе внутренней позиции, которая складывается в результате неких идеальных представлений  о себе в обществе, на основе личного  жизненного опыта и стремления отстаивать эти представления в проблемных ситуациях. Я убеждена, что устойчивым психологическим пространством  обладает личность, контролирующая свои позиции не только в стабильном и  определенном социуме, в межличностных  отношениях, но и в экстремальных  обстоятельствах природных катаклизмов  и социальных катастроф. Безусловно, здесь нет полярных различий между  людьми — многообразие различного и типического в социальном пространстве людей создает неповторимую человеческую  общность с бесчисленной вариативностью внутренних психологических пространств.

Психологическое пространство личности – пятое звено структуры самосознания человека, которое позволяет ему стремиться адекватно воспринимать свой уникальный путь индивидуальной жизни.

Структурные звенья самосознания, которые изначально лежат  в поле общественного сознания, обусловленного большим историческим временем человечества, выстраиваются во внутреннем психологическом  пространстве в соответствии с позицией самого человека.

Индивидуально-неповторимым образом у человека формируется  отношение: к своему имени; к своим  мечтам, жизненным целям через  свои притязания; к реализации своей  половой идентификации; к своему психологическому времени жизни; к  своему психологическому пространству.

Психологическое пространство личности — это пульсирующая сущность самосознания человека; она  может сужаться как шагреневая кожа в зависимости от объективных  обстоятельств и субъективной позиции  человека. Однако психологическое пространство личности может расти и расширяться  вопреки обстоятельствам, когда  человек субъективно заинтересован  в этом и когда у него есть потенциал  к наращиванию своего психологического пространства. Речь идет о жизнеспособной личности, ответственной за свою представленность в мире и причастной к жизни людей прошлого, настоящего и будущего.

Психологическое пространство человека характеризует  его сущностные особенности и  определяет его типологию как  личности. 

12.Методы экспериментальных исследований личности

Методы исследования личности — совокупность способов и приемов изучения психологических проявлений личности человека. По форме и условиям проведения различают: экспериментальные и неэкспериментальные (например, анализ биографий и т.п.), лабораторные и клинические, прямые и косвенные, исследовательские и обследовательские (психодиагностические) М. и. л. Дифференциация М. и. л. по содержанию определяется принципами интерпретации предмета психологии личности. В зависимости от доминирующего аспекта рассмотрения выделяются М. и. л.: 1) как индивидуальности; 2) как субъекта социальной деятельности и системы межличностных отношений; 3) как идеальной представленности в других людях. Соответственно первому аспекту выделяются субъектная и объектная ориентации в построении М. и. л. Субъектная ориентация представлена проективными и психосемантическими методиками, направленными на характеристику основных образующих индивидуального сознания — смыслов и значений. Объектная ориентация, исходящая в основном из теории черт личности, представлена личностными опросниками, шкалами межличностного восприятия, приемами оценки развития интеллектуальных качеств и обучаемости индивида совокупностью ряда приемов оценки психофизиологических параметров индивида. Определенное единство субъектных и объектных исследовательских ориентаций достигается в рамках деятельностной трактовки личности, исходящей из взаимосвязи стабильного и динамического в сознании и деятельности (генетические методы изучения развивающейся личности, методы исследования установок и диспозиций личности, надситуативной активности, уровня притязаний и т.д.). В отечественной психологии показано, что данные, полученные в результате исследования личности как индивидуальности, не могут быть непосредственно перенесены на характеристики личности как субъекта межличностных отношений — индивидуально-типическое выступает существенно по-разному в зависимости от уровня развития той общности, в которой интегрирована личность. В связи с этим (второй аспект) используются социально-психологические методы исследования личности в группах (социометрия, референтометрия, приемы изучения ролевого поведения и др.). В третьем аспекте построения и использования М. и, л, личность выступает как внутри, так и за пределами межиндивидуального взаимодействия (идеальная продолженность субъекта в других людях — персонализация) и т.п. В рамках указанной ориентации складывается особый| принцип исследования личности: метод отраженной субъектности (анализ личности индивида через его представленность в жизнедеятельности других людей, в их мотивациях и т.п.).

13.Понятие личности в общей, дифференциальной и социальной психологии.

14.Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность.

Индивид (от лат. individuum — неделимое):

  1. Особь, отдельно существующий живой организм (растение или животное), в том числе отдельно взятый человек как представитель человеческого рода;
  2. Отдельный человек, носитель предпосылок человеческого развития;
  3. В литературе возможно употребление слов «индивид», или «индивидуум» в ироничном смысле.

Индивидуум — человек, обладающий только ему свойственными характеристиками, как внешнего, так и внутреннего характера.

В психологии индивид (индивидуум) — отдельно взятый человек со всеми своими психологическими, морально-нравственными, психическими характеристиками.

Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности[1]. Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы[2].

Индивидуа́льность (от лат. individuum — неделимое, особь) — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, её неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов. Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности является, в первую очередь, среда, где он растет, ассоциации, накопленные им в детстве, воспитание, особенности строения семьи и обращении с ребенком. Существует мнение, что индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают (А.Г. Асмолов)

В психологии этот термин употребляется при описании 2-х явлений:

  • индивидуально-психологических различий (индивидуальность как своеобразие психологических свойств человека)
  • иерархической организации психологических свойств человека (индивидуальность как высший уровень этой организации по отношению к индивидному и личностному) (см. интегральная индивидуальность).

Во втором случае индивидуальность определяется единством  свойств человека, а в первом — только отличительными его свойствами.

В качестве субъекта деятельности человек представляет собой “открытую систему”: его существование и развитие зависят от связей с окружающим миром, в котором он действует, живет и частью которого является.

Во-первых, человек как любое живое существо есть часть природного мира и его  можно рассматривать как биологический  организм. Во-вторых, любой человек  является членом того или иного общества, в связях и отношениях с которым  он определяется как социальный индивид. И в третьих, человек так или иначе связан с общественно-историческим, культурным и нравственным опытом человечества, и освоение этого опыта необходимо для самоопределения человека, его развития как личности.

Информация о работе Шпаргалка по "Психология"