Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 15:41, шпаргалка
Личность – это конкретный ч-к, взятый в системе его устойчивых соц-но обусловленных пс-х характеристик, кот-ые проявляются в общест-ых связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих (Асмолов).
Индивид-человек как целостный неповторимый представитель рода с его психофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности.
Индивидуальность-своеобразие психики и личности индивида,неповторимость. Проявляется в его особенностях, чертах характера, темпераменте.
1.Общие – определяющие успехи человека в самых различных видах деятельности, это – умственные способности, тонкость и точность ручных движений, память, совершенная речь и т.д. Это и способности, проявляющиеся в общении и взаимодействии с людьми, эти способности социально обусловлены, без них было бы трудно преодолеть путь превращения человека из биологического существа в социальное.
Специальные способности – определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. Это музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и др. Наличие у человека общих способностей не исключает развитие специфических и наоборот.
2. Теоретические и практические способности отличаются друг от друга тем, что теоретические предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а практические – к конкретно-практическим действиям. Теоретические и практические способности чаще не сочетаются друг с другом, вместе они встречались только у одарённых разносторонне талантливых людей.
3. Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком ЗУН, а вторые – определяют возможность открытий и изобретений, создание новых предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий, изобретений
4. Потенциальные способности, те, которые не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий. Актуальные – необходимы именно в данный момент и реализуются в виде деятельности. Характер социальных условий препятствует или способствует развитию потенциальных способностей, обеспечивает или нет превращение их в актуальные.
5. Предметные
и межличностные способности – в
наибольшей степени социально обусловлены.
Пример: речь человека, как средство общения,
межличностное восприятие и оценивание
людей, умение входить в контакт с людьми,
располагать их к себе, оказывать влияние,
умение адаптироваться к людям.
КЛАССИФИКАЦИЯ уровней развития способностей:
- задатки
- одарённость
- мастерство
- талант
- гениальность
1. Задатки – индивидуальные особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения каких-либо видов деятельности. Отдельная способность не может обеспечить успешного выполнения деятельности. Успешность выполнения любой деятельности всегда зависит от ряда способностей.
2. Одарённость – сочетание различных высокоразвитых способностей, которые обеспечивают человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. Одарённость определяет только возможность – достижения успеха, но если человек не учился математике, он не сможет успешно выполнить функции.
3. Мастерство – т.е. совершенство в конкретном виде деятельности. Когда говорят о мастерстве человека, то имеют в виду его способность успешно заниматься производительной деятельностью. Мастерство в любой профессии предполагает психологическую готовность к творческим решениям возникающих проблем.
4. Талант – высокий уровень развития специальных способностей /музыка, литература и др./. Талант, как и способности, проявляется в деятельности. При этом деятельность отличается новизной, оригинальностью подхода. Отдельная изолированная способность, даже высоко развитая не может быть названа талантом.
5. Гениальность
– высший уровень способностей, когда
творческие достижения человека составляют
целую эпоху в жизни общества, в развитии
культуры. Гениальные люди обладают незаурядными
способностями в различных областях деятельности
/Аристотель, Леонардо да Винчи, Ломоносов/,
но это не значит, что все индивидуальные
качества гения развиты в одинаковой степени.
Гениальность имеет свой «профиль», какая-то
сторона в ней доминирует, какие-то способности
проявляются ярче.
31.Общие и специальные способности.
32.Проблема определения способностей.
33.Способности и профориентация
Признаки наличия способностей к какому-либо виду деятельности:
- Высокий темп обучения соответствующей деятельности
-Широта переноса
навыка, которая состоит в том,
что, обучившись применению
- Энергетическая экономность выполнения данной деятельности
- Индивидуальное
своеобразие выполнения
- Высокая мотивация,
стремление к этой
34.Личность как предмет психологического исследования.
35.Психологические теории и направления.
36.Основные психологические школы.
37.Структурализм.
38.Вюрцбургская школа.
39.Функционализм.
40.Бихевиоризм.
41.Гештальт-психология.
42.Теория «поля» К. Левина.
43.Генетическая психология Ж.Пиаже.
44.Психоанализ (глубинная психология).
45.Зигмунд Фрейд: основоположник психоанализа.
46.Карл Густав Юнг: аналитическая психология.
47.Альфред Адлер: индивидуальная психология.
48.Неофрейдизм.
49.Карен Хорни: образ Я.
50.Эрих Фромм: «бегство от свободы».
51.Гарри Спок Салливен: межличностные отношения.
52.Эрик Эриксон: Эго-психология.
53.Теория Штерна.
54.Гуманистическая психология.
55.Психические процессы, состояния и свойства.
56.Психические состояния.
57.Определение состояния.
58.Роль и место состояний среди других психических явлений.
59.Функции состояний.
60.Классификация состояний.
61.Диагностики состояний.
62.Управление состояниями.
63.Генотипическое и фенотипическое, биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека.
64.Свойства, структура и типология личности.
65.Номотетическое и идеографическое описание личности.