Шпаргалка по "Психология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 15:41, шпаргалка

Краткое описание

Личность – это конкретный ч-к, взятый в системе его устойчивых соц-но обусловленных пс-х характеристик, кот-ые проявляются в общест-ых связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих (Асмолов).
Индивид-человек как целостный неповторимый представитель рода с его психофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности.
Индивидуальность-своеобразие психики и личности индивида,неповторимость. Проявляется в его особенностях, чертах характера, темпераменте.

Файлы: 1 файл

общ псих экз.docx

— 96.47 Кб (Скачать)

1.Общие – определяющие успехи человека в самых различных видах деятельности, это – умственные способности, тонкость и точность ручных движений, память, совершенная речь и т.д. Это и способности, проявляющиеся в общении и взаимодействии с людьми, эти способности социально обусловлены, без них было бы трудно преодолеть путь превращения человека из биологического существа в социальное.

Специальные способности – определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. Это музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и др. Наличие у человека общих способностей не исключает развитие специфических и наоборот.

2. Теоретические и практические способности отличаются друг от друга тем, что теоретические предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а практические – к конкретно-практическим действиям. Теоретические и практические способности чаще не сочетаются друг с другом, вместе они встречались только у одарённых разносторонне талантливых людей.

3. Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком ЗУН, а вторые – определяют возможность открытий и изобретений, создание новых предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий, изобретений

4. Потенциальные способности, те, которые не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий. Актуальные – необходимы именно в данный момент и реализуются в виде деятельности. Характер социальных условий препятствует или способствует развитию потенциальных способностей, обеспечивает или нет превращение их в актуальные.

5. Предметные и межличностные способности – в наибольшей степени социально обусловлены. Пример: речь человека, как средство общения, межличностное восприятие и оценивание людей, умение входить в контакт с людьми, располагать их к себе, оказывать влияние, умение адаптироваться к людям.  

КЛАССИФИКАЦИЯ уровней развития способностей:

- задатки

- одарённость

- мастерство

- талант

- гениальность

1. Задатки – индивидуальные особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения каких-либо видов деятельности. Отдельная способность не может обеспечить успешного выполнения деятельности. Успешность выполнения любой деятельности всегда зависит от ряда способностей.

2. Одарённость – сочетание различных высокоразвитых способностей, которые обеспечивают человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. Одарённость определяет только возможность – достижения успеха, но если человек не учился математике, он не сможет успешно выполнить функции.

3. Мастерство – т.е. совершенство в конкретном виде деятельности. Когда говорят о мастерстве человека, то имеют в виду его способность успешно заниматься производительной деятельностью. Мастерство в любой профессии предполагает психологическую готовность к творческим решениям возникающих проблем.

4. Талант – высокий уровень развития специальных способностей /музыка, литература и др./. Талант, как и способности, проявляется в деятельности. При этом деятельность отличается новизной, оригинальностью подхода. Отдельная изолированная способность, даже высоко развитая не может быть названа талантом.

5. Гениальность – высший уровень способностей, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Гениальные люди обладают незаурядными способностями в различных областях деятельности /Аристотель, Леонардо да Винчи, Ломоносов/, но это не значит, что все индивидуальные качества гения развиты в одинаковой степени. Гениальность имеет свой «профиль», какая-то сторона в ней доминирует, какие-то способности проявляются ярче. 

31.Общие и специальные способности

32.Проблема определения способностей.

33.Способности и профориентация

Признаки наличия способностей к какому-либо виду деятельности:

- Высокий темп обучения соответствующей деятельности

-Широта переноса  навыка, которая состоит в том,  что, обучившись применению операции  в одной ситуации, человек способен  легко применить ее в других аналогичных ситуациях

- Энергетическая  экономность выполнения данной  деятельности

- Индивидуальное  своеобразие выполнения деятельности

- Высокая мотивация,  стремление к этой деятельности, иногда вопреки обстоятельствам 

34.Личность как предмет психологического исследования.

35.Психологические теории и направления.

36.Основные психологические школы.

37.Структурализм.

38.Вюрцбургская школа.

39.Функционализм.

40.Бихевиоризм.

41.Гештальт-психология.

42.Теория «поля» К. Левина.

43.Генетическая психология Ж.Пиаже.

44.Психоанализ (глубинная психология).

45.Зигмунд Фрейд: основоположник психоанализа.

46.Карл Густав Юнг: аналитическая психология.

47.Альфред Адлер: индивидуальная психология.

48.Неофрейдизм.

49.Карен Хорни: образ Я.

50.Эрих Фромм: «бегство от свободы».

51.Гарри Спок Салливен: межличностные отношения.

52.Эрик Эриксон: Эго-психология.

53.Теория Штерна.

54.Гуманистическая психология.

55.Психические процессы, состояния и свойства.

56.Психические состояния.

57.Определение состояния.

58.Роль и место состояний среди других психических явлений.

59.Функции состояний.

60.Классификация состояний.

61.Диагностики состояний.

62.Управление состояниями.

63.Генотипическое и фенотипическое, биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека.

64.Свойства, структура и типология личности.

65.Номотетическое и идеографическое описание личности.

Информация о работе Шпаргалка по "Психология"