Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 16:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".
1 Психология как наука
Психологию
определяют как научное исследование
поведения и внутренних психических процессов
и практическое применение получаемых
знаний.Психология изучает мир субъективных
(душевных) явлений, процессов и состояний,
осознаваемых или неосознаваемых самим
человеком.Она полезна просто человеку,
так сказать, для личных целей, чтобы понимать
состояние своей собственной души, а при
необходимости сознательно вносить в
него изменения (аутотренинг, нейролингвистическое
программирование, медитация); она необходима
родителям и педагогам, чтобы знать, что
происходит в душах детей, оказывать им
первую психологическую помощь, корректировать
их психическое развитие; она просто необходима
для делового человека, чтобы принимать
ответственные решения с учетом психологического
состояния партнеров, умело воздействовать
на их симпатии и антипатии, убеждения
и вкусы; без нее также не обойтись инженеру,
решающему задачи надежности действий
операторов.
2. Понятие о психики человека
Традиционно дают определение понятию психики — как свойства живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях. Этимологически слово «психика» (по-гречески «душа») имеет двойственное значение. Одно значение несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. Психика — это сущность, где внеположность и многообразие природы собирается к своему единству, это
Отражаемое (весь
мир) Отражающая система Отраженное (психическоеявление)
3 Понятие о личности в психологии
Понятие «личность» многопланово, личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т. д. Каждая из этих наук изучает личность в своем специфическом аспекте.
Для социально-психологического
анализа личности следует четко
разграничить понятия «личность», «индивид»,
«индивидуальность», «человек».Наиболее
общим является понятие «человек» — биосоциальное
существо, обладающее членораздельной
речью, сознанием, высшими психическими
функциями (абстрактно-логическое мышление,
логическая память и т. д.), способное создавать
орудия, пользоваться ими в процессе общественного
труда. Эти специфические человеческие
способности и свойства (речь, сознание,
трудовая деятельность и пр.) не передаются
людям в порядке биологической наследственности,
а формируются у них прижизненно, в процессе
усвоения ими культуры, созданной предшествующими
поколениями. Существуют достоверные
факты, которые свидетельствуют о том,
что если дети с самого раннего возраста
развиваются вне общества, то они остаются
на уровне развития животных, у них не
формируются речь, сознание, мышление,
нет вертикальной походки. Никакой личный
опыт человека не может привести к тому,
что у него самостоятельно сформируется
логическое мышление, самостоятельно
сложатся системы понятий. Для этого потребовалась
бы не одна, а тысяча жизней. Люди каждого
последующего поколения начинают свою
жизнь в мире
4 . Восприятие
Если в результате ощущения человек получает знани об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди и т. д.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами и свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления.
Восприятием называют
психический процесс отражения
предметов и явлений
5 Отличие житейских психологических знаний от научных
Житейские психологические знания конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий - одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы. Житейские психологические знания носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и прилаживанийВ отличие от этого научные психологические знания рациональны, вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий. Отличие 4. Состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент. Отличие 5. Наконец, пятое отличие, и вместе с тем преимущество, научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается
6 Понятие о темпераменте
Темперамент — это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические ха-
рактеристики
интенсивности и скорости реагирования,
степени эмоциональной
нет лучших или худших темпераментов — каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента (что невозможно вследствие врожденности темперамента), а на разумное использование его достоинств и нивелирование его отрицательных граней.
Человечество
издавна пыталось выделить типичные
особенности психического склада различных
людей, свести их к малому числу обобщенных
портретов — типов
Темперамент
в переводе с латинского — смесь,
соразмерность. Древнейшее описание темпераментов
принадлежит «отцу» медицины Гиппократу.
Он считал, что темперамент человека определяется
тем, какая из четырех жидкостей организма
преобладает; если преобладает кровь («сангвис»
по-латыни), то темперамент будет сангвинический,
т. е. энергичный, быстрый, жизнерадостный,
общительный, легко переносит жизненные
трудности и неудачи. Если преобладает
желчь («холе»), то человек будет холериком
— желчный, раздражительный, возбудимый,
несдержанный, очень подвижный человек,
с быстрой сменой настроения. Если преобладает
слизь («флегма»), то темперамент флегматичный
— спокойный, медлительный, уравновешенный
человек, медленно, с трудом переключающийся
с одного вида деятельности на другой,
плохо приспосабливающийся к новым условиям.
Если преобладает черная желчь («мелана-холе»),
то получается меланхолик — несколько
болезненно застенчивый и впечатлительный
человек, склонный к грусти, робости, замкнутости,
он быстро утомляется, чрезмерно чувствителен
к невзгодам.
7 Психические свойства
психические свойства
- это индивидуальные особенности психической
деятельности конкретного человека, особенности
его психического состояния, его межличностных
и личностно-социальных отношений, которые
позволяют описывать и прогнозировать
его поведение, направление и динамику
психического развития. Психические свойства
- наиболее общее родовое понятие для всех
более частных психодиагностических К
числу наиболее общих видов (классов) П.С.
относятся: а) психические черты (иногда
их называют "личностные
черты", но
корректнее говорить про "индивидуальные
черты"): это свойства темперамента и характера, а такжемотивационные
черты; б) способности, среди которых различают
общие, частные (модальные) и специальные (умения); в) психические состояния, среди которых
обычно различают эмоциональные и функциональные состояния;
г) свойства сознания и самосознания; д)
социальные установки и межличностные
отношения - группа так называемых социально-психологических
качеств личности.
8 История развития психологии
Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Отметим основные этапы ее развития.
I этап —
психология как наука о душе.
Такое определение психологии
было дано более двух тысяч
лет назад. Наличием души
II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
III этап — психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
IV этап —
психология как наука, изучающая
объективные закономерности, проявления
и механизмы психики.
9 Понятие о характере
В буквальном переводе
с греческого характер означает чеканка,
отпечаток. В психологии под характером
понимают совокупность индивидуально-своеобразных
психических свойств, которые проявляются
у личности в типичных условиях и выражаются
в присущих ей способах деятельности в
подобных условиях. Характер - это индивидуальное
сочетание существенных свойств личности,
выражающих отношение человека к действительности
и проявляющихся в его поведении, в его
поступках. Характер взаимосвязан с другими
сторонами личности, в частности с темпераментом
и способностями. Темперамент на форму
проявления характера, своеобразно окрашивая
те или иные его черты. Так, настойчивость
у холерика выражается кипучей деятельности,
у флегматика - в сосредоточенном обдумывании.
Холерик трудится энергично, страстно,
флегматик - методично, не спеша. С другой
стороны, и сам темперамент перестраивается
под влиянием характера: человек с сильным
характером может подавить некоторые
отрицательные стороны своего темперамента,
контролировать его проявления. С характером
неразрывно связаны и способности. Высокий
уровень способностей связан с такими
чертами характера, как коллективизм -
чувство неразрывной связи с коллективом,
желание работать для его блага, вера в
свои силы и возможности, соединенная
с постоянной неудовлетворенностью своими
достижениями, высокой требовательностью
к себе, умением критически относиться
к своему делу. Расцвет способностей связан
с умением настойчиво преодолевать трудности,
не падать духом под влиянием неудач, работать
организованно, проявлять инициативу.
Связь характера и способностей выражается
и в том, что формирование таких черт характера,
как трудолюбие, инициативность, решительность,
организованность, настойчивость, происходит
в той же деятельности ребенка, в которой
формируются и его способности. Например,
в процессе труда как одного из основных
видов деятельности развивается, с одной
стороны, способность к труду, а с другой
- трудолюбие как черта характера.
10 Основные отрасли в психологии
Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, педагогическую, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию.
Социальная
психология изучает социально-
11 Понятие о способностях и задатках
Способности
— это индивидуально-
Способности можно классифицировать на:
1) природные
(или естественные) способности,
в основе своей биологически
обусловленные, связанные с