Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 16:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".
18 Основные
методологические принципы
19 Черты характера и их классификация
Лазурский выделял три психологических уровня в зависимости от степени приспособления человека к среде, в зависимости от того, насколько среда «давит» на человека. Низший уровень — это недостаточно приспособленные люди, среда накладывает на них сверхсильный отпечаток, насильственно приспосабливая их к своим запросам и почти не считаясь с врожденными особенностями каждого отдельного человека. Средний уровень — люди смогли найти свое место в окружающей среде и использовать ее в своих целях. Высший уровень — это уровень творчества, когда человек стремится среду переделать.На основе учета этих трех уровней приспособления и преобладания мыслительных, либо эмоциональных, либо волевых функций Лазурский предлагает следующую классификацию характеров:
НИЗКИЙ
УРОВЕНЬ:1.Рассудочный тип —
20 Развитие психики человека
Развитие
психики Существуют
разные подходы к по-в филогенезе
1) антропсихизм
(Декарт) — психика присуща только
человеку; 2) панпсихизм (французские
материалисты) — всеобщая одухотворенность
природы, всей природе, всему миру присуща
психика (и камню в том числе); 3) биопсихизм
—психика — это свойство живой природы
(присуще и растениям); 4) нейропсихизм
(Ч. Дарвин) — психика свойственна только
организмам, которые имеют нервную систему;
5) мозгопсихизм (К. К. Платонов) —
психика только у организмов с трубчатой
нервной системой, имеющих головной мозг
(при таком подходе, у насекомых психики
нет, т. к. у них узелковая нервная система,
без выраженного головного мозга); 6)
критерием появления зачатков психики
у живых организмов является
наличие чувствительности
(А. Н. Леонтьев) — способность реагировать
на жизненно незначимые раздражители
среды (звук, запах и т. п.), которые являются
сигналами для жизненно важных раздражителей
(пища, опасность) благодаря их объективно
устойчивой связи. Эволюционная теория
утверждает, что наиболее приспособленные
к данной среде особи оставят больше потомства,
чем менее приспособленные, потомки которых
постепенно будут уменьшаться и исчезать.
Психика возникает и развивается у животных
именно потому, что иначе они не могли
бы ориентироваться в среде и существовать.
Психика человека — качественно более
высокий уровень, чем психика животных
(Homo sapiens — человек разумный). Сознание,
разум человека развивались в процессе
трудовой деятельности, которая возникает
в силу необходимости осуществления совместных
действий для добывания пищи при резком
изменении условий жизни первобытного
человека. И хотя видовые биологически
морфологические особенности человека
устойчивы уже в течение тысячелетий,
развитие психики человека происходило
в процессе трудовой деятельности. Трудовая
деятельность имеет продуктивный характер;
труд, осуществляя процесс производства,
запечатлевается в своем продукте, т. е.
происходит процесс воплощения, опредмечивания
в продуктах деятельности людей их духовных
сил и способностей. Таким образом, материальная,
духовная культура человечества — это
объективная форма воплощения достижений
психического развития человечества.
21 Сознание человека
Сознание
— высшая, свойственная человеку форма
обобщенного отражения
22 Потребности
Термином
<потребность> обычно обозначают следующие
три феномена: 1. Объективные нужды
людей в определенных условиях, обеспечивающих
их жизнь и развитие. 2. Свойства личности,
определяющие ее отношение к действительности
и собственным обязанностям, в конечном
итоге - определяющие образ ее жизни и
деятельности. 3. Определенные состояния
психики человека, отражающие его нужду
в веществах, энергии и других факторах,
необходимых для его функционирования
как живого организма и личности. Можно
было бы эти три явления обозначить тремя
терминами: нужда - потребность - потребностное
состояние, но обычно этого не делают.
Потребности-свойства вызывают активность
человека и направляют ее на овладение
определенными ценностями, выступая тем
самым как программы жизнедеятельности.
При этом в таких программах <потребности
в потреблении> всегда являются лишь
обратной стороной <потребностей созидания>.
Так, например, потребность в пище есть
лишь следствие потребности в созидании
собственного тела. Закрепившиеся, устойчивые
программы жизнедеятельности человека
постоянно дополняются экстренно образуемыми
временными программами (<квази-потребностями>),
учитывающими специфику тех ситуаций,
в которых приходится реализовывать основные
программы. Толчок для развертывания цепи
познавательных, эмоциональных и волевых
процессов, необходимых для формирования
дополнительных программ жизнедеятельности,
дают потребностные состояния. Формируемые
в ответ на потребностные состояния дополнительные
программы поведения ведут себя в общем
так же, как и основные, и в свою очередь
могут потребностно переживаться и дополняться
вторичными программами. Однако в отличие
от основных программ временные программы
живут недолго и <стираются> мозгом
тотчас после их реализации. Потребности
- исходные побуждения к деятельности
- означают испытываемую человеком нужду
в чем-то вне его находящемся. Они выражают
его зависимость от мира и направленность
на него. Состояние потребности - это пассивно-активное
состояние. Его пассивный аспект выражается
в положительном или отрицательном - в-
зависимости от состояния удовлетворения
потребности-эмоциональном состоянии;
его активный аспект- в стремлении, влечении,
желании, в которых элементы аффективной
и волевой сторон психики представлены
в неразрывном единстве. Нужно с самого
начала различать потребность как внутреннее
условие, как одну из обязательных предпосылок
деятельности и потребность как то, что
направляет и регулирует конкретную деятельность
субъекта в предметной среде. В первом
случае потребность выступает лишь как
состояние нужды организма, которое само
по себе не способно вызвать никакой определенной
направленной деятельности; ее функция
ограничивается активизацией соответствующих
биологических отправлений и общим возбуждением
двигательной сферы, проявляющимся в направленных
поисковых движениях. Лишь в результате
ее <встречи> с отвечающим ей предметом
она впервые становится способной направлять
и регулировать деятельность. Встреча
потребности с предметом есть акт опредмечивания
потребности -<наполнения> ее содержанием,
которое черпается из окружающего мира.
23 Обучение как процесс развития
Обучение и
развитие не совпадают непосредственно,
а представляют собой два процесса,
находящиеся в сложном взаимоотношении.
Обучение только тогда эффективно, когда
оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает
и вызывает к жизни целый ряд функций,
находящихся в стадии созревания, лежащих
в зоне ближайшего развития. В этом и заключается
главнейшая роль обучения в развитии.
Обучение оказывается наиболее плодотворным
только тогда, когда оно совершается в
пределах периода, определяемого зоной
ближайшего развития. Когда мы наблюдаем
за ходом развития ребенка в школьном
возрасте и за ходом его обучения, мы действительно
видим, что всякий предмет обучения требует
от ребенка больше, чем он может дать на
сегодняшний день, т. е. ребенок в школе
осуществляет деятельность, которая заставляет
его подыматься выше самого себя. Это,
конечно, относится к здоровому школьному
обучению. Правильное решение вопроса
о соотношении развития и обучения имеет
центральное значение не только для психологии,
но н для педагогики. Каждая концепция
обучения, которой руководствуется педагог,
включает в себя (сознает он это или нет)
определенную концепцию развития. Точно
так же каждая концепция психического
развития, которой придерживается психолог
(сознает он это или нет), заключает в себе
и определенную теорию обучения. Ребенок
развивается, воспитываясь и обучаясь.
Это значит: воспитание и обучение включается
в самый процесс развития ребенка, а не
надстраиваются над ним.
24 Речь
Важнейшим
достижением человека, позволившим
ему использовать общечеловеческий
опыт, как прошлый, так и настоящий,
явилось речевое общение, которое
развивалось на основе трудовой деятельности.
Речь — это язык в действии. Язык — система
знаков, включающая слова с их значениями
и синтаксис — набор правил, по которым
строятся предложения. Слово является
разновидностью знака, поскольку последние
присутствуют в различного рода формализованных
языках.Объективным свойством словесного
знака, обусловливающим нашу теоретическую
деятельность, является значение слова,
которое представляет собой отношение
знака (слова в данном случае) к обозначаемому
в реальной действительности объекту
независимо от того, как он представлен
в индивидуальном сознании. В отличие
от значения слова, личностный смысл —
это отражение в индивидуальном сознании
того места, которое занимает данный предмет
(явление) в системе деятельности человека.
Если значение объединяет социально значимые
признаки слова, то личностный смысл —
это субъективное переживание его содержания.
функции языка: 1) средство существования,
передачи и усвоения общественно-исторического
опыта; 2) средство общения (коммуникации);
3) орудие интеллектуальной деятельности
(восприятия, памяти, мышления, воображения).
Выполняя первую функцию, язык служит
средством кодирования информации об
изученных свойствах предметов и явлейий.
Посредством языка информация об окружающем
мире и самом человеке, полученная предшествующими
поколениями, становится достоянием последующих
поколений. Выполняя функцию средства
общения, язык позволяет оказывать воздействие
на собеседника — прямое (если мы прямо
указываем на то, что надо сделать) или
косвенное (если мы сообщаем ему сведения,
важные для его деятельности, на которые
он будет ориентироваться немедленно
и в другое время в соответствующей ситуации).
Функция языка в качестве орудия интеллектуальной
деятельности связана прежде всего с тем,
что человек, выполняя любую деятельность,
сознательно планирует свои действия.
Язык является основным орудием планирования
интеллектуальной деятельности, да и вообще
решения мыслительных задач.
25 Мотивация
Мотив — это
побуждение к совершению поведенческого
акта, порожденное системой потребностей
человека и с разной степенью осознаваемое
либо неосознаваемое им вообще. В процессе
совершения поведенческих актов мотивы,
будучи динамическими образованиями,
могут трансформироваться (изменяться),
что возможно на всех фазах совершения
поступка, и поведенческий акт нередко
завершается не по первоначальной, а по
преобразованной мотивации. Термином
«мотивация» в современной психологии
обозначаются как минимум два психических
явления: 1) совокупность побуждений, вызывающих
активность индивида и определяющую ее
активность, т. е. система факторов, детерминирующих
поведение; 2) процесс образования, формирования
мотивов, характеристика процесса, который
стимулирует и поддерживает поведенческую
активность на определенном уровне. За
любым поступком человека всегда кроются
определенные цели, желания, а за конфликтом
— столкновение несовместимых желаний
партнеров по общению, когда удовлетворение
стремлений одной стороны грозит ущемлением
интересов другой. Выделяют классификацию
потребностей: 1) первичные, витальные
(врожденные, биологические) потребности:
в пище, воде, сне-отдыхе, потребность в
самозащите, родительские, сексуальные
потребности. Эти естественные потребности
имеют общественно-личный характер, что
находит свое выражение в том, что даже
для удовлетворения узколичных потребностей
(в пище) используются результаты общественного
труда и применяются исторически сложившиеся
в данной общественной среде способы и
приемы, т. е. все потребности социальны
по способу удовлетворения; 2) культурные,
приобретенные потребности имеют общественный
характер ho природе своего происхождения,
они формируются под влиянием воспитания
в обществе. Среди культурных потребностей
выделяют материальные и духовные потребности.
К духовным относят потребность в общении,
потребность в эмоциональном тепле, уважении,
познавательные потребности, потребность
в деятельности, эстетические потребности,
потребность осознать смысл своей жизни.
Даже не найдя ответа на этот вопрос, мы
своей деятельностью доказываем, что имеем
определенные цели, которым отдаем свою
энергию, знание, здоровье. А цели бывают
очень разные: открытие научной истины,
служение искусству, воспитание детей.
Но иногда это лишь стремление сделать
карьеру, заполучить дачу, машину и т. п.
Тот, кто не знает, ради чего и кого он живет,
не удовлетворен судьбой.
27 Воображение
Воображение —
это психический процесс