Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 16:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".
28 Виды общения
1. «Контакт
масок» — формальное общение,
когда отсутствует стремление
понять и учитывать
29 Интеллект
В настоящее время существует, как минимум, три трактовки понятия интеллекта: 1. Биологическая трактовка: «способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации». 2. Педагогическая трактовка: «способность к обучению, обучаемость».
3. Структурный
подход, сформулированный А. Бине:
интеллект как «способность
3. Высший
уровень. Характеризуется
30 Стороны общения
Общение — специфическая
форма взаимодействия человека с
другими людьми как членами общества;
в общении реализуются
3. Мимика, поза,
взгляд собеседника могут
4. Планирование содержания своего сообщения — человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
5. Бессознательно
(иногда сознательно) человек
выбирает конкретные средства, фразы,
которыми будет пользоваться, решает как
говорить, как себя вести. 6. Восприятие
и оценка ответной реакции собеседника,
контроль эффективности общения на основе
установления обратной связи.
31 Акцентуация характера
Акцентуация характера — преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной — от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни — психопатии. Приведем краткую характеристику особенностей поведения в зависимости от типов акцентуации: 1) гипертимичес-кий (гиперактивный) — чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, риску, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань недозволенного, отсутствует самокритичность; 2) дистимичный — постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимичность, тяготится шумным обществом, с сослуживцами близко не сходится, в конфликты вступает редко, чаще является в них пассивной стороной; 3) циклоидный — общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности); 4) эмотивный (эмоциональный) — чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение; 5) демонстративный — выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой (слезы, обмороки, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычные увлечения, ложь). Легко забывает о своих неблаговидных поступках; 6) возбудимый — повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, «занудливость», но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтует; 7) застревающий — «застревает» на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, «сводит счеты», служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывает активной стороной; 8) педантичный — выраженная занудливость в виде «переживания» подробностей, на службе способен замучить посетителей формальными требованиями, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью; 9) тревожный (психастенический) — пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях; 10) экзальтированный (лабильный) — очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость; 11) интровертированный (шизоидный, аутистический) — малая общительность, замкнут, в стороне от всех, общение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свойственна повышенная ранимость. Сдер-
жанно, холодно
относится к другим людям, даже к
близким; 12) экстравертированный (конформный)
— высокая общительность, словоохотливость
до болтливости, своего мнения не имеет,
очень несамостоятелен, стремится быть
как все, неорганизован, предпочитает
подчиняться.
32 Эмоции
Регуляция действий может происходить в двух принципиально различных формах: в форме непосредственной реакции и в форме целенаправленной активности. Более элементарные формы поведения человека - реактивные - являются эмоциональными процессами, более сложные - целенаправленные - осуществляются благодаря мотивации. Следовательно, мотивационный процесс можно рассматривать как особую форму эмоционального. Таким образом, мотивация - это эмоция плюс направленность действия. Эмоциональное поведение является экспрессивным, а не ориентированным на цель, и поэтому его направление меняется вместе с изменением ситуации. Между этими двумя формами поведения располагаются действия, целью которых является разрядка эмоций.
Поведение человека
в большинстве случаев содержит
как эмоциональные, так и мотивационные
компоненты, поэтому на практике их не
легко отделить друг от друга.Свойства
человека, характеризующие содержание,
качество и динамику его эмоций и чувств.
Содержательные аспекты эмоциональности
отражают явления и ситуации, имеющие
особую значимость для субъекта. Они неразрывно
связаны со стержневыми особенностями
личности, ее нравственным потенциалом:
направленностью мотивационной сферы,
мировоззрением, ценностными ориентациями
и пр.
33 Чувства
Если посредством эмоций осуществляется быстрая и непосредственная оценка конкретной ситуации (интересна,-опасна, нейтральна и т. д.), то чувства-это эмоциональные процессы более высокого уровня, они выражают целостное отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает в нем, в форме непосредственного переживания. Чувствительность. Способность живого организма активно реагировать на раздражения. Выделяют абсолютную и дифференциальную чувствительность. Чувство бесчувствия Патопсихологическое нарушение, состоящее в субъективном впечатлении о собственной внутренней пустоте, отсутствии чувств. Чувство комического Чувство комического возникает в результате внезапно обнаруживающегося несоответствия между кажущейся значительностью действующего лица и ничтожностью, неуклюжестью, вообще несуразностью его поведения, между поведением, рассчитанным на более или менее значительную ситуацию, и пустяковым характером ситуации, в которой оно совершается. Комическим, смешным кажется то, что выступает сначала с видимостью превосходства и затем обнаруживает свою несостоятельность. Несоответствие или несуразность, обычно заключенные в комическом, сами по себе еще не создают этого впечатления. Для возникновения чувства комизма необходимо совершающееся на глазах у человека разоблачение неосновательной претензии. Чувство одиночества Чувство, обусловленное субъективной реакцией на несоответствие желаемого и достигнутого уровня социальных контактов. Чувство трагического Когда зло начинает восприниматься как существенная сторона действительности, как заключающееся в самой основе и закономерном ходе ее, юмористическое чувство неизбежно переходит в чувство трагическое. При этом трагическое чувство, констатируя фактическую взаимосвязь добра и зла, остро переживает их принципиальную несовместимость. Трагическое чувство тоже, хотя и совсем по-иному, чем ирония, связано с чувством возвышенного. Если в иронии возвышенное внешне противостоит злу, низменной действительности, то для трагического чувства возвышенное вступает в схватку, в борьбу со злом, с тем, что есть в действительности низменного.
Из трагического
чувства рождается особое восприятие
героического-чувство трагического героя,
который, остро чувствуя роковую силу
зла, борется за благо и, борясь за правое
дело, чувствует себя вынужденным неумолимой
логикой событий иногда идти к добру через
зло.
34 Уровни и виды способностей
Индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности Способности можно классифицировать на: 1) природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей; 2) специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде. Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на: а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т. д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.);
б) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям; в) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) — талантом;
г) способности
к общению, взаимодействию с людьми
и предметно-деятельностные способности,
связанные со взаимодействием людей
с природой, техникой, знаковой информацией,
художественными образами и т. д.
35 Воля
Свобода личности,
или свобода воли определяется возможностью
человека осуществлять выбор того или
иного варианта поведения, порой
вопреки социальным обстоятельствам
или собственным влечениям. Человек
— это единственное существо, которое
может в любой момент сказать «нет» своим
витальным биологическим влечениям (М.
Ше-лер). «Человек не свободен от социальных
влияний, но от него зависит, сдастся ли
он или сможет противодействовать социальным
обстоятельствам. В этом плане свобода
— это когда человек сам должен решать,
выбрать ли ему добро, уступить ли ему
злу» (Ф. М. Достоевский). Свобода личности
может перейти в произвол, если она не
переживается с точки зрения ответственности
(В. Франк л). Некоторые люди склонны «списывать»
свои неблаговидные поступки, подлость,
предательство на «объективные условия»:
несовершенство общества, плохих воспитателей,
неблагополучность семей, в которых они
выросли, и т. д., уклоняясь от персональной
ответственности за свои поступки и жизнь.
Свобода личности проявляется в осознании
необходимости и целесообразности именно
выбранного варианта поведения с полным
признанием своей ответственности за
сделанный выбор и будущие последствия
своих действий.