Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 16:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".
2) специфические
человеческие способности,
Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:
а)
общие, которыми определяются успехи человека
в самых различных видах
б) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;
в) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) — талантом;
г) способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.
Таким
образом, способности — индивидуально
психологические особенности
Задатки — это некоторые генетические детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей.
Задатки
весьма многозначны, они — лишь предпосылки
развития способностей. Способности, развивающиеся
на их основе, обусловливаются, но не предопределяются
ими. Характерным для задатков является
то, что они сами посебе еще ни на что не
направлены. Задатки влияют, но не решающим
образом, на процесс формирования и развития
способностей, которые формируются прижизненно
в процессе деятельности и воспитания.
Задатки обусловливают разные пути формирования
способностей, влияют на уровень достижения,
быстроту развития.
12 эмоционально-волевые процессы
Эмоция как процесс есть деятельность оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире. Эмоция оценивает действительность и доводит свою оценку до сведения организма на языке переживаний. Эмоции плохо поддаются волевой регулировке, их трудно вызвать по своему желанию. Эмоциональный процесс включает три основных компонента.
Первый - это эмоциональное возбуждение, определяющее мобилизационные сдвиги в организме. Во всех случаях, когда происходит событие, имеющее значение для индивида, и такое событие констатируется в форме эмоционального процесса, происходит нарастание возбудимости, скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных процессов. В отдельных случаях под влиянием таких событий возбудимость может, напротив, уменьшаться. Второй компонент-знак эмоции: положительная эмоция возникает тогда, когда событие оценивается как позитивное, отрицательная - когда оно оценивается как негативное. Положительная эмоция побуждает действия поддержки позитивного события, отрицательная - побуждает действия, направленные на устранение контакта с негативным событием. Третий компонент - степень контроля эмоции. Следует различать два состояния сильного эмоционального возбуждения: аффекты (страх, гнев, радость), при которых еще сохраняется ориентация и контроль, и крайние возбуждения (паника, ужас, бешенство, экстаз, полное отчаяние), когда ориентация и контроль практически невозможны. Эмоциональное возбуждение может принять также форму эмоционального напряжения, которое возникает во всех случаях, когда наблюдается сильная тенденция к определенным действиям, но эта тенденция блокируется (например, в ситуациях, которые вызывают страх, но исключают бегство, вызывают гнев, но делают невозможным его выражение, возбуждают желания, но препятствуют их осуществлению, вызывают радость, но требуют сохранения серьезности и т. п.). Отрицательная эмоция дезорганизует ту деятельность, которая приводит к ее возникновению, но зато организует действия, направленные на уменьшение или устранение вредных воздействии. Воля выражается в способности человека к сознательному регулированию и активизации своего поведения. Любое действие всегда в той или иной степени сопряжено с психическим регулированием, т. е. волевым процессом.
В качестве источников
волевого процесса выступают потребности
и интересы, выражающиеся в стремлениях.
В зависимости от степени осознанности
стремления разделяются на влечения,
желания, хотения. Стремления в свою очередь
выражаются в постановке целей.Влечение-это
стремление, в котором осознается лишь
недовольство каким-то состоянием, но
не осознаются цель его изменения, пути
и средства ее достижения. Когда возникает
осознанная связь между влечением, неосознанно
выражающим потребность, и предметом,
который способен эту потребность удовлетворить,
влечение переходит в желание, оно как
бы <опредмечивается>, приобретает
свой мотив. Подобное опредмечивание уже
является предпосылкой возникновения
собственно волевого процесса, здесь появляются
возможности для организации действия.
По мере усиления желание переходит в
хотение. Хотение означает не только знание
цели, но и стремление к ее реализации,
уверенность в ее достижимости, направленность
на овладение предметом желания и соответствующими
средствами, убежденность в необходимости
этого. Осознание цели и ее выбор - различные
звенья в волевом процессе. Между ними
возможен период колебаний. Принятие решения
есть выбор определенной цели, побуждаемой
мотивом.
13 Методы психологии
Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.Наблюдение — древнейший метод познания. Его примитивной формой — житейскими наблюдениями — пользуется каждый человек в своей повседневной практике.Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное, сплошное и особый вид — включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы).Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:1) определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);2) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);3) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходиой информации (как наблюдать?);
4) выбор способов
регистрации наблюдаемого (как вести
записи?);5) обработка и интерпретация
полученной информации (каков результат?).Наблюдение
входит составной частью и в два других
метода — беседу и эксперимент.Беседа
как психологический метод предусматривает
прямое или косвенное, устное или письменное
получение от изучаемого сведений о его
деятельности, в которых объективируются
свойственные ему психологические явления.
Виды бесед: непринужденная беседа, интервью,
вопросники и психологические анкеты.
Интервью — вид беседы, при которой ставится
задача получить ответы опрашиваемого
на определенные (обычно заранее приготовленные)
вопросы. В этом случае, когда вопросы
и ответы представляются в письменной
форме, имеет место анкетирование.
14 Память
Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.Память — основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями.
Представления
памяти являются воспроизведением, более
или менее точным, предметов или
явлений, когда-то действовавших на
наши органы чувств. Представления
воображения — это
Виды
памяти:1.Непроизвольная память (информация
запоминается сама собой без специального
заучивания, а в ходе выполнения
деятельности, в ходе работы над
информацией). Сильно развита в детстве,
у взрослых ослабевает.2. Произвольная
память (информация запоминается целенаправленно
с помощью специальных приемов). Эффективность
произвольной памяти зависит: От целей
запоминания (насколько прочно, долго
человек хочет запомнить). Если цель —
выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре
после экзамена многое забудется, если
цель — выучить надолго, для будущей профессиональной
деятельности, то информация мало забывается.
15 Мышление
Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Функция мышления — расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.Задача мышления — раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.Мышление — наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Виды мышления:
Наглядно-действенное
мышление — вид мышления, опирающийся
на непосредственное восприятие предметов,
реальное преобразование в процессе
действий с предметами.Наглядно-образное
мышление — вид мышления, характеризующийся
опорой на представления и образы; функции
образного мышления связаны с представлением
ситуаций и изменений в них, которые человек
хочет получить в результате своей деятельности,
преобразующей ситуацию. Очень важная
особенность образного мышления — становление
непривычных, невероятных сочетаний предметов
и их свойств. В отличие от наглядно-действенного
мышления при наглядно-образном мышлении
ситуация преобразуется лишь в плане образа.Словесно-логическое
мышление — вид мышления, осуществляемый
при помощи логических операций с понятиями.Различают
теоретическое и практическое, интуитивное
и аналитическое, реалистическое и аутистическое,
продуктивное и репродуктивное мышление.
16 Внимание
Важнейшей особенностью протекания психических процессов является их избирательный, направленный характер. Этот избирательный, направленный характер психической деятельности связывают с таким свойством нашей психики, как внимание.В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т. п.) внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов.Внимание — это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.Характеризуя внимание как сложное психическое явление, выделяют ряд функций внимания. Сущность внимания проявляется прежде всего в отборе значимых, релевантных, т. е. соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности, воздействий и игнорировании (торможении, устранении) других — несущественных, побочных, конкурирующих воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания (сохранения) данной деятельности (сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель. Одной из важнейших функций внимания является регуляция и контроль протекания деятельности.
Свойства
внимания — объем, сосредоточенность
(концентрация), распределяемость, устойчивость,
колебание, пе-реключаемость.Концентрация
внимания есть степень сосредоточения
сознания на объекте (объектах). Распределение
внимания выражается в умении одновременно
выполнять несколько действий или вести
наблюдение за несколькими процессами,
объектами. Устойчивость внимания не означает
сосредоточенности сознания в течение
всего времени на конкретном предмете
или его отдельной части, стороне Различают
три вида внимания: непроизвольное,
произвольное и пос-лепроизвольное.
17 Ощущуния
Ощущения
есть отражение конкретных, отдельных
свойств, качеств, сторон предметов
и явлений материальной действительности,
воздействующих на органы чувств в данный
момент.Для возникновения ощущений необходимо
прежде всего наличие воздействующих
на органы чувств предметов и явлений
реального мира, которые называются в
этом случае раздражителями. Воздействие
раздражителей на органы чувств называется
раздражением. В нервной ткани процесс
раздражения вызывает возбуждение. Возбуждение
систем нервных клеток, наиболее совершенных
по своей организации, при обязательном
участии клеток коры головного мозга и
дает ощущение.Ощущения — это отражение
отдельных свойств предметов, воздействующих
на органы чувств.Ощущения — объективны,
так как в них всегда отражен внешний раздражитель,
а с другой стороны, субъективны, поскольку
зависят от состояния нервной системы
и индивидуальных особенностей.По модальности
раздражителя ощущения делят на зрительные,
слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные,
статические и кинестезические, температурные,
болевые, жажды, голода Зрительные ощущениявозникают
в результате воздействия световых лучей
(электромагнитных волн) на чувствительную
часть нашего глаза.Слуховые ощущения
также относятся к дистантным ощущениям
и также имеют большое значение в жизни
человека. Благодаря им человек слышит
речь, имеет возможность общаться с другими
людьми. Вибрационные ощущения. К слуховым
ощущениям примыкает вибрационная чувствительность.
У них общая природа отражаемых физических
явлений. Вибрационные ощущения отражают
колебания упругой среды. Обонятельные
ощущения относятся к дистантным ощущениям,
которые отражают запахи окружающих нас
предметовВкусовые ощущения. Вызываются
действием на вкусовые рецепторы веществ,
растворенных в слюне или воде Кожные
ощущения. В кожных покровах имеется несколько
анализаторных систем: тактильная (ощущения
прикосновения), температурная (ощущения
холода и тепла), болевая. Система тактильной
чувствительности (ощущения давления,
прикосновения, фактурности и вибрации)
охватывает все человеческое тело.