Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 13:22, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".
1 БИЛЕТ.
1 Нарушение личностного развития у детей подростков без психических нарушений.
Нарушения личностного развития у детей и подростков без психической патологии Отклонения в личностном развитии охватывает большой круг явлений: аномальные привычки поведения, неадекватное реагирование в межличностных отношениях, эмоциональные
нарушения, нарушения волевой сферы, антисоциальная мотивация поведения, недостатки в развитии характера и многие другие.
К наиболее распространенным отклонениям в личностном развитии детей и подростков относят аномальные привычки и различные девиации поведения, возникающие в результате соответствующих социальных воздействий.
Аномальные привычки — это своеобразные стили поведения, появившиеся в результате некритического воспри-ятияребенком или подростком форм поведения в конкретной социальной 1. Аморальные и ассоциальные привычки поведения. К ним относят поступки вербального (словесно-понятийного и двигательного), нравственно-поведенческого содержания, такие как сквернословие (нецензурная брань), грубый тон (крик), неискренность (лживость), употребление в речи так называемых слов-паразитов, несоблюдение санитарно-гигиенических требований по уходу за своим телом, одеждой (обкусывание ногтей на руках, отсутствие привычки мыть руки перед едой, чистить зубы, вовремя менять белье и т. п.), реакции конфликтного характера при взаимоотношениях (драчливость, повышенная моторно-двигательная и эмоциональная возбудимость).
2. Привычки вербального и моторно-двигательного характера, обусловленные невротическими состояниями. В их числе могут быть проявления логоневроза, повторяющиеся движения рук, головы, тики глаз, гиперемия кожи лица и др. Эти привычки чаще всего проявляются в ситуациях, порождающих у ребенка психоэмоциональное напряжение. Особенно это заметно в период болезни, во время конфликтов с родителями и сверстниками, в условиях повышенной ответ-
ственности (при невыполнении каких-то обещаний, при неподготовленности к уроку и др.). Одни дети в этих случаях становятся возбужденными, аффективными, капризными, плаксивыми, другие — стеничными, вялыми, третьи — сверхобщительными и т. п.
Основными
причинами появления таких
3. Аномальные привычки интоксикационного генезиса. К ним относят привычки, связанные с употреблением алкоголя, табакокурением, наркоманию и токсикоманию. Развитие этих вредных привычек происходит постепенно. Решающее значение оказывает негативное микросоциальное окружение. Сначала подросток или юноша старается быть послушным в семье, с учителями и пытается скрывать то, что он, например, курит, пробует выпивать, и он как бы находится в двойственном положении. Эта раздвоенность позиции ведет к тому, что у детей появляются такие черты, как настороженность, хитрость, неискренность, которые со временем становятся устойчивыми личностными образованиями.
Навыки и привычки — фундамент поведения личности. На их основе формируется характер человека. Поэтому необходимо постоянно заботиться о том, чтобы с самого начала жизненного пути у ребенка формировались положительные привычки поведения. Они позволят ему быстрее ориентироваться в жизненных ситуациях и овладевать новым опытом социальных отношений.
Акцентуации характера. Акцентуации характера — это своего рода слабое звено в характере человека, обладающего повышенной возбудимостью к одним психотравмирующим факторам при определенной устойчивости к другим.
2 Образование детей с ограниченными возможностями
Большинство
детей с ограниченными
Специальное образование в нашей стране сложилась исторически и представляет собой разветвленную систему,включающую в себя горизонтальную и вертикальную структуры.
Так называемая горизонтальная структура учитывает психофизическое развитие ребенка и специфику дефекта. С учетом названного подхода существуют следующие учебные заведения:
— специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии;
— специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением;
— школы-интернаты и детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— дома-интернаты
для лиц с глубокими
— специальные техникумы и ПТУ, где инвалиды получают профессиональную подготовку. .
Вертикальная структура основывается на возрастных особенностях учащихся и включает в себя 5 возрастных уровней:
— период раннего младенчества (от 0 до 3 лет);
— Дошкольный период (от 3 до 7 лет);
— период обязательного обучения (от 7 до 16 лет);
— период среднего образования и профессиональной подготовки (от 15 до 18 лет и вплоть до 21 года для слепых, глухих, с нарушением опорно-двигательного аппарата);
— период обучения взрослых инвалидов.
Дети
с нарушениями
в развитии в возрасте до 3-х лет воспитываются
в домашних условиях, в детских яслях,
дети-сироты — в домах ребенка. Коррекционная
работа с ними проводится в различных
центрах раннего вмешательства, центрах
реабилитации или абилитации и психолого-медико-
Для детей дошкольного возраста существуют следующие учреждения:
— специальные детские сады с дневным пребыванием и круглосуточные;
— коррекционные детские дома;
— специальные группы в массовых детских садах;
— специализированные реабилитационные центры;
— дошкольные группы в специальных школах (для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-
3 Трудности ребенка с О.в
Можно выделить три группы трудностей, которые чаще всего наблюдаются в общения детей и подростков, это:— трудности, возникшие в связи с дефектами развития ребенка (нарушение речевого развития, умственная отсталость, задержки психического развития и др.);— трудности общения, порожденные социальными факторами (социальная изоляция и депривация, педагогическая запущенность, трудновоспитуемость и др.);— трудности, обусловленные индивидуально-типологическими особенностями (темперамента, характера, эмоциональных состояний и др.).Первая группа трудностей — трудности в общении, возникшие в связи с дефектами развития ребенка и его речи. Они достаточно полно и глубоко представлены в специальной литературе. Каждый вид дефекта накладывает свои специфические особенности на речевое общение, что учитывается в кор-рекционной работе по исправлению речи. Вместе с тем у всех детей с дефектами развития различной этиологии много общего, что их сближает и делает похожими. У большинства из них наблюдаются дефекты произношения, что делает речь малоразборчивой. У многих детей бедный и недостаточно точный словарь с ограниченным количеством слов, обозначающих отвлеченные и обобщающие слова, отсутствуют необходимые навыки общения как со взрослыми, так и со сверстниками, что существенно отражается на их психическом и личностном развитии.Развитие навыков общения у детей с ограниченными возможностями можно сравнивать с замкнутым порочным кругом: из-за грубых дефектов звуковой речи, бедности словарного запаса и других причин сужаются социальные и речевые контакты, а это, в свою очередь, лишает их возможности более эффективно общаться, развивать речь и вырабатывать необходимые навыки речевого общения.Вторая группа причин, обуславливающих трудности в общении детей с ограниченными возможностями, составляют социальные факторы. Непоправимый ущерб развитию ребенка наносит социальная изоляция. Часто родители, убитые горем, что у них родился ребенок с дефектом, недостаточно с ним общаются, вследствие чего он не получает необходимой ласки и родительского тепла. Боясь, что над ним будут смеяться их сверстники и осудят окружающие люди, таких детей изолируют от взаимодействия с ними, лишая тем самым необходимой для ребенка речевой практики и практики межличностных отношений.Другой крайностью, отражающейся на дефиците общения детей, может стать злоупотребление негативной оценкой поведения ребенка. Используя в воспитательной практике методы поощрения и наказания и не найдя альтернативной оценки негативным моментам в поведении ребенка, родители и воспитатели часто с ним разговаривают раздраженно, отрицательную оценку отдельных поступков переносят на личность в целом.
2 БИЛЕТ
1 Методы в социальной реабилитации .
Знание особенностей развития функции общения у детей важно, прежде всего, для эффективной организации воспитания ребенка, для создания условий его полноценного развития, формирования личностных качеств, необходимых для безболезненного вхождения в окружающую социальную среду. Исследования показывают, что приобретение детьми положительных качеств в совместной деятельности со сверстниками во многом зависит от умения воспитателя определенным образом организовывать эту деятельность.Так СТ. Якобсон, изучая детей дошкольного возраста, экспериментально доказала, что существуют ситуации, в которых объективная логика совместной деятельности диктует определенные взаимоотношения, подчиняя индивидуальные тенденции поведения отдельных детей. Это означает, что воспитатель может заранее моделировать такие ситуации взаимоотношений, в которых проявлялись бы нужные для воспитания поступки детей.Данный вывод чрезвычайно важен для организации более продуктивного процесса социальной реабилитации. Опираясь на возрастные особенности детей и учитывая недостатки в развитии ребенка, вызванные причинами различной этиологии, специалист по социальной реабилитации или воспитатель может последовательно и целенаправленно формировать у ребенка те качества личности, которые необходимы для установления полноценного взаимодействия с окружающими людьми в различных ситуациях и условиях.При организации общения ребенка со сверстниками следует также иметь в виду, что оно в своем развитии неоднородно и имеет разные уровни. Обычно под совместной деятельностью понимается общение на равных: совместная игра, рисование, конструирование, совместное времяпровождение и др. Но в детских коллективах можно наблюдать ситуации общения, где один из детей выполняет роль взрослого и пытается учить своего сверстника выполнению определенных правил. Такое общение уже нельзя назвать общением на равных. Это другой тип общения.При определении типов общения и взаимодействия между собой детей обнаружилось, что если партнеры имели неравные типы общения, то обладавшие более низким типом подтягивались в процессе этой совместной игры. Дети же, выполнявшие функции взрослого в совместной деятельности, получали в развитии значительно больше, так как они в этом случае выступали полноценными субъектами общественной деятельности.Итак, общение детей со взрослыми и сверстниками существенно отличается друг от друга и оказывает влияние на разные стороны развития личности. Поэтому организация взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья со сверстниками объективно необходима и, следовательно, является важнейшей составляющей процесса их социальной реабилитации.Трудности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общении Потребность в общении у ребенка возникает на первом году жизни в результате непосредственного эмоционального общения с матерью и с возрастом приобретает все более ярко выраженный характер.
2 Развитие высших социальных форм
Основное место в потребностной сфере личности занимают потребности, связанные с жизнеобеспечением и созданием ма¬териальных средств жизни — биологические потребности и потребности, имеющие социальную природу — социальные потребности. Особое место в формировании потребностей сфе¬ры личности занимает развитие высших социальных потреб¬ностей. К ним относят:1. Потребность преодоления трудностей или волевая потребность. Данная потребность связана с преодолени¬ем трудностей, препятствий, стоящих на пути к достижению цели.2. Потребность смысла жизни. Ее суть проявляется в на¬личии осознаваемой цели. Смысл жизни включает в себя три формы направленности существования личности: «для себя», «в себе», «для других». Единство этих форм обеспечивает идеал и долг. Идеал выражает систему ценностей личности (мировоззренческих, теоретических, образных представле¬ний), которые имеют для человека личностный смысл. Долг представляет собой систему эмоциональных переживаний, связанных с процессом реализации личностью своих идеалов. В случае отклонения в поведении от своего идеала человек ощущает дискомфорт, угрызение совести.3. Потребность быть личностью проявляется в тенден¬ции к самовыражению, самоактуализации и передаче через систему средств (мысли, знания, предметы деятельности) ин¬формации о своей индивидуальности другой личности.4. Эстетические потребности проявляются в стремлении личности к общению с прекрасным: природой, произведения¬ми искусства и т. д.5. Нравственные потребности связаны с переживанием личностью нужды в выполнении норм и правил поведения, принятых в обществе, и состоянием психической напряжен¬ности в случае невыполнения этих норм.Все перечисленные выше потребности высшего уровня обеспечивают личности возможность раскрытия социально значимой активности, признание ее ценности в обществе.Социальные потребности, как и другие особенности личнос¬ти, начинают формироваться с младенческого возраста
3 Способы воздействия для управления развития личности ребенка
Однако внешние противоречия, приобретающие даже конфликтный характер, сами еще не становятся двигателем развития. Источником активности они становятся лишь тогда, когда вызывают в самом индивиде противоположные тенденции, вступают между собой в борьбу, приводящую к образованию новых свойств личности. Например, у ребенка к концу первого года жизни возникает потребность общаться с взрослыми. Однако ограниченный запас слов не позволяет ему высказывать свои желания. Активное овладение словарным запасом приводит постепенно к возникновению новой формы общения — речевому общению, что позволяет ребенку не только лучше понимать других в процессе взаимодействия, но и осваивать окружающий мир на новом символическом уровне. Если же противоречия не находят разрешения, то это приводит к задержке развития, а в тех случаях, когда они относятся к мотивационной сфере личности, — и к болезненным ее нарушениям.В числе наиболее часто встречающихся противоречий у детей и подростков с отклонениями в развитии могут быть расхождения между потребностями в общении и трудностями в их реализации, в неадекватном желании иметь друга, подругу, участвовать в играх с нормальными сверстниками, учиться не в специальной, а обычной школе и многие другие. Надо иметь в виду, что названные и другие противоречия, возникающие у детей, имеющих жизненные ограничения, могут протекать более болезненно и остро, чем у «нормальных»детей, причем многие из них не могут их разрешить самостоятельно, им нужна помощь взрослых. Например, если ребенок страдает нарушением функций опорно-двигательного аппарата и обучается по этой причине на дому, ему, чтобы удовлетворить потребность в общении, надо помочь найти товарища, организовывать встречи со сверстниками и т. п.При успешном разрешении внутренних противоречий, возникающих у детей с ограничениями жизнедеятельности, личность ребенка развивается без осложнений, в случае же неудач конфликты ребенка с окружающей средой усугубляются.Таким образом, движущей силой психического развития ребенка является постоянное разрешение противоречий между возникающей потребностью в новых формах общения, взаимоотношений с людьми и старыми способами их разрешения.Успешная реализация задач по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями предполагает глубокое знание и учет на практике как основных факторов и условий, от которых зависит эффективное развитие психики, так идвижущих сил этого развития.Вторичные нарушения в психикекак результат воздействия социальных факторов.Специалист по социальной реабилитации, взаимодействуя с ребенком, имеющим ограниченные возможности, имеет дело не с самой болезнью или дефектом, а с их последствиями, т. е. вторичными нарушениями. Понятие «вторичные дефекты» введено в психологическую практику Л.С. Выготским.