Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 13:22, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

Билет.соц реабилитация.doc

— 250.50 Кб (Скачать)

Билет№3

1 Интегрированные  программы

На своеобразие  возникновения вторичных нарушений  у детей с отклонениями в развитии активно влияют условия окружающей среды, специально организованное обучение, воспитание и социально-реабилитационная деятельность. Конфликты со средой у индивида, имеющего те или иные жизненные ограничения, возникают тогда, когда он начинает осознавать свое поведение, сравнивая себя с другими людьми. Особенно заметными они бывают у подростков и старших школьников, когда у них появляются такие психические новообразования, как самооценка и самосознание.Количественные и качественные характеристики вторичных нарушений, возникновение которых обусловлено вышеназванными и другими факторами, во многом определяются особенностями психического мира каждого человека, «исправным» функционированием всех его составляющих компонентов, проявляющихся в психической деятельности.

Понятие «психический мир» многопланово, противоречиво, динамично, имеет свою внутреннюю организацию, определенные закономерности и взаимосвязи. Сюда входят как восприятие и познание окружающей действительности, так и обращение к своему внутреннему миру, миру своих переживаний, а также система отношений с другими людьми и многое другое. Осознание специфики внутреннего мира человека, особенностей его психической деятельности позволяет глубже понять психологическую основу и закономерности возникновения вторичных нарушений и механизмы их разрушения.

С определенной долей условности можно сказать, что нашим поведением управляют три большие программы или три уровня психики.Первая программа — бессознательная психика (наследственная программа). В ней записан видовой опыт, а также задатки, влияющие на всю психическую деятельность.Вторая программа — это подсознание или подсознательная психика. Она человеком не осознается, сформировавшись в процессе его жизнедеятельности под влиянием социально-психологических факторов — социальной среды.В нее входят:1. Автоматизмы или автоматическое поведение — подразделяется на подсознательное и бессознательное. Автоматическое поведение осуществляется в результате сохранения в памяти подсознания различных стереотипов, штампов, заученных планов действия. Сюда входят манера говорить, манера держаться, действовать.

2 Формы  получения  образования детей  с О.В

Все многообразие форм отражения в психологии делят  на четыре группы: психические процессы, психические состояния, психические свойства и психические образования.Психические процессы связанны с непосредственной познавательной деятельностью. Психические процессы всегда включены в более сложные виды психической деятельности. Они выполняют различные функции: познавательную, регулятивную, коммуникативную. К ним относят: ощущения, восприятия, память, мышление, воображение, речь.Психические состояния — целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. Каждое состояние характеризуется одним или несколькими параметрами, выделяющими его из множества состояний. Доминирование в состоянии того или иного уровня активности определяется тем, какую деятельность или поведенческий акт обеспечивает это состояние. К психическим состояниям относятся: проявления чувств —настроения, аффекты, эйфория, тревога, фрустрация и пр.; проявления внимания — сосредоточенность, рассеянность; проявления воли — решительность, растерянность, собранность; проявления мышления — сомнения; проявления воображения — грезы; патологические формы психических состояний — навязчивые состояния и др.Свойства личности — устойчивые качества, которые человек приобрел в процессе жизни (интеллектуальные, эмоционально-волевые и др.). Они формируются в процессе деятельности и общения на базе психических процессов и состояний.Психические образования. К ним относят результаты психической деятельности — особенности'развития и саморазвития человека. Это приобретенные знания, умения, навыки, привычки и т. п.

3 Проявления потребностей  у детей с О.В 

Психические состояния —  целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. Каждое состояние характеризуется одним или несколькими параметрами, выделяющими его из множества состояний. Доминирование в состоянии того или иного уровня активности определяется тем, какую деятельность или поведенческий акт обеспечивает это состояние. К психическим состояниям относятся: проявления чувств —настроения, аффекты, эйфория, тревога, фрустрация и пр.; проявления внимания — сосредоточенность, рассеянность; проявления воли — решительность, растерянность, собранность; проявления мышления — сомнения; проявления воображения — грезы; патологические формы психических состояний — навязчивые состояния и др.

Свойства  личности — устойчивые качества, которые человек приобрел в процессе жизни (интеллектуальные, эмоционально-волевые и др.). Они формируются в процессе деятельности и общения на базе психических процессов и состояний.

Психические образования. К ним относят результаты психической деятельности — особенности'развития и саморазвития человека. Это приобретенные знания, умения, навыки, привычки и т. п.

Психический мир человека — это сложное  системное образование. И как в любой системе, возникшие отклонения в одной из ее составляющих влекут за собой изменения в функционировании системы в целом. Исходя из такого подхода, напрашивается вывод, что любое вторичное нарушение — это не только следствие воздействия патогенных факторов, в частности, первичного дефекта на определенный структурный компонент психики, но и на психику и личность как систему в целом. Можно предположить, что вторичные образования это своего рода защитные механизмы, направленные на стабилизацию системы. Они могут складываться спонтанно (вторичные нарушения) и не всегда способствовать нормальной деятельности, в других случаях — формироваться целенаправленно (новые формы поведения), то есть посредством воспитательных, коррекционных или социально-реабилитационных воздействий.

Вторичные нарушения могут формироваться  на всех структурных уровнях психического мира человека: на уровне бессознательного — привычки, влечения, потребности; на уровне подсознания — автоматические формы поведения, навыки, умения, комплексы; на уровне сознания — произвольные формы поведения. Но в конечном итоге они сказываются на поведении человека в целом. Например, комплекс неполноценности, возникающий у большинства детей с отклонениями в развитии, — это не что иное, как вторичное нарушение, сложившееся по причине осознания того или иного жизненного ограничения и укоренившееся в подсознании.

Билет№4

1 Организационные  подходы к изучению личности ребенка с О.В

Организационные подходы к изучению личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Получение информации о состоянии и развитии ребенка с ограниченными возможностями  может преследовать решение двух задач: научно-исследовательской и практической.

В ходе реализации научно-исследовательской  задачи результаты исследований используются в следующих целях:

— выявления  и обоснования общих закономерностей  и особенностей развития личности ребенка в условиях организованного социально-реабилитационного процесса;

— определения  условий, обеспечивающих наибольший эффект развития психики и личности ребенка;

—  выявление  возможностей учета дефекта развития, индивидуальных и возрастных особенностей в практике социальной реабилитации;

—  поиска наиболее оптимальных взаимоотношений  между специалистом по социальной реабилитации и ребенком, а также между детьми в системе межличностных отношений;

—  определения  социально-психологических особенностей социально-реабилитационной деятельности и личности специалиста по социальной реабилитации и др.

    Решение практических задач изучения ребенка  тесно связано с задачами психологической диагностики. В ходе ее реализации предполагается получение своевременной объективной информации с целью:— установления обратной связи и контроля за развитием личности ребенка;

— определения  уровня психического и личностного  развития;

—  оценки результативности предпринимаемых  воспитательных и социально-реабилитационных воздействий;— предсказания (прогнозирования) особенностей развития ребенка на ближайшую и дальнюю перспективы;

—  разработки программы социализации, развития и  коррекции личностных качеств с учетом данных социально-психологического обследования ребенка.

Изучение  ребенка предполагает оказание ему  конкретной помощи. Поэтому диагностическая работа теснейшим образом связана с развивающей и коррекционной работой. Она является основой, на базе которой строится взаимодействие с ребенком в различных направлениях его жизнедеятельности.

2 Понятие «Социальная Среда»

Социальная  среда — все то, что окружает нас в социальной жизни и, прежде всего, люди, с которыми каждый индивид находится в специфических отношениях. Социальная среда имеет сложную структуру, представляющую собой многоуровневое образование, включающее в себя многочисленные социальные группы, которые оказывают совместное воздействие на психическое развитие и поведение индивида. В их число входят:

1.  Микросреда.

2. Косвенные  социальные образования, воздействующие  на индивида.

3.  Макросоциальные структуры — макросреда.

Микросреда  — это ближайшее окружение, все то, что непосредственно влияет на человека. В ней он формируется и реализует себя как личность. Это семья, группа детского сада, школьный класс, производственный коллектив, различные неформальные группы общения и многие другие объединения, с которыми человек постоянно сталкивается в повседневной жизни.

Косвенные социальные образования, воздействующие на индивида. Это образования, не связанные напрямую с индивидом. Например, производственный коллектив, где трудятся его родители, непосредственно связан с ними, но лишь косвенно — через родителей — с ребенком.

Макросреда  — это система социальных отношений в обществе. Ее структура и содержание включают совокупность многих факторов, в числе которых на первом месте экономические, правовые, политические, идеологические и другие отношения. Названные компоненты макросреды воздействуют на индивидов как непосредственно — через законы, социальную политику, ценности, нормы, традиции, средства массовой коммуникации, так и опосредованно, через влияние на малые группы, в которые включен индивид.

Отношения между людьми имеют широкий диапазон. Как в масштабах макросреды, так  и в условиях микросреды они многократно  опосредованы. Не всегда, например, дедушка или бабушка могут находиться рядом с ребенком. Но рассказ отца о дедушке, его качествах как человеке может оказать не меньшее воздействие на ребенка, чем прямой контакт с ним.

Кроме названной классификации выделяют виды социальной среды, различающиеся по принципу местонахождения группы в структуре общественных отношений. Исходя из этого выделяют рабочую, студенческую, школьную социальную среду и др. Для каждого из перечисленных видов социальной среды характерны определенные психологические особенности, накладывающие отпечаток на личность человека, а также группы людей.

Социальная  среда, в которую попадает ребенок, выступает детерминирующим фактором реализации его потребностей и запросов, является важнейшим условием раскрытия  его социальной сущности как человека. Однако социально-психологические качества ребенок приобретает только через свой опыт, общение, через непосредственный контакт со сверстниками и взрослыми в семье, в детском саду, школе, на улице благодаря собственной активности.

3 Социально-психологические особенности воспитания детей с О.В

Социально-психологические  особенности

воспитания  детей с ограниченными

возможностями здоровья в семье

Ребенок с ограниченными возможностями  как субъект воспитательного воздействия, независимо от вида дефекта, представляет собой развивающуюся личность и индивидуальность. В процессе воспитания у такого ребенка, хотя и при некотором возможном снижении темпов и изменении некоторых качественных характеристик развития, постепенно складываются собственные мотивы и стимулы поведения, развиваются потребности, формируются личностные качества, интересы, появляется возможность ставить перед собой цели сознательного самосовершенствования и осуществления самовоспитания. То есть ребенок с ограниченными возможностями, как и ребенок, не имеющий дефектов, способен под влиянием

воспитания  успешно развиваться в психическом  и личностном отношениях.

Воспитание  ребенка начинается в семье. Главными участниками воспитательного процесса выступают все ее члены: мать и отец, старшее поколение в лице бабушек и дедушек, братья и сестры и др. От их действий и отношения к ребенку во многом зависит успешность его развития. Если ребенок в семье не желанен, не удовлетворяются его потребности в ласке, любви, эмоциональном контакте, если он переживает состояние внутреннего беспокойства, то все это задерживает развитие личности ребенка.

Важнейшей предпосылкой нормального психического развития ребенка является любовь к нему родителей, спокойная атмосфера в семье, доброжелательное отношение. Нередко даже небольшие усилия родителей могут оказать очень сильное влияние на развитие ребенка, повысить его активность, интерес к взрослому человеку.

В этом отношении показательны опыты М.И. Лисиной, изучавшей роль общения  с младенцами 2—4 месяцев в их развитии. Занятия длились 7—8 минут в день и состояли в том, что экспериментатор ласкал ребенка, поглаживал и тормошил его, улыбаясь и приговаривая нежные слова, примерно так, как это делает любящая мать в минуты особой нежности. Ответной реакцией была бурная радость детей. Они смеялись, тянули ручки к взрослым, в восторге вскрикивали, их глаза сияли и лучились.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"