Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 00:16, шпаргалка
шпоры по психологии
1.Предмет и задачи психологии
Психология –
наука о закономерностях
Предмет психологии – закономерные связи субъекта с физическим и социальным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образах этого мира.
Задачи психологии
– научиться понимать сущность психических
явлений и их закономерности, научиться
управлять ими, использовать полученные
знания на практике.
2.Основные отрасли психологической науки
- общая психология – изучает психику и законы её развития
- нейропсихология – изучает взаимосвязь работы мозга с его поведением
- зоопсихология – изучает проблемы развития психики от животного мира до чел.
- возростная
псих-я – изучает психики на
различных этапах
- патопсихология – исследует отклонения в псих. развитии человека
- социальная психология – изучает влияние социума на псих. развитие человека
- психология труда изучает псих. закономерности трудовой деятельности
- практическая
психология – разрабатывает рекомендации
для людей и групп на основе псих. диагностики
их проблем
3.Основные категории психологической науки
Базовые категории
психологии: категория отражения,
категория деятельности, категория
личности, категория общения, —
а также понятия, которые по уровню всеобщности
можно приравнять к категориям, — это
понятия «социальное» и «биологическое».
Выявление объективных связей социальных
и природных свойств человека, соотношения
биологических и социальных детерминант
в его развитии представляет одну из труднейших
задач науки.
4.Место психологии
в системе наук и её связь
с другими науками
5.Система методов психологический исследований
Основные методы:
1) Наблюдение: житейское, научное, включенное, невключенное
2)Эксперимент: лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий
Вспомогательные методы:
- обобщение независимых
характеристик: опросы –
- анализ результатов деятельности: тестирование – проективное, психокоррекционное
Наблюдение – наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают психологические явления в различных условиях без вмешательства в их течение.
Эксперимент –
метод, предполагающий активное вмешательство
исследователя в деятельность испытуемого
с целью создания наилучших условий
для изучения конкретных психологический
условий.
6.Функции психологической
науки и практики в
7.Основные направления психологической науки
- психоанализ
- бихевиоризм
- гештальтпсихология
- когнитивная психология
- гуманистическая психология
- трансперсональная
психология
8.Что может
дать изучение психологии
9.Мозг и психика. Стадии развития психики
Психика -
Способность активного
Психика является
основной, базовой, исторически самой
ранней составляющей менталитета. Психику
следует понимать как своего рода
рефлексию организма, то есть его
способность к различным
Стадия развития психики:
Элементарная чувствительность, когда живой организм реагирует только на отдельные свойства предметов.
Стадия предметного восприятия – отражения внешнего мира происходит в виде целостных образов.
Стадия интеллекта
является отражением не только предметов,
но и связи между ними.
10.Сознание как
высший уровень развития
Сознание человека в психологии — это врождённая высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.
Бессознательное – не столько те процессы, к которым не привлечено внимание человека, сколько переживания, подавляемые сознанием, в случае конфликта их с психологическими сознательными запретами.
Бессозна́тельное
или неосознава́емое —
11. Ощущения, их классификация и общие свойства
Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов, явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Свойства:
- наличие порога ощущений
- адаптация ощущений
- взаимодействие ощущений
Классификация:
1)По расположению рецепторов:
- Экстероцептивные
- Интероцептивные
-Проприоцептивные
2)По ведущему
анализатору – сенсорные
3) По взаимодействию рецепторов с раздражителем:
-контактные
-дистантные
12.Восприятие, его виды и свойства
Восприятие – это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.
Виды:
- восприятие
предметов и явлений
- восприятие человека человеком
- восприятие времени
- восприятие движения
-восприятие пространства
-восприятие
вида деятельности
13.В чем заключается
отличия восприятия от
Главное отличие
восприятия от ощущений состоит в том,
что восприятие отражает в сознании человека
непосредственно воздействующие на его
органы чувств предметы и явления в целом,
в то время как ощущения отражают лишь
отдельные совйства этих предметов и явлений
14.Внимание. Теории внимания. Сосредоточенность и развитие внимания.
Внимание –
ориентировочно-поисковый
Виды:
- непроизвольное
- произвольное
- послепроизвольное
Теории:
1) Моторная теория
Т.Вибо: интенсивность и
2) Теория А.А. Уктомского: физиологической основой внимания является доминантный очаг возбуждения в коре головного мозга, усиливающийся под воздействием посторонних раздражителей и вызывающий торможение соседних областей
3)Концепция внимания
П.Я. Гальперина: внимание является
одним из составляющих ориентировочно-
15.Память, общая характеристика. Виды и особенности памяти
Память – процесс запечатления, сохранения и восстановления прошлого опыта.
Виды:
1)В зависимости
от длительности сохранения
2)По типу запоминания
информации – двигательная, образная,
эмоциональная, словесно-
3)По степени участия волевого процесса – произвольная, непроизвольная
4)По степени осмысленности запоминания – механическая, логическая, смысловая
5)По материалу,
сохраняемому в памяти –
16.Законы памяти.
Мнемотехнические приемы
Законы:
1) Закон осмысления
– чем глубже осмысление
2)Закон интереса
– интересное легче
3)Закон установки
– запоминание лучше
4)Закон усиления первоначального впечатления – чем ярче первое впечатление от запоминаемого, тем прочнее само запоминание
5)Закон контекста
– информация легче
6)Закон объема знаний – чем больше знаний по определенной теме, тем лучше запоминается новое
7)Закон оптимальной
длины запоминаемого ряда –
чем больше по длине
8)Закон торможения
– всякое последующее
9)Закон края – лучше запоминается то, что сказано вначале и конце ряда
10)Закон повторения
– повторение способствует
Мнемонические
приемы: метод ассоциации, мест, связок.
17.Мышелние, его
типы, виды и особенности.
Мышление –
высшая форма психического отражения,
устанавливающая связи и
Типы:
1)По степени развернутости решаемых задач: дискурсивное и интуитивное
2)По характеру решаемых задач: теоретическое и практическое
3)По содержанию
решаемых задач: предметно-
Виды мышления:
теоретическое, практическое, аналитическое(логическое),
реалистическое, аутистическое, продуктивное,
репродуктивное, непроизвольное, произвольное
18.Речь как
инструмент мышления и
Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, которые имеют тот же смысл и то же значение, что и соответствующая система письменных знаков.
Речь бывает устной, письменной, внутренней.
Речь как средство
общения характеризуется такими
качествами, как конструктивность,
рефлексивность, альтернативность и единство
группового суждения, выделение главного
звена, организованность вербального
процесса, достаточность в обмене информацией,
умелое сочетание вербального и невербального.