Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 00:16, шпаргалка

Краткое описание

шпоры по психологии

Файлы: 1 файл

психология.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

1.Предмет и  задачи психологии

Психология –  наука о закономерностях развития и функционирования психики как  особой формы жизнедеятельности.

Предмет психологии – закономерные связи субъекта с  физическим и социальным миром, запечатленные  в системе чувственных и умственных образах этого мира.

Задачи психологии – научиться понимать сущность психических  явлений и их закономерности, научиться  управлять ими, использовать полученные знания на практике. 

2.Основные отрасли  психологической науки

- общая психология  – изучает психику и законы её развития

- нейропсихология  – изучает взаимосвязь работы  мозга с его поведением

- зоопсихология  – изучает проблемы развития психики от животного мира до чел.

- возростная  псих-я – изучает психики на  различных этапах человеческого  развития

- патопсихология  – исследует отклонения в псих. развитии человека

- социальная  психология – изучает влияние  социума на псих. развитие человека

- психология  труда изучает псих. закономерности  трудовой деятельности

- практическая  психология – разрабатывает рекомендации для людей и групп на основе  псих. диагностики их проблем 

3.Основные категории  психологической науки

Базовые категории  психологии: категория отражения, категория деятельности, категория личности, категория общения, — а также понятия, которые по уровню всеобщности можно приравнять к категориям, — это понятия «социальное» и «биологическое». Выявление объективных связей социальных и природных свойств человека, соотношения биологических и социальных детерминант в его развитии представляет одну из труднейших задач науки. 

4.Место психологии  в системе наук и её связь  с другими науками 

5.Система методов  психологический исследований

Основные методы:

1) Наблюдение: житейское,  научное, включенное, невключенное

2)Эксперимент:  лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий

Вспомогательные методы:

- обобщение независимых  характеристик: опросы – письменный, устный, интервью

- анализ результатов  деятельности: тестирование – проективное,  психокоррекционное

Наблюдение –  наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают психологические явления в различных условиях без вмешательства в их течение.

Эксперимент –  метод, предполагающий активное вмешательство  исследователя в деятельность испытуемого  с целью создания наилучших условий  для изучения конкретных психологический условий. 

6.Функции психологической  науки и практики в общественном  развитии 

7.Основные направления  психологической науки

- психоанализ

- бихевиоризм

- гештальтпсихология

- когнитивная  психология

- гуманистическая  психология

- трансперсональная  психология 

8.Что может  дать изучение психологии специалисту  высшего профиля. 

9.Мозг и психика.  Стадии развития психики

Психика -    Способность активного отражения  реальности или совокупность душевных процессов и явлений (восприятие информации, субъективные ощущения, эмоции, память и т. п.)

Психика является основной, базовой, исторически самой  ранней составляющей менталитета. Психику  следует понимать как своего рода рефлексию организма, то есть его  способность к различным рефлексам, точнее, проявление им реакционных способностей на раздражители как внутреннего, так и внешнего миров человека.

Стадия развития психики:

Элементарная  чувствительность, когда живой организм реагирует только на отдельные свойства предметов.

Стадия предметного восприятия – отражения внешнего мира происходит в виде целостных образов.

Стадия интеллекта является отражением не только предметов, но и связи между ними. 

10.Сознание как  высший уровень развития психики.  Сознательное и бессознательное

Сознание человека в психологии — это врождённая высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.

Бессознательное – не столько те процессы, к которым  не привлечено внимание человека, сколько переживания, подавляемые сознанием, в случае конфликта их с психологическими сознательными запретами.

Бессозна́тельное  или неосознава́емое — совокупность психических процессов, в отношении  которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания. Термин «бессознательное» широко употребляется в философии, психологии и психоанализе, а также в психиатрии, психофизиологии, юридических науках, искусствоведении. В психологии бессознательное обычно противопоставляется сознательному, однако в рамках психоанализа бессознательное (Ид) и сознательное рассматривается как понятия разного уровня: не всё, что не относится к бессознательному (Ид) — осознаётся. 

11. Ощущения, их  классификация и общие свойства

Ощущение –  это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств  предметов, явлений, непосредственно  воздействующих на органы чувств.

Свойства:

- наличие порога  ощущений

- адаптация ощущений

- взаимодействие  ощущений

Классификация:

1)По расположению  рецепторов: 

- Экстероцептивные

- Интероцептивные

-Проприоцептивные

2)По ведущему  анализатору – сенсорные ощущения

3) По взаимодействию  рецепторов с раздражителем:

-контактные

-дистантные 

12.Восприятие, его  виды и свойства

Восприятие –  это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и  явлений в целом, а не отдельных  их свойств, как это происходит при  ощущении.

Виды:

- восприятие  предметов и явлений окружающего  мира

- восприятие человека человеком

- восприятие  времени

- восприятие  движения

-восприятие  пространства

-восприятие  вида деятельности 

13.В чем заключается  отличия восприятия от ощущений. Восприятие – это сумма ощущений ?

Главное отличие  восприятия от ощущений состоит в том, что восприятие отражает в сознании человека непосредственно воздействующие на его органы чувств предметы и явления в целом, в то время как ощущения отражают лишь отдельные совйства этих предметов и явлений 

14.Внимание. Теории  внимания. Сосредоточенность и развитие внимания.

Внимание –  ориентировочно-поисковый процесс, который направляет и сосредотачивает  сознание на определенных объектах действительности при одновременно отвлечении от других.

Виды:

- непроизвольное

- произвольное

- послепроизвольное

Теории:

1) Моторная теория  Т.Вибо: интенсивность и продолжительность  произвольного внимания непосредственно  обусловлены интенсивностью и  продолжительностью ассоциированных  с объектом внимания эмоциональных  состояний

2) Теория А.А.  Уктомского: физиологической основой внимания является доминантный очаг возбуждения в коре головного мозга, усиливающийся под воздействием посторонних раздражителей и вызывающий торможение соседних областей

3)Концепция внимания  П.Я. Гальперина: внимание является  одним из составляющих ориентировочно-исследовательской деятельности. 

15.Память, общая  характеристика. Виды и особенности  памяти

Память –  процесс запечатления, сохранения и  восстановления прошлого опыта.

Виды:

1)В зависимости  от длительности сохранения информации  – мнгновенная, кратковременная, промежуточная, оперативная, долговременная

2)По типу запоминания  информации – двигательная, образная, эмоциональная, словесно-логическая, специальная

3)По степени  участия волевого процесса –  произвольная, непроизвольная

4)По степени  осмысленности запоминания – механическая, логическая, смысловая

5)По материалу,  сохраняемому в памяти – когнитивная,  эмоциональная, лисностная. 

16.Законы памяти. Мнемотехнические приемы запоминания.

Законы:

1) Закон осмысления  – чем глубже осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти

2)Закон интереса  – интересное легче запоминается, потому что мы не тратим  на это усилий

3)Закон установки  – запоминание лучше происходит  в том случае, если человек  ставит перед собой задачу  запомнить всё «всерьёз и надолго»

4)Закон усиления  первоначального впечатления –  чем ярче первое впечатление  от запоминаемого, тем прочнее  само запоминание

5)Закон контекста  – информация легче запоминается  и воспроизводится, если её соотносить с другими одновременными впечатлениями

6)Закон объема  знаний – чем больше знаний  по определенной теме, тем лучше  запоминается новое

7)Закон оптимальной  длины запоминаемого ряда –  чем больше по длине предъявляемый  ряд информации превышает объем  кратковременной памяти, тем хуже  он запоминается

8)Закон торможения  – всякое последующее запоминание  тормозит предыдущее

9)Закон края  – лучше запоминается то, что  сказано вначале и конце ряда

10)Закон повторения  – повторение способствует лучшему  запоминанию

Мнемонические приемы: метод ассоциации, мест, связок. 

17.Мышелние, его  типы, виды и особенности. Коэффициент  интеллекта IQ

Мышление –  высшая форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения  между познаваемыми предметами и  явлениями. В его основе лежит  сложная аналитически-синтетическая деятельность коры головного мозга

Типы:

1)По степени  развернутости решаемых задач:  дискурсивное и интуитивное

2)По характеру  решаемых задач: теоретическое  и практическое

3)По содержанию  решаемых задач: предметно-действенное,  наглядно-образное и словесно-логическое.

Виды мышления: теоретическое, практическое, аналитическое(логическое), реалистическое, аутистическое, продуктивное, репродуктивное, непроизвольное, произвольное 

18.Речь как  инструмент мышления и средство  общения

Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, которые имеют тот же смысл и то же значение, что и соответствующая система письменных знаков.

Речь бывает устной, письменной, внутренней.

Речь как средство общения характеризуется такими качествами, как конструктивность, рефлексивность, альтернативность и единство группового суждения, выделение главного звена, организованность вербального процесса, достаточность в обмене информацией, умелое сочетание вербального и невербального. 

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"