Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 00:16, шпаргалка

Краткое описание

шпоры по психологии

Файлы: 1 файл

психология.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

Выделение психических  процессов — сугубо условное разделение психики на составные элементы, появившееся  ввиду существенного влияния  механистических представлений  на учёных-психологов в период становления  научной психологии;. Все психические  явления по их длительности можно разделить на 3 группы: 1) психические процессы; 2) психические состояния; 3) психические свойства. Особенность психических процессов в том, что они наиболее кратковременные, быстропротекающие. Они являются актуальным откликом на происходящее. В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны и, строго говоря, сливаются в один целостный процесс, свойство под названием «психика». Деление сознания на психические процессы условно, оно не имеет теоретического обоснования. В настоящее время в науке разрабатываются интегративные подходы к психике, и классификация психических процессов имеет скорее педагогическую и пропедевтическую ценность, нисходящую по мере развития науки. В психических процессах, по Веккеру, можно выделить два уровня организации: первый связан с нервными процессами, организуемыми на уровне нейронных связей, данные процессы необязательно выделяются и определяются в сознании личности. Второй уровень связан с сознанием и включает в себя познавательные процессы.

Взаимосвязь психических  процессов выражается, например, в  том, что восприятие невозможно без  памяти, запоминание невозможно без  восприятия, а внимание невозможно без мышления.

Познавательные 

    Ощущение

    Восприятие

    Мышление

    Внимание

    Память

    Воображении

  Речь 

Эмоциональные

    Эмоции

    Чувства

Волевые 

    Борьба  мотивов

    Принятие  решения

    Постановка  цели 

52.Механизмы  психологической защиты

ОТРИЦАНИЕ - наиболее ранний онтогенетически и наиболее примитивный механизм защиты. Отрицание  развивается с целью сдерживания  эмоции принятия окружающих, если они  демонстрируют эмоциональную индифферентность или отвержение. Это, в свою очередь, может привести к самонеприятию

ПОДАВЛЕНИЕ развивается для сдерживания эмоции страха, проявления которой неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора

РЕГРЕССИЯ развивается  в раннем детстве для сдерживания чувств неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с проявлением инициативы.

КОМПЕНСАЦИЯ - онтогенетически  самый поздний и когнититвно  сложный защитный механизм, который  развивается и используется, как  правило, сознательно.

ПРОЕКЦИЯ - сравнительно рано развивается в онтогенезе для сдерживания чувства неприятия себя и окружающих как результата эмоционального отвержения с их стороны.

ЗАМЕЩЕНИЕ развивается  для сдерживания эмоции гнева  на более сильного, старшего или  значимого субъекта, выступающего как фрустратор, во избежание ответной агрессии или отвержения.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ  развивается в раннем подростковом возрасте для сдерживания эмоции ожидания или предвидения из боязни пережить разочарование. 

53.Мотив и  мотивационная сфера личности

Мотив (лат. moveo —  двигаю) — это материальный или  идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в  виде специфических переживаний, характеризующихся  либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа. Впервые термин "мотивация" употребил в своей статье А. Шопенгауер. Сегодня этот термин понимается разными учеными по-своему. Например, мотивация по В.К. Вилюнасу это совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность. А К.К. Платонов считает, что мотивация, как явление психическое есть совокупность мотивов.

Мотив — одно из ключевых понятий психологической теории деятельности, разрабатывавшейся ведущими советскими психологами А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном. Наиболее простое определение мотива в рамках этой теории: «Мотив — это опредмеченная потребность». Мотив часто путают с потребностью и целью, однако потребность — это, по сути, неосознаваемое желание устранить дискомфорт, а цель — результат сознательного целеполагания. Например: жажда — это потребность, желание утолить жажду — это мотив, а бутылка с водой, к которой человек тянется — это цель. 

54.Перечислить  и охарактеризовать психические  процессы личности. Их роль в  жизнедеятельности человека

Психические процессы описывают три основные стороны душевной жизни человека: познание, чувство и волю. Соответственно в психических процессах выделяются познавательные процессы, чувства и воля. К познавательным процессам относятся ощущение, восприятие, память,мышление, воображение, с помощью которых мы узнаем, постигаем мир и самого себя. Особое место среди познавательных процессов занимает внимание, которое присутствует во всех процессах и позволяет сконцентрироваться, сосредоточиться на чем-либо.

Чувства, эмоции отражают переживание человеком  своего отношения к явлениям окружающего  мира, событиям своей внутренней жизни, определяют то, насколько они важны именно для него, для его жизни, т.е. устанавливают личностную значимость того или иного события.

Воля, произвольность обеспечивает сознательную регуляцию  поведения, возможность действовать  по сознательно поставленной цели, принятому намерению. В понятии «психические процессы» подчеркиваются прежде всего динамичность, пластичность, изменчивость, непрерывность психической деятельности. 

55.Перечислить  и охарактеризовать психические  состояния личности. Их роль в  жизнедеятельности человека

Психическое состояние — один из возможных режимов жизнедеятельности человека, на физиологическом уровне отличающийся определёнными энергетическими характеристиками, а на психологическом уровне — системой психологических фильтров, обеспечивающих специфическое восприятие окружающего мира. 

Наряду с психическими процессами и свойствами личности состояния  являются основными классами психических  явлений, которые изучает наука  психология. Психические состояния  влияют на протекание психических процессов, а, повторяясь часто, приобретя устойчивость, могут включиться в структуру личности в качестве её специфического свойства. Так как в каждом психическом состоянии присутствуют психологические, физиологические и поведенческие компоненты, то в описаниях природы состояний можно встретить понятия разных наук (общей психологии, физиологии, медицины, психологии труда и т. д.), что создаёт дополнительные трудности для исследователей, занимающихся данной проблемой. В настоящее время не существует какой-либо единой точки зрения на проблему состояний, так как состояния личности можно рассматривать в двух аспектах. Они являются одновременно и срезами динамики личности, и интегральными реакциями личности, обусловленными её отношениями, поведенческими потребностями, целями активности и адаптивности в окружающей среде и ситуации.

Состояния: настроение, страх, апатия, вдохновение, решительность, воодушевление, голод, усталость и  т.д. 

56.Психические  свойства личности, влияние их  на деятельность человека

Психические свойства личности - типичные для данного человека особенности его психики (Психические свойства личности - это устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень психической деятельности и поведения, типичный для данного индивида.

 К  психическим свойствам личности относятся: 1) темперамент; 2) направленность; 3) способность и  4) характер.

Психические свойства человека не являются чем-то таким, что человек получает в  готовом виде и сохраняет неизменным до конца своих дней. Психические  свойства человека - его способности, его характер, его интересы и склонности - вырабатываются, формируются в ходе жизни. Это - особенности более или менее устойчивые, но не неизменные. Совершенно неизменных свойств в человеческой личности не бывает. Пока человек живет, он развивается и, следовательно, так или иначе меняется.  

57.Психическая  напряженность и стресс

Психическая напряженность — это психическое  состояние, обусловленное предвосхищением  неблагоприятного для субъекта развития событий; она сопровождается ощущением  общего дискомфорта, тревоги, иногда страха, однако, в отличие от тревоги, включает в себя готовность овладеть ситуацией, действовать определенным образом<*>. Каким? Таким, чтобы защититься и уйти от негативного развития ситуации.

Термин  «стресс» используется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры). Авторы словаря по психологии разделяют психологический стресс на информационный и эмоциональный. «Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать решения в требуемом темпе при высокой ответственности за последствия решений. Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и пр. 

58.Способы регулирования  конфликтных ситуаций

Выделяют  пять основных стратегий (по К. Томасом): соперничество; компромисс; сотрудничество; Избегать; приспособление.

Соперничество заключается в навязывания другой стороне выгодного для себя решения. Соперничество оправдано в случаях: явной конструктивности предлагаемого решения; выгодности результата для всей группы, организации, а не для отдельного лица или микрогрупы; важность результата борьбы для того, кто поддерживает эту стратегию; отсутствия времени на домовлення с оппонентом. Соперничество целесообразно в экстремальных и принципиальных ситуациях, в случае дефицита времени и высокой вероятности опасных последствий.

Компромисс  состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступки. Он характеризуется отказом от части требований, которые ранее выдвигались, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными, готовностью простить. Компромисс эффективен в случаях: понимания оппонентом, что он и соперник имеют равные возможности; наличия взаимоисключающих интересов; удовлетворения временным решением; угрозы потерять все.

Приспособление  или уступка, рассматривается как  вынужденная или добровольный отказ  от борьбы и сдача своих позиций. Принять такую стратегию оппонента  вынуждают различные мотивы: осознание своей неправоту, необходимость сохранения хороших отношений с оппонентом, сильная зависимость от него; несерьезность проблемы. Кроме того, к такому выходу из конфликта приводит значительный ущерб, который нанесен в процессе борьбы, угроза еще более серьезных негативных последствий, отсутствие шансов на иной результат, давление третьей стороны.

Уход  от решения проблемы или Избегать является попыткой выйти из конфликта  при минимальных потерь. Отличается от аналогичной стратегии поведения во время конфликта тем, что оппонент переходит к ней после неудачных попыток реализовать свои интересы с помощью активных стратегий. Собственно, речь идет не о решении, а о угасания конфликта. Уход может быть вполне конструктивной реакцией на длительный конфликт. Избегать применяется при отсутствии сил и времени для устранения противоречий, стремление выиграть время, наличия трудностей в определении линии своего поведения, нежелании решать проблему вообще.

Сотрудничество  считается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте. Оно предполагает стремление оппонентов к конструктивному обсуждению проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения. Наиболее эффективным является в ситуациях сильной взаимозависимости оппонентов; склонности обоих игнорировать различия во власти; важности решения для обеих сторон; беспристрастности участников.

Выбор стратегии выхода из конфликта зависит  от различных факторов. Обычно они  указывают на личные особенности  оппонента, уровень нанесенного ему ущерба и собственного ущерба, наличие ресурсов, статус оппонента, возможные последствия, серьезность решаемой проблемы, продолжительность конфликта. 

59.Разрядка отрицательных  эмоций и техника самоуспокоения

Отрицательные эмоции, особенно такие, как гнев, агрессия и раздражение, отнимают очень много психических сил, и потому желательно как можно реже впадать в такое состояние, серьезно затрудняющее любой вид деятельности.

В этой связи имеет смысл рассмотреть  технические приемы и методы их приостановки. Рассмотрим их в порядке перечисления:

1. Всегда  разделяйте человека и проблему. Сосредоточьтесь на ней. Ведь  она важнее. Это переключит Вас  с эмоционального уровня на  рациональный. Тогда проще и легче  разрешить противоречие. К тому  же такое переключение освобождает от аффекта, бурной эмоциональной реакции, при которой сознание отключается и не контролируется процесс поведения.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"