Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 00:16, шпаргалка

Краткое описание

шпоры по психологии

Файлы: 1 файл

психология.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

19.Воображение, его виды и формы проявления. Функции. Воображение и творчество

Воображение -  форма психического отражения, состоящая  в создании новых образов на основе воспринятых ранее, оно оперирует  представлениями.

Виды:

- активное –  характеризуется тем, что, пользуясь  им, человек по собственному желанию усилием воли вызывает у себя соответствующие образы, активное воображение может быть творческим и воссоздающим.

- пассивное –  характеризуется созданием образов,  которые не воплощаются в жизнь.  Может быть преднамеренным и  непреднамеренным.

Формы: мечты, грезы, галлюцинации, сновидения.

Функции:

- представление  в образах и возможность пользоваться  ими

- произвольная  регуляция познавательных процессов  человека и его состояний

- формирование  внутреннего плана действий

- планирование  и программирование деятельности

- управление психофизиологическим состоянием организма 

20.Понятие о  чувствах, эмоциях и их видах

Эмоции - специфическая  форма отражения субъективного  отношения человека к предметам  или явлениям в форме непосредсдственного  переживания приятного или неприятного.

Виды: позитивные\негативные, стенические, астенические.

чувства - высший уровень развития эмоций, который  характерезуетсяустойчивым переживанием человека, своего отношения к предметам  окружающей действительности и имеет  мотивационную значимость.

виды: моральные  чувства, интеллектуальные чувства, эстетические чувства, практические чувства. 

21.Функции чувств  и эмоций, значение их в жизни  человека

1. Сигнальная  функция - чем большее значение  имею позноваемые объекты, тем  более глубоки переживания человека.

2. Регулирующая  функция - устойчивые переживания  изменяют поведение человека, направляют  и поддерживают его.

3. Комуникотивная - внешние проявления в мимике  и поведении человека. 

22.Развитие эмоциональной  сферы личности и эмоциональная  саморегуляция 

23.Общее понятие  воли. Теория воли

Воля - особая форма  психической активности личности, направленная на преодоление трудностей при достижении поставленной цели путем сознательной организации своего поведения и  деятельности.

Теории воли:

1. Период античности - понятие воля поглащалось понятием логики.

2. Период средневековья  - отрицание самостоятельного начала  в поведении.

3. Новое время  - возрождение понятия личности, главной ценностью которой является  свободная воля.

4. Теория Павлова  - воля рассматривается как инстинкт, рейлекс свободы.

5. Психоаналитическая  теория - воля представляется биологической  энергией человека.

6. Теологическаятеория  - воля отождествляется с Божественным  началом.

7. Материалистическая  теория - трактует волю как сторону  психики, в виде нервных ммозговых процессов. 

24.Формирование  и развитие волевых процессов.

Развитие  воли происходит в нескольких направлениях:

Преобразование  непроизвольных психических процессов  в произвольные.

Обретение человеком контроля над своим  поведением.

Выработка волевых качеств личности.

Человек сознательно ставит перед собой  все более трудные задачи и  преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени. С этим можно  встретиться при отсутствии задатков к определенной деятельности, но через труд человек добивается хороших результатов. 

25.Мотивы действий

Мотиваяция - это  совокупность побуждений, вызывающих активность индивида.

взаимосвязь мотивации  и деятельности чел-а:

1. Теория каузальной атрибуции.

2. Мотив достижения  успеха.

3. Мотив избегания  неудачи.

4. локус контроля.

5. самооценка.

6. Уровень притязания.

7. мотив власти. 

26.Психические  состояния личности.

Психические состояния - характеристики психической деятельности за определенный промежуток времени. Они более продолжительны по сравнению с психическими процессами и менее устойчивы по сравнению с психическими свойствами личности.

факторы, предотвращающие  возникновение негативных психических  состояний у чел-а - самокритичность, самоконтроль, настойчивость, интеллектуальная активность. 

27.Личность, индивид,  индивидуальность. Соотношение этих  понятий. Структура личности

Лич-ть – это  человек взятый в системе таких  его псих-их харак-ик, кот социально  обусловлены и проявляются в общественный по природе связях и отношениях.

Индивид – это  единичный представитель чел-го рода. Как индивиды люди отличаются по морфологическим особенностям (рост,вес,цвет волос и т.д) и псих-ми св-ми (способности, темперамент и т.д)

Индив-ть – это единство неповторимых  личностных св-в конкретного чел. Это своеобразие его психофизиологической струк-ры 

Структура личности

Внутрииндивидный  уровень – система качеств  индивида, представленная в направлен-ти, темпер-те, характере, способностях.

Межиндивидный ур-нь – личность характеризуется в системе ее общения

Надындивидный ур-нь – хара-ки личности обусловлены  тем воздействием, кот она показывает на других  людей 

28.Социально-психологические механизмы социализации

Социализация - освоение человеком своей родовой, общественной сущности. Это принятие индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, формирование умений строить отношения с другими людьми.

Социализация  осуществляется в процессе воздействия  на индивида таких факторов, как целенаправленное воспитание, обучение и случайные социальные воздействия в деятельности и общении.

Механизмы:

- идентификация  – отождествление индивида с  отдельными людьми и группами, позволяющее усваивать свойственные  им разнообразные нормы, отношения и формы поведения

- подражание  – сознательное или бессознательное  воспроизведение индивидом модели  поведения и опыта других людей

- внушение –  процесс неосознанного воспроизведения  индивидом внутреннего опыта,  мыслей, чувств, и психического состояния тех людей, с которыми он взаимодействует

- социальная  фасилитация – стимулирующее  влияние поведения одних людей  на деятельность других

- конформность  – податливость влиянию группы 

29.Самосознание  личности и самовыражение собственного  «Я». Структура и функции самосознания

Самосознание - относительно устойчивая, осознанная, переживаемая как неповторимая система  представлений индивида о самом  себе, на основе которой он строит свое взаимо отношение с другими людьми и относится к себе.

    Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.

    Определяет  характер и особенности интерпретации  приобретённого опыта.

Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.

Функции:    Самопознание — получение информации о себе.

    Эмоционально-ценностное  отношение к себе.

    Саморегуляция  поведения. 

30.Направленность  личности. Пирамида потребностей  А.Маслоу

Направленность  личности – это такая совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых мотивов от наличных ситуаций.

Мотивы (побудители деятельности) – это образы, отражающие объекты удовлетворения потребности  и побуждающие человека к деятельности по удовлетворению этих потребностей.

Потребности –  это базовые исходные побудители человека к деятельности

Пирамида:

5. самореалезация

4. потребность  в престиже.

3. социальные  потребности.

2. потребности  в безопасномти.

1. физиологические  потребности. 

31.Понятие о  темпераменте. Физиологические основы темперамента. Свойства нервной системы

Темперамент –  совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и  эмоциональную стороны поведения  и деятельности человека.

Основные свойства нервной системы (по Павлову):

Сила – способность  нервной системы выдерживить  сильные раздражители, обуславливающие  выносливость и работоспособность  нервных клеток.

Уравновешаность – характеризуется соотношением процесса возбуждения и торможения.

Подвижность –  определяется быстротой смены процесса возбуждения и торможения. 

32.Характеристики  типов темперамента. Роль темперамента  в трудовой и учебной деятельности

А)Халерик - сильный, неуравновешаный , подвижный.

Б)Сангвиник  – сильный, уравновешенный, подвижный.

В)Флегматик  – сильный, уравновешаный, инертный.

Г)Меланхолик –  слабый, неуравновешаный(-), инертный. 

33.Понятие о  характере. Физиологические основы  характера

Характер –  совок-ть устойчивых индивид-ых способностей личности, складывающиеся и проявляющиеся  в деятельности и общении, объясняя типичные для нее способы поведения 

34.Структура  характера. Черты характера 

35.Понятие о  способностях. Структура и виды  способностей

Способности –  индивидуально-психологические особенности  чел, кот появляются в деятельности и явл-ся условием ее успешного выполнения

Виды способностей:

Природные, специфические, общие, специальные. 

36.Развитие способностей. Талант и гениальность

Талант –  сочетание спос-ей, дающих чел возможность  успешно, самостоятельно и оригинально  осуществлять сложную деятельность

Гениальность  – высший уровень развития спос-ей при кот достигнутый личностью  результат составляет эпоху в  жизни общества, в развитии культуры 

37.Задатки, способности,  одаренность, гениальность –  как различать и увязать эти  понятия

задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга,органов чувств.

Способности - индивидуально-психологические  особенности чел-а, которые проявляются  в деятельности и являются условием ее успешного выполнения.

Виды способностей - природные, специфические, общие, специальные.

гениальность - высший уровень развития спос-ей при  кот достигнутый личностью результат  составляет эпоху в жизни общества, в развитии культуры. 

38.Деятельность. Психологическая структура деятельности

Де́ятельность — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения).

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"