Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 00:16, шпаргалка
шпоры по психологии
19.Воображение, его виды и формы проявления. Функции. Воображение и творчество
Воображение - форма психического отражения, состоящая в создании новых образов на основе воспринятых ранее, оно оперирует представлениями.
Виды:
- активное –
характеризуется тем, что,
- пассивное –
характеризуется созданием
Формы: мечты, грезы, галлюцинации, сновидения.
Функции:
- представление
в образах и возможность
- произвольная
регуляция познавательных
- формирование внутреннего плана действий
- планирование
и программирование
- управление психофизиологическим
состоянием организма
20.Понятие о чувствах, эмоциях и их видах
Эмоции - специфическая форма отражения субъективного отношения человека к предметам или явлениям в форме непосредсдственного переживания приятного или неприятного.
Виды: позитивные\негативные, стенические, астенические.
чувства - высший
уровень развития эмоций, который
характерезуетсяустойчивым
виды: моральные
чувства, интеллектуальные чувства, эстетические
чувства, практические чувства.
21.Функции чувств и эмоций, значение их в жизни человека
1. Сигнальная функция - чем большее значение имею позноваемые объекты, тем более глубоки переживания человека.
2. Регулирующая функция - устойчивые переживания изменяют поведение человека, направляют и поддерживают его.
3. Комуникотивная
- внешние проявления в мимике
и поведении человека.
22.Развитие эмоциональной
сферы личности и
23.Общее понятие воли. Теория воли
Воля - особая форма психической активности личности, направленная на преодоление трудностей при достижении поставленной цели путем сознательной организации своего поведения и деятельности.
Теории воли:
1. Период античности - понятие воля поглащалось понятием логики.
2. Период средневековья
- отрицание самостоятельного
3. Новое время
- возрождение понятия личности,
главной ценностью которой
4. Теория Павлова - воля рассматривается как инстинкт, рейлекс свободы.
5. Психоаналитическая
теория - воля представляется
6. Теологическаятеория
- воля отождествляется с
7. Материалистическая
теория - трактует волю как сторону
психики, в виде нервных ммозговых процессов.
24.Формирование и развитие волевых процессов.
Развитие воли происходит в нескольких направлениях:
Преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные.
Обретение человеком контроля над своим поведением.
Выработка волевых качеств личности.
Человек
сознательно ставит перед собой
все более трудные задачи и
преследует все более отдаленные
цели, требующие приложения значительных
волевых усилий в течение достаточно
длительного времени. С этим можно
встретиться при отсутствии задатков
к определенной деятельности, но через
труд человек добивается хороших результатов.
25.Мотивы действий
Мотиваяция - это совокупность побуждений, вызывающих активность индивида.
взаимосвязь мотивации и деятельности чел-а:
1. Теория каузальной атрибуции.
2. Мотив достижения успеха.
3. Мотив избегания неудачи.
4. локус контроля.
5. самооценка.
6. Уровень притязания.
7. мотив власти.
26.Психические состояния личности.
Психические состояния - характеристики психической деятельности за определенный промежуток времени. Они более продолжительны по сравнению с психическими процессами и менее устойчивы по сравнению с психическими свойствами личности.
факторы, предотвращающие
возникновение негативных психических
состояний у чел-а - самокритичность,
самоконтроль, настойчивость, интеллектуальная
активность.
27.Личность, индивид, индивидуальность. Соотношение этих понятий. Структура личности
Лич-ть – это человек взятый в системе таких его псих-их харак-ик, кот социально обусловлены и проявляются в общественный по природе связях и отношениях.
Индивид – это единичный представитель чел-го рода. Как индивиды люди отличаются по морфологическим особенностям (рост,вес,цвет волос и т.д) и псих-ми св-ми (способности, темперамент и т.д)
Индив-ть – это
единство неповторимых личностных
св-в конкретного чел. Это своеобразие
его психофизиологической струк-ры
Структура личности
Внутрииндивидный уровень – система качеств индивида, представленная в направлен-ти, темпер-те, характере, способностях.
Межиндивидный ур-нь – личность характеризуется в системе ее общения
Надындивидный
ур-нь – хара-ки личности обусловлены
тем воздействием, кот она показывает
на других людей
28.Социально-психологические механизмы социализации
Социализация - освоение человеком своей родовой, общественной сущности. Это принятие индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, формирование умений строить отношения с другими людьми.
Социализация осуществляется в процессе воздействия на индивида таких факторов, как целенаправленное воспитание, обучение и случайные социальные воздействия в деятельности и общении.
Механизмы:
- идентификация
– отождествление индивида с
отдельными людьми и группами,
позволяющее усваивать
- подражание
– сознательное или
- внушение –
процесс неосознанного
- социальная фасилитация – стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других
- конформность
– податливость влиянию группы
29.Самосознание
личности и самовыражение
Самосознание - относительно устойчивая, осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимо отношение с другими людьми и относится к себе.
Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.
Определяет
характер и особенности
Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.
Функции: Самопознание — получение информации о себе.
Эмоционально-ценностное отношение к себе.
Саморегуляция
поведения.
30.Направленность личности. Пирамида потребностей А.Маслоу
Направленность личности – это такая совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых мотивов от наличных ситуаций.
Мотивы (побудители деятельности) – это образы, отражающие объекты удовлетворения потребности и побуждающие человека к деятельности по удовлетворению этих потребностей.
Потребности – это базовые исходные побудители человека к деятельности
Пирамида:
5. самореалезация
4. потребность в престиже.
3. социальные потребности.
2. потребности в безопасномти.
1. физиологические
потребности.
31.Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента. Свойства нервной системы
Темперамент –
совокупность индивидуальных особенностей,
характеризующих динамическую и
эмоциональную стороны
Основные свойства нервной системы (по Павлову):
Сила – способность нервной системы выдерживить сильные раздражители, обуславливающие выносливость и работоспособность нервных клеток.
Уравновешаность – характеризуется соотношением процесса возбуждения и торможения.
Подвижность –
определяется быстротой смены процесса
возбуждения и торможения.
32.Характеристики
типов темперамента. Роль темперамента
в трудовой и учебной
А)Халерик - сильный, неуравновешаный , подвижный.
Б)Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный.
В)Флегматик – сильный, уравновешаный, инертный.
Г)Меланхолик –
слабый, неуравновешаный(-), инертный.
33.Понятие о
характере. Физиологические
Характер –
совок-ть устойчивых индивид-ых способностей
личности, складывающиеся и проявляющиеся
в деятельности и общении, объясняя
типичные для нее способы поведения
34.Структура
характера. Черты характера
35.Понятие о способностях. Структура и виды способностей
Способности –
индивидуально-психологические
Виды способностей:
Природные, специфические,
общие, специальные.
36.Развитие способностей. Талант и гениальность
Талант – сочетание спос-ей, дающих чел возможность успешно, самостоятельно и оригинально осуществлять сложную деятельность
Гениальность
– высший уровень развития спос-ей
при кот достигнутый личностью
результат составляет эпоху в
жизни общества, в развитии культуры
37.Задатки, способности, одаренность, гениальность – как различать и увязать эти понятия
задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга,органов чувств.
Способности - индивидуально-психологические особенности чел-а, которые проявляются в деятельности и являются условием ее успешного выполнения.
Виды способностей - природные, специфические, общие, специальные.
гениальность -
высший уровень развития спос-ей при
кот достигнутый личностью
38.Деятельность.
Психологическая структура
Де́ятельность — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения).