Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 00:16, шпаргалка

Краткое описание

шпоры по психологии

Файлы: 1 файл

психология.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

Деятельность  можно разделить на этапы. Можно  выделить в качестве этапов

    процесс  вовлечения в деятельность,

    процесс  целеполагания

    процесс  проектирования действий,

    процесс осуществления действий,

    процесс  анализа результатов действий  и сравнение их с поставленными  целями.

Число и содержание этапов, которые разные исследователи  выделяют в деятельности, определяется исключительно задачами и целями исследователя. Модели деятельности в этом случае строятся из соображений удобства, полезности и достаточности. 

39.Общение –  основа межличностных отношений.  Функции общения

Общение – это  процесс установление контактов  между людьми, порождаемый потребностями  совместной деятельности и включающих в себя: обмен информацией (коммуникация), выработку единой стратегии взаимодействия (интеракция), восприятие и понимание друг друга (перцепция).

Функции общения: 1)контактная функция – установление контактов как состояния обоюдной готовности к приёму и передачи информации. 2)Информационная – обмен информации. 3)Побудительная функция – стимуляция активности партнёра по общению, направляющая его на выполнение тех или иных псих. действий. 4)Кордиационная – взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности. 5)Функция понимания. 6) Эмотивная функция – обмен эмоциями.

7)Установление  отношений – осознания своего  места в системе деловых и  межличностных связей. 8)Влияние  – изменения состояния партнёра, его поведения, потребностей, мнений, решений. 

40.Общение как обмен информацией. Вербальная и невербальная коммуникация

Общение как  коммуникация предполагает обмен информацией  между людьми, осуществляющихся  посредством знаков: слово, жесты.

Выделяют вербальную и невербальную коммуникацию. Вербальная комун. – это обмен информации при помощи речи. Невербальная – обмен информ. При помощи мимики, жестов, пантомимики. Невербальная комун. Дополняет речь, передаёт эмоциональное состояние и включает следующие знаковые системы: 1)Оптика-кенетическая (мимика, жесты, пантомимика) 2)Паралингвистическая (качество голоса) 3)Экстралингвистическая (паузы, смех, темп речи) 4)Пространственно временная – она связана с взаиморасположением партнёром по общению, время общения, ситуация общения. 

41.Общение как  взаимодействие(интеракция)

Взаимодействие  как аспект общения проявляется  в организации людьми общих действий направленных на достижения определённой цели в процессе совместной деятельности.

Разновидности: кооперация (сотрудничество), конкуренция. 

42.Понятие группы. Групповые нормы и групповые  ожидания

Группа –  это ограниченная в размерах общность людей, выделяемая на основе ряда признаков.

Группой могут  быть: 1)Реальные группы объединяют людей, которые имеют общие цели. 2)Условные группы – они включают людей, которые не вступают в взаимоотношение друг с другом, но имеют общие характеристики.

Группы бывают: 1)Большие (толпа, аудитория) и малые (от 3 до 30 чел.) Группы могут быть лабораторными  и естественными. 

43.Общение как  восприятие(перцепция). Идентификация. Эмпатия. Рефлексия

(Перцепция) предполагает  понимание другого чел как  личности.

Идентификация – отождествление себя с собеседником

Эмпатия – спос-ть сопереживать, постижение эмоционального мира другого чел

Рефлексия – осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. 

44.Психические  способы воздействия в процессе  общения. Приемы формирования  аттракции 

45.Социально-психологический  климат предприятия

Социально-психологический  климат в коллективе – очень важный фактор для работоспособности. Благоприятный климат эффективно влияет на повышение работоспособности и качество труда. Климат состоит из многих составляющих, одной из которых является окружающая обстановка: дизайн помещения, интерьер и т.п. На хорошее настроение и, безусловно, на здоровье влияет красивая и удобная мебель. Очень большое значение для психоэмоционального состояния человека имеет цвет окружающей его обстановки.

Когда ведут речь о социально-психологическом  климате (СПК) коллектива, подразумевают следующее:

совокупность  социально-психологических характеристик  группы;

преобладающий и устойчивый психологический настрой  коллектива;

характер  взаимоотношений в коллективе;

интегральная  характеристика состояния коллектива.

Благоприятный СПК характеризуют оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии, открытость коммуникации, уверенность, бодрость, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации, совершать ошибки без страха наказания и т.д.

Неблагоприятный СПК характеризуют пессимизм, раздражительность, скука, высокая напряженность и конфликтность отношений в группе, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление, страх наказания, неприятие, непонимание, враждебность, подозрительность, недоверие друг к другу, нежелание вкладывать усилия в совместный продукт, в развитие коллектива и организации в целом, неудовлетворенность и т.д. 

46.Группы и  их классификация. Высшая форма  развития группы

Группа  — это человеческая общность, выделяемая на основе определенного признака, например социальной принадлежности, наличия и характера, совместной деятельности, особенностей организации и т.д. Соответственно строится и классификация групп: группы малые и большие, которые в свою очередь подразделяются на реальные (контактные) и условные, формальные (официальные) группы и неформальные (неофициальные), различного уровня развития — развитые и недостаточно или низкоразвитые группы.

Большие группы могут быть реальными (контактными), образующими социальную общность, включающую значительное число людей, существующую в общем пространстве и времени. К подобного рода большим группам может быть отнесен трудовой коллектив предприятия или педагогический коллектив большой школы, где многие преподаватели могут и не находиться в непосредственной взаимосвязи друг с другом, но при этом подчиняться одним и тем же руководителям (директору, заведующему учебной частью), входить в одну профсоюзную организацию, придерживаться общих для всех правил внутреннего распорядка школьной жизни и т.п.

Большие группы могут быть условными, выделяемыми  и объединяемыми на основе некоторых  признаков - половых, национальных, возрастных, имущественных и др.).

Малые группы - это всегда контактные общности, связанные реальным взаимодействием  входящих в них лиц и реальными  взаимоотношениями между ними. Эти  группы могут быть официальными (формальными), т.е. иметь юридически фиксированные права и обязанности, нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство. В условиях общественного разделения труда эти группы связаны социально заданной деятельностью.

Выделяются  также и неофициальные (чаще их называют неформальными) группы, не имеющие юридически фиксированного статуса, но характеризующиеся сложившейся системой межличностных отношений (дружбы, симпатии, взаимопонимания, доверия и т.д.).

Высшая  форма развития группы - коллектив. Коллектив - это группа людей, объединенных общей целью и которые достигли высокого уровня развития в ходе социально -значимой деятельности. Для коллектива присущ высокий уровень сплоченности его членов, коллективистская самоопределение, высокий уровень авторитетности членов этой группы друг для друга, общие интересы, ценностные ориентации, установки и нормы поведения. 

47.Какие феномены  могут препятствовать эффективному  общению

Зачастую  в общении, возникают так называемые коммуникативные барьеры. У них  могут быть совершенно разные причины, но их результат можно предсказать заранее: отсутствие взаимопонимания, контакта. Психологическая дистанция между партнерами возрастает, они не понимают друг друга либо понимают друг друга неточно, общение становится дистанционным и менее доверительным.

1)Увеличение психологической дистанции между людьми

2)Снижения взаимного доверия

3) Изменение характера взаимодействия в общении

 Что  же приводит к подобным результатам?  В силу высокой значимости  для взаимного понимания этих  своеобразных преград, рассмотрим их более подробно:

Барьер  темперамента, Барьер акцентуации характера, Барьер интеллекта, Барьер манеры общения, Барьер отрицательных эмоций, Барьер непонимания важности сказанного, Барьеры речи, Физические барьеры, Социальные, политические, профессиональные, религиозные, образовательные и иные различия. 

48.Раскройте  роль общения формирования личности

Без общения  не может существовать ни отдельный  человек, ни человеческое общество как  целое. Общение для человека - это  его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное развитие, приспособление к жизни. Общение необходимо людям как в процессе совместной трудовой деятельности, так и для поддержания межличностных отношений, отдыха, эмоциональной разгрузки, интеллектуального и художественного творчества. В общении индивид получает не только рациональную информацию, формирует способы мыслительной деятельности, но и посредством подражания и заимствования, сопереживания и идентификации усваивает человеческие эмоции, настроения, формы поведения.

В результате общения достигается необходимая  организация и единство действий индивидов, входящих в группу, осуществляется рациональное, эмоциональное и волевое  взаимодействие индивидов, формируется общность чувств, мыслей и взглядов, достигается взаимопонимание и согласованность действий, характеризующие коллективную деятельность. 

49.Самооценка  и уровень притязания личности. Виды самооценки

Самооценка –  оценка личностью самой себя, своих  возможностей, качеств, и места среди других людей. Относится с ядру личности и является важным регулятором его поведения.

Многие считают, что самооценка человека во многом зависит от понимания другими  людьми его достоинств. Когда люди поддерживают человека, внимательны и добры к нему, выражают одобрение, человек утверждается в том, что он много значит для всех и самого себя. Но исходя из концепций восточных философий, самооценка - это базовая сущность человека, это что-то, с чем он родился, это то, что есть у него по умолчанию, потому что ты человек, потому что ты родился, потому что ты живешь и по умолчанию являешься частицей Вселенной. Истинная самооценка строится на принятии себя, людей, процессов жизни и этого мира, потому что так есть, просто так есть и все, и остается просто жить и получать удовольствие. Самооценка - это то, что не могут определить для тебя другие, её нельзя понять умом, можно только почувствовать! В современной психологии есть три вида самооценки:

    заниженная

    нормальная

    завышенная

Уровень притязания – желаемый уровень самооценки личности 

50.Самосознание  и самовоспитание личности.

Самосознание  – относительно устойчивая, осознанная, переживаемая как неповторимая система  представлений индивида о самом  себе, на основе которой он строит свое взаимоотношение с другими людьми и относится к себе.

Самовоспитание  – сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Основывается на активизации маханизмов саморегуляции. Самовоспитание предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. 

51.Содержание  и характеристика основных составляющих  психики: психический процессов,  психических состояния и свойств

Психи́ческие  проце́ссы — процессы, условно  выделенные в целостной структуре психики.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"