Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 00:16, шпаргалка
шпоры по психологии
Деятельность можно разделить на этапы. Можно выделить в качестве этапов
процесс вовлечения в деятельность,
процесс целеполагания
процесс проектирования действий,
процесс осуществления действий,
процесс
анализа результатов действий
и сравнение их с
Число и содержание
этапов, которые разные исследователи
выделяют в деятельности, определяется
исключительно задачами и целями
исследователя. Модели деятельности в
этом случае строятся из соображений удобства,
полезности и достаточности.
39.Общение –
основа межличностных
Общение – это процесс установление контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающих в себя: обмен информацией (коммуникация), выработку единой стратегии взаимодействия (интеракция), восприятие и понимание друг друга (перцепция).
Функции общения:
1)контактная функция – установление
контактов как состояния
7)Установление
отношений – осознания своего
места в системе деловых и
межличностных связей. 8)Влияние
– изменения состояния
40.Общение как обмен информацией. Вербальная и невербальная коммуникация
Общение как коммуникация предполагает обмен информацией между людьми, осуществляющихся посредством знаков: слово, жесты.
Выделяют вербальную
и невербальную коммуникацию. Вербальная
комун. – это обмен информации при помощи
речи. Невербальная – обмен информ. При
помощи мимики, жестов, пантомимики. Невербальная
комун. Дополняет речь, передаёт эмоциональное
состояние и включает следующие знаковые
системы: 1)Оптика-кенетическая (мимика,
жесты, пантомимика) 2)Паралингвистическая
(качество голоса) 3)Экстралингвистическая
(паузы, смех, темп речи) 4)Пространственно
временная – она связана с взаиморасположением
партнёром по общению, время общения, ситуация
общения.
41.Общение как взаимодействие(интеракция)
Взаимодействие как аспект общения проявляется в организации людьми общих действий направленных на достижения определённой цели в процессе совместной деятельности.
Разновидности:
кооперация (сотрудничество), конкуренция.
42.Понятие группы. Групповые нормы и групповые ожидания
Группа – это ограниченная в размерах общность людей, выделяемая на основе ряда признаков.
Группой могут быть: 1)Реальные группы объединяют людей, которые имеют общие цели. 2)Условные группы – они включают людей, которые не вступают в взаимоотношение друг с другом, но имеют общие характеристики.
Группы бывают:
1)Большие (толпа, аудитория) и малые
(от 3 до 30 чел.) Группы могут быть лабораторными
и естественными.
43.Общение как восприятие(перцепция). Идентификация. Эмпатия. Рефлексия
(Перцепция) предполагает понимание другого чел как личности.
Идентификация – отождествление себя с собеседником
Эмпатия – спос-ть сопереживать, постижение эмоционального мира другого чел
Рефлексия – осознание
индивидом того, как он воспринимается
партнером по общению.
44.Психические
способы воздействия в
45.Социально-психологический климат предприятия
Социально-психологический климат в коллективе – очень важный фактор для работоспособности. Благоприятный климат эффективно влияет на повышение работоспособности и качество труда. Климат состоит из многих составляющих, одной из которых является окружающая обстановка: дизайн помещения, интерьер и т.п. На хорошее настроение и, безусловно, на здоровье влияет красивая и удобная мебель. Очень большое значение для психоэмоционального состояния человека имеет цвет окружающей его обстановки.
Когда ведут речь о социально-психологическом климате (СПК) коллектива, подразумевают следующее:
совокупность
социально-психологических
преобладающий и устойчивый психологический настрой коллектива;
характер взаимоотношений в коллективе;
интегральная характеристика состояния коллектива.
Благоприятный СПК характеризуют оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии, открытость коммуникации, уверенность, бодрость, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации, совершать ошибки без страха наказания и т.д.
Неблагоприятный
СПК характеризуют пессимизм, раздражительность,
скука, высокая напряженность и конфликтность
отношений в группе, неуверенность, боязнь
ошибиться или произвести плохое впечатление,
страх наказания, неприятие, непонимание,
враждебность, подозрительность, недоверие
друг к другу, нежелание вкладывать усилия
в совместный продукт, в развитие коллектива
и организации в целом, неудовлетворенность
и т.д.
46.Группы и
их классификация. Высшая
Группа — это человеческая общность, выделяемая на основе определенного признака, например социальной принадлежности, наличия и характера, совместной деятельности, особенностей организации и т.д. Соответственно строится и классификация групп: группы малые и большие, которые в свою очередь подразделяются на реальные (контактные) и условные, формальные (официальные) группы и неформальные (неофициальные), различного уровня развития — развитые и недостаточно или низкоразвитые группы.
Большие группы могут быть реальными (контактными), образующими социальную общность, включающую значительное число людей, существующую в общем пространстве и времени. К подобного рода большим группам может быть отнесен трудовой коллектив предприятия или педагогический коллектив большой школы, где многие преподаватели могут и не находиться в непосредственной взаимосвязи друг с другом, но при этом подчиняться одним и тем же руководителям (директору, заведующему учебной частью), входить в одну профсоюзную организацию, придерживаться общих для всех правил внутреннего распорядка школьной жизни и т.п.
Большие группы могут быть условными, выделяемыми и объединяемыми на основе некоторых признаков - половых, национальных, возрастных, имущественных и др.).
Малые группы - это всегда контактные общности, связанные реальным взаимодействием входящих в них лиц и реальными взаимоотношениями между ними. Эти группы могут быть официальными (формальными), т.е. иметь юридически фиксированные права и обязанности, нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство. В условиях общественного разделения труда эти группы связаны социально заданной деятельностью.
Выделяются также и неофициальные (чаще их называют неформальными) группы, не имеющие юридически фиксированного статуса, но характеризующиеся сложившейся системой межличностных отношений (дружбы, симпатии, взаимопонимания, доверия и т.д.).
Высшая
форма развития группы - коллектив.
Коллектив - это группа людей, объединенных
общей целью и которые достигли высокого
уровня развития в ходе социально -значимой
деятельности. Для коллектива присущ высокий
уровень сплоченности его членов, коллективистская
самоопределение, высокий уровень авторитетности
членов этой группы друг для друга, общие
интересы, ценностные ориентации, установки
и нормы поведения.
47.Какие феномены
могут препятствовать
Зачастую в общении, возникают так называемые коммуникативные барьеры. У них могут быть совершенно разные причины, но их результат можно предсказать заранее: отсутствие взаимопонимания, контакта. Психологическая дистанция между партнерами возрастает, они не понимают друг друга либо понимают друг друга неточно, общение становится дистанционным и менее доверительным.
1)Увеличение психологической дистанции между людьми
2)Снижения взаимного доверия
3) Изменение характера взаимодействия в общении
Что
же приводит к подобным
Барьер
темперамента, Барьер акцентуации характера,
Барьер интеллекта, Барьер манеры общения,
Барьер отрицательных эмоций, Барьер непонимания
важности сказанного, Барьеры речи, Физические
барьеры, Социальные, политические, профессиональные,
религиозные, образовательные и иные различия.
48.Раскройте
роль общения формирования
Без общения не может существовать ни отдельный человек, ни человеческое общество как целое. Общение для человека - это его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное развитие, приспособление к жизни. Общение необходимо людям как в процессе совместной трудовой деятельности, так и для поддержания межличностных отношений, отдыха, эмоциональной разгрузки, интеллектуального и художественного творчества. В общении индивид получает не только рациональную информацию, формирует способы мыслительной деятельности, но и посредством подражания и заимствования, сопереживания и идентификации усваивает человеческие эмоции, настроения, формы поведения.
В результате
общения достигается
49.Самооценка и уровень притязания личности. Виды самооценки
Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, и места среди других людей. Относится с ядру личности и является важным регулятором его поведения.
Многие считают, что самооценка человека во многом зависит от понимания другими людьми его достоинств. Когда люди поддерживают человека, внимательны и добры к нему, выражают одобрение, человек утверждается в том, что он много значит для всех и самого себя. Но исходя из концепций восточных философий, самооценка - это базовая сущность человека, это что-то, с чем он родился, это то, что есть у него по умолчанию, потому что ты человек, потому что ты родился, потому что ты живешь и по умолчанию являешься частицей Вселенной. Истинная самооценка строится на принятии себя, людей, процессов жизни и этого мира, потому что так есть, просто так есть и все, и остается просто жить и получать удовольствие. Самооценка - это то, что не могут определить для тебя другие, её нельзя понять умом, можно только почувствовать! В современной психологии есть три вида самооценки:
заниженная
нормальная
завышенная
Уровень притязания
– желаемый уровень самооценки личности
50.Самосознание и самовоспитание личности.
Самосознание – относительно устойчивая, осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимоотношение с другими людьми и относится к себе.
Самовоспитание
– сознательная деятельность, направленная
на возможно более полную реализацию
человеком себя как личности. Основывается
на активизации маханизмов саморегуляции.
Самовоспитание предполагает наличие
ясно осознанных целей, идеалов, личностных
смыслов.
51.Содержание
и характеристика основных
Психи́ческие проце́ссы — процессы, условно выделенные в целостной структуре психики.