Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 13:39, дипломная работа
Дружба – важнейший вид эмоциональной привязанности и межличностных отношений юношеского возраста. Очень часто можно услышать мнение, что под влиянием выросшей мобильности общества, ускорение ритма жизни и расширения круга общения дружеские отношения современной молодёжи становятся более поверхностными, что дружба вытесняется широкими приятельскими отношениями, основанными на общности интересов.
Высшие нравственные ценности – а дружба во все времена считалась таковой – всегда были дефицитными.
Введение……………………………………………………………………5-7 стр.
1. Теоретические аспекты изучения дружескоого поведения и особенности подросткового возраста зрелых у старшеклассников…..……………..8-23 стр.
1.Понятие дружбы ………………………………………………….….7 стр.
1.Виды дружбы и дружеских отношений…………………………….8 стр.
2.Значение и эволюционное развитие дружбы в процессе формирования личности……………….………………………………………………….….9 стр.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста...................................................................................................11 стр.
1.2.1. Психологическое понятие дружбы у подростков………………15 стр.
1.2.2. Роль дружбы в подростковом возрасте……………………………18 стр.
1.3. Теоретические предпосылки исследования, направленного на изучение психологии агрессивного поведения и его различий в среде футбольных фанатов молодого и зрелого возраста…………………………………..23 стр.
2. Исследование, направленное на выявление различий в показателях проявления дружелюбного поведения подросткового возраста и его значимые различия в показателях дружелюбия у старшеклассников.24-31 стр.
2.1. Описательные характеристики исследования…………………….24 стр.
2.1.1. Организация исследования………………………………………...24 стр.
2.1.2. Актуальность выбранных методик. ………………………………25 стр.
2.1.2.1. Тест доброжелательности ( по шкале Кэмбэлла)……………25 стр.
2.1.2.2. Экспертная диагностика взаимодействия в малых группах (А.С.Чернышов, С.В.Сарычев)…………..………….…………………25 стр.
2.1.2.3. Тест толерантности. ……………………………………………25 стр.
2.1.2.4. Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири.25 стр.
2.1.2.5. Исследование личности с помощью модифицированной формы B опросника FPI. ………………………………………………..…………26 стр.
2.1.3. Описание выборки. ……………………………………………...…27 стр.
2.2. Описание методик.………………………………………………....…27 стр.
2.2.1. Тест доброжелательности (по шкале Кэмбэлла). …………..…27 стр.
2.2.2. Экспертная диагностика взаимодействия в малых группах (А.С.Чернышов, С.В.Сарычев). ………………………………………...…28 стр.
2.2.3. Тест толерантности. ……………………………………………..…28 стр.
2.2.4. Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири……..30 стр.
2.2.5. Опросник FPI (форма B).……………………………………………31 стр.
3. Анализ результатов исследования. …………………………………31-66стр.
3.1. Количественный и качественный анализ результатов методик…31 стр.
3.1.1. Анализ сравнительных данных по тесту Кэмбэлла (количественный и качественный анализ).………………………………………………….36 стр.
3.1.2. Анализ сравнительных данных по методике экспертной диагностики взаимодействия в малых группах А.С. ернышова и С.В. Сарычева (количественный и качественный анализ). …………………………..…38 стр.
3.1.3. Анализ сравнительных данных по методике толерантности (количественный и качественный анализ). ……………………………40 стр.
3.1.4. Анализ сравнительных данных по методике межличностных отношений Т. Лири (количественный и качественный анализ)……….42 стр.
3.1.5. Анализ сравнительных данных по методике FPI (количественный и качественный анализ). …………………………………………….……44 стр.
3.2. Корреляционный анализ статистических данных с использованием непараметрического U критерия Манна-Уитни. …………………….46 стр.
3.2.1. Методика межличностных отношений Т. Лири
3.2.2. Многофакторный личностный опросник FPI (форма В)……….47 стр.
3.3. Корреляционный анализ статистических данных с использованием коэффициента корреляции Пирсона…………………………………….52 стр.
3.3.1. По методикам межличностных отношений Т. Лири (оценка дружелюбия) и Кэмбэлла (оценка доброжелательности) …………52 стр.
3.3.2. По методикам межличностных отношений Т. Лири (оценка дружелюбия) и экспертной диагностике взаимодействия в малых группах А.С.Чернышова, С.В.Сарычева. ………………………………………...54 стр.
3.3.3. По методике межличностных отношений Т. Лири (оценка дружелюбия) и тесту толерантности. …………………………………………………..56 стр.
3.3.4. По методике межличностных отношений Т. Лири (оценка дружелюбия) и многофакторному опроснику FPI форма В (оценка общительности)...58 стр.
3.3.5. По методике межличностных отношений Т. Лири (оценка дружелюбия) и многофакторному опроснику FPI форма В (оценка открытости). ……………………………………………………………….60 стр.
3.4. Выводы по результатам исследования. ………….………………62 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….66 стр.
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………68 стр.
Шкалы:
I (невротичность) характеризует уровень невротизации личности.
II (спонтанная агрессивность)
III (депрессивность) дает возможность
диагностировать признаки, характерные
для психопатологического
IV (раздражительность) позволяет
судить об эмоциональной
V (общительность) характеризует
как потенциальные возможности,
VI (уравновешенность) отражает устойчивость к стрессу.
VII (реактивная агрессивность)
VIII (застенчивость) отражает
IX (открытость) позволяет характеризовать
отношение к социальному
Х (экстраверсия – интроверсия).
XI (эмоциональная лабильность).
XII (маскулинизм – феминизм).Высокие оценки свидетельствуют о протекании психической деятельности преимущественно по мужскому типу, низкие – по женскому.
Для данного исследования были взяты только шкалы: V (общительность), IX (открытость).
2.1.3. Описание выборки.
Выборка представляла собой две группы по 10 испытуемых, являющихся учащимися 11 классов. 1 группа – 16-17 лет, 2 группа - 16-17 лет. Общее количество испытуемых – 20 человек.
2.2. Описание методик.
2.2.1. Тест доброжелательности (по шкале Кэмбэлла).
Цель: диагностика уровня доброжелательности
Оснащение: опросник с инструкцией, бланк ответного листа, ручка.
Инструкция: «Внимательно прочитайте пары суждений опросника. Если вы считаете, что какое-либо суждение из пары верно и соответствует вашему представлению о себе и других людях, то в банке ответов напротив номера суждения отметьте степень вашего согласия с ним, используя предложенную шкалу. Если у вас возникли какие-нибудь вопросы, задайте их, прежде чем начнете выполнять тест».
Обработка и интерпретация полученных данных:
Ключ
Выборы, отражающие доброжелательное отношение к другим людям: 1A, 2A, 3В, 4А, 5В, 6А, 7В, 8В. При совпадении ответа испытуемого с ключом он оценивается в 1 балл, при несовпадении – в 0 баллов. Баллы суммируются.
Интепретация результатов теста
• 2 балла и меньше – низкий показатель доброжелательного отношения к другим;
• 3 – 5 баллов – средний показатель доброжелательного отношения к другим;
• 6 баллов и выше – высокий показатель доброжелательного отношения к другим.
2.2.2.Экспертная диагностика
взаимодействия в малых
Цель: уровень группового взаимодействия
Оснащение: опросник с инструкцией, бланк ответного листа, ручка.
Инструкция: «В каждом блоке обведите кружочком одно из 7 проявлений взаимодействия, характерных для исследуемой группы».
Обработка и интерпретация полученных данных: Обведенные кружочком показатели группового взаимодействия являются количественным и качественным критерием интегрального и парциального взаимодействия в исследуемой группе. При этом показатели с-b-a характеризуют нарастающие позитивные тенденции в групповом взаимодействии. Показатели e-f-g,свидетельствуют о прогрессировании негативных тенденций в групповом взаимодействии. Показатель d является промежуточным, средним показателем группового взаимодействия.
Таким образом, каждая подструктура группового
взаимодействия включает семь критериев,
из которых три имеют
Баллы начисляются по следующей схеме: за выбор ответа a начисляется 7 баллов, за ответ b – 6 балов, c – 5 баллов, d – 0 баллов, e – 3 балла, f – 2 балла и ответ g получает – 1 балл. Для обобщения экспертных оценок необходимо сначала суммировать индивидуальные показатели, а затем определить усредненный результат.
На заключительном этапе анализа полученных данных проводится сравнительный анализ группового взаимодействия по всем исследуемым подструктурам.
2.2.3. Тест толерантности.
Цель: диагностика степени терпимости, уважения к чужому мнению.
Оснащение: опросник с инструкцией, бланк ответного листа, ручка.
Инструкция: «Условия определения: отвечайте быстро, не задумываясь».
Обработка и интерпретация полученных данных:
От 0 до 4-х баллов. Вы обладаете высокой степенью упрямства и непреклонностью.часто вы стараетесь навязать своё мнение другим. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.
От 5 до12 баллов. Вы способны твёрдо отстаивать свои убеждения. Но вы, безусловно, можете вести диалог. Если считаете нужным, то меняете свои убеждения. Но порой вы способны и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. И в такой момент вы можете выиграть спор с собеседником, у которого слабый характер. Вы не в полной мере умеете отстаивать свою точку зрения, выдвигая убедительные аргументы.
От 14 до 16 баллов. У вас твёрдые убеждения, сочетающиеся с тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнесясь к её парадоксальности. Вы критичны к себе, не считаете своё мнение истиной в последней инстанции. Вы способны отказаться от своих ошибочных взглядов с уважением и тактом по отношению к своему собеседнику.
2.2.4. Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири.
Цель: представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах.
Оснащение: опросник с инструкцией, бланк ответного листа, ручка.
Инструкция: «Вам будут представлены суждения, касающиеся характера человека, его взаимоотношений с окружающими людьми. Внимательно прочтите каждое суждение и оцените, соответствует ли оно Вашему представлению о себе.
Поставьте на бланке ответов знак " + " против номеров тех определений, которые соответствуют Вашему представлению о себе, и знак " – " против номеров тех утверждений, которые не соответствуют Вашему представлению о себе. Старайтесь быть искренним. Если нет полной уверенности, знак " + " не ставьте.
После оценивания своего реального "Я" вновь прочтите все суждения и отметьте те из них, которые соответствуют Вашему представлению о том, каким Вам, по Вашему мнению, следовало бы быть в идеале».
Обработка и интерпретация полученных данных: На первом этапе обработки данных производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью ключа к опроснику.
Ключ
На втором этапе полученные баллы переносятся на диаграмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (минимальное значение — 0, максимальное — 16). Концы таких векторов соединяются и образуют профиль, отражающий представление о личности данного человека. Очерченное пространство заштриховывается. Для каждого представления строится отдельная диаграмма, на которой оно характеризуется по выраженности признаков каждой октанты.
2.2.5. Опросник FPI (форма B).
Цель: диагностика состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения.
Оснащение: опросник с инструкцией, бланк ответного листа, ручка.
Инструкция: «На последующих страницах имеется ряд утверждений, каждое из которых подразумевает относящийся к вам вопрос о том, соответствует или не соответствует данное утверждение каким-то особенностям вашего поведения, отдельных поступков, отношения к людям, взглядам на жизнь и т.п. Если вы считаете, что такое соответствие имеет место, то дайте ответ «Да», в противном случае – ответ «Нет». Свой ответ зафиксируйте в имеющемся у вас ответном листе, поставив крестик в клеточку, соответствующую номеру утверждения в вопроснике и виду вашего ответа. Ответы необходимо дать на все вопросы. Успешность исследования во многом зависит от того, насколько внимательно выполняется задание. Ни в коем случае не следует стремиться своими ответами произвести на кого-то лучшее впечатление, так как ни один ответ не оценивается как хороший или плохой. Вы не должны долго размышлять над каждым вопросом, а старайтесь как можно быстрее решить, какой из двух ответов, пусть весьма относительно, но все-таки кажется вам ближе к истине. Вас не должно смущать, если некоторые из вопросов покажутся слишком личными, поскольку исследование не предусматривает анализа каждого вопроса и ответа, а опирается лишь на количество ответов одного и другого вида. Кроме того, вы должны знать, что результаты индивидуально-психологических исследований, как и медицинских, не подлежат широкому обсуждению».
Обработка и интерпретация полученных данных:
Ключ
Номер шкалы |
Название шкалы и количество вопросов |
Ответы по номерам вопросов | |
Да |
Нет | ||
I |
Невротичность 17 |
4, 5, 12, 15,22,26,31, 41,42,57,66,72,85,86, 89,105 |
49 |
II |
Спонтанная агрессивность 13 |
32, 35, 45, 50,64,73,77, 93,97,98, 103, 112, 114 |
99 |
III |
Депрессивность 14 |
16,24,27,28, 30,40,48, 56,61,74,84,87,88, 100 |
– |
IV |
Раздражительность 11 |
6, 10,58,69,76,80,82, 102, 104,107, 110 |
– |
V |
Общительность 15 |
2, 19,46,52,55,94, 106 |
3,8,23,53, 67,71,79,113 |
VI |
Уравновешенность 10 |
14,21,29.37,38,59,91, 95, 108, 111 |
– |
VII |
Реактивная агрессивность 10 |
13, 17, 18,36,39,43,65, 75,90, 98 |
|
VIII |
Застенчивость 10 |
9, 11,20,47,60,70,81, 83,109 |
33 |
IX |
Открытость 13 |
7,25,34,44,51,54,62, 63,68.78,92,96, 101 |
– |
X |
Экстраверсия–интроверсия 12 |
2,29,46,51,55,76,93, 95, 106, 110 |
20,87 |
XI |
Эмоциональная лабильность 14 |
24, 25, 40, 48, 80, 83, 84, 85,87,88, 102, 112, 113 |
59 |
XII |
Маскулинизм–феминизм 15 |
18,29,33,50,52,58,59, 65,91, 104 |
16,20,31,47, 84 |
Перевод первичных оценок в стандартные
Первичная оценка |
Стандартная оценка по шкалам | |||||||||||
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
X |
XI |
XII | |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
3 |
1 |
1 |
3 |
3 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
4 |
3 |
4 |
4 |
1 |
2 |
4 |
5 |
1 |
1 |
3 |
1 |
3 |
4 |
4 |
4 |
5 |
1 |
3 |
5 |
6 |
2 |
2 |
4 |
1 |
4 |
5 |
5 |
5 |
6 |
2 |
4 |
6 |
6 |
3 |
3 |
4 |
1 |
5 |
5 |
5 |
6 |
7 |
2 |
5 |
7 |
7 |
3 |
4 |
5 |
2 |
6 |
6 |
7 |
6 |
7 |
3 |
6 |
8 |
7 |
4 |
4 |
6 |
3 |
7 |
7 |
8 |
7 |
8 |
4 |
8 |
9 |
9 |
5 |
6 |
7 |
5 |
8 |
7 |
8 |
7 |
8 |
4 |
8 |
9 |
9 |
5 |
6 |
7 |
5 |
9 |
8 |
8 |
8 |
9 |
5 |
9 |
9 |
9 |
6 |
7 |
8 |
6 |
10 |
8 |
9 |
8 |
9 |
5 |
9 |
9 |
9 |
8 |
8 |
8 |
8 |
11 |
8 |
9 |
8 |
9 |
6 |
– |
– |
– |
8 |
9 |
8 |
8 |
12 |
8 |
9 |
9 |
– |
7 |
– |
– |
– |
9 |
9 |
9 |
9 |
13 |
9 |
9 |
9 |
– |
8 |
– |
– |
– |
9 |
– |
9 |
9 |
14 |
9 |
– |
9 |
– |
9 |
– |
– |
– |
– |
– |
9 |
9 |
15 |
9 |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
9 |
16 |
9 |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
17 |
9 |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |