Психология дружелюбного поведения и его различия в среде старшеклассников подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 13:39, дипломная работа

Краткое описание

Дружба – важнейший вид эмоциональной привязанности и межличностных отношений юношеского возраста. Очень часто можно услышать мнение, что под влиянием выросшей мобильности общества, ускорение ритма жизни и расширения круга общения дружеские отношения современной молодёжи становятся более поверхностными, что дружба вытесняется широкими приятельскими отношениями, основанными на общности интересов.
Высшие нравственные ценности – а дружба во все времена считалась таковой – всегда были дефицитными.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………5-7 стр.
1. Теоретические аспекты изучения дружескоого поведения и особенности подросткового возраста зрелых у старшеклассников…..……………..8-23 стр.
1.Понятие дружбы ………………………………………………….….7 стр.
1.Виды дружбы и дружеских отношений…………………………….8 стр.
2.Значение и эволюционное развитие дружбы в процессе формирования личности……………….………………………………………………….….9 стр.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста...................................................................................................11 стр.
1.2.1. Психологическое понятие дружбы у подростков………………15 стр.
1.2.2. Роль дружбы в подростковом возрасте……………………………18 стр.
1.3. Теоретические предпосылки исследования, направленного на изучение психологии агрессивного поведения и его различий в среде футбольных фанатов молодого и зрелого возраста…………………………………..23 стр.
2. Исследование, направленное на выявление различий в показателях проявления дружелюбного поведения подросткового возраста и его значимые различия в показателях дружелюбия у старшеклассников.24-31 стр.
2.1. Описательные характеристики исследования…………………….24 стр.
2.1.1. Организация исследования………………………………………...24 стр.
2.1.2. Актуальность выбранных методик. ………………………………25 стр.
2.1.2.1. Тест доброжелательности ( по шкале Кэмбэлла)……………25 стр.
2.1.2.2. Экспертная диагностика взаимодействия в малых группах (А.С.Чернышов, С.В.Сарычев)…………..………….…………………25 стр.
2.1.2.3. Тест толерантности. ……………………………………………25 стр.
2.1.2.4. Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири.25 стр.
2.1.2.5. Исследование личности с помощью модифицированной формы B опросника FPI. ………………………………………………..…………26 стр.
2.1.3. Описание выборки. ……………………………………………...…27 стр.
2.2. Описание методик.………………………………………………....…27 стр.
2.2.1. Тест доброжелательности (по шкале Кэмбэлла). …………..…27 стр.
2.2.2. Экспертная диагностика взаимодействия в малых группах (А.С.Чернышов, С.В.Сарычев). ………………………………………...…28 стр.
2.2.3. Тест толерантности. ……………………………………………..…28 стр.
2.2.4. Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири……..30 стр.
2.2.5. Опросник FPI (форма B).……………………………………………31 стр.
3. Анализ результатов исследования. …………………………………31-66стр.
3.1. Количественный и качественный анализ результатов методик…31 стр.
3.1.1. Анализ сравнительных данных по тесту Кэмбэлла (количественный и качественный анализ).………………………………………………….36 стр.
3.1.2. Анализ сравнительных данных по методике экспертной диагностики взаимодействия в малых группах А.С. ернышова и С.В. Сарычева (количественный и качественный анализ). …………………………..…38 стр.
3.1.3. Анализ сравнительных данных по методике толерантности (количественный и качественный анализ). ……………………………40 стр.
3.1.4. Анализ сравнительных данных по методике межличностных отношений Т. Лири (количественный и качественный анализ)……….42 стр.
3.1.5. Анализ сравнительных данных по методике FPI (количественный и качественный анализ). …………………………………………….……44 стр.
3.2. Корреляционный анализ статистических данных с использованием непараметрического U критерия Манна-Уитни. …………………….46 стр.
3.2.1. Методика межличностных отношений Т. Лири
3.2.2. Многофакторный личностный опросник FPI (форма В)……….47 стр.
3.3. Корреляционный анализ статистических данных с использованием коэффициента корреляции Пирсона…………………………………….52 стр.
3.3.1. По методикам межличностных отношений Т. Лири (оценка дружелюбия) и Кэмбэлла (оценка доброжелательности) …………52 стр.
3.3.2. По методикам межличностных отношений Т. Лири (оценка дружелюбия) и экспертной диагностике взаимодействия в малых группах А.С.Чернышова, С.В.Сарычева. ………………………………………...54 стр.
3.3.3. По методике межличностных отношений Т. Лири (оценка дружелюбия) и тесту толерантности. …………………………………………………..56 стр.
3.3.4. По методике межличностных отношений Т. Лири (оценка дружелюбия) и многофакторному опроснику FPI форма В (оценка общительности)...58 стр.
3.3.5. По методике межличностных отношений Т. Лири (оценка дружелюбия) и многофакторному опроснику FPI форма В (оценка открытости). ……………………………………………………………….60 стр.
3.4. Выводы по результатам исследования. ………….………………62 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….66 стр.
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………68 стр.

Файлы: 1 файл

Диплом.Карпова - Замыслова..docx

— 909.58 Кб (Скачать)

Шкалы:

I (невротичность) характеризует  уровень невротизации личности.

II (спонтанная агрессивность) позволяет  выявить и оценить психопатизациюинтротенсивного типа.

III (депрессивность) дает возможность  диагностировать признаки, характерные  для психопатологического депрессивного  синдрома.

IV (раздражительность) позволяет  судить об эмоциональной устойчивости.

V (общительность) характеризует  как потенциальные возможности,  так и реальные проявления  социальной активности.

VI (уравновешенность) отражает устойчивость  к стрессу.

VII (реактивная агрессивность) имеет  целью выявить наличие признаков  психопатизацииэкстратенсивного типа.

VIII (застенчивость) отражает предрасположенность  к стрессовому реагированию на  обычные жизненные ситуации, протекающему  по пассивно-оборонительному типу.

IX (открытость) позволяет характеризовать  отношение к социальному окружению  и уровень самокритичности.

Х (экстраверсия – интроверсия).

XI (эмоциональная лабильность).

XII (маскулинизм – феминизм).Высокие оценки свидетельствуют о протекании психической деятельности преимущественно по мужскому типу, низкие – по женскому.

Для данного исследования были взяты  только шкалы: V (общительность), IX (открытость).

 

2.1.3. Описание выборки.

Выборка представляла собой две группы по 10 испытуемых, являющихся учащимися 11 классов. 1 группа – 16-17 лет, 2 группа - 16-17 лет. Общее количество испытуемых – 20 человек.

 

2.2. Описание методик.

2.2.1.   Тест доброжелательности (по шкале Кэмбэлла).

Цель: диагностика уровня доброжелательности

Оснащение: опросник с инструкцией, бланк ответного листа, ручка.

Инструкция: «Внимательно прочитайте пары суждений опросника. Если вы считаете, что какое-либо суждение из пары верно и соответствует вашему представлению о себе и других людях, то в банке ответов напротив номера суждения отметьте степень вашего согласия с ним, используя предложенную шкалу.  Если у вас возникли какие-нибудь вопросы, задайте их, прежде чем начнете выполнять тест».

Обработка и интерпретация  полученных данных:

Ключ

Выборы, отражающие доброжелательное отношение к другим людям: 1A, 2A, 3В, 4А, 5В, 6А, 7В, 8В. При совпадении ответа испытуемого с ключом он оценивается  в 1 балл, при несовпадении – в 0 баллов. Баллы суммируются.

Интепретация результатов теста

• 2 балла и меньше – низкий показатель доброжелательного отношения к  другим;

• 3 – 5 баллов – средний показатель доброжелательного отношения к  другим;

• 6 баллов и выше – высокий показатель доброжелательного отношения к  другим.

2.2.2.Экспертная диагностика  взаимодействия в малых группах  (А.С.Чернышов, С.В.Сарычев).

Цель: уровень группового взаимодействия

Оснащение: опросник с инструкцией, бланк ответного листа, ручка.

Инструкция: «В каждом блоке обведите кружочком одно из 7 проявлений взаимодействия, характерных для исследуемой группы».

Обработка и интерпретация  полученных данных: Обведенные кружочком показатели группового взаимодействия являются количественным и качественным критерием интегрального и парциального взаимодействия в исследуемой группе. При этом показатели с-b-a характеризуют нарастающие позитивные тенденции в групповом взаимодействии.  Показатели e-f-g,свидетельствуют о прогрессировании негативных тенденций в групповом взаимодействии. Показатель d является промежуточным, средним показателем группового взаимодействия.

Таким образом, каждая подструктура группового взаимодействия включает семь критериев, из которых три имеют положительный  знак с-b-a и три отрицательный e-f-g, а промежуточный d – нейтральный, то есть каждая подструктура оценивается по 7-балльной биполярной шкале.

Баллы начисляются по следующей  схеме: за выбор ответа a начисляется 7 баллов, за ответ b – 6 балов, c – 5 баллов, d – 0 баллов, e – 3 балла, f – 2 балла и ответ g получает – 1 балл. Для обобщения экспертных оценок необходимо сначала суммировать индивидуальные показатели, а затем определить усредненный результат.

  • Можно полагать, что высокому уровню группового взаимодействия как на уровне каждой из подструктур, так и на интегративном уровне будут соответствовать показатели в 5,5 – 7 баллов,
  • среднему уровню – 3,6 – 5,5 балла;
  • о преобладании неблагоприятных тенденций в групповом взаимодействии можно судить по показателям от 3,5 до 2,6 балла;
  • крайнему уровню неблагоприятности в групповом взаимодействии соответствуют показатели от 2,5 до 1 балла.

На заключительном этапе анализа  полученных данных проводится сравнительный  анализ группового взаимодействия по всем исследуемым подструктурам.

2.2.3.   Тест толерантности.

Цель: диагностика степени терпимости, уважения к чужому мнению.

Оснащение: опросник с инструкцией, бланк ответного листа, ручка.

Инструкция: «Условия определения: отвечайте быстро, не задумываясь».

Обработка и интерпретация  полученных данных:

От 0 до 4-х баллов. Вы обладаете высокой степенью упрямства и непреклонностью.часто вы стараетесь навязать своё мнение другим. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.

От 5 до12 баллов. Вы способны твёрдо отстаивать свои убеждения. Но вы, безусловно, можете вести диалог. Если считаете нужным, то меняете свои убеждения.  Но порой вы способны и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. И в такой момент вы можете выиграть спор с собеседником, у которого слабый характер. Вы не в полной мере умеете отстаивать свою точку зрения, выдвигая убедительные аргументы.

От 14 до 16 баллов. У вас твёрдые убеждения, сочетающиеся с тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнесясь к её парадоксальности. Вы критичны к себе, не считаете своё мнение истиной в последней инстанции. Вы способны отказаться от своих ошибочных взглядов с уважением и тактом по отношению к своему собеседнику.

2.2.4. Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири.

Цель: представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах.

Оснащение:    опросник с инструкцией, бланк ответного листа, ручка.

Инструкция: «Вам будут представлены суждения, касающиеся характера человека, его взаимоотношений с окружающими людьми. Внимательно прочтите каждое суждение и оцените, соответствует ли оно Вашему представлению о себе.

Поставьте на бланке ответов знак " + " против номеров тех определений, которые соответствуют Вашему представлению  о себе, и знак " – " против номеров  тех утверждений, которые не соответствуют  Вашему представлению о себе. Старайтесь быть искренним. Если нет полной уверенности, знак " + " не ставьте.

После оценивания своего реального "Я" вновь прочтите все суждения и  отметьте те из них, которые соответствуют  Вашему представлению о том, каким  Вам, по Вашему мнению, следовало бы быть в идеале».

Обработка и интерпретация  полученных данных: На первом этапе обработки данных производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью ключа к опроснику.

Ключ 

  1. Авторитарный: 1 – 4, 33 – 36, 65 – 68, 97 – 100.
  2. Эгоистичный: 5 – 8, 37 – 40, 69 – 72, 101 – 104.
  3. Агрессивный: 9 – 12, 41 – 44, 73 – 76, 105 – 108.
  4. Подозрительный: 13 – 16, 45 – 48, 77 – 80, 109 – 112.
  5. Подчиняемый: 17 – 20, 49 – 52, 81 – 84, 113 – 116.
  6. Зависимый: 21 – 24, 53 – 56, 85 – 88, 117 – 120.
  7. Дружелюбный: 25 – 28, 57 – 60, 89 – 92, 121 – 124.
  8. Альтруистический: 29 – 32, 61 – 64, 93 – 96, 125 – 128.

На втором этапе полученные баллы  переносятся на диаграмму, при этом расстояние от центра круга соответствует  числу баллов по данной октанте (минимальное значение — 0, максимальное — 16). Концы таких векторов соединяются и образуют профиль, отражающий представление о личности данного человека. Очерченное пространство заштриховывается. Для каждого представления строится отдельная диаграмма, на которой оно характеризуется по выраженности признаков каждой октанты.

 

2.2.5. Опросник FPI (форма B).

Цель: диагностика состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения.

Оснащение: опросник с инструкцией, бланк ответного листа, ручка.

Инструкция: «На последующих страницах имеется ряд утверждений, каждое из которых подразумевает относящийся к вам вопрос о том, соответствует или не соответствует данное утверждение каким-то особенностям вашего поведения, отдельных поступков, отношения к людям, взглядам на жизнь и т.п. Если вы считаете, что такое соответствие имеет место, то дайте ответ «Да», в противном случае – ответ «Нет». Свой ответ зафиксируйте в имеющемся у вас ответном листе, поставив крестик в клеточку, соответствующую номеру утверждения в вопроснике и виду вашего ответа. Ответы необходимо дать на все вопросы. Успешность исследования во многом зависит от того, насколько внимательно выполняется задание. Ни в коем случае не следует стремиться своими ответами произвести на кого-то лучшее впечатление, так как ни один ответ не оценивается как хороший или плохой. Вы не должны долго размышлять над каждым вопросом, а старайтесь как можно быстрее решить, какой из двух ответов, пусть весьма относительно, но все-таки кажется вам ближе к истине. Вас не должно смущать, если некоторые из вопросов покажутся слишком личными, поскольку исследование не предусматривает анализа каждого вопроса и ответа, а опирается лишь на количество ответов одного и другого вида. Кроме того, вы должны знать, что результаты индивидуально-психологических исследований, как и медицинских, не подлежат широкому обсуждению».

Обработка и интерпретация  полученных данных:

Ключ

 

Номер шкалы

Название шкалы и количество вопросов

Ответы по номерам вопросов

Да

Нет

I

Невротичность 17

4, 5, 12, 15,22,26,31, 41,42,57,66,72,85,86, 89,105

49

II

Спонтанная агрессивность 13

32, 35, 45, 50,64,73,77, 93,97,98, 103, 112, 114

99

III

Депрессивность 14

16,24,27,28, 30,40,48, 56,61,74,84,87,88, 100

IV

Раздражительность 11

6, 10,58,69,76,80,82, 102, 104,107, 110

V

Общительность 15

2, 19,46,52,55,94, 106

3,8,23,53, 67,71,79,113

VI

Уравновешенность 10

14,21,29.37,38,59,91, 95, 108, 111

VII

Реактивная агрессивность 10

13, 17, 18,36,39,43,65, 75,90, 98

 

VIII

Застенчивость 10

9, 11,20,47,60,70,81, 83,109

33

IX

Открытость 13

7,25,34,44,51,54,62, 63,68.78,92,96, 101

X

Экстраверсия–интроверсия 12

2,29,46,51,55,76,93, 95, 106, 110

20,87

XI

Эмоциональная лабильность 14

24, 25, 40, 48, 80, 83, 84, 85,87,88, 102, 112, 113

59

XII

Маскулинизм–феминизм 15

18,29,33,50,52,58,59, 65,91, 104

16,20,31,47, 84


 

Перевод первичных оценок в стандартные

 

Первичная оценка

Стандартная оценка по шкалам

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3

3

1

1

3

3

1

1

2

1

2

4

3

4

4

1

2

4

5

1

1

3

1

3

4

4

4

5

1

3

5

6

2

2

4

1

4

5

5

5

6

2

4

6

6

3

3

4

1

5

5

5

6

7

2

5

7

7

3

4

5

2

6

6

7

6

7

3

6

8

7

4

4

6

3

7

7

8

7

8

4

8

9

9

5

6

7

5

8

7

8

7

8

4

8

9

9

5

6

7

5

9

8

8

8

9

5

9

9

9

6

7

8

6

10

8

9

8

9

5

9

9

9

8

8

8

8

11

8

9

8

9

6

8

9

8

8

12

8

9

9

7

9

9

9

9

13

9

9

9

8

9

9

9

14

9

9

9

9

9

15

9

9

16

9

17

9

Информация о работе Психология дружелюбного поведения и его различия в среде старшеклассников подросткового возраста