Психология дружелюбного поведения и его различия в среде старшеклассников подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 13:39, дипломная работа

Краткое описание

Дружба – важнейший вид эмоциональной привязанности и межличностных отношений юношеского возраста. Очень часто можно услышать мнение, что под влиянием выросшей мобильности общества, ускорение ритма жизни и расширения круга общения дружеские отношения современной молодёжи становятся более поверхностными, что дружба вытесняется широкими приятельскими отношениями, основанными на общности интересов.
Высшие нравственные ценности – а дружба во все времена считалась таковой – всегда были дефицитными.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………5-7 стр.
1. Теоретические аспекты изучения дружескоого поведения и особенности подросткового возраста зрелых у старшеклассников…..……………..8-23 стр.
1.Понятие дружбы ………………………………………………….….7 стр.
1.Виды дружбы и дружеских отношений…………………………….8 стр.
2.Значение и эволюционное развитие дружбы в процессе формирования личности……………….………………………………………………….….9 стр.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста...................................................................................................11 стр.
1.2.1. Психологическое понятие дружбы у подростков………………15 стр.
1.2.2. Роль дружбы в подростковом возрасте……………………………18 стр.
1.3. Теоретические предпосылки исследования, направленного на изучение психологии агрессивного поведения и его различий в среде футбольных фанатов молодого и зрелого возраста…………………………………..23 стр.
2. Исследование, направленное на выявление различий в показателях проявления дружелюбного поведения подросткового возраста и его значимые различия в показателях дружелюбия у старшеклассников.24-31 стр.
2.1. Описательные характеристики исследования…………………….24 стр.
2.1.1. Организация исследования………………………………………...24 стр.
2.1.2. Актуальность выбранных методик. ………………………………25 стр.
2.1.2.1. Тест доброжелательности ( по шкале Кэмбэлла)……………25 стр.
2.1.2.2. Экспертная диагностика взаимодействия в малых группах (А.С.Чернышов, С.В.Сарычев)…………..………….…………………25 стр.
2.1.2.3. Тест толерантности. ……………………………………………25 стр.
2.1.2.4. Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири.25 стр.
2.1.2.5. Исследование личности с помощью модифицированной формы B опросника FPI. ………………………………………………..…………26 стр.
2.1.3. Описание выборки. ……………………………………………...…27 стр.
2.2. Описание методик.………………………………………………....…27 стр.
2.2.1. Тест доброжелательности (по шкале Кэмбэлла). …………..…27 стр.
2.2.2. Экспертная диагностика взаимодействия в малых группах (А.С.Чернышов, С.В.Сарычев). ………………………………………...…28 стр.
2.2.3. Тест толерантности. ……………………………………………..…28 стр.
2.2.4. Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири……..30 стр.
2.2.5. Опросник FPI (форма B).……………………………………………31 стр.
3. Анализ результатов исследования. …………………………………31-66стр.
3.1. Количественный и качественный анализ результатов методик…31 стр.
3.1.1. Анализ сравнительных данных по тесту Кэмбэлла (количественный и качественный анализ).………………………………………………….36 стр.
3.1.2. Анализ сравнительных данных по методике экспертной диагностики взаимодействия в малых группах А.С. ернышова и С.В. Сарычева (количественный и качественный анализ). …………………………..…38 стр.
3.1.3. Анализ сравнительных данных по методике толерантности (количественный и качественный анализ). ……………………………40 стр.
3.1.4. Анализ сравнительных данных по методике межличностных отношений Т. Лири (количественный и качественный анализ)……….42 стр.
3.1.5. Анализ сравнительных данных по методике FPI (количественный и качественный анализ). …………………………………………….……44 стр.
3.2. Корреляционный анализ статистических данных с использованием непараметрического U критерия Манна-Уитни. …………………….46 стр.
3.2.1. Методика межличностных отношений Т. Лири
3.2.2. Многофакторный личностный опросник FPI (форма В)……….47 стр.
3.3. Корреляционный анализ статистических данных с использованием коэффициента корреляции Пирсона…………………………………….52 стр.
3.3.1. По методикам межличностных отношений Т. Лири (оценка дружелюбия) и Кэмбэлла (оценка доброжелательности) …………52 стр.
3.3.2. По методикам межличностных отношений Т. Лири (оценка дружелюбия) и экспертной диагностике взаимодействия в малых группах А.С.Чернышова, С.В.Сарычева. ………………………………………...54 стр.
3.3.3. По методике межличностных отношений Т. Лири (оценка дружелюбия) и тесту толерантности. …………………………………………………..56 стр.
3.3.4. По методике межличностных отношений Т. Лири (оценка дружелюбия) и многофакторному опроснику FPI форма В (оценка общительности)...58 стр.
3.3.5. По методике межличностных отношений Т. Лири (оценка дружелюбия) и многофакторному опроснику FPI форма В (оценка открытости). ……………………………………………………………….60 стр.
3.4. Выводы по результатам исследования. ………….………………62 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….66 стр.
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………68 стр.

Файлы: 1 файл

Диплом.Карпова - Замыслова..docx

— 909.58 Кб (Скачать)

НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей экономики  и права»

 

Факультет психологии

Кафедра социальной и политической психологии

Специальность 030301.65

 

Допускается к защите

зав. кафедрой:

к.п.н., профессор Коваленко М.И.

«___»__________________20 12г.

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Психология дружелюбного поведения и его различия в среде старшеклассников подросткового возраста

 

Выполнила: студентка V курса

дневного  отделения

Замыслова Е.В.

 

Научный руководитель:

ст. преподаватель

Власюк Н.А.

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012 год 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………5-7 стр.

1. Теоретические аспекты  изучения  дружескоого поведения и особенности подросткового возраста зрелых у старшеклассников…..……………..8-23 стр.

    1. Понятие дружбы ………………………………………………….….7 стр.
      1. Виды дружбы и дружеских отношений…………………………….8 стр.
      2. Значение и эволюционное развитие дружбы в процессе формирования личности……………….………………………………………………….….9 стр.

 

1.2.    Психолого-педагогическая  характеристика подросткового возраста...................................................................................................11 стр.

1.2.1. Психологическое понятие дружбы  у подростков………………15 стр.

1.2.2. Роль дружбы в подростковом возрасте……………………………18 стр.

 
1.3. Теоретические предпосылки исследования, направленного на изучение психологии  агрессивного поведения и его  различий в среде футбольных  фанатов молодого и зрелого  возраста…………………………………..23 стр.

 

2. Исследование, направленное на выявление различий в показателях проявления дружелюбного поведения подросткового возраста и его значимые различия в показателях дружелюбия у старшеклассников.24-31 стр.

2.1. Описательные характеристики  исследования…………………….24 стр.

2.1.1. Организация исследования………………………………………...24 стр.

2.1.2. Актуальность выбранных методик.  ………………………………25 стр.

2.1.2.1.   Тест доброжелательности  ( по шкале Кэмбэлла)……………25 стр.

2.1.2.2. Экспертная диагностика взаимодействия  в малых группах (А.С.Чернышов, С.В.Сарычев)…………..………….……………………25 стр.

2.1.2.3.   Тест толерантности. ……………………………………………25 стр.

2.1.2.4.   Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири.25 стр.

2.1.2.5. Исследование личности с помощью модифицированной формы B опросника FPI. ………………………………………………..……………26 стр.

2.1.3. Описание выборки. ……………………………………………...…27 стр.

2.2. Описание методик.………………………………………………....…27 стр.

2.2.1.   Тест доброжелательности (по шкале Кэмбэлла). …………..…27 стр.

2.2.2. Экспертная диагностика взаимодействия  в малых группах (А.С.Чернышов, С.В.Сарычев). ………………………………………...…28 стр.

2.2.3.   Тест толерантности. ……………………………………………..…28 стр.

2.2.4. Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири……..30 стр.

2.2.5. Опросник FPI (форма B).……………………………………………31 стр.

 

3. Анализ результатов исследования. …………………………………31-66стр.

3.1.  Количественный и качественный  анализ результатов методик…31 стр.

3.1.1. Анализ сравнительных данных  по тесту Кэмбэлла (количественный и качественный анализ).…………………………………………………….36 стр.

3.1.2. Анализ сравнительных данных  по методике экспертной диагностики  взаимодействия в малых группах  А.С. Чернышова и С.В. Сарычева (количественный и качественный анализ). …………………………..…38 стр.

3.1.3. Анализ сравнительных данных  по методике толерантности (количественный  и качественный анализ). ………………………………40 стр.

3.1.4. Анализ сравнительных данных  по методике межличностных отношений  Т. Лири (количественный и качественный анализ)……….42 стр.

3.1.5. Анализ сравнительных данных по методике FPI (количественный и качественный анализ). ……………………………………………….……44 стр.

 

3.2. Корреляционный анализ статистических  данных с использованием непараметрического U критерия Манна-Уитни. ……………………….46 стр.

3.2.1. Методика межличностных отношений  Т. Лири

3.2.2. Многофакторный личностный опросник FPI (форма В)……….47 стр.

3.3. Корреляционный анализ статистических данных с использованием коэффициента корреляции Пирсона…………………………………….52 стр.

3.3.1. По методикам межличностных отношений Т. Лири (оценка дружелюбия) и Кэмбэлла (оценка доброжелательности) ……………52 стр.

3.3.2. По методикам межличностных отношений Т. Лири (оценка дружелюбия) и экспертной диагностике взаимодействия в малых группах А.С.Чернышова, С.В.Сарычева. ………………………………………...54 стр.

3.3.3. По методике межличностных отношений Т. Лири (оценка дружелюбия) и тесту толерантности. …………………………………………………..56 стр.

3.3.4. По методике межличностных отношений Т. Лири (оценка дружелюбия) и многофакторному опроснику FPI форма В (оценка общительности)...58 стр.

3.3.5.  По методике межличностных отношений Т. Лири (оценка дружелюбия) и многофакторному опроснику FPI форма В (оценка открытости). ……………………………………………………………….60 стр.

 

3.4. Выводы по результатам исследования. ………….………………62 стр.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….66 стр.

БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………68 стр.

ПРИЛОЖЕНИЕ (бланки методик, результаты исследования (сводная таблица данных), результаты корреляционного анализа с использованием непараметрического U критерия Манна-Уитни, результаты исследования с использованием коэффициента корреляции Пирсона)……………..71 стр. 

ВВЕДЕНИЕ

 

Дружба –  важнейший вид эмоциональной  привязанности и межличностных  отношений юношеского возраста. Очень  часто можно услышать мнение, что  под влиянием выросшей мобильности  общества, ускорение ритма жизни  и расширения круга общения дружеские  отношения современной молодёжи становятся более поверхностными, что дружба вытесняется широкими приятельскими отношениями, основанными на общности интересов.

Высшие нравственные ценности – а дружба во все времена  считалась таковой – всегда были дефицитными. Психологические закономерности юношеской дружбы – будь то её идеал  или реальные свойства – отличаются удивительной устойчивостью и проявляются  в самых различных социальных и культурных средах. Другое дело, что  дружба разных людей никогда не бывает одинаковой, а имеет возрастные, половые и индивидуально-типологические вариации.

Дружба подростков — сложное и противоречивое явление, так как, стремясь иметь верного  и близкого друга, подросток очень  часто меняет друзей.

Актуальность  данной работы обусловлена тем, что  в условиях трансформации современного общества возник ряд сложных социальных проблем: распад семей, рост количество неблагополучных семей, снижение рождаемости, рост численности беспризорных детей, преступность,алкоголизм и наркомания среди подростков, падение нравственности. Все это вызывает серьезную озабоченность  и беспокойство школы, семьи, социальных учреждений и широкой общественности.

Целью данной работы является сравнение понятия дружелюбия с уровнем доброжелательности, взаимодействия, толерантности, общительности и открытости у старшеклассников.

Объект  исследования – 20 старшеклассников, 10 юношей и 10 девушек в возрасте 16-18 лет. Общее количество испытуемых – 20 человек.

Предмет исследования: психология дружбы и его возрастные различия в среде старшеклассников.

В программе  исследования будут использованы следующие методики:

  1. Тест доброжелательности по шкале Кэмбэлла
  2. Экспертная диагностика взаимодейсвияв малых группах (А.С.Чернышов, С.В.Сарычев)
  3. Многофакторный личностный опросник FPI (форма В)
  4. Тест толерантности
  5. Диагностика межличностных отношений Т. Лири

Основными задачами исследования явились:

  1. Определение цели исследования.
  2. Разработка теоретической части исследования.
  3. Формулировка рабочей концепции исследования.
  4. Формулировка гипотез. В данной работе их 2.
  5. Планирование исследования.
  6. Подготовка методик, аппаратуры, бланков.
  7. Подготовка объекта исследования.
  8. Сбор данных с первой группы испытуемых (юноши 16-18 лет).
  9. Сбор данных со второй группы испытуемых (девушки 16-18 лет).
  10. Обработка полученных данных.
  11. Проведение сравнительного анализа и интерпретация полученных результатов.
  12. Формулирование выводов.

1 гипотеза: дружелюбное  поведение юношей и девушек  подросткового возраста обладает  высоким уровнем доброжелательности, открытости, толерантности, взаимодействия  и общетельности.

2 гипотеза: существуют значимые различия в показателях дружелюбия нет

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДРУЖЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ, ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК,  ПОДРАСТКОВОГО ВОЗРАСТА.

    1. Понятие дружбы

 

Дружбу можно  определить как положительные интимные отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов, преданности людей  друг другу, полном доверии и т.д. Дружеским отношениям присущи: личностный характер (в противоположность, например, деловым отношениям); добровольность и индивидуальная избирательность (в отличие от родства или солидарности, обусловленной принадлежностью  к одной и той же группе); внутренняя близость, интимность (в отличие  от простого приятельства); устойчивость. Но цели, которые преследует дружба могут быть самыми различными: деловыми или эмоциональными, рациональными и нравственными – все это сложным образом переплетается и обретает многоцелевую ориентацию.

В отличие  от любви, дружба это в основном отношения  меду людьми одного и того же пола.

Необходимо  различать дружбу как:

  • социальный институт, или систему социальных норм (социологический аспект)
  • моральное чувство (психологический аспект)
  • специфический вид взаимоотношений (социально-психологический аспект)

Следует не путать само понятие дружбы с близкими по значению понятиями.

Понятие первое: знакомые. Большинство людей, которых  мы считаем своими друзьями, на самом  деле всего лишь наши знакомые, то есть те, кого мы выделяем из окружающей нас  массы людей. Нам известны их заботы, их проблемы, мы считаем их близкими нам людьми, обращаемся к ним за помощью и сами охотно им помогаем. Но нет полного откровения, мы не доверяем им свои самые сокровенные желания. Встреча с ними не делает нас счастливыми, не вызывает у нас невольной радостной улыбки.сплетни, зависть, вражда. Часто за внешне сердечными отношениями прячутся глубинные конфликты.

Понятие второе: коллективная солидарность. Нужно отличать дружбу от солидарности. В последнем  случае друзья - это те, кто сражается  на нашей стороне, скажем, во время  войны. С одной стороны, друзья, с  другой - враги. В такой солидарности нет ничего личностного. К этой же категории относятся формы солидарности, существующие в сектах, в партиях, в церкви. Но во всех этих случаях  мы имеем дело с коллективными, а  не чисто личностными отношениями.

Понятие третье: функциональные отношения. Они относятся  к типу личностных связей, основанных на социальной функции. Такова дружба между компаньонами или между  политическими деятелями. Такие  отношения длятся до тех пор, пока существует интерес, который требует  общей заботы. Сюда же входят многочисленные профессиональные взаимоотношения, отношения  между коллегами по работе и между  соседями по дому.

Значение  четвертое: дружелюбие. Отношения также  основаны на взаимной симпатии, но в  этом случае слово дружба следует  употреблять очень осторожно. Такие  эмоциональные связи часто поверхностны и непродолжительны.

 

      1. Виды дружбы и дружеских отношений

 

Духовная  дружба - взаимное обогащение и дополнение друг друга. Тем самым он дает своему другу возможность получить столь  желанное признание: что может быть прекраснее, если тебя ценит и понимает тот, за кем ты признаешь это право. Каждый чувствует себя совершенно не похожим на другого и восхищается именно теми качествами, которых нет у него самого.

Творческая  дружба - это оба друга сохраняют  свою ярко выраженную индивидуальность. Более того, дружба помогает творчески  дополнять личность каждого из друзей, придать законченный характер их индивидуальности.

Будничная дружба может существовать и развиваться  только при условии непосредственной территориальной близости. Друзья обязательно  должны жить рядом, оказывать друг другу  услуги, обращаться за помощью, ходить вместе в куда-либо или хотя бы просто болтать о том о сём. Как правило, такая дружба подкрепляется каким-нибудь постоянным поводом для встреч. Это может быть обычное соседство или общая работа.

Информация о работе Психология дружелюбного поведения и его различия в среде старшеклассников подросткового возраста