Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 13:39, дипломная работа
Дружба – важнейший вид эмоциональной привязанности и межличностных отношений юношеского возраста. Очень часто можно услышать мнение, что под влиянием выросшей мобильности общества, ускорение ритма жизни и расширения круга общения дружеские отношения современной молодёжи становятся более поверхностными, что дружба вытесняется широкими приятельскими отношениями, основанными на общности интересов.
Высшие нравственные ценности – а дружба во все времена считалась таковой – всегда были дефицитными.
Введение……………………………………………………………………5-7 стр.
1. Теоретические аспекты изучения дружескоого поведения и особенности подросткового возраста зрелых у старшеклассников…..……………..8-23 стр.
1.Понятие дружбы ………………………………………………….….7 стр.
1.Виды дружбы и дружеских отношений…………………………….8 стр.
2.Значение и эволюционное развитие дружбы в процессе формирования личности……………….………………………………………………….….9 стр.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста...................................................................................................11 стр.
1.2.1. Психологическое понятие дружбы у подростков………………15 стр.
1.2.2. Роль дружбы в подростковом возрасте……………………………18 стр.
1.3. Теоретические предпосылки исследования, направленного на изучение психологии агрессивного поведения и его различий в среде футбольных фанатов молодого и зрелого возраста…………………………………..23 стр.
2. Исследование, направленное на выявление различий в показателях проявления дружелюбного поведения подросткового возраста и его значимые различия в показателях дружелюбия у старшеклассников.24-31 стр.
2.1. Описательные характеристики исследования…………………….24 стр.
2.1.1. Организация исследования………………………………………...24 стр.
2.1.2. Актуальность выбранных методик. ………………………………25 стр.
2.1.2.1. Тест доброжелательности ( по шкале Кэмбэлла)……………25 стр.
2.1.2.2. Экспертная диагностика взаимодействия в малых группах (А.С.Чернышов, С.В.Сарычев)…………..………….…………………25 стр.
2.1.2.3. Тест толерантности. ……………………………………………25 стр.
2.1.2.4. Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири.25 стр.
2.1.2.5. Исследование личности с помощью модифицированной формы B опросника FPI. ………………………………………………..…………26 стр.
2.1.3. Описание выборки. ……………………………………………...…27 стр.
2.2. Описание методик.………………………………………………....…27 стр.
2.2.1. Тест доброжелательности (по шкале Кэмбэлла). …………..…27 стр.
2.2.2. Экспертная диагностика взаимодействия в малых группах (А.С.Чернышов, С.В.Сарычев). ………………………………………...…28 стр.
2.2.3. Тест толерантности. ……………………………………………..…28 стр.
2.2.4. Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири……..30 стр.
2.2.5. Опросник FPI (форма B).……………………………………………31 стр.
3. Анализ результатов исследования. …………………………………31-66стр.
3.1. Количественный и качественный анализ результатов методик…31 стр.
3.1.1. Анализ сравнительных данных по тесту Кэмбэлла (количественный и качественный анализ).………………………………………………….36 стр.
3.1.2. Анализ сравнительных данных по методике экспертной диагностики взаимодействия в малых группах А.С. ернышова и С.В. Сарычева (количественный и качественный анализ). …………………………..…38 стр.
3.1.3. Анализ сравнительных данных по методике толерантности (количественный и качественный анализ). ……………………………40 стр.
3.1.4. Анализ сравнительных данных по методике межличностных отношений Т. Лири (количественный и качественный анализ)……….42 стр.
3.1.5. Анализ сравнительных данных по методике FPI (количественный и качественный анализ). …………………………………………….……44 стр.
3.2. Корреляционный анализ статистических данных с использованием непараметрического U критерия Манна-Уитни. …………………….46 стр.
3.2.1. Методика межличностных отношений Т. Лири
3.2.2. Многофакторный личностный опросник FPI (форма В)……….47 стр.
3.3. Корреляционный анализ статистических данных с использованием коэффициента корреляции Пирсона…………………………………….52 стр.
3.3.1. По методикам межличностных отношений Т. Лири (оценка дружелюбия) и Кэмбэлла (оценка доброжелательности) …………52 стр.
3.3.2. По методикам межличностных отношений Т. Лири (оценка дружелюбия) и экспертной диагностике взаимодействия в малых группах А.С.Чернышова, С.В.Сарычева. ………………………………………...54 стр.
3.3.3. По методике межличностных отношений Т. Лири (оценка дружелюбия) и тесту толерантности. …………………………………………………..56 стр.
3.3.4. По методике межличностных отношений Т. Лири (оценка дружелюбия) и многофакторному опроснику FPI форма В (оценка общительности)...58 стр.
3.3.5. По методике межличностных отношений Т. Лири (оценка дружелюбия) и многофакторному опроснику FPI форма В (оценка открытости). ……………………………………………………………….60 стр.
3.4. Выводы по результатам исследования. ………….………………62 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….66 стр.
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………68 стр.
Выводы результатов
№ |
Корреляционный анализ статистических данных с использованием непараметрического U критерия Манна-Уитни |
Различия | ||
Значимы (0,01) |
Неопределенны |
Не значимы (0,05) | ||
1 |
Кэмбэлл |
+ | ||
2 |
Экспертная диагностика |
+ | ||
3 |
Тест толерантности |
+ | ||
4 |
Т. Лири. Шкала дружелюбие. |
+ | ||
5 |
Т. Лири. Шкала эгоистичность. |
+ |
||
6 |
FPI (форма В). Шкала общительность |
+ | ||
7 |
FPI (форма В). Шкала открытость |
+ | ||
8 |
FPI (форма В). Шкала невротичность. |
+ |
||
9 |
FPI (форма В). Шкала реактивная агрессивность |
+ |
||
10 |
FPI (форма В). Шкала эмоциональная лабтльность. |
+ |
||
11 |
FPI (форма В). Шкала мускулинизм-феминизм |
+ |
Согласно данной таблице можно сделать вывод об отсутствии значимых различий по всем показателям дружелюбия (доброжелательность, взаимодействие, толерантность, общительность, открытость) в двух группах испытуемых старшеклассников юношей и девушек подросткового возраста.
Данные показатели
позволяют утверждать, что выдвигаемая
ранее гипотеза о том, что дружелюбное
поведение юношей и девушек обладает
высоким уровнем
Для адекватности генеральной совокупности и распространения данных на всю выборку необходимо провести более обширное исследование с увеличением количества участников.
Есть данные, распространяющиеся на
всю генеральную выборку, не только
на данную группу старшеклассников. Такие
показатели как эгоистичность, невротичность,
реактивная агрессивность, эмоциональная
лабильность и шкала
№ |
Корреляционный анализ статистических данных с использованием коэффициента корреляции Пирсона. |
Взаимосвязь признаков | |
Распространяется на генеральную совокупность (0,01) |
Распространяется только на данную выборку (0,05) | ||
1 |
По методикам межличностных |
0,219 | |
2 |
По методикам межличностных |
0,498 |
|
3 |
По методике межличностных отношений Т. Лири (оценка дружелюбия) и тесту толерантности. |
0,136 | |
4 |
По методике межличностных отношений Т. Лири (оценка дружелюбия) и многофакторному опроснику FPI форма В (оценка общительности). |
0,279 | |
5 |
По методике межличностных отношений Т. Лири (оценка дружелюбия) и многофакторному опроснику FPI форма В (оценка открытости). |
-0,202 |
Данные показатели позволяют сделать вывод о том, что дружелюбное поведение юношей и девушек подросткового возраста обладает высоким уровнем взаимодействия и эти данные распространяются на всю генеральную совокупность.
Данные, свидетельствующие, что дружелюбное поведение юношей и девушек подросткового возраста обладает высоким уровнем доброжелательности, толерантности и общительности, но эти показатели распространяются на данную группу испытуемых.
Данные, свидетельствующие, что дружелюбное поведение юношей и девушек подросткового возраста обладает низким уровнем открытости и распространяется только на данную выборку испытуемых.
Чтобы данные были адекватны и достоверны на всю генеральную совокупность, не обходимо провести более обширное исследование с увеличением количества участников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из результатов и выводов своего исследования, я могу придти к следующему заключению: первая выдвинутая гипотеза о том, что дружелюбное поведение юношей и девушек подросткового возраста обладает высоким уровнем доброжелательности, взаимодействия, толерантности, общительности и открытости подтвердилась частично по показателювзаимодействия в малых группах. Данные этого показателя распространяются на всю генеральную совокупность и являются достоверной.
Можно говорить о том, что чем дружелюбнее старшеклассники, тем выше уровень доброжелательности, толерантности, общительности. Это видно по данным проведенного исследования.Интерпритация полученных данных может быть связана с особенностями подросткового возраста. Ведь отрочество – это время становления личности, он переходит из мира дества в мир «взросления», самостоятельности. Он постигает как себя, себя в мире, так и других людей. Показатели могут интерпретироваться как достоверные, но распространяемые на только на данную совокупность.
Актуальность исследования дружеских отношений обусловлена анализом различных личностных планов развития ребенка, среди которых межличностные отношения со сверстниками занимают важное место. Дружеские отношения можно рассматривать как такую форму близких и личностно значимых отношений, в которой раскрываются личностные качества ребенка, и определяют природу дружбы. Подростки стремятся к более тесному общению, проявлению себя как личности.
Особая значимость определяется противоречием между важностью дружеских отношений для подростков и недостаточностью теоретических и эмпирических данных об особенностях таких отношений.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что формирование таких понятий как дружба, дружелюбие, взаимодействие и толерантность формируют в нас то, сто мы потом привносим в общество. Это объясняется тем, что во время коммуникации человек усваивает общечеловеческий опыт, ценности, знания и способы деятельности. Таким образом, человек формируется как личность и субъект деятельности. В этом смысле общение становится важнейшим фактором развития личности.
Дружеские отношения как подвид межличностного общения необходимы подросткам, потому что они не уверены в себе и очень переживают из-за этого. Друзья и приятели, с одной стороны, придают подростку сил, с другой – помогают определить границы собственного «Я». С помощью друзей молодые люди приобретают необходимые личностные и социальные навыки, что помогает им стать частью мира взрослых.
В заключение хочется подчеркнуть, что изучение дружелюбного поведения, особенно в такой важный период становления нашей личности, что к этому необходимо обращать свое внимание. Ведь если мы хоттим расти в здоровом обществе и строить нормальные полноценные отношения, следует проводить подробное изучение таких качеств.
БИБЛИОГРАФИЯ