Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 13:39, дипломная работа
Дружба – важнейший вид эмоциональной привязанности и межличностных отношений юношеского возраста. Очень часто можно услышать мнение, что под влиянием выросшей мобильности общества, ускорение ритма жизни и расширения круга общения дружеские отношения современной молодёжи становятся более поверхностными, что дружба вытесняется широкими приятельскими отношениями, основанными на общности интересов.
Высшие нравственные ценности – а дружба во все времена считалась таковой – всегда были дефицитными.
Введение……………………………………………………………………5-7 стр.
1. Теоретические аспекты изучения дружескоого поведения и особенности подросткового возраста зрелых у старшеклассников…..……………..8-23 стр.
1.Понятие дружбы ………………………………………………….….7 стр.
1.Виды дружбы и дружеских отношений…………………………….8 стр.
2.Значение и эволюционное развитие дружбы в процессе формирования личности……………….………………………………………………….….9 стр.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста...................................................................................................11 стр.
1.2.1. Психологическое понятие дружбы у подростков………………15 стр.
1.2.2. Роль дружбы в подростковом возрасте……………………………18 стр.
1.3. Теоретические предпосылки исследования, направленного на изучение психологии агрессивного поведения и его различий в среде футбольных фанатов молодого и зрелого возраста…………………………………..23 стр.
2. Исследование, направленное на выявление различий в показателях проявления дружелюбного поведения подросткового возраста и его значимые различия в показателях дружелюбия у старшеклассников.24-31 стр.
2.1. Описательные характеристики исследования…………………….24 стр.
2.1.1. Организация исследования………………………………………...24 стр.
2.1.2. Актуальность выбранных методик. ………………………………25 стр.
2.1.2.1. Тест доброжелательности ( по шкале Кэмбэлла)……………25 стр.
2.1.2.2. Экспертная диагностика взаимодействия в малых группах (А.С.Чернышов, С.В.Сарычев)…………..………….…………………25 стр.
2.1.2.3. Тест толерантности. ……………………………………………25 стр.
2.1.2.4. Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири.25 стр.
2.1.2.5. Исследование личности с помощью модифицированной формы B опросника FPI. ………………………………………………..…………26 стр.
2.1.3. Описание выборки. ……………………………………………...…27 стр.
2.2. Описание методик.………………………………………………....…27 стр.
2.2.1. Тест доброжелательности (по шкале Кэмбэлла). …………..…27 стр.
2.2.2. Экспертная диагностика взаимодействия в малых группах (А.С.Чернышов, С.В.Сарычев). ………………………………………...…28 стр.
2.2.3. Тест толерантности. ……………………………………………..…28 стр.
2.2.4. Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири……..30 стр.
2.2.5. Опросник FPI (форма B).……………………………………………31 стр.
3. Анализ результатов исследования. …………………………………31-66стр.
3.1. Количественный и качественный анализ результатов методик…31 стр.
3.1.1. Анализ сравнительных данных по тесту Кэмбэлла (количественный и качественный анализ).………………………………………………….36 стр.
3.1.2. Анализ сравнительных данных по методике экспертной диагностики взаимодействия в малых группах А.С. ернышова и С.В. Сарычева (количественный и качественный анализ). …………………………..…38 стр.
3.1.3. Анализ сравнительных данных по методике толерантности (количественный и качественный анализ). ……………………………40 стр.
3.1.4. Анализ сравнительных данных по методике межличностных отношений Т. Лири (количественный и качественный анализ)……….42 стр.
3.1.5. Анализ сравнительных данных по методике FPI (количественный и качественный анализ). …………………………………………….……44 стр.
3.2. Корреляционный анализ статистических данных с использованием непараметрического U критерия Манна-Уитни. …………………….46 стр.
3.2.1. Методика межличностных отношений Т. Лири
3.2.2. Многофакторный личностный опросник FPI (форма В)……….47 стр.
3.3. Корреляционный анализ статистических данных с использованием коэффициента корреляции Пирсона…………………………………….52 стр.
3.3.1. По методикам межличностных отношений Т. Лири (оценка дружелюбия) и Кэмбэлла (оценка доброжелательности) …………52 стр.
3.3.2. По методикам межличностных отношений Т. Лири (оценка дружелюбия) и экспертной диагностике взаимодействия в малых группах А.С.Чернышова, С.В.Сарычева. ………………………………………...54 стр.
3.3.3. По методике межличностных отношений Т. Лири (оценка дружелюбия) и тесту толерантности. …………………………………………………..56 стр.
3.3.4. По методике межличностных отношений Т. Лири (оценка дружелюбия) и многофакторному опроснику FPI форма В (оценка общительности)...58 стр.
3.3.5. По методике межличностных отношений Т. Лири (оценка дружелюбия) и многофакторному опроснику FPI форма В (оценка открытости). ……………………………………………………………….60 стр.
3.4. Выводы по результатам исследования. ………….………………62 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….66 стр.
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………68 стр.
3.2.2. Многофакторный личностный опросник FPI (форма В)
Шкала: Невротичность
Средние показатели по опроснику FPI
(невротичность)
Рис. 12. Средние показатели по многофакторному личностному опроснику FPI (оценка невротичности)
Рис. 13. Корреляционные значения зон неопределенности критерия Манна-Уитни
Статистический анализ корреляционных результатов позволяет сказать о том, что при сравнении данных невротичности юношей и девушек подросткового возраста мы принимаем одну из двух сформулированных нами эмпирических гипотез, которая распространяется на данную выборку:
Н0 - между показателями невротичности юношей и девушек подросткового возраста значимых различий нет;
Н1- различия между показателями невротичности юношей и девушек подросткового возраста значимы;
Согласно полученному
Шкала: Реактивная агрессивность
Средние показатели по опроснику FPI (реактивная агрессивность)
Рис. 14. Средние показатели по многофакторному личностному опроснику FPI (оценка реактивной агрессивности)
Рис. 15. Корреляционные значения зон значимости критерия Манна-Уитни
Статистический анализ корреляционных результатов позволяет сказать о том, что при сравнении данных реактивной агрессивности юношей и девушек подросткового возраста мы принимаем одну из двух сформулированных нами эмпирических гипотез:
Н0 - между показателями реактивной агрессивности юношей и девушек подросткового возраста значимых различий нет;
Н1- различия между показателями реактивной агрессивности юношей и девушек подросткового возраста значимы;
Согласно полученному
Шкала: Эмоциональная лабильность
Средние показатели по эмоциональной лабильности
Рис. 16. Средние показатели по многофакторному личностному опроснику FPI (оценка эмоциональной лабильности)
Рис. 17. Корреляционные значения зон значимости критерия Манна-Уитни
Статистический анализ корреляционных
результатов позволяет сказать
о том, что при сравнении данных
эмоциональной лабильности
Н0 - между показателями эмоциональной лабильности юношей и девушек подросткового возраста значимых различий нет;
Н1- различия между показателями эмоциональной лабильности юношей и девушек подросткового возраста значимы;
Согласно полученному
Шкала: Маскулинизм– феминизм
Средние показатели по маскулинизму – феминизму
Рис. 18. Средние показатели по многофакторному личностному опроснику FPI (оценка маскулинизму – феминизму)
Рис. 19. Корреляционные значения зон значимости критерия Манна-Уитни
Статистический анализ корреляционных результатов позволяет сказать о том, что при сравнении данных маскулинизму – феминизму юношей и девушек подросткового возраста мы принимаем одну из двух сформулированных нами эмпирических гипотез:
Н0 - между показателями маскулинизму – феминизму юношей и девушек подросткового возраста значимых различий нет;
Н1- различия между показателями маскулинизму – феминизму юношей и девушек подросткового возраста значимы;
Согласно полученному
Рис. 20 . Показатели доброжелательности по методике доброжелательности Кэмбэлла
Рис. 21. Показатели дружелюбия по тесту межличностных отношений Т.Лири
Рис. 22. Средние показатели по методикам межличностных отношений Т. Лири и Кэмбэлла
М – средний показатель по методикам Кэмбэлла (оценка доброжелательности) и межличностных отношений Т. Лири (оценка дружелюбия) юношей и девушек подросткового возраста.
Статистический анализ корреляционных результатов позволяет сказать о том, что при сравнении двух рядов данных была выявлена область прямой корреляционной связи с показателем 0,219 (см. Приложение № 5).
На рисунке видно, что данные имеют равное соотношение, практически равны. Уровень дружелюбия ниже, но незначительно, уровня дружелюбия.
Исходя из положительного результата корреляции, получается, что чем выше один из показателей, тем соответственно выше второй показатель. Получается, что чем выше уровень дружелюбия юношей и девушек, тем выше доброжелательность.
Рис. 23. Показатели доброжелательности по методике доброжелательности Кэмбэлла
Рис.24 . Показатели уровня взаимодействия по методике А.С.Чернышова, С.В. Сарычева
Рис. 25. Средние показатели по методикам межличностных отношений Т. Лири и экспертной диагностике взаимодействия в малых группах А.С.Чернышова, С.В.Сарычева.
М – средний показатель по методикам межличностных отношений Т. Лири (оценка дружелюбия) и экспертной диагностике взаимодействия в малых группах А.С.Чернышова, С.В.Сарычева юношей и девушек подросткового возраста.
Статистический анализ корреляционных результатов позволяет сказать о том, что при сравнении двух рядов данных была выявлена область прямой корреляционной связи с показателем 0,498 (см. Приложение № 5).
В целом такой результат позволяет сделать вывод о том, что выдвигаемая ранее гипотеза подтвердилась, и, исходя из положительной корреляции, получается, что чем выше уровень дружелюбия юношей и девушек подросткового возраста, тем выше уровень взаимодействия.
Такой показатель интерпретируется как достоверный и распространяемый на всю генеральную совокупность.
Рис. 26. Показатели доброжелательности по методике доброжелательности Кэмбэлла
Рис. 27. Показатели по тесту толерантности.
Рис. 28. Средние показатели по методике межличностных отношений Т. Лири (оценка дружелюбия) и тесту толерантности.
М – средний показатель по методике межличностных отношений Т. Лири (оценка дружелюбия) и тесту толерантности юношей и девушек подросткового возраста.
Статистический анализ корреляционных результатов позволяет сказать о том, что при сравнении двух рядов данных была выявлена область прямой корреляционной связи с показателем 0,136 (см. Приложение № 5).
В целом такой результат позволяет сделать вывод о том, что выдвигаемая ранее гипотеза частично подтвердилась, и, получается, что чем выше уровень дружелюбие у юношей и девушек подросткового возраста, тем выше толерантность.
Так как показатель Пирсона 0,136 не попадает в область значимости, мы можем сделать вывод, что гипотеза распространяется только на данную выборку.
Рис. 29. Показатели доброжелательности по методике доброжелательности Кэмбэлла
Риc. 30. Показатель шкалы общительности по оросникуFPI
Рис. 31. Средние показатели по методике межличностных отношений Т. Лири и многофакторному опроснику FPI форма В.
М – средний показатель по методике межличностных отношений Т. Лири (оценка дружелюбия) и многофакторному опроснику FPI форма В (оценка общительности) юношей и девушек подросткового возраста.
На рисунке мы можем увидеть, что уровень дружелюбия ниже уровня общительности.
Статистический анализ корреляционных результатов позволяет сказать о том, что при сравнении двух рядов данных была выявлена область прямой корреляционной связи с показателем 0,279 (см. Приложение № 5).
В целом такой результат позволяет сделать вывод о том, что выдвигаемая ранее гипотеза частично подтвердилась, и, исходя из положительной корреляции, получается, что чем выше дружелюбие у юношей и девушек подросткового возраста, тем выше доброжелательность.
Така как показатель пирсона находится вне зоны значимости, данные распространяются только на данную выборку. Для распространения на всю генеральную совокупность необходимо провести более обширное исследование с увеличением испытуемых.
Рис. 32. Показатели доброжелательности по методике доброжелательности Кэмбэлла
Рис. 33. Показатель шкалы общительности по оросникуFPI
Рис. 34. Средние показатели по методике межличностных отношений Т. Лири и многофакторному опроснику FPI форма В.
М – средний показатель по методике межличностных отношений Т. Лири (оценка дружелюбия) и многофакторному опроснику FPI форма В (оценка открытости) юношей и девушек подросткового возраста.
Статистический анализ корреляционных результатов позволяет сказать о том, что при сравнении двух рядов данных была выявлена область обратной корреляционной связи с показателем -0,202 (см. Приложение № 5).
Сводная таблица выводов результатов исследования:
Сравнительные данные методик:
№ |
Методики |
Юноши подросткового возраста (16-17 лет) |
Девушки подросткового возраста ( 16-17 лет) |
1 |
Кэмбэлл (оценка доброжелательности) |
Средний показатель доброжелательного отношения к другим | |
2 |
Экспертная диагностика |
Средний показатель позитивных тенденций в групповом взаимодействии. Отсутствие прогрессирования негативных тенденций в групповом взаимодействии. | |
3 |
Тест толерантности |
Способность твёрдо отстаивать свои убеждения. Способность вести диалог. Считаете нужным менять свои убеждения. Способны на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. Выигрывание спора с собеседником, у которого слабый характер, но не в полной мере умеете отстаивать свою точку зрения, выдвигая убедительные аргументы. | |
4 |
Тест межличностных отношений Т. Лири |
Шкала дружелюбие. Склонность к сотрудничеству, кооперации, гибкость и компромиссность при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремление быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформность, следует условностям, правилам и принципам "хорошего тона" в отношениях с людьми, инициативность энтузиаст в достижении целей группы, стремление помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительность, проявляние теплоты и дружелюбия в отношениях. | |
5 |
Многофакторный личностный опросник FPI (форма В) |
|