Психология дружелюбного поведения и его различия в среде старшеклассников подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 13:39, дипломная работа

Краткое описание

Дружба – важнейший вид эмоциональной привязанности и межличностных отношений юношеского возраста. Очень часто можно услышать мнение, что под влиянием выросшей мобильности общества, ускорение ритма жизни и расширения круга общения дружеские отношения современной молодёжи становятся более поверхностными, что дружба вытесняется широкими приятельскими отношениями, основанными на общности интересов.
Высшие нравственные ценности – а дружба во все времена считалась таковой – всегда были дефицитными.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………5-7 стр.
1. Теоретические аспекты изучения дружескоого поведения и особенности подросткового возраста зрелых у старшеклассников…..……………..8-23 стр.
1.Понятие дружбы ………………………………………………….….7 стр.
1.Виды дружбы и дружеских отношений…………………………….8 стр.
2.Значение и эволюционное развитие дружбы в процессе формирования личности……………….………………………………………………….….9 стр.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста...................................................................................................11 стр.
1.2.1. Психологическое понятие дружбы у подростков………………15 стр.
1.2.2. Роль дружбы в подростковом возрасте……………………………18 стр.
1.3. Теоретические предпосылки исследования, направленного на изучение психологии агрессивного поведения и его различий в среде футбольных фанатов молодого и зрелого возраста…………………………………..23 стр.
2. Исследование, направленное на выявление различий в показателях проявления дружелюбного поведения подросткового возраста и его значимые различия в показателях дружелюбия у старшеклассников.24-31 стр.
2.1. Описательные характеристики исследования…………………….24 стр.
2.1.1. Организация исследования………………………………………...24 стр.
2.1.2. Актуальность выбранных методик. ………………………………25 стр.
2.1.2.1. Тест доброжелательности ( по шкале Кэмбэлла)……………25 стр.
2.1.2.2. Экспертная диагностика взаимодействия в малых группах (А.С.Чернышов, С.В.Сарычев)…………..………….…………………25 стр.
2.1.2.3. Тест толерантности. ……………………………………………25 стр.
2.1.2.4. Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири.25 стр.
2.1.2.5. Исследование личности с помощью модифицированной формы B опросника FPI. ………………………………………………..…………26 стр.
2.1.3. Описание выборки. ……………………………………………...…27 стр.
2.2. Описание методик.………………………………………………....…27 стр.
2.2.1. Тест доброжелательности (по шкале Кэмбэлла). …………..…27 стр.
2.2.2. Экспертная диагностика взаимодействия в малых группах (А.С.Чернышов, С.В.Сарычев). ………………………………………...…28 стр.
2.2.3. Тест толерантности. ……………………………………………..…28 стр.
2.2.4. Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири……..30 стр.
2.2.5. Опросник FPI (форма B).……………………………………………31 стр.
3. Анализ результатов исследования. …………………………………31-66стр.
3.1. Количественный и качественный анализ результатов методик…31 стр.
3.1.1. Анализ сравнительных данных по тесту Кэмбэлла (количественный и качественный анализ).………………………………………………….36 стр.
3.1.2. Анализ сравнительных данных по методике экспертной диагностики взаимодействия в малых группах А.С. ернышова и С.В. Сарычева (количественный и качественный анализ). …………………………..…38 стр.
3.1.3. Анализ сравнительных данных по методике толерантности (количественный и качественный анализ). ……………………………40 стр.
3.1.4. Анализ сравнительных данных по методике межличностных отношений Т. Лири (количественный и качественный анализ)……….42 стр.
3.1.5. Анализ сравнительных данных по методике FPI (количественный и качественный анализ). …………………………………………….……44 стр.
3.2. Корреляционный анализ статистических данных с использованием непараметрического U критерия Манна-Уитни. …………………….46 стр.
3.2.1. Методика межличностных отношений Т. Лири
3.2.2. Многофакторный личностный опросник FPI (форма В)……….47 стр.
3.3. Корреляционный анализ статистических данных с использованием коэффициента корреляции Пирсона…………………………………….52 стр.
3.3.1. По методикам межличностных отношений Т. Лири (оценка дружелюбия) и Кэмбэлла (оценка доброжелательности) …………52 стр.
3.3.2. По методикам межличностных отношений Т. Лири (оценка дружелюбия) и экспертной диагностике взаимодействия в малых группах А.С.Чернышова, С.В.Сарычева. ………………………………………...54 стр.
3.3.3. По методике межличностных отношений Т. Лири (оценка дружелюбия) и тесту толерантности. …………………………………………………..56 стр.
3.3.4. По методике межличностных отношений Т. Лири (оценка дружелюбия) и многофакторному опроснику FPI форма В (оценка общительности)...58 стр.
3.3.5. По методике межличностных отношений Т. Лири (оценка дружелюбия) и многофакторному опроснику FPI форма В (оценка открытости). ……………………………………………………………….60 стр.
3.4. Выводы по результатам исследования. ………….………………62 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….66 стр.
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………68 стр.

Файлы: 1 файл

Диплом.Карпова - Замыслова..docx

— 909.58 Кб (Скачать)

Психология  юношеской дружбы тесно связана с особенностями личности. Коммуникативные свойства весьма устойчивы. Прежде всего надо отметить половозрастные особенности. Судя по имеющимся данным, потребность в глубокой интимной дружбе возникает у девочек в полтора-два раза раньше, чем у мальчиков, и девичья дружба вообще более эмоциональна.  Девичьи критерии дружбы тоньше, более насыщены психологическими мотивами, чем юношеские, девочки чаще испытывают дефицит интимности. Мотив понимания в определении дружбы выражен у девочек во всех возрастах более сильнее, чем у мальчиков, да и само это слово они наполняют не совсем одинаковым содержанием.

В общении  с подругами у девушек сильнее, чем у юношей, звучат интимные темы. Эти различия весьма существенны, но нужно подчеркнуть, что они являются не только половыми, а половозрастными. Дело не только в том, что женщины вообще более эмоциональны, придают большее значение межличностным отношениям и больше склонны к самораскрытию, чем мужчины, но и в том, что девочки раньше созревают, у них раньше проявляются сложные формы сознания, а следовательно, и потребность в интимной дружбе.

Индивидуально-типологические особенности дружбы, проявляющиеся, в частности, в степени её глубины  и исключительности, изучены слабо. Важным фактором является, по-видимому, темперамент; импульсивные люди легче  раскрываются перед другими, и это  вызывает ответный эмоциональный отклик, облегчая установление дружеского контакта. Есть люди, у которых потребность  в психологической дружбе вообще мало развита; это бывает следствием не только эгоизма или эмоциональной  бедности, но и гипертрофии мотива достижения: человек, целиком поглощённый  предметной деятельностью, уделяет  меньше внимания собственным переживаниям и окружающим людям.  
         Одна из самых распространённых проблем юношеского возраста – застенчивость, однако благоприятный внутриколлективный климат и интимная дружба помогают юношам и девушкам преодолеть застенчивость и имеют в этом смысле большую психотерапевтическую ценность. 
          Поэтому мы придаём особое значение близкой дружбе, видя в ней средство формирования отзывчивости к переживаниям другого и общей альтруистической установки. Таким образом, именно друг позволяет человеку построить своё Я. 

1.2.2. Роль дружбы в подростковом возрасте 
 
          Отрочество - период   наибольшего   внутреннего   смятения, неуверенности и потребности в одобрении со стороны сверстников.  Это время, когда человек наиболее подвержен групповому давлению. Поэтому дружба приобретает особое значение в этом возрасте.  

Дружба помогает избавиться от возрастных страхов, почувствовать  себя сильнее, увереннее, спокойнее, в  ней возможное поделиться самым  важным и самым сокровенным.

Дети часто  выбирают в друзья тех, кто предоставляет  им возможность в какой-то период удовлетворить их потребности, привлекает своими манерами и поступками.

Иногда дружеские  отношения несут в своей основе желание отыскать кого-то, кто мог  бы выразить те чувства, которые самому ребенку пока недоступны. Если это  проявляется в отношениях со старшими, могут возникнуть определенные трудности, но в детстве для взросления необходимо нащупать почву и понять, как быть самим собой. 

В дружбе ребенок  проверяет себя  наиболее  глубоко. Критические   суждения  о   других   не даются   легко -  это приходит  с  годами. Выбор друга очень важен для ребенка, для удовлетворения его внутренних потребностей. 

Как правило, близкие друзья - ровесники одного и того же пола, учатся в одном  классе, принадлежат к одной и  той же среде, при этом сходство поведения  и оценок может быть и не велико. Близкие друзья обычно гораздо более, чем просто приятели, сходны по умственному развитию, социальному поведению, успехам в учебе, умению соответствовать требованиям взрослых, степени активности в общественной жизни. Частично это связано с тем, что подростки выбирают в друзья себе подобных, частично - с тем, что сходство растет в процессе самой дружбы. 

Каждый человек, входящий в какую-нибудь компанию, может  не только чувствовать удовлетворение от ее жизни или неудовлетворение, но и испытывать в связи с этим самые разные переживания. Порой  очень серьезные, даже трагические. Особенно когда компания не устраивает, а другой нет. Это не значит, что они всегда рвут с ними из-за этого. Им хочется чего-то другого. Чего? Это не всегда понятно и им самим. На самом деле это «что-то» - стремление к отношениям более глубоким, бескрайне доверительным, даже интимным. Одним словом стремление к идеальной дружбе.

Дружба - отношение  значительно более избирательное, чем приятельство. Если приятелей  часто бывает несколько, а то и  много, то друзей у большинства - одни, два, от силы три.

Глубинный смысл  поиска дружбы в подростковом возрасте тесно связан с поиском именно защищенности, понимания, со стремлением  познать самого себя, свое место  среди людей, свое место в мире, свое будущее.

Потребность в понимании себя другими стремительно растет в подростковом возрасте. У  девушек она выражена сильнее, чем  у юношей. Понимание не предполагает обязательно рациональных советов  друг другу и т. п. Главным образом  понимание - это эмоциональное сочувствие, сопереживание, принятие твоих взглядов, тебя самого в целом.

Стремление  к дружбе предполагает поиск идеального друга, но в реальной жизни достичь  подобного идеала весьма сложно, если вообще возможно. И не только потому, что даже самый близкий друг все-таки не наше, «другое Я», а вполне самостоятельный человек, со своими взглядами и т. д., которые не всегда могут совпадать с нашими.

В дружбе человек  учится особым человеческим отношениям - глубоко интимным, доверительным, заботливым. Не пройдя эту «школу», он часто бывает не готов к другим видам человеческой близости - любви, семейным привязанностям.

Друг  в подростковом возрасте - не только доверенное лицо. Само его наличие помогает ощутить свою нужность кому-то, защищенность, уверенность в себе и своих силах.

Друг - источник высокого самоуважения, ибо от него, как правило, ждут оценку своих качеств, поступков, себя как личности в целом, которая намного важнее, чем оценки всех остальных людей.

Дружба  как бы зонтик, укрывшись под которым  можно приобрести и сохранить  тот «образ Я», который в наибольшей мере удовлетворяет самого человека.

Итак, отрочество - возраст сильно развитой общительности. Развита потребность в общении  у подростков по-разному. У одних  она выражается в болезненной  необходимости постоянно находиться в своей компании или с кем  угодно, невозможности переносить одиночество. Другим, наоборот, нужен довольно небольшой  объем контактов с людьми, они  предпочитают проводить время наедине  с собой. Основная масса подростков располагается между этими двумя  крайностями, то есть высокоразвитая потребность  в эмоциональных контактах сочетается у них со стремлением периодически уединяться для осмысления мира, себя в нем и своих путей в  мире.

Обычно подросток  начинает свой поиск просто с подражания товарищам - подражания самого широкого, плохому и хорошему. Он подражает  кому-то одному из товарищей, а иногда сразу нескольким: интересуется тем, чем интересуются они, ходит туда, куда ходят они, читает то, что читают они. Мир сверстников так притягателен  потому, что он дает подростку возможность сравнить себя с другими, равными по возрасту, опыту, силам, умениям. Сравнить - и по-новому взглянуть на себя, оценить себя.

Оценка самого себя - совершенно необходимое условие  развития личности. До сих пор подростку  давали оценку взрослые, а теперь он учится оценивать себя сам. И не только себя, но и других - и товарищей, и  взрослых. Сочувствие, сопереживание, радость, разделенная со сверстниками, одобрение, полученное от равных себе, очень важны подростку: они обогащают его чувства, его внутренний мир.

На основании вышесказанного можно  сделать  вывод: дружба - важнейший вид эмоциональной привязанности и межличностных отношений подросткового возраста. Психологическая ценность подростковой дружбы в том, что она есть одновременно школа самораскрытия и школа понимания другого человека. Дружба занимает исключительное, привилегированное место в ряду подростковых привязанностей.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Теоретические предпосылки исследования, направленного на изучение психологии агрессивного поведения и его различий в среде футбольных фанатов молодого и зрелого возраста.

 

В своей работе я рассмотрела  следующие вопросы: теоретические  аспекты изучения дружеского поведения и возрастные особенности юношей и девушек подросткового возраста; понятие дружбы: определение, виды, формирование; дружеское поведение и его формы;.психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста:определение, элементы, характеристики; индивидуально-психологические характеристики юношей и девушек подросткового возраста; Психологическое понятие дружбы у подростков: место в ряду юношеских привязанностей; Психология юношеской дружбы; индивидуально-типологические особенности дружбы; роль дружбы в подростковом возрасте;

Опираясь на ранее рассматриваемые  аспекты, я выдвигаю 2 гипотезы исследования:

1 гипотеза: дружелюбное  поведение юношей и девушек  подросткового возраста обладает высоким уровнем доброжелательности, открытости, толерантности, взаимодействия и общетельности.

2 гипотеза: существуют значимые различия в показателях дружелюбия нет

 

 

 

 

 

 

 

2. ИССЛЕДОВАНИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ  НА ВЫЯВЛЕНИЕ РАЗЛИЧИЙ В ПОКАЗАТЕЛЯХ  ПРОЯВЛЕНИЯ ДРУЖЕЛЮБНОГО ПОВЕДЕНИЯ  ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА И ЕГО  ЗНАЧИМЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ПОКАЗАТЕЛЯХ  ДРУЖЕЛЮБИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ.

2.1. Описательные  характеристики исследования.

Исследование проводилось в  период -  с 1.10.12 по 10.10.12. Были определены юноши и девушка от 16 до 17, являющиеся учащимися 10 и 11 классов, давшие согласие на проведение исследования. С каждым человеком была организована личная встреча, вследствие которой проводилось тестирование. Перед началом тестирования испытуемым были даны необходимые инструкции. Каждому испытуемому индивидуально были выданы бланки с вопросами тестов и бланки ответов. Ограничения во времени не было. Тестирование проводилось в удобное для испытуемых время.

2.1.1. Организация  исследования.

1. Определение  цели исследования: сравнить и  выявить различия в проявлении  дружеского поведения подросткового  возраста

2. Разработка  теоретической части исследования 

3. Формулировка  гипотез: 

Гипотеза 1: поведение старшеклассников подросткового возраста обладает более высоким уровнем открытости, толерантности, взаимодействия и общительности;

Гипотеза 2: существуют значимые различия в показателях дружелюбия у старшеклассников;

4. Подготовка  методик, аппаратуры, бланков (см. Приложение)

5. Подготовка  объекта исследования (предварительные  встречи с испытуемыми)

6. Сбор первичных  данных (проведение тестов с испытуемыми)

7. Обработка  данных

8.Анализ  и интерпретация, полученных результатов

9.Формулирование  выводов 

2.1.2. Актуальность  выбранных методик. 

2.1.2.1.   Тест  доброжелательности ( по шкале Кэмбэлла).

Методика исследует показатели, отражающие доброжелательное отношение  к другим людям.

2.1.2.2. Экспертная диагностика  взаимодействия в малых группах  (А.С.Чернышов, С.В.Сарычев).

Методика позволяет выявить  показатели группового взаимодействия количественным и качественным критерием  интегрального и парциального взаимодействия в исследуемой группе. Исследуются показатели, характеризующие позитивные тенденции в групповом взаимодействий; показатели, свидетельствующие о прогрессировании негативных тенденций в групповом взаимодействий; показатель промежуточный.  

2.1.2.3.   Тест толерантности.

Тест поможет ходя бы приблизительно определить степень терпимости, уважения к чужому мнению.

        1. Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири.

Методика  предназначена для исследования представлений о себе и идеальном  «Я», а также для изучения взаимоотношений  в малых группах. С помощью  данной методики выявляется преобладающий  тип отношений к людям в  самооценке и взаимооценке. При этом выделяется два фактора: "доминирование-подчинение" и "дружелюбие-агрессивность(враждебность)". Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.

Для представления  основных социальных ориентации Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь, эти секторы разделены на восемь – соответственно более частным отношениям:

  1. Авторитарный
  2. Эгоистичный
  3. Агрессивный
  4. Подозрительный
  5. Подчиняемый
  6. Зависимый
  7. Дружелюбный
  8. Альтруистический

 

        1. Исследование личности с помощью модифицированной формы B опросника FPI.

Личностный опросник создан главным образом для прикладных исследований с учетом опыта построения и применения таких широко известных опросников, как 16PF, MMPI, ЕРI и др. Шкалы опросника сформированы на основе результатов факторного анализа и отражают совокупность взаимосвязанных факторов. Опросник предназначен для диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения.

Информация о работе Психология дружелюбного поведения и его различия в среде старшеклассников подросткового возраста