Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 13:39, дипломная работа
Дружба – важнейший вид эмоциональной привязанности и межличностных отношений юношеского возраста. Очень часто можно услышать мнение, что под влиянием выросшей мобильности общества, ускорение ритма жизни и расширения круга общения дружеские отношения современной молодёжи становятся более поверхностными, что дружба вытесняется широкими приятельскими отношениями, основанными на общности интересов.
Высшие нравственные ценности – а дружба во все времена считалась таковой – всегда были дефицитными.
Введение……………………………………………………………………5-7 стр.
1. Теоретические аспекты изучения дружескоого поведения и особенности подросткового возраста зрелых у старшеклассников…..……………..8-23 стр.
1.Понятие дружбы ………………………………………………….….7 стр.
1.Виды дружбы и дружеских отношений…………………………….8 стр.
2.Значение и эволюционное развитие дружбы в процессе формирования личности……………….………………………………………………….….9 стр.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста...................................................................................................11 стр.
1.2.1. Психологическое понятие дружбы у подростков………………15 стр.
1.2.2. Роль дружбы в подростковом возрасте……………………………18 стр.
1.3. Теоретические предпосылки исследования, направленного на изучение психологии агрессивного поведения и его различий в среде футбольных фанатов молодого и зрелого возраста…………………………………..23 стр.
2. Исследование, направленное на выявление различий в показателях проявления дружелюбного поведения подросткового возраста и его значимые различия в показателях дружелюбия у старшеклассников.24-31 стр.
2.1. Описательные характеристики исследования…………………….24 стр.
2.1.1. Организация исследования………………………………………...24 стр.
2.1.2. Актуальность выбранных методик. ………………………………25 стр.
2.1.2.1. Тест доброжелательности ( по шкале Кэмбэлла)……………25 стр.
2.1.2.2. Экспертная диагностика взаимодействия в малых группах (А.С.Чернышов, С.В.Сарычев)…………..………….…………………25 стр.
2.1.2.3. Тест толерантности. ……………………………………………25 стр.
2.1.2.4. Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири.25 стр.
2.1.2.5. Исследование личности с помощью модифицированной формы B опросника FPI. ………………………………………………..…………26 стр.
2.1.3. Описание выборки. ……………………………………………...…27 стр.
2.2. Описание методик.………………………………………………....…27 стр.
2.2.1. Тест доброжелательности (по шкале Кэмбэлла). …………..…27 стр.
2.2.2. Экспертная диагностика взаимодействия в малых группах (А.С.Чернышов, С.В.Сарычев). ………………………………………...…28 стр.
2.2.3. Тест толерантности. ……………………………………………..…28 стр.
2.2.4. Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири……..30 стр.
2.2.5. Опросник FPI (форма B).……………………………………………31 стр.
3. Анализ результатов исследования. …………………………………31-66стр.
3.1. Количественный и качественный анализ результатов методик…31 стр.
3.1.1. Анализ сравнительных данных по тесту Кэмбэлла (количественный и качественный анализ).………………………………………………….36 стр.
3.1.2. Анализ сравнительных данных по методике экспертной диагностики взаимодействия в малых группах А.С. ернышова и С.В. Сарычева (количественный и качественный анализ). …………………………..…38 стр.
3.1.3. Анализ сравнительных данных по методике толерантности (количественный и качественный анализ). ……………………………40 стр.
3.1.4. Анализ сравнительных данных по методике межличностных отношений Т. Лири (количественный и качественный анализ)……….42 стр.
3.1.5. Анализ сравнительных данных по методике FPI (количественный и качественный анализ). …………………………………………….……44 стр.
3.2. Корреляционный анализ статистических данных с использованием непараметрического U критерия Манна-Уитни. …………………….46 стр.
3.2.1. Методика межличностных отношений Т. Лири
3.2.2. Многофакторный личностный опросник FPI (форма В)……….47 стр.
3.3. Корреляционный анализ статистических данных с использованием коэффициента корреляции Пирсона…………………………………….52 стр.
3.3.1. По методикам межличностных отношений Т. Лири (оценка дружелюбия) и Кэмбэлла (оценка доброжелательности) …………52 стр.
3.3.2. По методикам межличностных отношений Т. Лири (оценка дружелюбия) и экспертной диагностике взаимодействия в малых группах А.С.Чернышова, С.В.Сарычева. ………………………………………...54 стр.
3.3.3. По методике межличностных отношений Т. Лири (оценка дружелюбия) и тесту толерантности. …………………………………………………..56 стр.
3.3.4. По методике межличностных отношений Т. Лири (оценка дружелюбия) и многофакторному опроснику FPI форма В (оценка общительности)...58 стр.
3.3.5. По методике межличностных отношений Т. Лири (оценка дружелюбия) и многофакторному опроснику FPI форма В (оценка открытости). ……………………………………………………………….60 стр.
3.4. Выводы по результатам исследования. ………….………………62 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….66 стр.
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………68 стр.
Психология юношеской дружбы тесно связана с особенностями личности. Коммуникативные свойства весьма устойчивы. Прежде всего надо отметить половозрастные особенности. Судя по имеющимся данным, потребность в глубокой интимной дружбе возникает у девочек в полтора-два раза раньше, чем у мальчиков, и девичья дружба вообще более эмоциональна. Девичьи критерии дружбы тоньше, более насыщены психологическими мотивами, чем юношеские, девочки чаще испытывают дефицит интимности. Мотив понимания в определении дружбы выражен у девочек во всех возрастах более сильнее, чем у мальчиков, да и само это слово они наполняют не совсем одинаковым содержанием.
В общении с подругами у девушек сильнее, чем у юношей, звучат интимные темы. Эти различия весьма существенны, но нужно подчеркнуть, что они являются не только половыми, а половозрастными. Дело не только в том, что женщины вообще более эмоциональны, придают большее значение межличностным отношениям и больше склонны к самораскрытию, чем мужчины, но и в том, что девочки раньше созревают, у них раньше проявляются сложные формы сознания, а следовательно, и потребность в интимной дружбе.
Индивидуально-типологические
особенности дружбы, проявляющиеся,
в частности, в степени её глубины
и исключительности, изучены слабо.
Важным фактором является, по-видимому,
темперамент; импульсивные люди легче
раскрываются перед другими, и это
вызывает ответный эмоциональный отклик,
облегчая установление дружеского контакта.
Есть люди, у которых потребность
в психологической дружбе вообще
мало развита; это бывает следствием
не только эгоизма или эмоциональной
бедности, но и гипертрофии мотива
достижения: человек, целиком поглощённый
предметной деятельностью, уделяет
меньше внимания собственным переживаниям
и окружающим людям.
Одна из самых распространённых проблем
юношеского возраста – застенчивость,
однако благоприятный внутриколлективный
климат и интимная дружба помогают юношам
и девушкам преодолеть застенчивость
и имеют в этом смысле большую психотерапевтическую
ценность.
Поэтому мы придаём особое значение близкой
дружбе, видя в ней средство формирования
отзывчивости к переживаниям другого
и общей альтруистической установки. Таким
образом, именно друг позволяет человеку
построить своё Я.
1.2.2. Роль дружбы в подростковом
возрасте
Отрочество
- период наибольшего
Дружба помогает избавиться от возрастных страхов, почувствовать себя сильнее, увереннее, спокойнее, в ней возможное поделиться самым важным и самым сокровенным.
Дети часто выбирают в друзья тех, кто предоставляет им возможность в какой-то период удовлетворить их потребности, привлекает своими манерами и поступками.
Иногда дружеские отношения несут в своей основе желание отыскать кого-то, кто мог бы выразить те чувства, которые самому ребенку пока недоступны. Если это проявляется в отношениях со старшими, могут возникнуть определенные трудности, но в детстве для взросления необходимо нащупать почву и понять, как быть самим собой.
В дружбе ребенок
проверяет себя наиболее
Как правило, близкие друзья - ровесники одного и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же среде, при этом сходство поведения и оценок может быть и не велико. Близкие друзья обычно гораздо более, чем просто приятели, сходны по умственному развитию, социальному поведению, успехам в учебе, умению соответствовать требованиям взрослых, степени активности в общественной жизни. Частично это связано с тем, что подростки выбирают в друзья себе подобных, частично - с тем, что сходство растет в процессе самой дружбы.
Каждый человек, входящий в какую-нибудь компанию, может не только чувствовать удовлетворение от ее жизни или неудовлетворение, но и испытывать в связи с этим самые разные переживания. Порой очень серьезные, даже трагические. Особенно когда компания не устраивает, а другой нет. Это не значит, что они всегда рвут с ними из-за этого. Им хочется чего-то другого. Чего? Это не всегда понятно и им самим. На самом деле это «что-то» - стремление к отношениям более глубоким, бескрайне доверительным, даже интимным. Одним словом стремление к идеальной дружбе.
Дружба - отношение
значительно более
Глубинный смысл поиска дружбы в подростковом возрасте тесно связан с поиском именно защищенности, понимания, со стремлением познать самого себя, свое место среди людей, свое место в мире, свое будущее.
Потребность в понимании себя другими стремительно растет в подростковом возрасте. У девушек она выражена сильнее, чем у юношей. Понимание не предполагает обязательно рациональных советов друг другу и т. п. Главным образом понимание - это эмоциональное сочувствие, сопереживание, принятие твоих взглядов, тебя самого в целом.
Стремление к дружбе предполагает поиск идеального друга, но в реальной жизни достичь подобного идеала весьма сложно, если вообще возможно. И не только потому, что даже самый близкий друг все-таки не наше, «другое Я», а вполне самостоятельный человек, со своими взглядами и т. д., которые не всегда могут совпадать с нашими.
В дружбе человек учится особым человеческим отношениям - глубоко интимным, доверительным, заботливым. Не пройдя эту «школу», он часто бывает не готов к другим видам человеческой близости - любви, семейным привязанностям.
Друг в подростковом возрасте - не только доверенное лицо. Само его наличие помогает ощутить свою нужность кому-то, защищенность, уверенность в себе и своих силах.
Друг - источник высокого самоуважения, ибо от него, как правило, ждут оценку своих качеств, поступков, себя как личности в целом, которая намного важнее, чем оценки всех остальных людей.
Дружба как бы зонтик, укрывшись под которым можно приобрести и сохранить тот «образ Я», который в наибольшей мере удовлетворяет самого человека.
Итак, отрочество
- возраст сильно развитой общительности.
Развита потребность в общении
у подростков по-разному. У одних
она выражается в болезненной
необходимости постоянно
Обычно подросток
начинает свой поиск просто с подражания
товарищам - подражания самого широкого,
плохому и хорошему. Он подражает
кому-то одному из товарищей, а иногда
сразу нескольким: интересуется тем,
чем интересуются они, ходит туда,
куда ходят они, читает то, что читают
они. Мир сверстников так
Оценка самого себя - совершенно необходимое условие развития личности. До сих пор подростку давали оценку взрослые, а теперь он учится оценивать себя сам. И не только себя, но и других - и товарищей, и взрослых. Сочувствие, сопереживание, радость, разделенная со сверстниками, одобрение, полученное от равных себе, очень важны подростку: они обогащают его чувства, его внутренний мир.
На основании вышесказанного можно сделать вывод: дружба - важнейший вид эмоциональной привязанности и межличностных отношений подросткового возраста. Психологическая ценность подростковой дружбы в том, что она есть одновременно школа самораскрытия и школа понимания другого человека. Дружба занимает исключительное, привилегированное место в ряду подростковых привязанностей.
В своей работе я рассмотрела
следующие вопросы: теоретические
аспекты изучения дружеского поведения
и возрастные особенности юношей и девушек
подросткового возраста; понятие дружбы:
определение, виды, формирование; дружеское
поведение и его формы;.психолого-
Опираясь на ранее рассматриваемые аспекты, я выдвигаю 2 гипотезы исследования:
1 гипотеза: дружелюбное
поведение юношей и девушек
подросткового возраста
2 гипотеза: существуют значимые различия в показателях дружелюбия нет
2. ИССЛЕДОВАНИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ
НА ВЫЯВЛЕНИЕ РАЗЛИЧИЙ В
2.1. Описательные характеристики исследования.
Исследование проводилось в период - с 1.10.12 по 10.10.12. Были определены юноши и девушка от 16 до 17, являющиеся учащимися 10 и 11 классов, давшие согласие на проведение исследования. С каждым человеком была организована личная встреча, вследствие которой проводилось тестирование. Перед началом тестирования испытуемым были даны необходимые инструкции. Каждому испытуемому индивидуально были выданы бланки с вопросами тестов и бланки ответов. Ограничения во времени не было. Тестирование проводилось в удобное для испытуемых время.
2.1.1. Организация исследования.
1. Определение
цели исследования: сравнить и
выявить различия в проявлении
дружеского поведения
2. Разработка
теоретической части
3. Формулировка гипотез:
Гипотеза 1: поведение старшеклассников подросткового возраста обладает более высоким уровнем открытости, толерантности, взаимодействия и общительности;
Гипотеза 2: существуют значимые различия в показателях дружелюбия у старшеклассников;
4. Подготовка методик, аппаратуры, бланков (см. Приложение)
5. Подготовка объекта исследования (предварительные встречи с испытуемыми)
6. Сбор первичных
данных (проведение тестов с
7. Обработка данных
8.Анализ
и интерпретация, полученных
9.Формулирование выводов
2.1.2. Актуальность выбранных методик.
2.1.2.1. Тест доброжелательности ( по шкале Кэмбэлла).
Методика исследует показатели, отражающие доброжелательное отношение к другим людям.
2.1.2.2. Экспертная диагностика
взаимодействия в малых
Методика позволяет выявить показатели группового взаимодействия количественным и качественным критерием интегрального и парциального взаимодействия в исследуемой группе. Исследуются показатели, характеризующие позитивные тенденции в групповом взаимодействий; показатели, свидетельствующие о прогрессировании негативных тенденций в групповом взаимодействий; показатель промежуточный.
2.1.2.3. Тест толерантности.
Тест поможет ходя бы приблизительно определить степень терпимости, уважения к чужому мнению.
Методика
предназначена для исследования
представлений о себе и идеальном
«Я», а также для изучения взаимоотношений
в малых группах. С помощью
данной методики выявляется преобладающий
тип отношений к людям в
самооценке и взаимооценке. При этом
выделяется два фактора: "доминирование-подчинение"
и "дружелюбие-агрессивность(
Для представления основных социальных ориентации Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь, эти секторы разделены на восемь – соответственно более частным отношениям:
Личностный опросник создан главным образом для прикладных исследований с учетом опыта построения и применения таких широко известных опросников, как 16PF, MMPI, ЕРI и др. Шкалы опросника сформированы на основе результатов факторного анализа и отражают совокупность взаимосвязанных факторов. Опросник предназначен для диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения.