Психология дружелюбного поведения и его различия в среде старшеклассников подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 13:39, дипломная работа

Краткое описание

Дружба – важнейший вид эмоциональной привязанности и межличностных отношений юношеского возраста. Очень часто можно услышать мнение, что под влиянием выросшей мобильности общества, ускорение ритма жизни и расширения круга общения дружеские отношения современной молодёжи становятся более поверхностными, что дружба вытесняется широкими приятельскими отношениями, основанными на общности интересов.
Высшие нравственные ценности – а дружба во все времена считалась таковой – всегда были дефицитными.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………5-7 стр.
1. Теоретические аспекты изучения дружескоого поведения и особенности подросткового возраста зрелых у старшеклассников…..……………..8-23 стр.
1.Понятие дружбы ………………………………………………….….7 стр.
1.Виды дружбы и дружеских отношений…………………………….8 стр.
2.Значение и эволюционное развитие дружбы в процессе формирования личности……………….………………………………………………….….9 стр.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста...................................................................................................11 стр.
1.2.1. Психологическое понятие дружбы у подростков………………15 стр.
1.2.2. Роль дружбы в подростковом возрасте……………………………18 стр.
1.3. Теоретические предпосылки исследования, направленного на изучение психологии агрессивного поведения и его различий в среде футбольных фанатов молодого и зрелого возраста…………………………………..23 стр.
2. Исследование, направленное на выявление различий в показателях проявления дружелюбного поведения подросткового возраста и его значимые различия в показателях дружелюбия у старшеклассников.24-31 стр.
2.1. Описательные характеристики исследования…………………….24 стр.
2.1.1. Организация исследования………………………………………...24 стр.
2.1.2. Актуальность выбранных методик. ………………………………25 стр.
2.1.2.1. Тест доброжелательности ( по шкале Кэмбэлла)……………25 стр.
2.1.2.2. Экспертная диагностика взаимодействия в малых группах (А.С.Чернышов, С.В.Сарычев)…………..………….…………………25 стр.
2.1.2.3. Тест толерантности. ……………………………………………25 стр.
2.1.2.4. Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири.25 стр.
2.1.2.5. Исследование личности с помощью модифицированной формы B опросника FPI. ………………………………………………..…………26 стр.
2.1.3. Описание выборки. ……………………………………………...…27 стр.
2.2. Описание методик.………………………………………………....…27 стр.
2.2.1. Тест доброжелательности (по шкале Кэмбэлла). …………..…27 стр.
2.2.2. Экспертная диагностика взаимодействия в малых группах (А.С.Чернышов, С.В.Сарычев). ………………………………………...…28 стр.
2.2.3. Тест толерантности. ……………………………………………..…28 стр.
2.2.4. Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири……..30 стр.
2.2.5. Опросник FPI (форма B).……………………………………………31 стр.
3. Анализ результатов исследования. …………………………………31-66стр.
3.1. Количественный и качественный анализ результатов методик…31 стр.
3.1.1. Анализ сравнительных данных по тесту Кэмбэлла (количественный и качественный анализ).………………………………………………….36 стр.
3.1.2. Анализ сравнительных данных по методике экспертной диагностики взаимодействия в малых группах А.С. ернышова и С.В. Сарычева (количественный и качественный анализ). …………………………..…38 стр.
3.1.3. Анализ сравнительных данных по методике толерантности (количественный и качественный анализ). ……………………………40 стр.
3.1.4. Анализ сравнительных данных по методике межличностных отношений Т. Лири (количественный и качественный анализ)……….42 стр.
3.1.5. Анализ сравнительных данных по методике FPI (количественный и качественный анализ). …………………………………………….……44 стр.
3.2. Корреляционный анализ статистических данных с использованием непараметрического U критерия Манна-Уитни. …………………….46 стр.
3.2.1. Методика межличностных отношений Т. Лири
3.2.2. Многофакторный личностный опросник FPI (форма В)……….47 стр.
3.3. Корреляционный анализ статистических данных с использованием коэффициента корреляции Пирсона…………………………………….52 стр.
3.3.1. По методикам межличностных отношений Т. Лири (оценка дружелюбия) и Кэмбэлла (оценка доброжелательности) …………52 стр.
3.3.2. По методикам межличностных отношений Т. Лири (оценка дружелюбия) и экспертной диагностике взаимодействия в малых группах А.С.Чернышова, С.В.Сарычева. ………………………………………...54 стр.
3.3.3. По методике межличностных отношений Т. Лири (оценка дружелюбия) и тесту толерантности. …………………………………………………..56 стр.
3.3.4. По методике межличностных отношений Т. Лири (оценка дружелюбия) и многофакторному опроснику FPI форма В (оценка общительности)...58 стр.
3.3.5. По методике межличностных отношений Т. Лири (оценка дружелюбия) и многофакторному опроснику FPI форма В (оценка открытости). ……………………………………………………………….60 стр.
3.4. Выводы по результатам исследования. ………….………………62 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….66 стр.
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………68 стр.

Файлы: 1 файл

Диплом.Карпова - Замыслова..docx

— 909.58 Кб (Скачать)

Семейная  дружба на первый взгляд кажется полным антиподом дружбы творческой, но это  не так. Для рассматриваемого нами типа дружбы характерно то, что наш друг, в сущности, становится другом всей семьи. А если речь идет о супружеской  паре, у которой есть дети, можно  со всей очевидностью говорить о дружбе семьями.

 

      1. Значение и эволюционное развитие дружбы в процессе формирования личности.

 

Реальное  содержание дружбы менялось в ходе истории. В первобытном обществе дружбой называли ритуализированные взаимоотношения, связанные с символическим породнением (кровная дружба, побратимство и т.п.); способы её заключения, права и обязанности друзей регламентированы обычаем часто ставятся выше фактического родства.

Интеллектуальные  и иные привязанности ещё не отделялись в Древней Греции от эротических. Платоновский идеал бескорыстной дружбы - любви, в которой чувственное влечение подчиняется стремлению к нравственному совершенствованию, остаётся внутренне противоречивым.

Содержание  и функции дружбы существенно  изменяются с возрастом.

Детская дружба представляет собой эмоциональную  привязанность, чаще всего основанную на совместной деятельности; хотя степень  избирательности и устойчивости Д. повышается с возрастом ребёнка

Подлинная потребность  в "другом я" появляется только у подростка в связи с потребностью осознать себя, соотнести собственные переживания с переживаниями другого. Юношеская дружба склонна к исповедальности, занимает едва ли не самое главное место в жизни и чрезвычайно эмоциональна. Поэтому зачастую нуждаясь в глубоких эмоциональных привязанностях молодые люди не замечают реальных качеств партнера, такие отношения зачастую недолговечны.

Дружеские связи  взрослого человека более дифференцированы, поскольку появляется ряд новых  форм общения (любовь, семейные и родительские привязанности и т.д.). Основное отличие  дружбы взрослых от дружбы в детском  или юношеском возрасте – терпимость к различиям, по мере становления  и формирования личности.

Формирование  дружбы. Дружба возникает как разрыв в обычном течении событий, как  скачок. В какой-то момент мы вдруг  начинаем испытывать сильный прилив симпатии, интереса к другому человеку, он становится нам близок. Если мы давно с ним знакомы, появляется чувство, будто мы увидели его первый раз в жизни. Назовем это явление встречей. Встреча - это конечное событие, сгусток времени. Для дружбы важны только эти минуты наивысшей интенсивности жизни. Все, что происходит в промежутке, не имеет значения. Такая встреча всегда неожиданность, всегда открытие. По отношению к большинству наших знакомых мы так никогда и не сделаем этот первый шаг на пути к дружбе. В отличие от влюблённости мы можем даже не вспоминать о друге от встречи до встречи.

Хотя дружба - интимное личное отношение, формирование и развитие её зависят от ряда объективных  условий: пространственной близости, частоты  контактов, принадлежности к общему коллективу, совместной деятельности, общности целей и интересов.

 

    1. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста.

 

Подростковый  возраст - период развития детей от 11-12 до 15-17 лет. Подростковый возраст  называется также переходным возрастом, т. к. он характеризуется постепенным  переходом от детства к взрослости. По уровню и характеру психического развития подростковый возраст  - типичная эпоха детства. С другой стороны, подросток - растущий человек, стоящий на пороге взрослой жизни. Достигнутый уровень развития, возросшие возможности подростка вызывают у него потребность в самостоятельности, самоутверждении, признании со стороны взрослых его прав и потенциальных возможностей. Взрослые же, подчёркивая, что подросток уже не маленький ребёнок, и предъявляя к нему повышенные требования, часто продолжают отказывать ему в праве на самостоятельность, в возможностях для самоутверждения. Такое двойственное противоречивое положение подростка чревато различными осложнениями в межличностных отношениях, которые выливаются в конфликты и принимают разнообразные формы протеста. Поэтому подростковый возраст    иногда называют «трудным».

Подростковый  возраст является одним из главных  периодов роста и формирования организма; в это время совершается перестройка  деятельности всех органов и систем. 

Л. С. Выготский  говорит о том, что все согласно называют этот возраст возрастом  полового созревания. Но вместе с тем  это возраст созревания личности и миросозерцания. Ведь половое созревание и сдвиги в физическом развитии подростка имеют важное значение в возникновении новых психологических образований. Эти очень ощутимые для самого подростка изменения делают его объективно более взрослым и являются одним из источников возникающего ощущения собственной взрослости.

В подростковом возрасте совершаются глубокие изменения  в духовной жизни человека. Порой  в глаза бросается вот что: чувства, которые волнуют душу в  детстве, со временем будто совсем не могут овладеть ею. Если прежде, бывало, горе близкого или незнакомого человека вызывало в детском сердце глубокие переживания, то подросток иногда может остаться глухим к человеческому горю. Подросток в отличие от ребенка начинает обобщать как добро, так и зло; в отдельных фактах он видит правило, закономерность; и от того, какие мысли, настроения порождает в его душе увиденное, зависят его убеждения, взгляды на мир, мысли о людях. Стремление к самоутверждению, желание стать личностью, добиться общественного признания вызывают у подростка внутренний порыв духовных сил. Он ощущает потребность действовать.

Центральным и специфическим новообразованием является возникновение у подростка  представления о том, что он уже  не ребёнок (чувство взрослости); действенная  сторона этого представления  проявляется в стремлении быть и  считаться взрослым. Это новообразование  самосознания является стержневой особенностью личности, её структурным центром, т. к. выражает новую жизненную позицию  подростка по отношению к людям  и миру, определяет специфическое  направление и содержание его  социальной активности, систему новых  стремлений, переживаний и эмоциональных  реакций. Специфическая социальная активность подростка заключается  в большой восприимчивости к  усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в  мире взрослых и в их отношениях. Это имеет далеко идущие последствия  потому, что взрослые и дети представляют две разные группы и имеют разные обязанности, права и привилегии. 

Возникновение у подростка представления о  себе как о человеке, уже перешагнувшем  границы детства, определяет его  переориентацию с одних норм и  ценностей на другие - с детских  на взрослые. Равнение подростка на взрослых проявляется в стремлении походить на них внешне, приобщиться  к некоторым сторонам их жизни  и деятельности, приобрести их качества, умения, права и привилегии, при  чём прежде всего те, в которых наиболее зримо проявляется отличие взрослых и их преимущества по сравнению с детьми.

Для нравственного  развития в подростковый возрасте характерно формирование нравственных убеждений, которыми подросток начинает руководствоваться  в своём поведении и которые  формируются под влиянием окружающей среды,в процессе учебно-воспитательной работы.

Одним из важнейших  моментов в развитии личности подростков является формирование самосознания, самооценки, возникновение потребностей в самовоспитании. В развитии познания подростком окружающей действительности наступает период, когда объектом относительно глубокого изучения становится человек, его внутренний мир. Это  стремление к познанию и оценке морально-психологических  качеств людей вызывает интерес  к себе, к собственной психической  жизни и качествам своей личности, потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих  чувствах и переживаниях. Так формируется  представление подростка о собственной  личности.

В связи с  развитием самосознания у старшеклассников возникает стремление к доверительности  во взаимодействии с окружающими  людьми. Доверительность становится качеством общения со взрослымии и сверстниками, что в первую очередь предполагает глубокое самораскрытие. Доверие к сверстнику  реализуется  в сфере  интимно-личностного общения, главная цель которого - понимание и самораскрытие. В доверительном общении со взрослыми ситуация несколько меняется, важным становится не только познание своего «сегодняшнего», «реального Я», но и познание себя с точки зрения личных жизненных перспектив, своего  «желаемого», «будущего  Я».

Согласно  теории Левина, важнейшими процессами переходного возраста являются расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Поведение подростка определяется промежуточностью его положения. Это проявляется в психике, для которой типичны внутренняя застенчивость, неопределенность уровня притязаний, внутренние противоречия, агрессивность, склонность к крайним точкам зрения и позициям. Конфликтность тем больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости.

Подростковый  кризис знаменует собой второе психологическое  рождение ребенка. Подростком этот конфликт переживается как страх потери «Я».

Также в особенностях мышления кроется и подростковый негативизм. Отсюда и «защитная реакция» подростка против «посягательств»  взрослых на его самостоятельность. 

Подростковый  возраст - это стадия духовного развития, хотя она и  связана с комплексом психофизиологических процессов. В этот период происходит осознание собственной индивидуальности, открытие «Я», появление жизненного плана, установка на сознательное построение своей жизни, постоянное врастание в различные сферы общественной жизни. Процесс этот идет изнутри человека в открытый мир (Э. Шпрангер). Ученый показывает главную проблему этого возраста (14-17 лет) - кризис, связанный со стремлением к освобождению от детской зависимости.

Э. Шпрангер разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста. Подростковый возраст, по Э. Шпрангеру  это - возраст врастания в культуру. Шпрангер описал три типа развития отрочества. Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое "Я". Второй тип развития - плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности. Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины.

В. Штерн  рассматривал подростковый возраст  как один из этапов формирования личности. В. Штерн описывает его как  промежуточный между детской  игрой и серьезной ответственной  деятельностью взрослого и подбирает  для него новое понятие - "серьезная  игра". 

 

1.2.1. Психологическое понятие  дружбы у подростков 
 
         Рост потребности в интимном общении неизбежно психологизирует понятие дружбы. Все эти качества с переходом от детства к отрочеству и от отрочества к юности возрастает. Если школьники и младшие школьники не разграничивают дружбу и товарищество, то подростки уже считают дружбу исключительным, индивидуальным отношением. Группе подростков было дано такое задание: дописать незаконченное предложение: «Друг и приятель не совсем одно и то же, т.к…» Некоторые подчёркивали близость и доверительность дружбы(«друг знает о тебе всё», «с приятелем никогда не поделишься тем, что доверяешь другу»). Остальные отмечали большую прочность, устойчивость дружбы («друга выбирают на всю жизнь»), взаимопомощь («приятель подведёт, друг – никогда.

Если дружба и приятельство разграничиваются более  или менее строго, то число друзей не должно быть особенно велико, один –  два максимум. Это свидетельствует о растущей  индивидуализации и избирательности дружбы. Рост избирательности дружеских отношений сопровождается ростом их устойчивости, поэтому самый важный сдвиг в психологии дружбы переходного возраста – рост её глубины и психологической интимности. 

Юношеская дружба по своей природе полуфункциональна, Этим в первую очередь объясняется многообразие её форм: от простого совместного времяпрепровождения до глубочайшей исповедности и самораскрытия. Но в отличие от групповых отношений, в основе которых лежит какая-то совместная деятельность, дружба является прежде всего эмоциональной привязанностью. Психологическая ценность юношеской дружбы в том, что она есть одновременно школа самораскрытия и школа понимания другого человека. 
         Дружба занимает исключительное, привилегированное место в ряду юношеских привязанностей. Психологическая близость с друзьями, мера приписываемого им понимания и собственной откровенности с ними в юности максимальна и значительно превосходит все прочие взаимоотношения. От друга юноша ждёт не только оценок близких к его собственной самооценке, но и превышающих её. В действительности всё происходит точно так же. Это служит косвенным подтверждением мысли о том, что одной из главных неосознаваемых функций юношеской дружбы является поддержание самоуважения личности. 

Юношеская дружба уникальна так же и в возрастном плане. Как первая самостоятельно выбранная  глубокая индивидуальная привязанность, она не только предвосхищает её, но отчасти включает её в себя.  
         Однако в дружбе юношей отчётливо проявляются и противоречия этого возраста. Известная неопределённость и неустойчивость представлений о собственном «Я» рождают желание проверить себя путём разыгрывания каких-то несвойственных ролей, рисовки, самоотрации. Юноша страдает от того, что у него не хватает средств и возможностей выразить свой внутренний мир. Но беда не столько в недостатке средств, сколько в реальной неясности, незавершённости своего «Я».

Юность эмоциональна; старшеклассники бурно увлекаются новыми людьми, идеями, делами. Хотя эти  увлечения порой непродолжительны, они помогают в короткий срок пережить и освоить много нового. Сам  того не желая, юноша превращает в  объект наблюдения не только других людей, но и собственные чувства и  переживания. Даже в первой любви  его увлекает не столько объект, сколько собственные переживания  по этому поводу. Подростковый и  юношеский эгоцентризм суживает возможности межличностной коммуникации, порождает своеобразнуюпсевдоинтимность, когда при внешней близости друзья фактически не слышат друг друга. Однако это связано с какими-то новыми моментами в жизни подростков и при частом искреннем общении повышается самораскрытие и понимание юношами друг друга. Безудержная откровенность очень ценится в начале дружбы, но в момент ссоры интимные признания используются для того, чтобы глубже уязвить друг друга.     

Информация о работе Психология дружелюбного поведения и его различия в среде старшеклассников подросткового возраста