Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 13:39, дипломная работа
Дружба – важнейший вид эмоциональной привязанности и межличностных отношений юношеского возраста. Очень часто можно услышать мнение, что под влиянием выросшей мобильности общества, ускорение ритма жизни и расширения круга общения дружеские отношения современной молодёжи становятся более поверхностными, что дружба вытесняется широкими приятельскими отношениями, основанными на общности интересов.
Высшие нравственные ценности – а дружба во все времена считалась таковой – всегда были дефицитными.
Введение……………………………………………………………………5-7 стр.
1. Теоретические аспекты изучения дружескоого поведения и особенности подросткового возраста зрелых у старшеклассников…..……………..8-23 стр.
1.Понятие дружбы ………………………………………………….….7 стр.
1.Виды дружбы и дружеских отношений…………………………….8 стр.
2.Значение и эволюционное развитие дружбы в процессе формирования личности……………….………………………………………………….….9 стр.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста...................................................................................................11 стр.
1.2.1. Психологическое понятие дружбы у подростков………………15 стр.
1.2.2. Роль дружбы в подростковом возрасте……………………………18 стр.
1.3. Теоретические предпосылки исследования, направленного на изучение психологии агрессивного поведения и его различий в среде футбольных фанатов молодого и зрелого возраста…………………………………..23 стр.
2. Исследование, направленное на выявление различий в показателях проявления дружелюбного поведения подросткового возраста и его значимые различия в показателях дружелюбия у старшеклассников.24-31 стр.
2.1. Описательные характеристики исследования…………………….24 стр.
2.1.1. Организация исследования………………………………………...24 стр.
2.1.2. Актуальность выбранных методик. ………………………………25 стр.
2.1.2.1. Тест доброжелательности ( по шкале Кэмбэлла)……………25 стр.
2.1.2.2. Экспертная диагностика взаимодействия в малых группах (А.С.Чернышов, С.В.Сарычев)…………..………….…………………25 стр.
2.1.2.3. Тест толерантности. ……………………………………………25 стр.
2.1.2.4. Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири.25 стр.
2.1.2.5. Исследование личности с помощью модифицированной формы B опросника FPI. ………………………………………………..…………26 стр.
2.1.3. Описание выборки. ……………………………………………...…27 стр.
2.2. Описание методик.………………………………………………....…27 стр.
2.2.1. Тест доброжелательности (по шкале Кэмбэлла). …………..…27 стр.
2.2.2. Экспертная диагностика взаимодействия в малых группах (А.С.Чернышов, С.В.Сарычев). ………………………………………...…28 стр.
2.2.3. Тест толерантности. ……………………………………………..…28 стр.
2.2.4. Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири……..30 стр.
2.2.5. Опросник FPI (форма B).……………………………………………31 стр.
3. Анализ результатов исследования. …………………………………31-66стр.
3.1. Количественный и качественный анализ результатов методик…31 стр.
3.1.1. Анализ сравнительных данных по тесту Кэмбэлла (количественный и качественный анализ).………………………………………………….36 стр.
3.1.2. Анализ сравнительных данных по методике экспертной диагностики взаимодействия в малых группах А.С. ернышова и С.В. Сарычева (количественный и качественный анализ). …………………………..…38 стр.
3.1.3. Анализ сравнительных данных по методике толерантности (количественный и качественный анализ). ……………………………40 стр.
3.1.4. Анализ сравнительных данных по методике межличностных отношений Т. Лири (количественный и качественный анализ)……….42 стр.
3.1.5. Анализ сравнительных данных по методике FPI (количественный и качественный анализ). …………………………………………….……44 стр.
3.2. Корреляционный анализ статистических данных с использованием непараметрического U критерия Манна-Уитни. …………………….46 стр.
3.2.1. Методика межличностных отношений Т. Лири
3.2.2. Многофакторный личностный опросник FPI (форма В)……….47 стр.
3.3. Корреляционный анализ статистических данных с использованием коэффициента корреляции Пирсона…………………………………….52 стр.
3.3.1. По методикам межличностных отношений Т. Лири (оценка дружелюбия) и Кэмбэлла (оценка доброжелательности) …………52 стр.
3.3.2. По методикам межличностных отношений Т. Лири (оценка дружелюбия) и экспертной диагностике взаимодействия в малых группах А.С.Чернышова, С.В.Сарычева. ………………………………………...54 стр.
3.3.3. По методике межличностных отношений Т. Лири (оценка дружелюбия) и тесту толерантности. …………………………………………………..56 стр.
3.3.4. По методике межличностных отношений Т. Лири (оценка дружелюбия) и многофакторному опроснику FPI форма В (оценка общительности)...58 стр.
3.3.5. По методике межличностных отношений Т. Лири (оценка дружелюбия) и многофакторному опроснику FPI форма В (оценка открытости). ……………………………………………………………….60 стр.
3.4. Выводы по результатам исследования. ………….………………62 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….66 стр.
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………68 стр.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Низкий уровень - 1-3 баллов
Средний уровень – 4-6 баллов
Высокий уровень – 7-9 баллов
Справочный материал для интерпретации результатов
Для данного исследования взяты шкалы: V (общительность), IХ (открытость).
Шкала № 5.Общительность.
Характеризует как потенциальные возможности, так и реальные проявления социальной активности. Высокие оценки позволяют говорить о наличии выраженной потребности в общении и постоянной готовности к удовлетворению этой потребности
Дружность – разговорчивый, дружеский, общительный, подвижный, предприимчивый.
Шкала № 9. Открытость.
позволяет характеризовать отношение к социальному окружению и уровень самокритичности. Высокие оценки свидетельствуют о стремлении к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности. Оценки по данной по шкале могут в той или иной мере способствовать анализу искренности ответов обследуемого при работе с данным опросником что соответствует шкалам лжи других опросников.
Искренность – самокритичный, открытый, признает и собственные недостатки и ошибки.
3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.
3.1. Количественный и
качественный анализ
3.1.1. Анализ сравнительных данных по тесту Кэмбэлла (количественный и качественный анализ).
Показатели по группам юношей и девушек подросткового возраста
№ испытуемого |
юноши |
девушки |
1 |
4 |
4 |
2 |
5 |
4 |
3 |
6 |
7 |
4 |
6 |
5 |
5 |
5 |
7 |
6 |
4 |
4 |
7 |
5 |
6 |
8 |
4 |
3 |
9 |
5 |
1 |
10 |
6 |
7 |
∑ |
50 |
48 |
М |
5 |
4,8 |
Табл. 1.
Рис. 1. Показатели по методике Кэмбэлла (оценка доброжелательности)
Рис. 2. Процентная представленность данных по методике Кэмбэлла (оценка доброжелательности)
Исходя из результатов видно, что молодые люди ведут себя в отношениях с людьми более доброжелательно, чем девушки. Они более расположены в отношениях с людьми, уверены в своих силах.
3.1.2. Анализ сравнительных данных по методике экспертной диагностики взаимодействия в малых группах А.С. Чернышова и С.В. Сарычева (количественный и качественный анализ).
Показатели по группам юношей и девушек подросткового возраста
№ испытуемого |
юноши |
девушки |
1 |
6,6 |
1,6 |
2 |
4,3 |
2,6 |
3 |
5,6 |
5 |
4 |
2,6 |
4,7 |
5 |
6 |
4,7 |
6 |
4 |
3 |
7 |
5,6 |
4 |
8 |
2,6 |
2,3 |
9 |
2,6 |
4 |
10 |
4 |
6 |
∑ |
43,9 |
38 |
М |
43,9 |
3,8 |
Табл. 2.
Показатели по методике экспертной диагностики взаимодействия в малых группах А.С. Чернышова и С.В. Сарычева
Рис. 3. Показатели по методике экспертной диагностики взаимодействия в малых группах А.С. Чернышова и С.В. Сарычева
Рис. 4. Процентная представленность экспертной диагностики взаимодействия в малых группах А.С. Чернышова и С.В. Сарычева
Судя по результатам методики А.С. Чернышова и С.В. Сарычева, можно сказать, что существующие индивидуальные различия в уровне взаимодействия в малых группах у молодых людей выше, чем девушек.
3.1.3. Анализ сравнительных
данных по методике
Показатели по группе юношей
и девушек подросткового
№ испытуемого |
юноши |
девушки |
1 |
8 |
10 |
2 |
14 |
12 |
3 |
16 |
14 |
4 |
12 |
12 |
5 |
14 |
12 |
6 |
8 |
10 |
7 |
10 |
12 |
8 |
8 |
14 |
9 |
14 |
10 |
10 |
14 |
14 |
∑ |
118 |
120 |
М |
11,8 |
12 |
Табл. 3.
Показатели по методике толерантности
Рис. 5. Показатели по методике толерантности
Рис. 6. Процентная представленность по методике толерантности
По результатам методики можно увидеть, что толерантность молодых людей и толерантность девушек равны по отношению к людям
Исходя из этого, можно пояснить, что люди в возрасте 16-18 лет и юноши, и девушки одинаково умеют терпеть что-либо чужое, мириться с чужим мнением, характером. Более снисходительны и терпимы к окружающим в отношениях с людьми.
3.1.4.Анализ сравнительных данных по методике межличностных отношений Т. Лири (количественный и качественный анализ).
Показатели по группе юношей
и девушек подросткового
№ |
Шкала дружелюбие | |
юноши |
девушки | |
1 |
10 |
4 |
2 |
5 |
9 |
3 |
5 |
8 |
4 |
0 |
4 |
5 |
8 |
9 |
6 |
4 |
5 |
7 |
4 |
3 |
8 |
0 |
4 |
9 |
4 |
2 |
10 |
2 |
6 |
∑ |
42 |
54 |
М |
4,2 |
5,4 |
Табл. 4.
Показатели по методике межличностных отношений Т. Лири
Рис. 7. Показатели по методике межличностных отношений Т. Лири
Рис. 8. Процентная представленность по методике межличностных отношений Т. Лири
По результатам опросника
3.1.5.Анализ сравнительных данных по методике FPI (количественный и качественный анализ).
Показатели по группе юношей
и девушек подросткового
№ |
Общительность |
Открытость | ||
юноши |
девушки |
юноши |
девушки | |
1 |
11 |
6 |
11 |
13 |
2 |
14 |
4 |
11 |
8 |
3 |
12 |
8 |
12 |
11 |
4 |
9 |
7 |
11 |
5 |
5 |
7 |
12 |
6 |
6 |
6 |
6 |
7 |
7 |
9 |
7 |
13 |
10 |
11 |
5 |
8 |
4 |
6 |
12 |
9 |
9 |
5 |
4 |
5 |
12 |
10 |
6 |
9 |
10 |
12 |
∑ |
87 |
73 |
96 |
90 |
М |
8,7 |
7,3 |
9,6 |
9 |
Табл. 5.
Средние показатели по опроснику FPI (форма В)
Шкалы общительность и открытость
Рис. 9. Средние показатели по опроснику FPI(форма B)
По результатам опросника
3.2. Корреляционный анализ
статистических данных с
3.2.1. Методика межличностных отношений Т. Лири
Шкала: Эгоистичность
Рис. 10. Средние показатели по методике межличностных отношений Т. Лири (оценка эгоистичности)
19 27
Рис. 1. Корреляционные значения зон неопределенности критерия Манна-Уитни
Статистический анализ корреляционных результатов позволяет сказать о том, что при сравнении данных эгоистичности юношей и девушек подросткового возраста мы принимаем одну из двух сформулированных нами эмпиричес1ких гипотез, которая распространяется на данную выборку:
Н0 - дружелюбные люди обладают высоким уровнем доброжелательности, открытости, толерантности, взаимодействия и общительности.
Н1- существуют значимые различия в показателях дружелюбия;
Согласно полученному коэффициенту 27(см. Приложение №4), принимается гипотеза Н1,, т.е. различия показателей двух групп испытуемых находятся в области неопределенности. Следовательно, исходя из статистического и количественного анализа, можно пояснить что, юноши подросткового возраста эгоистичнее в отношениях, чем девушки подросткового возраста.Результат позволяет сделать предположение о том, что выдвигаемая ранее гипотеза подтвердилась, но она распространяется только на данную выборку. Для адекватности всей генеральной совокупности необходимо провести более обширное исследование с увеличением участников.