Возрастная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 22:40, курсовая работа

Краткое описание

Рассмотрим этот основной в объяснении Выготского тезис. Остается непонятным, почему новые возможности ребенка ведут к таким бурным проявлениям несколько даже истерического свойства. Из опыта анализа критических возрастов и из экспериментальных данных известно (в частности, что при описании характерных для критического возраста проявлений необходимо всегда определить момент возникновения негативистских реакций. Мало описать сам по себе симптом, необходимо описать полно ситуацию возникновения симптома, а в работе Выготского это описание отсутствует.
Объяснение аффективных вспышек лишь непониманием желаний ребенка также вызывает сомнения. Обычно родители внимательны к первым словам ребенка, они стараются понять их, ситуации действительного непонимания возникают нечасто. Поэтому для объяснения психологического механизма кризиса первого года жизни необходимо искать более широкий контекст, увязывающий в единый узел все появляющиеся реакции ребенка.

Оглавление

Введение 3

1. Особенности кризиса развития 7

1.1. Различные подходы к кризису развития 7

1.2. Этапы возрастного кризиса 9

2. Периодизация психического развития 12

психоаналитического направления (Э. Эриксон, Л.С. Выготский) 12

2.1.Эпигенетическая периодизация развития личности Э. Эриксона 12

2.2. Периодизация психического развития Л.С. Выготского 17

Кризис новорожденности 18

Кризис 3 лет 18

Кризис 7 лет 18

Кризис в подростковом возрасте 18

3.Классические исследования кризиса подросткового возраста 28

3.1. Новые тенденции в изучении отрочества 30

Заключение 36

Список литераруры. 38

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 64.45 Кб (Скачать)

 

    Содержание 

Введение 3

1. Особенности  кризиса развития 7

1.1. Различные подходы к кризису развития 7

1.2. Этапы возрастного кризиса 9

2. Периодизация  психического развития 12

психоаналитического направления (Э. Эриксон, Л.С. Выготский) 12

2.1.Эпигенетическая периодизация развития личности Э. Эриксона 12

2.2. Периодизация психического развития Л.С. Выготского 17

    Кризис новорожденности 18

    Кризис 3 лет 18

    Кризис 7 лет 18

    Кризис в подростковом возрасте 18

3.Классические исследования кризиса подросткового возраста 28

3.1. Новые тенденции в изучении отрочества 30

Заключение 36

Список литераруры. 38 

 

     Введение 

    Из  возрастных кризисов наиболее разработаны, как уже было сказано, детские  и подростковые кризисы. Это понятно, так как в эти периоды развитие происходит очень быстро и напрямую связано с ростом и физиологическими изменениями. Оно во многом определяется внешними факторами, а промежуточные  результаты доступны наблюдению.

    Понятие «кризис» означает острую ситуацию для  принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент.

    Под кризисным состоянием понимается такое  состояние личности, когда происходит дисбаланс в жизни и деятельности человека, в результате чего возникает  неразумное с точки зрения личности и социально неадекватное поведение, поступки и действия, а также срыв нервно-психического и соматического  состояния. Это ситуация невозможности  дальнейшего существования в  прежнем статусе, т.е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренней необходимости своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей). При упоминании о кризисе имеется в виду острое эмоциональное состояние, возникающее  в ситуации столкновения личности с  препятствием на пути удовлетворения ее важнейших жизненных потребностей, препятствием, которое не может быть устранено способами решения  проблемы, известными личности из ее прошлого опыта. Психологический кризис –  это внутреннее нарушение эмоционального баланса, наступающее под влиянием угрозы, создаваемой внешними обстоятельствами.

    Все люди испытывают различные внешние  и внутренние проблемы, которые могут  быть эпизодическими или связанными с развитием или переходом  от одной стадии жизненного цикла  к другой. Хотя у человека есть много  адаптивных средств для того, чтобы  справиться с этими трудностями, неожиданное усиление таких воздействий  или уменьшение способности управлять  ими приводит к недостатку обычных  защитных механизмов.

    Под кризисным состоянием подразумевают  временную ситуационно или внутренне  обусловленную дезинтеграцию личности. Кризисное состояние является испытанием на соответствие личности новой ситуации, новым социальным требованиям. Психологически кризисное состояние требует  концентрации всех сил для решения  задач, которые ставятся перед личностью. Кризис в некотором смысле является хирургическим вмешательством в  структуру личности. Человек привыкает  к определенной структуре своей  жизни и идентификаций, которые  в основном являются внешними по отношению  к психической реальности: образу и состоянию тела, пище, одежде, более  или менее комфортным условиям существования, счету в банке, автомобилю, жене, детям, социальному статусу, смыслам  и духовным ценностям. Кризисное  состояние лишает некоторых элементов  внешней опоры и именно при  этом вычленяет, что человеческого  останется от человека, что у него останется внутри, что в нем  укоренилось и крепко сидит, а  что сразу разрушается, как только исчезает внешняя поддержка. Поэтому  кризис – это испытание на укорененность, интроецированность каких-то ее важных установок.

    Кризисное состояние – это также и  разрушение всего внешнего, неукорененного, всего, что сидит в человеке неглубоко. И одновременно это проявление внутреннего, укорененного, действительно личного. Разрушение внешнего и проявление внутреннего  важно прежде всего для истинного  созревания личности, становления Человеком. Все внешнее выходит наружу в  процессе кризиса, и человек начинает осознавать его внешность.

  Кризис  одного года, по Выготскому, объясняется  появлением автономной детской речи. Она приводит к изменению отношения  ребенка к среде, тем вызывая  к жизни новую ситуацию развития. Речь в отношении социального  пространства ребенка играет такую  же роль, как и ходьба в отношении  физического. Но ходьба в год лишь возникает, автономная же речь, появляясь  в год, вскоре исчезает, замещаясь  речью социальной. Тот факт, что  в данном случае мы имеем дело с  летучим образованием, дает Выготскому основание именно автономную речь выделять в качестве ключевого кризисного новообразования, характеризующего переходный период. Переходы, возникающие в критические возрасты, и в частности автономная детская речь, бесконечно интересны тем, что они представляют собой участки детского развития, в котором мы видим обнаженную диалектическую закономерность развития.  
Выготский датирует начало кризиса одного года 10 месяцами, .когда. наблюдаются зачатки дальнейшего развития более сложных форм поведения: первое применение орудия и употребление слов, выражающих желание. До того, по Выготскому, психическая жизнь младенца характеризуется господством аффектов, наиболее примитивных. при неразвитости остального психического аппарата. Можно сказать, что аффект открывает процесс психического развития ребенка. и замыкает собой этот процесс. К концу первого года жизни мы сталкиваемся с впервые появляющимся у ребенка аффектом собственной личности - первой ступенью в развитии детской воли. Таким образом, описывая кризис одного года, Выготский выделяет в качестве центрального новообразования речь и указывает на динамику в области аффективной сферы.  
Выготский, описывая поведенческие симптомы кризиса одного года, говорит о гипобулических реакциях - ярких эмоциональных взрывах, проявляющихся в том, что ребенок, требуя желаемого, громко кричит, может броситься на пол, плакать, топать ногами. Эти реакции не дифференцированы по воле и аффекту. И далее: .одна из самых нужных гипотез та, которая доказывает, что все гипобулические проявления ребенка вытекают из трудностей взаимного понимания.  
Итак, по Выготскому, в кризисе одного года у ребенка возникает автономная речь, которая, будучи непонятной для окружающих, провоцирует симптомы трудновоспитуемости (гипобулические реакции).  
Рассмотрим этот основной в объяснении Выготского тезис. Остается непонятным, почему новые возможности ребенка ведут к таким бурным проявлениям несколько даже истерического свойства. Из опыта анализа критических возрастов и из экспериментальных данных известно (в частности, что при описании характерных для критического возраста проявлений необходимо всегда определить момент возникновения негативистских реакций. Мало описать сам по себе симптом, необходимо описать полно ситуацию возникновения симптома, а в работе Выготского это описание отсутствует.  
Объяснение аффективных вспышек лишь непониманием желаний ребенка также вызывает сомнения. Обычно родители внимательны к первым словам ребенка, они стараются понять их, ситуации действительного непонимания возникают нечасто. Поэтому для объяснения психологического механизма кризиса первого года жизни необходимо искать более широкий контекст, увязывающий в единый узел все появляющиеся реакции ребенка.

    Кризисы приводят личность к глубинному переживанию  тайны смысла жизни, духовного пространства культуры. Кризис – это не просто способ переведения личности в новое  качество более полноценного социального  индивида, а нечто большее. Кризис приводит к интроекции в сознание личности новых жизненных ценностей  и, таким образом, становится действительным преображением индивида.

. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Особенности  кризиса развития

    1.1. Различные подходы  к кризису развития 

    Возраст – качественно специфическая  ступень онтогенетического развития человека. Каждый возраст в человеческой жизни имеет определенные нормативы, при помощи которых можно оценить  адекватность развития индивида и которые  касаются психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития. Эти нормативы обозначаются также  как задачи возрастного развития. Переход к следующему этапу происходит в форме кризисов возрастного  развития – периодов жизненных трансформаций  и переломных моментов, которые сопровождаются психологическим стрессом и трудностями. Это относительно небольшие по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся  резкими психологическими изменениями. Форма, длительность и острота кризиса  может значительно различаться  в зависимости от индивидуально-типологических особенностей человека, социальных и  микросоциальных условий.

 Кризисы развития могут отмечаться значительным психическим дискомфортом, иногда даже ставящем под угрозу выживание организма. Такие переходы могут происходить  спонтанно, как в случае кризиса  середины жизни. Они могут быть вызваны  интегративными психотехнологиями, участием в духовной практике. Психологический  переход к более высокому уровню благополучия, ясности и зрелости редко протекает плавно и безболезненно. Скорее рост обычно отличается переходными  периодами смятения и мучительных  вопросов или в экстремальных  случаях – периодами дезорганизации и полного отчаяния. Если эти кризисы  успешно преодолены, то определенная дезорганизация и хаос могут оказаться  средством избавления от ограничивающих, изживших себя жизненных паттернов. Появляется возможность переоценить, «отпустить на волю» старые убеждения, цели, идентификации, образ жизни  и принять новые, более перспективные жизненные стратегии. Поэтому психологический кризис – это физическое и психическое страдание, с одной стороны, и трансформация, развитие и личностный рост – с другой.

 Применительно к кризисам развития решающее значение имеет задача «развить» себя, освободиться от всего, что фактически человеку больше не соответствует, чтобы подлинность, истина и действительность, истинное «Я» становилось все более  очевидным и действенным.

 Ряд исследователей считают возрастные кризисы нормативным процессом, необходимым элементом социализации, обусловленным логикой личностного  развития и необходимостью разрешения основного возрастного противоречия (З. Фрейд, Э. Эриксон, Л. Выготский, Л. Божович). Другие авторы видят в возрастных кризисах девиантное, злокачественное  проявление индивидуального развития.

 Существует  также разное понимание содержания кризиса. По Э. Эриксону кризис есть потенциальный  выбор, который осуществляется в  процессе онтогенеза между благоприятным  и неблагоприятным направлением развития. Термин «кризис» в эпигенетической  концепции Эриксона близок по смыслу к тому, который этот термин имеет  в биологической науке, в частности  в эмбриологии (см. Поливанова, 2000).

 Г. Крайг  рассматривает критические периоды  как периоды, в течение которых  должны происходить специфические  типы развития

 Д. Левинсон рассматривает кризис как переходную фазу, в которой способы самореализации оказываются предметом анализа  для индивида, новые возможности  – предметом поиска..

 В отечественной  психологии термин «кризисы возрастные»  введен Л.С. Выготским и определен  как целостное изменение личности человека, регулярно возникающее  при смене стабильных периодов. По Выготскому, возрастной кризис обусловлен возникновением основных новообразований  предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной  социальной ситуации развития и возникновению  другой, адекватной новому психологическому облику человека. Механизм смены социальных ситуаций составляет психологическое содержание возрастного кризиса. Развитие в такие переломные моменты характеризуется поэтому «свертыванием», «отмиранием». Возникновение нового в развитии есть обязательно одновременно и распад старого. Л.С. Выготский полагал такое разрушение необходимым.

 По  Выготскому внешние поведенческие  особенности кризиса следующие: границы, отделяющие начало и конец  кризисов от смежных возрастов, крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, его крайне трудно диагностировать; как правило, в середине кризисного периода наблюдается его кульминация, наличие этой кульминационной точки  отличает критический период от других; отмечаются выраженные особенности  поведения; возможности острые конфликты  с окружающими; со стороны внутренней жизни – болезненные и мучительные  конфликты и переживания. Таким  образом по Выготскому, кризис представляется кульминацией микроизменений, накапливаемых  на протяжении предшествующего стабильного  периода. 

Информация о работе Возрастная психология