Возрастная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 22:40, курсовая работа

Краткое описание

Рассмотрим этот основной в объяснении Выготского тезис. Остается непонятным, почему новые возможности ребенка ведут к таким бурным проявлениям несколько даже истерического свойства. Из опыта анализа критических возрастов и из экспериментальных данных известно (в частности, что при описании характерных для критического возраста проявлений необходимо всегда определить момент возникновения негативистских реакций. Мало описать сам по себе симптом, необходимо описать полно ситуацию возникновения симптома, а в работе Выготского это описание отсутствует.
Объяснение аффективных вспышек лишь непониманием желаний ребенка также вызывает сомнения. Обычно родители внимательны к первым словам ребенка, они стараются понять их, ситуации действительного непонимания возникают нечасто. Поэтому для объяснения психологического механизма кризиса первого года жизни необходимо искать более широкий контекст, увязывающий в единый узел все появляющиеся реакции ребенка.

Оглавление

Введение 3

1. Особенности кризиса развития 7

1.1. Различные подходы к кризису развития 7

1.2. Этапы возрастного кризиса 9

2. Периодизация психического развития 12

психоаналитического направления (Э. Эриксон, Л.С. Выготский) 12

2.1.Эпигенетическая периодизация развития личности Э. Эриксона 12

2.2. Периодизация психического развития Л.С. Выготского 17

Кризис новорожденности 18

Кризис 3 лет 18

Кризис 7 лет 18

Кризис в подростковом возрасте 18

3.Классические исследования кризиса подросткового возраста 28

3.1. Новые тенденции в изучении отрочества 30

Заключение 36

Список литераруры. 38

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 64.45 Кб (Скачать)

1.2. Этапы возрастного  кризиса 

 Выготский ввел деление кризисного возраста на предкритическую, собственно критическую  и посткритическую фазы. В предкритической  фазе возникает противоречие между  объективной и субъективной составляющими  социальной ситуации развития (средой и отношением человека к среде). В  собственно критической фазе это  противоречие обостряется и проявляется, обнаруживая себя, и достигает  своего апогея. Затем в посткритической  фазе противоречие разрешается через  образование новой социальной ситуации развития, через установление новой  гармонии между ее составляющими.

 Предкритическая фаза состоит в том, что человеку открывается неполнота той реальной формы, в которой он живет. Такое  открытие возможно лишь на основе возникновения представления об иной, новой идеальной форме. Человеку открылось нечто иное, ожидающее его в будущем, образ нового поведения. До подобного открытия человек довольствуется сегодняшними проблемами и их решениями. В переломные моменты жизни этого оказывается недостаточно. Иное, будущее, предстоящее оказывается привлекательным, притягивающим. Обнаружить это открытие будущего можно лишь косвенно, поскольку оно нерефлексивно.

 Далее наступает собственно критическая  фаза, состоящая из трех этапов.

 На  первом этапе происходит попытка  непосредственно реализовать наиболее общие представления об идеальной  форме в реальных жизненных ситуациях. Открыв новое, иное, отсутствующее у  него, человек сразу же пытается «попасть» в это другое измерение. Специфика этого этапа связана  с особенностями самой идеальной  формы, с тем, что идеальная форма  существует в культуре не обособленно, не сама по себе, а в разнообразных  воплощениях.

 Далее наступает этап конфликта – необходимое  условие нормального развития в  кризисе, позволяющее человеку и  окружающим его людям предельно  обнажить собственные позиции. Позитивный смысл этого этапа состоит  в том, что для человека раскрывается невозможность прямого воплощения идеальной формы в реальную жизнь. До конфликта единственной преградой  для материализации идеальной формы  остаются внешние ограничители –  старые формы жизни и взаимоотношения. Конфликт создает условия для  дифференциации этих ограничителей. Посредством  конфликта обнаруживается, что часть  из них действительно была связана  с теряющими свою актуальность табу (и они затем убираются), но какая-то часть была связана и с собственной  недостаточностью (неумением, отсутствием  способностей). В конфликте с предельной ясностью обнажаются и эмоционально переживаются преграды к реализации идеальной формы. Внешние преграды затем убираются, но остаются внутренние, связанные с недостаточностью собственных  способностей. Именно в этот момент и возникает мотивация новой деятельности, создаются условия для преодоления кризиса. Именно в фазе конфликта происходит обнаружение человеком нового «жизненного значения».

 Прежде  чем критическая фаза завершится, должен произойти третий этап –  рефлексия собственных способностей, должно возникнуть новообразование  кризиса. Здесь рефлексия рассматривается  как этап кризиса, представляющий собой  интериоризацию конфликта между  желанием и реальным. Интеллектуальная рефлексия может быть лишь одной  из форм рефлексивного отношения  к собственным возможностям.

 Кризис  завершается посткритической фазой, представляющей собой создание новой  социальной ситуации развития. В этой фазе завершается переход «реальное-идеальное» и «свое-иное», принимаются новые  формы культурной трансляции идеальной  формы. Реализуется новая форма  – идеальная, а не идеализированная, полноценная, а не формальная.

 Основная  идея работы с кризисными состояниями  личности заключается в следующем: если кризис начался, ему нужно дать пройти все логические этапы, поскольку  временное торможение кризисных  процессов, а также применение лекарственных  средств только растягивают кризис во времени, а не приводят к скорейшему разрешению проблем клиента и  выходу личности на новый уровень  целостности. Можно управлять процессом  переживания кризиса – стимулировать  его, организовывать, направлять, обеспечивать благоприятные для него условия, стремясь к тому, чтобы этот процесс  вел к росту и совершенствованию  личности или, по крайней мере, не шел  патологическим или социально неприемлемым путем, таким как алкоголизм, наркомания, токсикомания, формирования лекарственной  зависимости, невротизация, психопатизация, суицидальное поведение.

 

     2. Периодизация  психического развития

    психоаналитического направления (Э. Эриксон, Л.С. Выготский) 

    2.1.Эпигенетическая  периодизация развития  личности Э. Эриксона 

    Человек, по мнению Э.Эриксона, в течение жизни  проходит через несколько универсальных  для всего человечества стадий. Полноценно функционирующая личность формируется  только путем прохождения в своем  развитии последовательно всех стадий. Каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в  жизни индивидуума, который возникает  как следствие достижения определенного  уровня психологической зрелости и  социальных требований. Каждый кризис содержит и позитивный, и негативный компонент. Если конфликт разрешен удовлетворительно (т.е. на предыдущей стадии эго обогатилось  новыми положительными качествами), то теперь эго вбирает в себя новый  позитивный компонент (например, базальное  доверие и автономию), то это гарантирует  здоровое развитие личности в дальнейшем. Если конфликт остается неразрешенным, то этим наносится вред и встраивается негативный компонент (базальное недоверие, стыд). Задача состоит в том, чтобы  человек адекватно разрешал каждый кризис, и тогда у него будет  возможность подойти к следующей  стадии более адаптивной и зрелой личностью.  Все 8 стадий в психологической  теории Эриксона представлены в следующей  таблице:

    Таблица 2

    Восемь  стадий психосоциального развития по Э Эриксону

      
Возраст Психосоциальный кризис Сильная

сторона

1. Рождение- 1 год Базальное доверие  – базальное недоверие Надежда
2. 1-3 год Автономия –  стыд Сила воли
3. 3-6 лет Инициативность  – вина Цель 
Продолжение
4. 6-12 лет Трудолюбие - неполноценность Компетентность 
5. 12-19 лет Становление индивидуальности – ролевое смешение Верность 
6. 20-25 лет Интимность - одиночество Любовь 
7. 26-64 года Продуктивность - застой Забота 
8. 65 лет  - смерть Умиротворение - отчаяние Мудрость 
 

    1. Доверие – недоверие  к миру. Степень развития у ребенка чувства доверия к другим людям и миру зависит от качества получаемой им материнской заботы. Чувство доверия связано со способностью матери передать ребенку чувство узнаваемости, постоянства и тождества переживаний. Причиной кризиса является ненадежность, несостоятельность и отвергание ею ребенка. Это способствует появлению у ребенка психосоциальной установки страха, подозрительности и опасений за свое благополучие. Также чувство недоверия, по мнению Эриксона, может усилиться тогда, когда ребенок перестает быть для матери главным центром внимания, когда она возвращается к тем занятиям, которые оставила на время беременности (например, возобновляет прерванную карьеру, рожает следующего ребенка). В результате положительного разрешения конфликта приобретается, по Эриксону, надежда. Иначе говоря, доверие переходит в способность младенца надеяться, что, в свою очередь, у взрослого может составлять  основу веры, основу мировоззрения человека.

    2. Автономия – стыд  и сомнение.  Приобретение чувства базального доверия подготавливает почву для достижения определенной автономии и самоконтроля, избегания чувства стыда, сомнения и унижения. Удовлетворительное разрешение психосоциального конфликта на этой стадии зависит от готовности родителей постепенно предоставлять детям свободу самим осуществлять контроль над своими действиями. В то же время родители, по Эриксону, должны ненавязчиво, но четко ограничивать ребенка в тех сферах жизни, которые потенциально представляются опасными  как для самих детей, так и для окружающих. Стыд может появиться, если родители нетерпеливо, раздраженно и настойчиво делают за детей что-то, что те могут сделать сами; или, наоборот, когда родители ожидают, что дети сделают то, чего они сами сделать еще не в состоянии. В результате формируются такие черты, как неуверенность в себе, приниженность и слабоволие. 

    3. Инициатива –  чувство вины. В это время социальный мир ребенка требует от него активности, решения новых задачи и приобретения новых навыков; похвала является наградой за успехи. Также у детей появляется дополнительная ответственность за себя и за то, что составляет их мир (игрушки, домашние животные и, возможно, братья и сестры). Это возраст, когда дети начинают чувствовать, что их воспринимают как людей и считаются с ними и что их жизнь имеет для них цель. Дети, чьи самостоятельные действия поощряются, чувствуют поддержку своей инициативы. Дальнейшему проявлению инициативы способствует и признание родителями права ребенка на любознательность и творчество, когда они не тормозят фантазию ребенка. Эриксон указывает на то, что дети на данной стадии начинают идентифицировать себя с людьми, чью работу и характер они в состоянии понимать и высоко ценить, все больше ориентируются на цель. Они энергично обучаются и начинают строить планы. Чувство вины у детей вызывают родители, не позволяющие им действовать самостоятельно. Появлению чувства вины также способствуют родители, чрезмерно наказывающие детей в ответ на их потребность любить и получать любовь от родителей противоположного пола. Такие дети бояться постоять за себя, они обычно ведомые  в группе сверстников и чрезмерно зависят от взрослых. Им не хватает решимости, чтобы ставить перед собой реальные цели и добиваться их.

    4. Трудолюбие –  неполноценность.  У детей развивается чувство трудолюбия, когда они будут постигать технологию своей культуры, обучаясь в школе. Опасность этой стадии кроется в возможности появления чувства неполноценности, или некомпетентности. Например, если дети сомневаются в своих способностях или статусе среди сверстников, это может отбить у них охоту учиться дальше (т.е. приобретаются установки по отношению к учителям и учению). Для Эриксона трудолюбие включает в себя чувство межличностной компетентности – уверенность в том, что в поисках важных индивидуальных и общественных целей индивид может оказывать положительное влияние на общество. Таким образом, психосоциальная сила компетентности является основой для эффективного участия в социальной, экономической и политической жизни.

    5. Становление индивидуальности (идентичности) – ролевое смешение. Задача, с которой встречаются подростки, состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья или дочери, музыканты,  студенты, спортсмены) и собрать эти многочисленные образы себя в личную идентичность, которая представляет осознание как прошлого, так и будущего, которое логически следует из него. В определении идентичности, данном Эриксоном, можно выделить три элемента. Первое: у индивида должен сформироваться образ себя, сложившейся в прошлом и смыкающейся с будущим. Второе: людям нужна уверенность в том, что выработанная ими раньше внутренняя целостность будет принята  другими людьми, значимыми для них. Третье: люди должны достичь «возросшей уверенности» в том, что внутренние и внешние планы этой целостности согласуются между собой. Их восприятие должно подтверждаться опытом межличностного общения через обратную связь. Ролевое смешение характеризуется неспособностью выбрать карьеру или продолжить образование. Многие подростки испытывают чувство своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности.

    Эриксон подчеркивал, что жизнь – это  постоянные изменения. Благополучное  разрешение проблем на одной жизненной  стадии не дает гарантии, что они  не появятся вновь на следующих стадиях  или что не будет найдено новое решение старых проблем. Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности – это верность. Она представляет собой способность юных принимать и придерживаться морали, этики и идеологии общества.

    6. Интимность –  одиночество. Эта стадия обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом это период ухаживания, раннего брака начала семейной жизни. В течение этого времени молодые люди обычно ориентируются на получение профессии и «устройство». Эриксон под «интимностью» понимает, прежде всего, сокровенное чувство, которое мы испытываем к супругам, друзьям, родителям и другим близким людям. Но для того, чтобы находиться в истинно интимных отношениях с другим человеком, необходимо, чтобы  к этому времени у него было определенное осознание того, кто он и что собой представляет. Главная опасность на этой стадии заключается в излишней поглощенности собой или в избегании межличностных отношений. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведет к чувству одиночества, социального вакуума. Погруженные в себя люди могут вступать в совершенно формальное личностное взаимодействие (работодатель-работник) и устанавливать поверхностные контакты (клубы здоровья).

Информация о работе Возрастная психология