Предмет возрастной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 10:35, контрольная работа

Краткое описание

Астрология, теология, философия, литература и социальные науки – вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Сегодня проблема стоит остро как никогда, поскольку большинство серьезных недугов человечества – стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые предрассудки, нищета – являются следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование человеческой цивилизации будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.

Оглавление

Введение …………………………………………………………................. ..2
Предмет возрастной психологии………………………………………. ...3
Заключение …………………………………………………………….. ..11
Список использованной литературы ………………………………………12

Файлы: 1 файл

1.docx

— 34.42 Кб (Скачать)

                                         Содержание 

      Введение …………………………………………………………................. ..2

  1. Предмет возрастной психологии………………………………………. ...3
  2. Заключение …………………………………………………………….. ..11

    Список использованной литературы ………………………………………12

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                   Введение

Из всех проблем, с которыми сталкиваются люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка  природы самого человека.

Астрология, теология, философия, литература и социальные науки – вот лишь некоторые  из течений, в русле которых предпринимаются  попытки понять всю сложность  человеческого поведения и саму сущность человека. Сегодня проблема стоит остро как никогда, поскольку  большинство серьезных недугов  человечества – стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые предрассудки, нищета –  являются следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни  в будущем, как, возможно, и само существование  человеческой цивилизации будут  зависеть от того, насколько мы продвинемся  в понимании себя и других. 
За свою жизнь человек проходит через ряд стадий своего развития - младенчество, детство, отрочество, переходный возраст, взросление, зрелость, пожилой возраст, и наконец, старость и угасание. На каждом этапе возникают свои задачи и приоритеты, жизненные проблемы и связанные с ними переживания.

Возрастная  психология рассматривает жизнь человека на всех перечисленных этапах и помогает ему справиться с возникающими сложностями и разобраться в себе, независимо от того, идет ли речь о маленьком ребенке или пожилом человеке.  
 
 

                     Предмет возрастной  психологии

ВОЗРАСТНАЯ  ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологической  науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости. Возрастная психология оформилась в качестве самостоятельной  области знания к концу XIX в., возникнув  как детская психология, возрастная психология долго ограничивалась изучением  закономерностей психического развития ребенка, однако запросы современного общества и логика развития науки  сделали очевидной необходимость  целостного анализа онтогенетических процессов и междисциплинарных  исследований.

Ключевое  понятие возрастной психологии — понятие «развитие».Развитие — процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему. Р а з в и т и е психики — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Рост — количественный аспект процессов развития. Главное отличие развития от роста: рост сводится к количественным изменениям, а развитие характеризуется качественными преобразованиями, появлением новообразований, новых механизмов, процессов, структур.

Психология  развития изучает возрастные изменения  в поведении людей и закономерности в приобретении ими опыта и  знаний в течение всей жизни. Иными  словами, она сосредотачивает внимание на изучении механизмов психического развития и отвечает на вопрос, почему так происходит.

Предметом возрастной психологии, или  психологии возрастного развития, является изучение и представления в виде научных  фактов и соответствующих теорий основных особенностей психического развития детей при их переходе из одного возраста в другой, включая  развернутые разносторонние  содержательные психологические характеристики детей, относящимся к разным возрастным группам.

Главное, что отличает возрастную психологию от других областей психологии, – акцент на динамике развития. Поэтому ее еще  называют генетической психологией (от греч. «генезис» – происхождение, становление).

Возрастная  психология отмечает те сравнительно медленные, но основательные количественные и качественные изменения, которые  происходят в психике и поведении  детей при их переходе из одного возраста в другой. Обычно эти изменения  охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев для младенцев  до ряда лет для детей более  старшего возраста. Эти изменения  зависят от так называемых «постоянно действующих»  факторов:

    • Биологического созревания и психофизиологического состояния организма ребенка;
    • Его места в системе человеческих социальных отношений;
    • Достигнутого уровня интеллектуального и личностного развития.

Составляющими предмета возрастной психологии являются:

  1. Возрастные изменения:

    Эволюционные  изменения  это изменения, которые происходят в психике и поведении человека при переходе из одного возраста в другой; при этом изменения могут быть различны:

    • Количественные преобразования (увеличение словарного запаса, объема памяти...) - накапливаются постепенно, плавно, медленно;
    • Качественные преобразования (усложнение грамматических конструктов в речи - от ситуативной речи к монологу, от непроизвольного к произвольному вниманию)

    революционные - более глубокие, происходят быстро (скачок в                          развитии), появляются на рубеже периодов;

    ситуационные - связаны с конкретной социальной средой, ее влиянием на ребенка; неустойчивы, обратимы и нуждаются в закреплении;

  1. понятие возраста - определяется как специфическое сочетание психики и поведения человека. Возраст или возрастной период - это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Психологический возраст (Л.С. Выготский) - качественно своеобразный период психического развития, характеризуется прежде всего появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития. Психологический возраст может не совпадать с хронологическом возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой - позже. Особенно сильно "плавают" границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.1
  2. Движущие силы психического развития – факторы, которые определяют собой поступательное развитие ребенка, являются его причинами, содержат в себе энергетические, побудительные источники развития, направляют его в нужное русло.

Возрастная  психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека.

Помимо  детской психологии и психологии отрочества возрастная  психология включает также акмеологию (психологию развития зрелой личности) и геронтопсихологию.

 Поэтому  выделяется 3 раздела возрастной психологии:

  1. детская психология (от рождения до 17 лет);
  2. психология взрослых, зрелых возрастов;
  3. геронтология или психология пожилого возраста.

В отечественной  психологии основные задачи детской возрастной психологии были определены Л.С. Выготским (1896—1934). В работе «Проблема возраста» он указал на необходимость изучения особенностей каждого возраста, основных типов нормального и ненормального развития, структуры и динамики детского развития в их многообразии.2

Теоретические задачи возрастной психологии:

  • изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всем протяжении жизненного пути человека;
  • периодизация психического развития в онтогенезе;
  • изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания (возникновения, становления, изменения, совершенствования, деградации, компенсации) психических процессов (восприятия, памяти, внимания и др.);
  • установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний;
  • исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях.

Значение  возрастной психологии весомо и в теоретическом плане.  Практически все крупные ученые, оставившие свой след в науке, занимались и вопросами возрастной психологии. Изучение психологии ребенка — ключ к пониманию психологии взрослого человека. Л.С. Выготский отводил детской психологии фундаментальную роль в решении задачи создания «новой» психологии, подчеркивая, что «единственно правильный путь — идти в изучении психики от ребенка к взрослому»3

Путь  преобразования психологии — «из описательной и отрывочной, констатирующей психологии в научно-объяснительную, обобщающую систему знания о поведении человека, о механизмах его движения и развития, о воспитательном управлении процессами его развития, формирования и роста».

Практическое  значение возрастной психологии связано в первую очередь с научной разработанностью вопросов о нормативном развитии здорового ребенка, о типических возрастных проблемах, путях и способах их решения, стадиях становления взрослой полноценной личности, гражданина, профессионала, родителя.

Практические задачи возрастной психологии:

  • определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека;
  • создание службы систематического контроля за ходом психического развития, психического здоровья детей, оказания помощиродителям в проблемных ситуациях;
  • возрастная и клиническая диагностика;
  • выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека;
  • наиболее оптимальная организация учебно-образовательного процесса, непрерывного образования (в том числе ориентированного на людей среднего и пожилого возраста).

Возрастная  психология тесно связана с другими  областями психологии: общей психологией, психологией человека, социальной, педагогической и дифференциальной психологией. Как известно, в общей психологии исследуются психические функции - восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение. В возрастной психологии прослеживается процесс развития каждой психической функции на разных возрастных этапах. В психологии человека рассматриваются такие личностные образования, как мотивация, самооценка и уровень притязаний, ценностные ориентации, мировоззрение и т.д., а возрастная психология отвечает на вопросы, когда эти образования появляются у ребенка, каковы их особенности в определенном возрасте. Связь возрастной психологии с социальной показывает зависимость развития и поведения ребенка от особенностей тех групп, в которые он входит: от семьи, группы детского сада, школьного класса, подростковых компаний. Возрастная и педагогическая психология как бы смотрят на процесс взаимодействия ребенка и взрослого с разных сторон: возрастная психология с точки зрения ребенка, педагогическая - с точки зрения воспитателя, учителя. Помимо возрастных закономерностей развития существуют и индивидуальные различия, которыми занимается дифференциальная психология: дети одного возраста могут обладать разным уровнем интеллекта и разными личностными свойствами. В возрастной психологии изучаются возрастные закономерности, общие для всех детей. Но при этом отмечаются и возможные отклонения в ту или иную сторону от всеобщих линий развития.

Кроме наук психологического цикла возрастная психология связана с философией, анатомией, физиологией, педагогикой.

Возрастная  психология стремится к раскрытию  психологического содержания последовательных этапов онтогенеза, изучает возрастную динамику психических процессов, что  невозможно без учета влияния  на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и  социально-экономических условий. Для  возрастной психологии весьма существенны  дифференциально-психологические различия, к которым относятся половозрастные и типологические свойства индивида. Значительное число исследований строится на основе метода возрастных (поперечных) срезов: путем сравнения свойств  выборок, отличающихся друг от друга  по хронологическому возрасту. Определенными  преимуществами перед сравнительно-возрастным методом обладают лонгитюдные (продольные) исследования, в которых развитие тех или иных психологических  свойств прослеживается на одной  и той же выборке на протяжении более или менее длительного периода онтогенеза. 
Особое место в современной возрастной психологии занимает группа генетико-моделирующих методов, основанных на каузально-генетическом методе Л. С. Выготского. Изучение развития с помощью метода активного формирующего эксперимента (Л. Я. Гальперин) и других обучающих методов ведется в процессе направленного воздействия на определенные свойства или стороны психического развития субъекта. К числу важнейших практических задач, стоящих перед возрастной психологией, относится создание методической базы для контроля за ходом, полноценностью содержания и условиями психического развития ребенка, организация оптимальных форм детской деятельности и общения, психологической помощи в периоды возрастных кризисов, в зрелом возрасте и старости. Возрастная психология составляет научное основание педагогической психологии.
 
 

Информация о работе Предмет возрастной психологии