Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:51, доклад
В истории детской психологии многими авторами эмпирически отмечалась неравномерность детского развития, наличие особых, сложных моментов становления личности. При этом многие зарубежные исследователи (З. Фрейд, А. Гезелл и др.) рассматривали эти моменты как болезни развития, и негативный результат столкновения развивающейся личности с социальной действительностью, а также как результат нарушения детско-родительских отношений. Развивая взгляд на возрастные кризисы как на формы отклонения психического развития от нормального пути, некоторые зарубежные психологи приходили к выводу о том, что кризисов в развитии может и не быть.
ВВЕДЕНИЕ.
Особенности протекания
и значение критических возрастов.
Кризис новорожденности.
Кризис первого
года жизни.
Кризис трех
лет.
Кризис семи
лет.
Кризис подросткового
возраста.
Юношеский возраст.
Заключение.
Введение.
Возрастные кризисы
- это переломные точки на кривой развития,
отделяющие один возраст от другого.
В истории детской психологии многими авторами эмпирически отмечалась неравномерность детского развития, наличие особых, сложных моментов становления личности. При этом многие зарубежные исследователи (З. Фрейд, А. Гезелл и др.) рассматривали эти моменты как болезни развития, и негативный результат столкновения развивающейся личности с социальной действительностью, а также как результат нарушения детско-родительских отношений. Развивая взгляд на возрастные кризисы как на формы отклонения психического развития от нормального пути, некоторые зарубежные психологи приходили к выводу о том, что кризисов в развитии может и не быть.
Л. С. Выготский разработал концепцию, в которой рассматривал возрастное развитие как диалектический процесс. Эволюционные этапы постепенных изменений в этом процессе чередуются с эпохами революционного развития - возрастными кризисами.
Психическое развитие осуществляется посредством смены стабильных и критических периодов. В рамках стабильного возраста вызревают психические новообразования, которые актуализируются в критическом возрасте. Л.С. Выготский описал следующие возрастные кризисы:
кризис новорожденности - отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;
кризис одного года - отделяет младенчество от раннего детства;
кризис трех
лет - переход к дошкольному
кризис семи лет - соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;
кризис тринадцати лет - совпадает с переходом к подростковому возрасту.
Хронологические границы возрастных кризисов достаточно условны, что объясняется значительным различием индивидуальных, социокультурных и других параметров. Форма, длительность и острота протекания кризисов может заметно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей ребенка, социальных условий, особенностей воспитания в семье, педагогической системы в целом.
Помимо учения Л.С. Выготского о возрасте, в основу созданной Д. Б. Элькониным концепции периодизации психического развития легли такие общепринятые в отечественной психологии развития положения и принципы, как конкретно-историческое понимание природы детства с учетом социально-исторических условий развития ребенка, а также признание роли ведущей деятельности в психическом развитии.
Вся деятельность развивается в рамках системы "ребенок в обществе", подсистемами которой являются "ребенок - общественный предмет" и "ребенок - взрослый".
В подсистеме "ребенок - общественный предмет" происходит процесс усвоения ребенком общественных способов действий с предметами, в подсистеме "ребенок - взрослый" взрослый выступает перед ребенком как носитель определенных видов общественной деятельности, превращая в систему "ребенок - общественный взрослый".
Д.Б. Эльконин показал, что деятельность ребенка в системах "ребенок - общественный предмет" и "ребенок - общественный взрослый" представляет единый процесс, в котором формируется личность ребенка.
Д.Б. Элькониным был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности: за деятельностью одного типа, ориентации в системе отношений следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Они и становятся причиной развития. Каждая эпоха детского развития построена по одному принципу. Она открывается ориентацией в сфере человеческих отношений. Действие не может дальше развиваться, если оно не вставлено в новую систему отношения ребенка с обществом. Пока интеллект не поднялся до определенного уровня, не может быть новых мотивов.
Закон чередования,
периодичности в детском
Так, в 3 года и в 12-13 лет имеют место кризисы отношений, вслед за ними возникает ориентация в человеческих отношениях. В 1 год, 7 лет возникают кризисы мировоззрения, которые открывают ориентацию в мире вещей (Приложение №1).
Чтобы получить законченную цепь критических возрастов, мы предложили бы включить в нее в качестве начального звена тот, пожалуй, самый своеобразный из всех периодов детского развития, который носит название новорожденности.
Кризис новорожденности отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста. Кризис одного года отделяет младенчество от раннего детства. Кризис 3 лет - переход от раннего детства к дошкольному возрасту. Кризис 7 лет является соединительным звеном между дошкольным и школьным возрастом. Наконец, кризис 13 лет совпадает с переломом развития при переходе от школьного к пубертатному возрасту.
Итак, возрастные
кризисы - нормативные, закономерные явления,
необходимые для
Цель работы: изучение роли кризиса в развитии ребенка.
Предмет исследования:
кризис как механизм развития личности.
Особенности протекания и значение критических возрастов.
Источником возникновения
кризиса выступает противоречие
между возрастающими
Причиной возникновения кризиса является неудовлетворение новых потребностей ребенка. Противоречия, составляющие суть кризиса, могут протекать в острой форме, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения в поведении детей, в их взаимоотношениях.
Протекание критических периодов развития имеет особенности (по Выготскому):
" в том,
что границы, отделяющие
" значительная
часть детей, переживающих
" негативный
характер развития. Прогрессивное
развитие личности ребенка,
Это и имеют
в виду в первую очередь, когда
говорят о негативном характере
критических возрастов.
Возникновение
нового в развитии непременно означает
отмирание старого. Переход к
новому возрасту всегда ознаменован
закатом прежнего возраста. Процессы
обратного развития, отмирание старого
и сконцентрированы по преимуществу
в критических возрастах. Но было бы
величайшим заблуждением полагать, что
этим исчерпывается значение критических
возрастов. Развитие никогда не прекращает
свою созидательную работу, и в критические
периоды мы наблюдаем конструктивные
процессы развития. Боле того, процессы
инволюции, столь ясно выраженные в этих
возрастах, сами подчинены процессам положительного
построения личности, находятся от них
в прямой зависимости, и составляет с ним
неразрывное целое. Фактическое исследование
показывает, что негативное содержание
развития в переломные периоды - только
обратная, или теневая, сторона позитивных
изменений личности, составляющих главный
и основной смысл всякого критического
возраста.
Кризис новорожденности.
Первый критический
период развития - период новорожденности.
Акт рождения в известном смысле есть
переход от паразитарного типа существования
к форме индивидуальной жизни. Это переход
от темноты к свету, от тепла к холоду,
от одного типа питания к другому. Вступают
в действие другие виды физиологической
регуляции поведения, и многие физиологические
системы начинают функционировать заново.
Кризис новорожденности - промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Если бы рядом с новорожденным не было бы взрослого человека, то через несколько часов это существо должно было бы погибнуть. Переход к новому типу функционирования обеспечивается только взрослым. Ребенок наиболее беспомощен в момент своего рождения. Наблюдая новорожденного, можно видеть, что даже сосанию ребенок учится. Терморегуляция еще отсутствует. Единственно, что может ребенок, - это принять внутриутробную позу (поджать ножки и прижать к себе ручки) и этим уменьшить площадь теплообмена.
Таким образом, период времени, когда ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически, и составляет период новорожденности.
Он характеризуется катастрофическим изменением условий жизни, помноженным на беспомощность ребенка. Все это могло бы привести к гибели ребенка, если не сложилась особая, социальная ситуация его развития. Однако социальная ситуация должна установиться. Должно появиться единство ребенка и матери.
Движения новорожденного еще нельзя назвать поведение в собственном смысле слова. Это скорее физиологические отправления двигательных органов.
Поведение - это движение, связанное с выделением какого-то элемента из окружающей жизни. Оно имеет две части: ориентировочную и исполнительную.
Первый объект, который ребенок выделяет из окружающей действительности, - человеческое лицо. Может быть, так происходит потому, что это тот раздражитель, который чаще всего находится с ребенком в самые важные моменты удовлетворения его органических потребностей. Из реакции сосредоточения на лице матери в возрасте примерно двух с половиной месяцев возникает важное новообразование периода новорожденности - комплекс оживления.
Комплекс оживления
- это эмоционально-
Комплекс оживления - основное новообразование критического периода. Оно знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития - стадии младенчества.
Физиологический критерий конца новорожденности - появление зрительного и слухового сосредоточения, возможность формирования условных рефлексов на раздражители.
Медицинским критерием
является приобретение первоначального
веса (возраст 0; 0,5), с которым он родился,
свидетельствуя о том, что системы
жизнедеятельности
Практически все
отечественные психологи
Д.Б. Эльконин особо
подчеркивал, что-то, что в критический
период вызывает появление соответствующего
новообразования, и представляет собой
генеральную линию последующего развития
в стабильном периоде.
Кризис первого
года жизни.
Специфическая
реакция улыбки на лицо матери есть
показатель того, что социальная ситуация
психического развития ребенка уже
сложилась. Эта социальная ситуация связанности
ребенка с взрослым Л.С. Выгодский назвал
ее ситуацией "МЫ", что означает неразрывное
единство ребенка и взрослого.
Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению нового типа деятельности - непосредственного эмоционального общения ребенка и матери.
Как показали исследования Д.Б. Эльконина и М.И. Лисиной, специфическая особенность этого типа деятельности состоит в том, сто предмет этой деятельности - другой человек. Но если предмет этой деятельности - другой человек, то эта деятельность - суть общения.