Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:51, доклад
В истории детской психологии многими авторами эмпирически отмечалась неравномерность детского развития, наличие особых, сложных моментов становления личности. При этом многие зарубежные исследователи (З. Фрейд, А. Гезелл и др.) рассматривали эти моменты как болезни развития, и негативный результат столкновения развивающейся личности с социальной действительностью, а также как результат нарушения детско-родительских отношений. Развивая взгляд на возрастные кризисы как на формы отклонения психического развития от нормального пути, некоторые зарубежные психологи приходили к выводу о том, что кризисов в развитии может и не быть.
Эриксон, исходя из "задач развития", выделяет в жизни человека 8 стадий, подчеркивая, что каждая стадия связана со всеми остальными. Подростковый возраст приходится на 5-ю стадию жизненного цикла, задачей которого является достижение личностного самоопределения (самотождественности, идентичности самому себе). Если ребенок на предшествующих стадиях достиг позитивных результатов развития, то задача подростковой стадии будет решаться им в ситуации, не отягощенной неблагоприятными последствиями. Соответственно то, как будет решена задача самоопределения подростковой стадии, скажется на всей последующей жизни индивида. Если в предшествующих теориях развитие индивида зависело от среды, то в теории Эриксона индивид как представитель своего поколения может влиять на ход истории. Однако Эриксон чрезвычайно далек от анализа конкретных механизмов, которые соединяют развитие индивида и общества. Из его теории выпадает то важнейшее звено, которое в отечественной психологии вслед за Л. С. Выготским обозначается как "социальная ситуации развития".
В отечественных концепциях подросткового возраста, разработанных Л. С. Выготским, Д.Б. Элькониным, Л. И. Божович, Д. И. Фельдштейном, анализ психологического содержания возраста опирается на диалектико-материалистическое понимание развития.
Л. С. Выготский,
рассматривая кризис подросткового
возраста в русле культурно-исторической
концепции, принципиально иное значение,
по сравнению с зарубежными
"Понимание действительности, понимание других и понимание себя - вот что приносит с собой мышление в понятия" - писал Л.С. Выготский.
Еще два новообразования возраста - это развитие рефлексии и на ее основе - самосознания. Развитие самосознания, как никакая другая сторона душевной жизни, считал Л. С. Выготский, зависит от культурного содержания среды.
Анализируя кризис подросткового возраста (самый длительный и сложный из всех кризисов), Л.И. Божович указывала на его неоднородность: он характеризуется в первой фазе (12-14 лет) возникновением способности ориентироваться на цели, выходящие за пределы сегодняшнего дня ("способность к целеполаганию"). На второй фазе
(15-17 лет) - осознанием
своего места в будущем, т.е.
рождение жизненной
Центральным моментом кризиса Л. И. Божович считала развитие самосознания подростков. Развитие самосознания и его важнейшей стороны - самооценки - это сложный и длительный процесс.
В основе развития самосознания, центрального, по мнению Л. И. Божович, новообразования подросткового возраста, лежит развитие рефлексии, побуждающей потребность понять самого себя и быть на уровне собственных к себе требований, т.е. достигнуть избранного образца.
Исследования
Л.И. Божович и ее сотрудников
показали, что наличие у подростка
устойчивых личностных интересов делает
его целеустремленным, а, следовательно,
внутренне более собранным и организованным.
Он как бы обретает волю. Переходный критический
период завершается возникновением особого
личностного новообразования, которое
можно обозначить термином "самоопределение"
- осознание себя членом общества и конкретизируется
в новой, общественно значимой позиции.
В концепции Д. Б. Эльконина подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит поворот от направленности на мир к направленности на самого себя. Как подчеркивает Д. Б. Эльконин, самоизменение возникает и начинает осознаваться сначала психологически в результате развития учебной деятельности и лишь подкрепляется физическими изменениями.
Стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны действительности, однако место в системе отношений со взрослыми ребенок еще занять не может, его место в детском сообществе. Здесь складывается новая социальная ситуация развития. Идеально форма - то, что ребенок осваивает в этом возрасте, с чем он реально взаимодействует, - это область моральных норм, на основе которых строятся социальные взаимоотношения.
Общение со сверстниками - ведущий тип деятельности в этом возрасте. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. Если подросток в школе не может найти системы удовлетворяющего его общения, он часто уходит из школы, разумеется, чаще психологически, хотя не так уж редко и буквально.
В этот период учебная деятельность для подростка отступает на задний план, хотя она и остается преобладающей, в деятельность общения. В этой деятельности формируется самосознание. Основное новообразование этого возраста - социальное сознание, перенесенное внутрь.
В основе исследования
Д. И. Фельдштейном сущности и значении
подросткового возраста лежит деятельностный
подход, рассматривающий развитие личности
как процесс, движущей силой которого
являются, во-первых, разрешение внутренних
противоречий, во-вторых, смена типов деятельности,
обусловливающая перестройку сложившихся
потребностей и зарождение новых. Отсюда,
как указывает автор, понятно, почему изучение
типов деятельности позволяет выявить
пути, механизмы становления личности
в онтогенезе.
Пример.
Работая преподавателем физики и математики в профессиональном колледже, я сталкивалась с проблемой неподготовленности к дальнейшему усвоению предмета, выявились пробелы в знаниях курса математики в средней школе, необходимостью было отдельно останавливаться и вырабатывать навыки вычисления, без которых невозможно обучение. Одна из групп (14-15 лет) была наиболее "слабой", выявлялись проблемы в поведении и обучении. Понимая, что использование "силовых" приемов, в частности угроз (вызов родителей, жалобы администрации, запретов, неудовлетворительных оценок и прочее) невозможно преодолеть трудностей в обучении. Необходимо было выработать интерес к предмету, который они считали ненужным в будущей профессии экономиста-бухгалтера. Именно в этой группе было предложена наглядность в обучении, в качестве системы контроля знаний использовалось передовая в то время технология тестирования.
Проблема усугублялась
тем, что большинство студентов проживало
в общежитии, испытывая бытовые сложности.
Обсуждая проблемы с педагогами и куратором
группы, мы добились выравнивания уровня
знаний, сближения и сплочения коллектива.
При проведении олимпиады по физике в
колледже, именно студенты этой группы
показали лучшие результаты.
Юношеский возраст.
Кризис перехода к юности (15-18 лет) связан с проблемой становления человека как субъекта собственного развития.
Кризис идентичности в юности дополняется или же сменяется кризисом интимности. Межличностные отношения могут при этом стать стереотипными, а сам человек оказаться в состоянии психологической изоляции. Кроме того, на протекание юношеского кризиса влияют итоги развития в подростковом возрасте.
Юность - период в развитии, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Это определяет социальную ситуацию развития в этом возрасте: юноша занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым. Положение ребенка характеризуется его зависимостью от взрослых, которые определяют главное содержание и направление его жизнедеятельности. С усложнением жизнедеятельности у юноши происходит не только количественное расширение диапазона социальных ролей и интересов, но и количественное их изменение, появляется все больше взрослых ролей с вытекающей отсюда мерой самостоятельности и ответственности.
Неопределенность положения (в одних случаях признают взрослым, в других - нет) и предъявляемых к нему требований по-своему преломляются в юношеской психологии.
Хронологические границы юношества определяются по-разному, наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность (от 15 до 18 лет) и позднюю юность (от 18 до 23 лет). Наиболее изученной в психологии является ранняя юность - старший школьный возраст.
К концу юношеского периода завершаются процессы физического созревания человека. Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания, решением задач профессионального самоопределения и вступлением во взрослую жизнь. В ранней юности формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность труде, способность строить жизненные планы, общественная активность. В юношеском возрасте окончательно преодолевается свойственная предшествующим этапам онтогенеза зависимость от взрослых и утверждается самостоятельность личности.
Социальная ситуация развития в юности определяет тот факт, что этот возраст характеризуется как "устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности", стабилизируются все психические процессы, личность приобретает устойчивый характер.
Ведущая деятельность в ранней юности - профессиональное самоопределение. Проблема профессионального самоопределения сложна и многообразна.
Общее эмоциональное самочувствие в этом возрасте становится более ровным, чем у подростков, но вместе с тем не надо себе представлять, что в годы юности развитие проходит спокойно. То обстоятельство, что юноша испытывает большой прилив жизненных сил и стремление приложить свою энергию при недостаточном жизненном опыте не всегда отчетливо осознаваемых конкретных жизненных целях на ближайшее время, приводит иногда к внутреннему недовольству и метанию от одних целей к другим. Возможность таких внутренних переходов, неожиданного "бунта" против принятых норм поведения, правил общения, желание стать в оппозицию к принятому, недоверие к суждению людей не исключены в этом возрасте.
Очень важной с точки зрения развития личности в юности является проблема вариантов взросления и соответственно личностного становления.
И. С. Кон выделяет типы взросления: у одних людей юность - период "бури и натиска", протекающий бурно и кризисно, характеризующийся серьезными эмоциональными и поведенческими трудностями, острыми конфликтами с окружающими.
У других юность протекает плавно и постепенно, они включаются во взрослую жизнь сравнительно легко, но до некоторой степени пассивно; романтические порывы, обычно ассоциируются с юностью, им не свойственны; такие люди доставляют меньше всего хлопот воспитателям, но в их развитии механизмы приспособления могут блокировать формирование самостоятельности.
Третий тип
юности характеризуется быстрыми, скачкообразными
изменениями, которые, однако, эффективно
контролируются самой личностью, не
вызывая резких эмоциональных срывов;
рано определив свои жизненные цели,
такие юноши и девушки
Подводя итог сказанному о развитии личности в юности, приведем обобщающие слова Д. И. Фельдштейна о том, что в юности приобретается та степень психической, идейной и гражданской зрелости, которая делает юного человека самостоятельной личностью для трудовой жизни и деятельности, формируется умение составлять собственные жизненные планы, находить средства их реализации.
Юность - это
период перехода к самостоятельности,
период самоопределения, приобретения
психической, идейной и гражданской
зрелости.
Заключение.
Кризисы психического развития - традиционный предмет психологического анализа. Начиная, с П.П. Блонского все крупные исследователи, работавшие в русле психологии развития, рано или поздно обращались к нему. Объясняется это тем, что кризисы являются столь наглядными симптомами развития, что невозможно избежать искушения применить некоторые общие представления о развитии к этому предмету.
Из сказанного
выше можно сделать важный вывод
об эволюционной роли кризиса и характере
последующих изменений. Исходы кризиса
различны: он может, как затормозить
общий ход развития, так и привести
к значительному росту, прогрессу в развитии.
Таким образом, кризис тесно связан с развитием
личности. К.Н. Поливанова тонко подмечает,
что "прогрессивное развитие личности
в периоды кризисов как бы затухает",
тем самым, показывая внешний, поверхностный
характер остановки, за ней скрываются
глубинные процессы, без которых немыслимо
продвижение. Итак, эволюционный смысл
кризиса заключается в борьбе с устаревшими
продуктами развития, которые препятствуют
дальнейшему прогрессу жизни.