Возрастная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:51, доклад

Краткое описание

В истории детской психологии многими авторами эмпирически отмечалась неравномерность детского развития, наличие особых, сложных моментов становления личности. При этом многие зарубежные исследователи (З. Фрейд, А. Гезелл и др.) рассматривали эти моменты как болезни развития, и негативный результат столкновения развивающейся личности с социальной действительностью, а также как результат нарушения детско-родительских отношений. Развивая взгляд на возрастные кризисы как на формы отклонения психического развития от нормального пути, некоторые зарубежные психологи приходили к выводу о том, что кризисов в развитии может и не быть.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 166.00 Кб (Скачать)

Эриксон, исходя из "задач развития", выделяет в жизни человека 8 стадий, подчеркивая, что каждая стадия связана со всеми  остальными. Подростковый возраст приходится на 5-ю стадию жизненного цикла, задачей  которого является достижение личностного самоопределения (самотождественности, идентичности самому себе). Если ребенок на предшествующих стадиях достиг позитивных результатов развития, то задача подростковой стадии будет решаться им в ситуации, не отягощенной неблагоприятными последствиями. Соответственно то, как будет решена задача самоопределения подростковой стадии, скажется на всей последующей жизни индивида. Если в предшествующих теориях развитие индивида зависело от среды, то в теории Эриксона индивид как представитель своего поколения может влиять на ход истории. Однако Эриксон чрезвычайно далек от анализа конкретных механизмов, которые соединяют развитие индивида и общества. Из его теории выпадает то важнейшее звено, которое в отечественной психологии вслед за Л. С. Выготским обозначается как "социальная ситуации развития".

В отечественных  концепциях подросткового возраста, разработанных Л. С. Выготским, Д.Б. Элькониным, Л. И. Божович, Д. И. Фельдштейном, анализ психологического содержания возраста опирается на диалектико-материалистическое понимание развития.

Л. С. Выготский, рассматривая кризис подросткового  возраста в русле культурно-исторической концепции, принципиально иное значение, по сравнению с зарубежными концепциями, придавал самому феномену кризиса. Отмечая, что необходимость критических периодов обусловлена логикой самого процесса развития, что их суть не сводится к негативным проявлениям, он указывал: с негативными симптомами в этих возрастных периодах совершается огромная позитивная работа. "Самое существенное содержание развития в критические возрасты заключается в возникновении новообразований". Л. С. Выготский подробно рассматривал проблему интересов в переходном возрасте, называя ее "ключом ко всей проблеме психологического развития подростка". Особое внимание уделял мышлению в этом периоде, процессам образования понятий, которое ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения.

"Понимание  действительности, понимание других  и понимание себя - вот что приносит  с собой мышление в понятия" - писал Л.С. Выготский.

Еще два новообразования  возраста - это развитие рефлексии  и на ее основе - самосознания. Развитие самосознания, как никакая другая сторона душевной жизни, считал Л. С. Выготский, зависит от культурного  содержания среды.

Анализируя кризис подросткового возраста (самый длительный и сложный из всех кризисов), Л.И. Божович указывала на его неоднородность: он характеризуется в первой фазе (12-14 лет) возникновением способности ориентироваться на цели, выходящие за пределы сегодняшнего дня ("способность к целеполаганию"). На второй фазе

(15-17 лет) - осознанием  своего места в будущем, т.е.  рождение жизненной перспективы:  в нее входит и представление  о своем желаемом Я, и о  том, что он хочет совершить  в своей жизни.

Центральным моментом кризиса Л. И. Божович считала развитие самосознания подростков. Развитие самосознания и его важнейшей стороны - самооценки - это сложный и длительный процесс.

В основе развития самосознания, центрального, по мнению Л. И. Божович, новообразования подросткового  возраста, лежит развитие рефлексии, побуждающей потребность понять самого себя и быть на уровне собственных к себе требований, т.е. достигнуть избранного образца.

Исследования  Л.И. Божович и ее сотрудников  показали, что наличие у подростка  устойчивых личностных интересов делает его целеустремленным, а, следовательно, внутренне более собранным и организованным. Он как бы обретает волю. Переходный критический период завершается возникновением особого личностного новообразования, которое можно обозначить термином "самоопределение" - осознание себя членом общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции. 

В концепции  Д. Б. Эльконина подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают  из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит поворот от направленности на мир к направленности на самого себя. Как подчеркивает Д. Б. Эльконин, самоизменение возникает и начинает осознаваться сначала психологически в результате развития учебной деятельности и лишь подкрепляется физическими изменениями.

Стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны действительности, однако место  в системе отношений со взрослыми  ребенок еще занять не может, его  место в детском сообществе. Здесь  складывается новая социальная ситуация развития. Идеально форма - то, что ребенок осваивает в этом возрасте, с чем он реально взаимодействует, - это область моральных норм, на основе которых строятся социальные взаимоотношения.

Общение со сверстниками - ведущий тип деятельности в этом возрасте. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. Если подросток в школе не может найти системы удовлетворяющего его общения, он часто уходит из школы, разумеется, чаще психологически, хотя не так уж редко и буквально.

В этот период учебная  деятельность для подростка отступает  на задний план, хотя она и остается преобладающей, в деятельность общения. В этой деятельности формируется  самосознание. Основное новообразование этого возраста - социальное сознание, перенесенное внутрь.

В основе исследования Д. И. Фельдштейном сущности и значении подросткового возраста лежит деятельностный подход, рассматривающий развитие личности как процесс, движущей силой которого являются, во-первых, разрешение внутренних противоречий, во-вторых, смена типов деятельности, обусловливающая перестройку сложившихся потребностей и зарождение новых. Отсюда, как указывает автор, понятно, почему изучение типов деятельности позволяет выявить пути, механизмы становления личности в онтогенезе. 

Пример.

Работая преподавателем физики и математики в профессиональном колледже, я сталкивалась с проблемой  неподготовленности к дальнейшему  усвоению предмета, выявились пробелы  в знаниях курса математики в средней школе, необходимостью было отдельно останавливаться и вырабатывать навыки вычисления, без которых невозможно обучение. Одна из групп (14-15 лет) была наиболее "слабой", выявлялись проблемы в поведении и обучении. Понимая, что использование "силовых" приемов, в частности угроз (вызов родителей, жалобы администрации, запретов, неудовлетворительных оценок и прочее) невозможно преодолеть трудностей в обучении. Необходимо было выработать интерес к предмету, который они считали ненужным в будущей профессии экономиста-бухгалтера. Именно в этой группе было предложена наглядность в обучении, в качестве системы контроля знаний использовалось передовая в то время технология тестирования.

Проблема усугублялась тем, что большинство студентов проживало в общежитии, испытывая бытовые сложности. Обсуждая проблемы с педагогами и куратором группы, мы добились выравнивания уровня знаний, сближения и сплочения коллектива. При проведении олимпиады по физике в колледже, именно студенты этой группы показали лучшие результаты. 

Юношеский возраст.  
 

Кризис перехода к юности (15-18 лет) связан с проблемой  становления человека как субъекта собственного развития.

Кризис идентичности в юности дополняется или же сменяется  кризисом интимности. Межличностные  отношения могут при этом стать стереотипными, а сам человек оказаться в состоянии психологической изоляции. Кроме того, на протекание юношеского кризиса влияют итоги развития в подростковом возрасте.

Юность - период в развитии, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Это определяет социальную ситуацию развития в этом возрасте: юноша занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым. Положение ребенка характеризуется его зависимостью от взрослых, которые определяют главное содержание и направление его жизнедеятельности. С усложнением жизнедеятельности у юноши происходит не только количественное расширение диапазона социальных ролей и интересов, но и количественное их изменение, появляется все больше взрослых ролей с вытекающей отсюда мерой самостоятельности и ответственности.

Неопределенность  положения (в одних случаях признают взрослым, в других - нет) и предъявляемых  к нему требований по-своему преломляются в юношеской психологии.

Хронологические границы юношества определяются по-разному, наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность (от 15 до 18 лет) и позднюю юность (от 18 до 23 лет). Наиболее изученной в психологии является ранняя юность - старший школьный возраст.

К концу юношеского периода завершаются процессы физического созревания человека. Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания, решением задач профессионального самоопределения и вступлением во взрослую жизнь. В ранней юности формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность труде, способность строить жизненные планы, общественная активность. В юношеском возрасте окончательно преодолевается свойственная предшествующим этапам онтогенеза зависимость от взрослых и утверждается самостоятельность личности.

Социальная ситуация развития в юности определяет тот  факт, что этот возраст характеризуется  как "устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности", стабилизируются все  психические процессы, личность приобретает  устойчивый характер.

Ведущая деятельность в ранней юности - профессиональное самоопределение. Проблема профессионального  самоопределения сложна и многообразна.

Общее эмоциональное  самочувствие в этом возрасте становится более ровным, чем у подростков, но вместе с тем не надо себе представлять, что в годы юности развитие проходит спокойно. То обстоятельство, что юноша испытывает большой прилив жизненных сил и стремление приложить свою энергию при недостаточном жизненном опыте не всегда отчетливо осознаваемых конкретных жизненных целях на ближайшее время, приводит иногда к внутреннему недовольству и метанию от одних целей к другим. Возможность таких внутренних переходов, неожиданного "бунта" против принятых норм поведения, правил общения, желание стать в оппозицию к принятому, недоверие к суждению людей не исключены в этом возрасте.

Очень важной с  точки зрения развития личности в  юности является проблема вариантов  взросления и соответственно личностного  становления.

И. С. Кон выделяет типы взросления: у одних людей юность - период "бури и натиска", протекающий бурно и кризисно, характеризующийся серьезными эмоциональными и поведенческими трудностями, острыми конфликтами с окружающими.

У других юность протекает плавно и постепенно, они  включаются во взрослую жизнь сравнительно легко, но до некоторой степени пассивно; романтические порывы, обычно ассоциируются с юностью, им не свойственны; такие люди доставляют меньше всего хлопот воспитателям, но в их развитии механизмы приспособления могут блокировать формирование самостоятельности.

Третий тип  юности характеризуется быстрыми, скачкообразными  изменениями, которые, однако, эффективно контролируются самой личностью, не вызывая резких эмоциональных срывов; рано определив свои жизненные цели, такие юноши и девушки отличаются высоким уровнем самоконтроля, самодисциплины и потребности в достижении, они активно формируют собственную личность, но у них слабее развита интроспекция и эмоциональная жизнь.

Подводя итог сказанному о развитии личности в юности, приведем обобщающие слова Д. И. Фельдштейна о том, что в юности приобретается та степень психической, идейной и гражданской зрелости, которая делает юного человека самостоятельной личностью для трудовой жизни и деятельности, формируется умение составлять собственные жизненные планы, находить средства их реализации.

Юность - это  период перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской  зрелости. 
 

Заключение. 
 

Кризисы психического развития - традиционный предмет психологического анализа. Начиная, с П.П. Блонского все крупные исследователи, работавшие в русле психологии развития, рано или поздно обращались к нему. Объясняется это тем, что кризисы являются столь наглядными симптомами развития, что невозможно избежать искушения применить некоторые общие представления о развитии к этому предмету.

Из сказанного выше можно сделать важный вывод  об эволюционной роли кризиса и характере  последующих изменений. Исходы кризиса  различны: он может, как затормозить  общий ход развития, так и привести к значительному росту, прогрессу в развитии. Таким образом, кризис тесно связан с развитием личности. К.Н. Поливанова тонко подмечает, что "прогрессивное развитие личности в периоды кризисов как бы затухает", тем самым, показывая внешний, поверхностный характер остановки, за ней скрываются глубинные процессы, без которых немыслимо продвижение. Итак, эволюционный смысл кризиса заключается в борьбе с устаревшими продуктами развития, которые препятствуют дальнейшему прогрессу жизни. 

Информация о работе Возрастная психология