Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:51, доклад
В истории детской психологии многими авторами эмпирически отмечалась неравномерность детского развития, наличие особых, сложных моментов становления личности. При этом многие зарубежные исследователи (З. Фрейд, А. Гезелл и др.) рассматривали эти моменты как болезни развития, и негативный результат столкновения развивающейся личности с социальной действительностью, а также как результат нарушения детско-родительских отношений. Развивая взгляд на возрастные кризисы как на формы отклонения психического развития от нормального пути, некоторые зарубежные психологи приходили к выводу о том, что кризисов в развитии может и не быть.
Выделим общие черты кризиса:
1) кризис предшествует переходу на новую ступень развития;
2) он является необходимым условием развития;
3) содержание составляет "накопление противоречий в уже сложившейся актуальной социальной ситуации развития" (Соколова, Николаева, 1995);
4) "общим итогом
является возникновение ряда
психологических
Резюме:
Процесс развития в отечественной психологии понимается не как ровное и плавное, а как прерывистое движение, в котором изменения и достижения нового уровня иногда становится возможным только благодаря работе кризисов.
Подводя итог, отметим
данный феномен как "единство процессов
созидания и деструкции", подчеркивая
конструктивную роль кризиса в развитии
личности (Поливанова, 2000).
Так, позитивное значение кризиса одного года связано с теми положительными приобретениями, которые делает ребенок, становясь на ноги и овладевая речью.
Важное достижение кризиса трех лет проявляется в том, что здесь возникают новые характерные черты личности ребенка.
Установлено, что если кризис в силу каких-либо причин протекает, вяло и невыразительно, то это приводит к глубокой задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности ребенка в последующем возрасте.
В отношении
семилетнего кризиса всеми
При кризисе в 13 лет снижение продуктивности умственной способности учащегося вызвано тем, что здесь происходит изменение установки от наглядности к пониманию и дедукции. Переход к высшей форме интеллектуальной деятельности сопровождается временным снижением работоспособности. Это подтверждается и на остальных негативных симптомах кризиса: за всяким негативным симптомом скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой и высшей форме.
Отрицательные симптомы, которые характеризуют негативное содержание этого периода, проистекают из трудностей, обусловленных именно новизной впервые возникающей и в высшей степени усложняющейся формы жизни (Л.С. Выготский, 2006).
В переломные моменты развития ребенок становится относительно трудновоспитуемым вследствие того, что изменение педагогической системы, применяемой к ребенку, не поспевает за быстрыми изменениями его личности.
Именно в это время у ребенка возникает интерес к собственному Я, к изменению Я, к рассогласованию реального и Я потенциального. Таким образом, кризис психического развития оказывается представленным, по крайней мере, в трех различных позициях - психолога, педагога и самого ребенка (или группы детей). Теперь вопрос состоит в том, чтобы понять, совпадают ли те образы, которые представлены с этих различных точек зрения, насколько они совпадают или различаются, какова специфика каждого из образов, наконец, в чем своеобразие тех действий, которые могут быть осуществлены из каждой позиции (Поливанова К.Н., 2003).
Этот круг вопросов и побудил меня обратиться к изучению темы: "Кризисы детского развития" и, главное определить тот успешный набор воздействий в педагогической практике.
Обратимся за ответом к работам Поливановой К.Н.: "Педагогу в подобной ситуации важно как можно скорее и безболезненнее преодолеть эти симптомы (кризиса). Поскольку ситуация кризиса обнаруживает, по выражению Л.С. Выготского, "запустеванием" связей между ребенком и взрослым, ребенок как бы внезапно оказывается вне зоны досягаемости взрослого, действия которого перестают быть действиями (в том смысле, что нарушается координация между действиями взрослого и ответным действием ребенка).
Подобная роль
педагога не может быть оценена как
положительная или