Возрастная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:51, доклад

Краткое описание

В истории детской психологии многими авторами эмпирически отмечалась неравномерность детского развития, наличие особых, сложных моментов становления личности. При этом многие зарубежные исследователи (З. Фрейд, А. Гезелл и др.) рассматривали эти моменты как болезни развития, и негативный результат столкновения развивающейся личности с социальной действительностью, а также как результат нарушения детско-родительских отношений. Развивая взгляд на возрастные кризисы как на формы отклонения психического развития от нормального пути, некоторые зарубежные психологи приходили к выводу о том, что кризисов в развитии может и не быть.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 166.00 Кб (Скачать)

Выделим общие  черты кризиса:

1) кризис предшествует  переходу на новую ступень  развития;

2) он является  необходимым условием развития;

3) содержание  составляет "накопление противоречий  в уже сложившейся актуальной  социальной ситуации развития" (Соколова, Николаева, 1995);

4) "общим итогом  является возникновение ряда  психологических новообразований,  не свойственных предшествующим  этапам развития" (там же) 

Резюме:  

Процесс развития в отечественной психологии понимается не как ровное и плавное, а как  прерывистое движение, в котором изменения и достижения нового уровня иногда становится возможным только благодаря работе кризисов.

Подводя итог, отметим  данный феномен как "единство процессов  созидания и деструкции", подчеркивая  конструктивную роль кризиса в развитии личности (Поливанова, 2000). 

Так, позитивное значение кризиса одного года связано  с теми положительными приобретениями, которые делает ребенок, становясь  на ноги и овладевая речью.

Важное достижение кризиса трех лет проявляется  в том, что здесь возникают  новые характерные черты личности ребенка.

Установлено, что  если кризис в силу каких-либо причин протекает, вяло и невыразительно, то это приводит к глубокой задержке в развитии аффективной и волевой  сторон личности ребенка в последующем  возрасте.

В отношении  семилетнего кризиса всеми исследователями  отмечалось, что, наряду с негативными  симптомами, в этом периоде имеется  ряд больших достижений: возрастает самостоятельность ребенка, изменяется его отношение к другим детям.

При кризисе  в 13 лет снижение продуктивности умственной способности учащегося вызвано тем, что здесь происходит изменение установки от наглядности к пониманию и дедукции. Переход к высшей форме интеллектуальной деятельности сопровождается временным снижением работоспособности. Это подтверждается и на остальных негативных симптомах кризиса: за всяким негативным симптомом скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой и высшей форме.

Отрицательные симптомы, которые характеризуют  негативное содержание этого периода, проистекают из трудностей, обусловленных именно новизной впервые возникающей и в высшей степени усложняющейся формы жизни (Л.С. Выготский, 2006).

В переломные моменты  развития ребенок становится относительно трудновоспитуемым вследствие того, что изменение педагогической системы, применяемой к ребенку, не поспевает за быстрыми изменениями его личности.

Именно в это  время у ребенка возникает  интерес к собственному Я, к изменению  Я, к рассогласованию реального  и Я потенциального. Таким образом, кризис психического развития оказывается представленным, по крайней мере, в трех различных позициях - психолога, педагога и самого ребенка (или группы детей). Теперь вопрос состоит в том, чтобы понять, совпадают ли те образы, которые представлены с этих различных точек зрения, насколько они совпадают или различаются, какова специфика каждого из образов, наконец, в чем своеобразие тех действий, которые могут быть осуществлены из каждой позиции (Поливанова К.Н., 2003).

Этот круг вопросов и побудил меня обратиться к изучению темы: "Кризисы детского развития" и, главное определить тот успешный набор воздействий в педагогической практике.

Обратимся за ответом  к работам Поливановой К.Н.: "Педагогу в подобной ситуации важно как  можно скорее и безболезненнее преодолеть эти симптомы (кризиса). Поскольку ситуация кризиса обнаруживает, по выражению Л.С. Выготского, "запустеванием" связей между ребенком и взрослым, ребенок как бы внезапно оказывается вне зоны досягаемости взрослого, действия которого перестают быть действиями (в том смысле, что нарушается координация между действиями взрослого и ответным действием ребенка).

Подобная роль педагога не может быть оценена как  положительная или отрицательная, полезная и вредная, поскольку, если "исчезает" действие взрослого, в  определенном смысле исчезает и он сам, и наиболее естественным и осмысленным является стремление восстановить себя посредством возобновления связей с ребенком".

Информация о работе Возрастная психология