Возрастная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:51, доклад

Краткое описание

В истории детской психологии многими авторами эмпирически отмечалась неравномерность детского развития, наличие особых, сложных моментов становления личности. При этом многие зарубежные исследователи (З. Фрейд, А. Гезелл и др.) рассматривали эти моменты как болезни развития, и негативный результат столкновения развивающейся личности с социальной действительностью, а также как результат нарушения детско-родительских отношений. Развивая взгляд на возрастные кризисы как на формы отклонения психического развития от нормального пути, некоторые зарубежные психологи приходили к выводу о том, что кризисов в развитии может и не быть.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 166.00 Кб (Скачать)

Важно не то, что  делают люди друг с другом, подчеркивал  Д.Б. Эльконин, а то, что предметом  деятельности становится другой человек. Общение этого типа в младенческом возрасте очень ярко выражено. Со стороны взрослого ребенок становится предметом деятельности. Со стороны ребенка можно наблюдать возникновение первых форм воздействия на взрослого.

Так, очень скоро  голосовые реакции приобретают  характер эмоционально активного призыва, хныканье превращается в поведенческий акт, направленный на взрослого человека. Это еще не речь в собственном смысле слова, пока это лишь только эмоционально-выразительные реакции.

Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный  характер.

По мнению Выгодского, общение с взрослым в этом возрасте - основной путь проявление собственной активности ребенка. М.И. Лисина говорила об упреждающем влиянии взрослого - "общение со старшими для маленького ребенка служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает и "присваивает" добытое людьми ранее. Вот почему общение - главнейший фактор общего психического развития детей".

М. И. Лисина указывала  на существование трех групп факторов, доказывающих решающую роль общения  в общем психическом развитии младенца:

1) изучение детей - "Маугли";

2) исследование  природы и причин так называемого  госпитализма;

3) прямое выявление  влияния на психическое развитие  в формирующих экспериментах.

Детей - "Маугли" изредка находят среди животных (главным образом волков), и они  всегда привлекают к себе пристальное внимание ученых, результаты психического исследования этих детей, обнаруживают у них глубокое необратимое недоразвитие.

Грубые формы  госпитализма привлекли внимание общественности в период второй мировой войны, когда  в европейских странах многократно увеличилось количество сирот. Дефицит общения с взрослыми, составляющий сущность явления госпитализма, проявляется в речевом недоразвитии, в более поздних возрастах - в неспособности любить окружающих, неспособности к избирательному отношению к взрослым и сверстникам, в отсутствии волевого поведения, инициативы, преобладании репродуктивных действий. 

Третьей группой  факторов, явились результаты многолетних  исследований, осуществлявшихся в процессе формирования экспериментов и специально организованных сеансов общения. В общении взрослые нередко прямо ставят перед детьми задачу овладеть какими-то новым знанием, новым умением. Настаивая на решении задачи, взрослые добиваются того, что ребенок с нею справляется. В этом, по мнению М.И. Лисиной, проявляется третий механизм влияния общения на развитие малыша - подкрепление взрослым усилий ребенка, их поддержка и коррекция. 

Общение ребенка  с взрослым определяет все основные новообразования этого возраста. Как указывала Л.И. Божович, на протяжении первого года постепенно развивается сознание младенца: в нем выделяются отдельные психические функции, появляются первые чувственные обобщения, он начинает употреблять элементы слов для обозначения предметов. В связи с этим потребности младенца все больше и больше начинают воплощаться в предметах окружающей действительности.

С точки зрения возникновения новообразований  возраста период младенчества можно  поделить на подпериоды: с 2 до 5-6 месяцев  и с 5-6 до 12 месяцев.

Первый подпериод  характеризуется тем, что идет чрезвычайно интенсивное развитие сенсорных систем. Развитие сенсорных механизмов составляет основу ориентировочных реакций ( сосредоточение, слежение, круговые движения глаз). В 4 месяца появляется реакция на новизну, развивается слуховое восприятие, развивается тактильная чувствительность, голосовые реакции ребенка (гуление, гуканье, лепет).

Второй подпериод  младенческого возраста связан с  возникновением акта хватания - первого  организованного, направленного действия.

Хватание, направленное к предмету стимулирует возникновение сидения, перед ним открываются новые предметы, которые начинают так интересовать ребенка, что это приводит к разрыву слитности ребенка со взрослым.

Как указывал Д.Б.Эльконин, в процессе развития у ребенка  появляется нечто, взрывающее под влиянием общения изнутри самое общение. Ребенок становится на ноги.

В результате расширяется  его пространство, он может передвигаться  в нем, сам подползти и взять  какой-либо предмет. Потребность в  непосредственно-эмоциональном общении  с взрослыми должна уменьшаться. Рождается жест, который означает: "Дай!", затем он начинает сопровождаться словом, потом остается только слово. Наконец, возникает ходьба. Ситуация слитности ребенка и взрослого разрывается изнутри. Появляются двое. В этом заключается суть кризиса первого года.

Этот кризис характеризуется разрушением прежней  социальной ситуации развития ребенка  и образованием иных форм общения, которые  приводят к появлению новой социальной ситуации.

Особенности такого кризиса в его новообразованиях заключается в следующем.

Это, прежде всего "автономная речь" ребенка, которую  понимает только его мама. Слова  возникают у ребенка в эмоциональных  ситуациях, которые воспринимаются им как нечто целое. Такие слова  ситуативны и многозначны; налицо уже  общение, обращение, но еще лишенное постоянства значений. По форме - это общение, а по содержанию - эмоционально-непосредственная связь ребенка с взрослым и с ситуацией. Ребенок и взрослый еще связаны общностью ситуаций, в которых возникают слова.

Речь, как и все новообразования возраста, носит переходный характер.

Затем ходьба, афферентация которой еще не налажена. Она состоит  пока в медленном и неуверенном  перемещении, полностью занимающем ребенка.

Ребенок ходит, а взрослый, следя за ним, охраняет каждое его движение.

Ходьба знаменует  разрыв старой ситуации развития.

Л.И. Божович  указывала, что центральным личностным новообразованием, возникающим в  период кризиса одного года, является возникновение эмоционально насыщенных представлений, которые могут побуждать поведение ребенка вопреки конкретной ситуации. Наступает момент - примерно 1 года 2-3 месяцев, - когда ребенок подчиняется диктату внешних обстоятельств. Он часто начинает сопротивляться тому, к чему его принуждает в этот момент взрослый, пытаясь осуществить свои собственные стремления. Это может быть связано с желанием получить игрушку, которую ребенок оставил в другой комнате, или со стремлением продолжить делать то, от чего его оторвали. Иначе говоря, ребенок становится способным хотеть то, что отсутствует в данной ситуации, но что продолжает жить в его воспоминании.

Внутренняя мотивация, возникающая под влиянием тех  образов и представлений, которые  сохранились у него от только что  пережитой ситуации, преодолевает внешние  воздействия, и ребенок оказывается способным противостоять им. Это в корне меняет взаимоотношения ребенка с окружающей действительностью и людьми.

Таким образом, сущность кризиса одного года заключается  в разрыве полной слитности ребенка  и взрослого. 

Кроме того, кризис характеризуется общим регрессом деятельности ребенка, как бы обратным развитием. При этом наблюдаются различные нарушения: нарушение биоритма (например, соотношения сна - бодрствования); нарушение удовлетворения витальных потребностей (чувства голода); эмоциональные аномалии (плаксивость, обидчивость).

Чаще всего  появления сильных аффектов у  ребенка связано с определенным стилем воспитания в семье. Понимающие родители стараются направить активность стремящегося к независимости ребенка  в нужное русло.

Подводя итог первой стадии развития ребенка, можно сказать, что с самого начала есть две взаимосвязанные линии психического развития: линия развития ориентации в смыслах человеческой деятельности и линия развития ориентации в способах человеческой деятельности. Освоение одной линии открывает новые возможности для развития другой. 

Существует явная, магистральная, для каждого возраста своя линия развития. Однако основные новообразования, приводящие к слому  старой социальной ситуации развития, формируются по другой линии, которая не является направляющей в данный период; они возникают как бы подспудно.

Но эта ориентация станет определяющей развитие в следующий  возрастной период. Основная задача воспитания ребенка на этой стадии (стадии младенчества) - максимально расширять и развивать широкую ориентацию ребенка в окружающей действительности. 

Как подчеркивает Д.Б. Эльконин, всякое раннее создание готовой функциональной системы  занимает кусок в центральной  нервной системе, и потом его  нужно перестраивать. Важно, чтобы  с самого начала развития функциональные системы строились на обогащенной ориентировочной основе. 

Кризис трех лет. 

Центральным личностным новообразованием, возникающим к  концу раннего, является "система  Я" и рождаемая этим новообразованием потребность действовать самому; как известно, она выражается в постоянном и настойчивом требовании ребенка - "Я сам". Сила этой потребности настолько велика, что она способна подчинить себе многие другие, также достаточно сильные потребности ребенка. Потребность в реализации и утверждении своего Я в этот период развития является доминирующей. Это становится характерным проявлением кризиса трех лет. 

Сущность кризиса  трех лет, как и любого кризиса, заключается  во "взрыве" прежней социальной ситуации развития.

Д.Б. Эльконин проследил  этапы развития, приведшие к этому "взрыву".

Вначале предметное действие ребенка было "мое", но такое же, какое выполнял взрослый. Затем ребенок "увидел" за вещью  человека, а за своими действиями действия взрослого, что в частности, выражается в названии ребенком себя чужим именем. Это в свою очередь влечет за собой выделение своего Я. 

Основное новообразование - появление у ребенка "Я сам", следствием чего становится распад прежней  социальной ситуации "мы".

Возникает кризис трех лет, сопровождающийся следующими симптомами.

1) Симптом негативизма.  Отрицательная реакция ребенка  на предложения взрослых. Однако  эта же просьба, высказанная  другим человеком (не включенным  в конкретную ситуацию), легко  ребенком выполняется.

2) Упрямство  - реакция не на предложение, а на свое собственное решение.

3) Симптом обесценивания.  Дети начинают любимых мам,  пап, бабушек называть ругательными  словами.

4) Строптивость. Близка к негативизму и упрямству,  но имеет свои специфические  особенности. Строптивость носит  более генерализированный и более безликий характер. Это протест против порядков, которые существуют дома.

6) Своеволие.  Стремление к эмансипации от  взрослого. Ребенок сам хочет  что-то делать. Отчасти это напоминает  кризис первого года жизни,  но там ребенок стремился к  физической самостоятельности. Здесь речь идет о более глубоких вещах - о самостоятельности намерения, замысла.

7) Протест-бунт, который проявляется в частых  ссорах с родителями.

"Все поведение  ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится  в состоянии войны с окружающими, постоянном конфликте с ними", - писал Л.Б. Выготский.

7) Деспотизм.  Встречается в семье с единственным  ребенком. Ребенок проявляет деспотическую  власть по отношению ко всему  окружающему и изыскивает для  этого множество способов.

Перечисленные симптомы "вращаются" вокруг выделения  ребенком своего Я, с одной стороны, и изменения социальной ситуации - с другой. Это кризис социальных отношений ребенка с взрослыми. 

На границе  раннего детства и дошкольного  возраста симптомы упрямства и негативизма, возникающие в поведении ребенка, показывают, что отношения совместной деятельности пришли в противоречие с новым уровнем его развития. Но острота кризиса возникает только тогда, когда взрослые, не замечая у ребенка тенденций к самостоятельному удовлетворению желаний, продолжают сдерживать его самостоятельность, сохраняют старый тип отношений совместной деятельности, ограничивают активность ребенка, его свободу. Если же взрослые не противятся проявлению самостоятельности ребенка (конечно, в определенных приделах), то трудности или вовсе не возникают, или быстро преодолеваются.

Пример:

Из личного  педагогического опыта работы с  детьми младшей группы (2,5-3 года) особо  запомнилась девочка Эллина. Ее воспитанием  занималась бабушка - педагог, преподаватель физической культуры. Заслуга бабушки заключалась в том, что она не подавляла самостоятельность девочки. Девочка была организованна, общительна, опрятна, отзывчива. Противоречий между "хочу" и "надо" не возникало.

Информация о работе Возрастная психология