Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 22:40, курсовая работа
Рассмотрим этот основной в объяснении Выготского тезис. Остается непонятным, почему новые возможности ребенка ведут к таким бурным проявлениям несколько даже истерического свойства. Из опыта анализа критических возрастов и из экспериментальных данных известно (в частности, что при описании характерных для критического возраста проявлений необходимо всегда определить момент возникновения негативистских реакций. Мало описать сам по себе симптом, необходимо описать полно ситуацию возникновения симптома, а в работе Выготского это описание отсутствует.
Объяснение аффективных вспышек лишь непониманием желаний ребенка также вызывает сомнения. Обычно родители внимательны к первым словам ребенка, они стараются понять их, ситуации действительного непонимания возникают нечасто. Поэтому для объяснения психологического механизма кризиса первого года жизни необходимо искать более широкий контекст, увязывающий в единый узел все появляющиеся реакции ребенка.
Введение 3
1. Особенности кризиса развития 7
1.1. Различные подходы к кризису развития 7
1.2. Этапы возрастного кризиса 9
2. Периодизация психического развития 12
психоаналитического направления (Э. Эриксон, Л.С. Выготский) 12
2.1.Эпигенетическая периодизация развития личности Э. Эриксона 12
2.2. Периодизация психического развития Л.С. Выготского 17
Кризис новорожденности 18
Кризис 3 лет 18
Кризис 7 лет 18
Кризис в подростковом возрасте 18
3.Классические исследования кризиса подросткового возраста 28
3.1. Новые тенденции в изучении отрочества 30
Заключение 36
Список литераруры. 38
Эриксон рассматривает любовь как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.
7. Производительность – стагнация. Каждый взрослый, по утверждению Эриксона, должен или отвернуть, или принять мысль о своей ответственности за возобновление и улучшение всего, что могло бы способствовать сохранению и совершенствованию нашей культуры. Таким образом, продуктивность выступает как забота старшего поколения о тех, кто придет им на смену. Основной темой психосоциального развития личности является забота о будущем благополучии человечества. Те взрослые, кому не удается стать продуктивным, постепенно переходят в состояние поглощенности собой. Эти люди не заботятся ни о ком и ни о чем, они лишь потворствуют своим
желаниям.
8.
Умиротворение - отчаяние.
Последняя стадия завершает жизнь человека.
Это время, когда люди оглядываются назад
и пересматривают свои жизненные решения,
вспоминают о своих достижениях и неудачах.
По убеждению Эриксона, для этой последней
фазы зрелости характерен не столько новый
психосоциальный кризис, сколько суммирование,
интеграция и оценка всех прошлых стадий
его развития. Умиротворение проистекает
из способности человека оглядеть всю
прошлую жизнь (брак, дети, внуки, карьера,
социальные отношения) и смиренно, но твердо
сказать «Я доволен». Неотвратимость смерти
больше не страшит, поскольку такие люди
видят продолжение себя или в потомках,
или в творческих достижениях. На противоположном
полюсе находятся люди, относящиеся к
своей жизни как к череде нереализованных
возможностей и ошибок. На закате жизни
они осознают, что уже слишком поздно начинать
все сначала и искать какие-то новые пути.
Эриксон выделяет два превалирующих типа
настроения у негодующих и раздраженных
пожилых людей: сожаление о том, что жизнь
нельзя прожить заново и отрицание собственных
недостатков и дефектов путем проецирования
их на внешний мир.
2.2.
Периодизация психического
развития Л.С. Выготского
Л.С.Выготский
также работал над
При этом в кризисные периоды их новообразования отмирают вместе с наступлением следующего возраста, но продолжают существовать в нем в скрытом виде. В стабильном возрасте это приводит к скачкообразному возникновению новообразований.
Л.С.Выготский говорил о том, что стабильные периоды имеют более или менее отчетливые границы начала и окончания, и их надо определять по этим границам, тогда как критические периоды надо считать от его кризисной точки, принимая за начале ближайшее к этому сроку предшествующее полугодие, а за его окончание - ближайшее полугодие последующего возраста.
В периодизации Л.С.Выготского представлены следующие возрасты:
1) Кризис 1 года.
Еще вчера ваш карапуз спокойно сидел в коляске и вызывал умиление прохожих. «Ах, какой чудный малыш!» — слышали вы. А сегодня он, кажется, сошел с ума, и вслед за ним начинает сходить с ума вся семья…
Он бегает по
квартире на неокрепших ножках и прыгает
с дивана, он пытается есть сам, перемазывается
кашей с головы до пят, но не дает
себя кормить, он брыкается и кусается,
плачет и вопит, цепляется за мамину
ногу и тут же с криком отталкивает
вас… Знакомая картина? Поздравляем! У
вас кризис первого года!
Неважно, 9 месяцев вашему малышу или год
и 2 — рано или поздно с этим явлением сталкивается
каждая семья. Но несмотря на это, мамы
и папы оказываются совсем не готовы к
таким потрясениям. «Вот он, результат
вашего неправильного воспитания! Совсем
разбаловали ребенка, скоро на голову
сядет!» — это лишь малая часть того, что
вынуждены слышать многострадальные родители
от критичных бабушек и дедушек, а иногда
и педиатров. А ведь на самом деле, этот
кризис — важная и неотъемлемая часть
психологического становления личности.
Низы хотят…
Все мы знаем, что ребенок развивается
постепенно, как бы переходя с одной «ступеньки»
на другую. И каждый такой переход обязательно
сопровождается кризисом — когда ребенок
уже хочет большего, но еще не знает или
не умеет этого достичь. Кризис переживают
и родители, которые оказываются не готовы
к новым требованиям малыша. Одним словом,
«низы хотят, верхи не могут». И в этом,
как у медали, две стороны: плохая — кризис
бывает абсолютно у всех детей и сопровождается
сильными переживаниями. Простите за выражение,
«колбасит» всю семью. А хорошая сторона
заключается в том, что кризис рано или
поздно заканчивается, и вся семья выходит
из него знающей и умеющей намного больше.
Как же пройти этот кризис первого года
с наименьшими потерями и с наибольшей
пользой?
В чем проблема?
Почти каждая мама двухлетки на вопрос
«Как вел себя твой малыш в годик?» ответит
что-то вроде: «Ой, не напоминай…». Но если
хорошенько расспросить, вам расскажут
приблизительно следующее.
Сравнительно покладистый и любознательный
малыш неожиданно для мамы превращается
в «шилопопа». Ему вдруг становится намного
сложнее усидеть на месте — еще бы, он
уже уверенно держится на ногах и стремится
как можно скорее освоить все доступные
территории. На любые запреты и отказы
он реагирует возмущенным плачем и криком.
В его «репертуаре» появляются истерики,
капризы и «художественные падения» на
пол как способ получить желаемое (к примеру,
дернуть за хвост дворовую собаку или
угоститься подобранным в песочнице окурком).
Одевание и раздевание превращаются в
акробатические этюды и борьбу нанайских
мальчиков, ребенка невозможно посадить
в ванную, а потом достать из нее, он настойчиво
требует внимания, когда вы заняты, но
с возмущением выкручивается из ваших
объятий, когда вы пытаетесь приласкать
его…
Почему так
происходит?
Как уже говорилось выше, кризис наступает
тогда, когда есть противоречие между
желаемым и реальными возможностями ребенка.
Представьте: раньше ваш малыш был одним
целым — сперва физически, затем психологически
— с мамой, и полностью зависел от нее
и других взрослых. Если кроху что-то беспокоило,
он давал об этом знать плачем, и вы заботились
о нем. Увидел что-то интересное, показал
пальчиком – и вот уже мама несет прямиком
к цели. Здорово, но для малыша пока совсем
непонятно: где же заканчиваюсь я и начинается
весь остальной мир?
Вот ваш карапуз встал на ножки, сделал
первые шаги. И очень быстро обнаружил,
что, оказывается, теперь он может сам
добраться туда, куда хочется! И может
сам выбрать, куда идти, что схватить и
рассмотреть. Оказывается, можно самому
кушать такое интересное яблочное пюре,
а если невкусно — выплевывать! И если
я разозлился на маму, то могу убежать
от нее или отбрыкаться… Но потом выясняется,
что даже если я пытаюсь кушать сам, ложка
почему-то норовит перевернуться, и я все
равно остаюсь голодным, и такой красивый
мячик выскальзывает из неловких ручек
и убегает далеко, и колечки от пирамидки
никак не хотят нанизываться… Обидно!!!
Так где же теперь заканчиваюсь я и начинается
мама?... И куда подевается мама, если я
убегу далеко-далеко?... И если мы не одно
целое, то вдруг она куда-то исчезнет без
меня?...
И что нам
делать?
Через пару недель непрерывных истерик,
отказов и драк, а также после полутора
десятков набитых синяков и шишек родителям
начинает казаться, что проще родить нового
малыша, чем перевоспитать уже имеющегося.
Никакие привычные воспитательные меры
на ребенка просто не действуют! Многие
родители, отчаявшись унять ревущего кроху,
просто дают ему по попе или прикрикивают.
Но это помогает ненадолго. Как же быть?
Как заставить такого маленького, но уже
такого непослушного сделать то, что нужно?
Вот способы решения основных проблем,
с которыми сталкиваются родители годовасиков.
2) Кризис 3 лет.
К трем годам появляется местоимение “я”. У ребенка появляется первичная самооценка – осознание не только своего “я”, но и того, что “я хороший”, “я очень хороший”, “я хороший и больше никакой”. Произнося “я сам”, ребенок стремится действовать в этом мире, изменять его.
Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным детством – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это кризис выделения своего “я” (по Д.Б. Эльконину). Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
Самостоятельность
и активность ребенка возрастают, это
требует от близких своевременной перестройки.
Если новые отношения с ребенком не складываются,
его инициатива не поощряется, самостоятельность
постоянно ограничивается, у ребенка возникают
кризисные явления. Л.С. Выготский описывает
7 характеристик кризиса 3 лет.
Негативизм. Ребенок дает негативную реакцию
на требование или просьбу взрослого.
Он не делает что-то только потому, что
это предложил ему определенный взрослый
человек. Главный мотив действия – сделать
наоборот, т.е. прямо противоположное тому,
что ему сказали.
Упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Упрямство – не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок настаивает на том, что ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось.
Строптивость
направлена не против конкретного взрослого,
а против сложившейся в раннем детстве
системы отношений, против принятых в
семье норм воспитания. Ребенок стремится
настоять на своих желаниях и недоволен
всем, что ему предлагают и делают другие.
“Да ну!” - самая распространенная реакция
в таких случаях.
Ярко проявляется тенденция к самостоятельности:
ребенок хочет все делать и решать сам.
Во время кризиса повышенная тенденция
к самостоятельности приводит к своеволию,
она часто неадекватна возможностям ребенка
и вызывает дополнительные конфликты
со взрослыми.
У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте-бунте. В семье с единственным ребенком может проявиться деспотизм. Ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти из дома или нет и т.д. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.
Обесценивание. В глазах ребенка обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя и т.п.
3) Кризис 7 лет.
Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через кризис. Ребенок приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы.
Происходит переоценка ценностей. То, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой – менее важным.
Ребенок начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления.
Половые различия в поведении детей начинают проявляться уже на первом году жизни. Исследования показали, что уже в 10-месячном возрасте мальчики более активно требуют внимания от своих мам, чем девочки. Когда в эксперименте между мамами и их маленькими детьми устанавливался барьер, то мальчики, как правило, стремились его преодолеть, а девочки останавливались около него и плакали.
Практически у всех народов мальчики более активны и агрессивны, чем девочки, хотя, конечно же, бывают и исключения. Кроме того, девочки, как правило, раньше начинают разговаривать, более чутко реагируют на интонации в разговоре, более эмоциональны.
Интересно, что и родители ведут себя по-разному с девочками и мальчиками. С девочками — более нежно и мягко, с мальчиками — более строго. Девочкам предлагают спокойные, а мальчикам — активные игры. Хотя на самом деле в этом возрасте между мальчиками и девочками все-таки больше сходства, чем различий.