Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 10:50, контрольная работа
Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, чего ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается. Известный психолог Эриксон ввел понятие "групповая идентичность", которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и "эгоидентичность", чувство устойчивости и непрерывности своего "Я".
1. Проанализируйте динамику развития сферы самосознания в онтогенезе человека.
2. Разработайте памятку на основе знаний о специфике данного периода по взаимодействию с ребёнком раннего возраста.
3. Проанализируйте динамику смены ведущих видов деятельности в онтогенезе человека.
4. Внутренняя позиция школьника по отношению к учению во многом определяется мотивами учения, которые с возрастом существенно меняются. Перечислены основные мотивы, встречающиеся у школьников.
* Желание получить отметку, одобрение учителя.
* Стремление к успеху, самоутверждению.
* Желание быть настоящим школьником.
* Практическое значение предмета, возможность овладеть полезными умениями и навыками.
* Общественное значение предмета, его роль в жизни страны.
* Интерес к самому учению, к знаниям («Учусь, потому, что интересно учиться»).
* Желание получить образование для будущей профессиональной деятельности.
* Стремление завоевать престиж у сверстников.
Определите, какие из мотивов характерны для младших школьников, какие для подростков и какие для старшеклассников (свой ответ постарайтесь обосновать).
ВЯТСКИЙ
СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ
Гуманитарный
факультет
Предмет:___Психология развития и
возрастная
психология
Вариант:___
10 ___
Тема
контрольной работы:
Студента_4_курса,
группы__П-41__
Ф.И.О
___Огородниковой
Елены Валерьевны
Дата сдачи работы «___»____________2009г.
Оценка:_________________
Проверил:_______________
Киров 2009
План:
Вопросы:
Определите,
какие из мотивов
характерны для младших
школьников, какие
для подростков и
какие для старшеклассников (свой
ответ постарайтесь
обосновать).
Вопрос
№1: Проанализируйте
динамику развития сферы
самосознания в онтогенезе
человека.
Самосознание
- определение
Существует
свой особый стиль воспитания в каждой
социокультуре, он определяется тем, чего
ожидает общество от ребенка. На каждой
стадии своего развития ребенок либо
интегрируется с обществом, либо
отторгается. Известный психолог Эриксон
ввел понятие "групповая идентичность",
которая формируется с первых дней жизни,
ребенок ориентирован на включение в определенную
социальную группу, начинает понимать
мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка
формируется и "эгоидентичность",
чувство устойчивости и непрерывности
своего "Я". Формировавание эгоиндентичности
— длительный процесс, включает ряд стадий
развития личности. Каждая стадия характеризуется
задачами этого возраста, а задачи выдвигаются
обществом. Но решение задач определяется
уже достигнутым уровнем психомоторного
развития человека и духовной атмосферой
общества, в котором человек живет.
На стадии младенчества
главную роль в жизни ребенка
играет мать, она кормит, ухаживает, дает
ласку, заботу, в результате чего у ребенка
формируется базовое доверие к миру. Базовое
доверие проявляется в легкости кормления,
хорошем сне ребенка, нормальной работе
кишечника, умении ребенка спокойно ждать
мать (не кричит, не зовет, ребенок как
бы уверен, что мать придет и сделает то,
что нужно). Динамика развития доверия
зависит от матери. Сильно выраженный
дефицит эмоционального общения с младенцем
приводит к резкому замедлению психического
развития ребенка.
Стадия раннего
детства связана с
ребенок уже
убежден, что он личность, так как
он бегает, умеет говорить, расширяет
область овладения миром, у ребенка
формируется чувство
В младшем школьном
возрасте ребенок уже исчерпал возможности
развития в рамках семьи, и теперь школа
приобщает ребенка к знаниям о будущей
деятельности, передает технологический
эгос культуры. Если ребенок успешно овладевает
знаниями, новыми навыками, он верит в
свои силы, уверен, спокоен, но неудачи
в школе приводят к появлению, а порой
и к закреплению чувства своей неполноценности,
неверия в свои силы, отчаяния, потери
интереса к учебе.
В подростковом
возрасте формируется центральная
форма эгоидентичности. Бурный физиологический
рост, половое созревание, озабоченность
тем, как он выглядит перед другими, необходимость
найти свое профессиональное призвание,
способности, умения — вот вопросы, которые
встают перед подростком, и это уже есть
требования общества к подростку о самоопределении.
В молодости
для человека актуальным становится
поиск спутника жизни, тесное сотрудничество
с людьми, укрепление связей со всей
социальной группой, человек не боится
обезличивания, он смешивает свою идентичность
с другими людьми, появляется чувство
близости, единства, сотрудничества, интимности
с определенными людьми. Однако если диффузия
идентичности переходит и на этот возраст,
человек замыкается, закрепляется изоляция,
одиночество.
Центральная стадия
— взрослый этап развития личности.
Развитие идентичности идет всю жизнь,
идет воздействие со стороны других
людей, особенно детей: они подтверждают,
что ты им нужен. Положительные симптомы
этой стадии: личность вкладывает себя
в хороший, любимый труд и заботу о детях,
удовлетворена собой и жизнью.
происходит создание
завершенной формы
Самосознание
личности
В социальной психологии
выделяют три сферы, в которых
осуществляется становление, формирование
личности: деятельность, общение, самосознание.
В ходе социализации
расширяются и углубляются
· сознание отличия
себя от остального мира;
· сознание "Я"
как активного начала субъекта деятельности;
· сознание своих
психических свойств, эмоциональные самооценки;
· социально-нравственная
самооценка, самоуважение, которое
формируется на основе накопленного
опыта общения и деятельности.
Критерии
самосознания:
· выделение
себя из среды, сознание себя как субъекта,
автономного от среды (физической среды,
социальной среды);
· осознание
своей активности — "Я управляю
собой";
· осознание
себя "через другого" ("То, что
я вижу в других, это может быть
и мое качество");
· моральная
оценка себя, наличие рефлексии — осознание
своего внутреннего опыта.
В
структуре самосознания
можно выделить:
· осознание
близких и отдаленных целей, мотивов
своего "Я" ("Я как действующий
субъект");
· осознание
своих реальных и желаемых качеств
("Реальное Я" и "Идеальное Я");
· познавательные,
когнитивные представления о себе ("Я
как наблюдаемый объект");
· эмоциональное,
чувственное представление о
себе. Таким образом, самосознание включает
в себя: самопознание (интеллектуальный
аспект познание себя) и самоотношение
(эмоциональное отношение к самому себе)
В
целом можно выделить
три пласта сознания
человека:
· отношение
к себе;
· отношение
к другим людям;
· ожидание отношения
других людей к себе (атрибутивная
проекция).
Отношение
к другим людям, осознание
этого отношения
бывает качественно
различным:
· эгоцентрический
уровень отношений (отношение к
себе как самоценности влияет на отношение
к другим людям ("Если мне помогают,
то — хорошие люди");
· группоцентрический
уровень отношений ("Если другой
человек принадлежит к нашей группе,
он — хороший");
· просоциальный
уровень ("Другой человек — это
самоценность, уважай и прими другого
человека таким, каков он есть", "Поступай
с другим так, как ты бы хотел, чтобы
поступили с тобой");
· эстохолический
уровень — уровень исходов ("Каждый
человек находится в определенном соотнесении
с духовным миром и с богом. Милосердие,
совесть, духовность — главное в ношении
к другому человеку").
Вопрос
№2: Разработайте
памятку на основе знаний
о специфике данного
периода по взаимодействию
с ребёнком раннего
возраста.
Ранний возраст — стадия психического развития ребенка от 1 года до 3 лет, которая характеризуется качественными изменениями в развитии функций коры больших полушарий. В этом временном интервале происходят следующие события индивидуального развития:
1. Формируется
ходьба, локомоция, мелкая моторика,
за счет чего существенно
2. Развивается
ситуативно–деловое общения с
взрослыми и общение со
3. Формируются когнитивные процессы;
4. Происходит
овладение пассивной и
5. Становятся
более определенными
Для психики ребенка
этого возраста характерны: высокая
зависимость от наглядной ситуации; психическое
отражение функционирует в неразрывной
связи с практическими действиями; выраженный
аффективный характер направленности
на внешний мир. Ведущей в этом возрасте
выступает предметно–манипулятивная
деятельностью, в рамках которой происходит
овладение культурно фиксированными способами
употребления предметов. При этом формирование
предметных действий ребенка неотделимо
от его общения с взрослым, которое является
ситуативно–деловым. В этот период происходит
особенно интенсивное развитие речи ребенка:
на втором году ребенок уже понимает названия
некоторых предметов, с которыми он взаимодействует,
а на третьем году понимание распространяется
и на предметы, которые находятся вне непосредственного
опыта ребенка.