Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 10:50, контрольная работа
Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, чего ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается. Известный психолог Эриксон ввел понятие "групповая идентичность", которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и "эгоидентичность", чувство устойчивости и непрерывности своего "Я".
1. Проанализируйте динамику развития сферы самосознания в онтогенезе человека.
2. Разработайте памятку на основе знаний о специфике данного периода по взаимодействию с ребёнком раннего возраста.
3. Проанализируйте динамику смены ведущих видов деятельности в онтогенезе человека.
4. Внутренняя позиция школьника по отношению к учению во многом определяется мотивами учения, которые с возрастом существенно меняются. Перечислены основные мотивы, встречающиеся у школьников.
* Желание получить отметку, одобрение учителя.
* Стремление к успеху, самоутверждению.
* Желание быть настоящим школьником.
* Практическое значение предмета, возможность овладеть полезными умениями и навыками.
* Общественное значение предмета, его роль в жизни страны.
* Интерес к самому учению, к знаниям («Учусь, потому, что интересно учиться»).
* Желание получить образование для будущей профессиональной деятельности.
* Стремление завоевать престиж у сверстников.
Определите, какие из мотивов характерны для младших школьников, какие для подростков и какие для старшеклассников (свой ответ постарайтесь обосновать).
Особенности
психики ребенка
раннего возраста.
Одной из характерных
особенностей поведения ребенка
в этом возрасте является его ярко
выраженная ситуативность. Малышу одного-двух
лет интересно все, что его
окружает, он тянется ко всему, что
находится в поле его зрения. Как
образно говорил немецкий психолог
К. Левин, лестница манит ребенка, чтобы
он пошел по ней, дверь или коробочка -
чтобы он закрыл, или открыл их, колокольчик
- чтобы он позвонил в него, круглый шарик
– чтобы он покатил его. Каждая вещь, находящаяся
в поле зрения ребенка, заряжена для него
притягивающей или отталкивающей силой,
которая "провоцирует" его на действие,
направляет его. Такая связанность ситуацией,
наглядным полем отражает своеобразие
деятельности сознания ребенка раннего
возраста.
Ситуативность
накладывает отпечаток на все виды
деятельности ребенка, на протекание всех
его психических процессов. Так, память
малыша функционирует преимущественно
в виде узнавания: ребенок вспоминает
знакомый предмет, когда видит его перед
собой. Мышление в этом возрасте протекает
в наглядно-действенной форме: познание
окружающего мира осуществляется путем
практических действий. Ребенок еще не
способен заниматься чисто умственной
деятельностью, например, что-то обдумывать
или воображать. Поэтому так велика в его
жизни роль предметов. Не разрешая малышу
действовать с ними, ограничивая его активность,
мы лишаем его возможности мыслить, а значит,
и полноценно жить. Эмоции ребенка также
чаще и ярче проявляются в момент восприятия
предметов. Достаточно показать малышу
интересную игрушку, - и его интерес переключится
на то, что они видит в данный момент.
Господство наглядной
ситуации часто сказывается на выполнении
поручений взрослых. Так, охотно отправляясь
за каким-то предметом по просьбе
взрослого, малыш может отвлечься
на игрушку, попавшуюся на его пути, и начать
играть с нею, забыв о том, за чем шел. Непосредственное,
более сильное воздействие объектов полностью
поглощает малыша.
Еще одна характерная
черта психики ребенка раннего
возраста – особая эмоциональность
восприятия окружающего мира. Эмоциональность,
конечно же, свойственна человеку в любом
возрасте, но взрослые, как правило, умеют
управлять своими чувствами. У ребенка
все не так. Своеобразие отношения маленьких
детей к окружающему заключается в его
страстности, импульсивности, в неустойчивости
эмоций. Как радостно бросается ребенок
к новой игрушке или включается в уже известную
интересную игру. Он оживленно перебирает
игрушки, восторженно восклицает, разглядывая
их, настойчиво показывает взрослому,
стремясь разделить с ним свое удовольствие.
Расставание с любимой игрушкой также
вызывает взрыв чувств. То же самое происходит
и при встрече или разлуке с близкими.
Малыш отчаянно плачет, обнаружив отсутствие
мамы, и с радостными возгласами бросается
к ней, едва увидев ее. Все чувства детей
этого возраста выражаются во всей полноте
их переживания.
Единство эмоционального
и действенного отношения к непосредственно
воспринимаемому миру – вот, пожалуй,
главная особенность
Взрослый
нужен ребёнку
как доброжелательный
партнёр, соучастник
в предметной деятельности,
как «эксперт»
его умений.
Как
общаться с ребенком
раннего возраста?
1.
Поддерживайте и поощряйте
интерес ребенка к занятиям
взрослых. На втором году жизни
усиливается интерес детей к действиям
взрослых, желание подражать им. Где, как
не в семье, ребенок получает возможность
включиться в совместные действия со взрослыми,
осваивая все их разнообразие и сложность?
Вместе с мамой или бабушкой можно стирать
белье в машине, нажимая на нужные кнопки
и слушая, как белье крутится в барабане,
а затем помочь им прополоскать свои носочки
в тазике с водой. Нет ничего интереснее,
как вместе с папой разбирать и чинить
телефон или рядом с дедушкой стучать
деревянным молоточком по доске, "забивая
гвозди". Если взрослые позволяют ребенку
по мере возможности и с учетом безопасности
участвовать в их домашних делах, малыш
не только узнает много нового. Он приобретет
опыт переживаний радости от совместной
работы, ее хорошего результата. Вы не
только вместе потрудились, но и сопереживали
ребенку, разделяли его удовольствие от
общения с вами, заметили его затруднение
и помогли ему. Создавайте условия для
того, чтобы малыш мог наблюдать за вашими
действиями. Пусть он видит, как мама или
бабушка готовят обед, стирают, убирают
квартиру, как папа или дедушка выполняют
"мужские" дела. Объясняйте ему свои
действия и действия других людей. Поощряйте
стремление ребенка подражать и помогать
вам: разрешите ему вытереть тряпкой стол,
подмести веником пол, вымыть свою чашку,
постирать рядом с вами салфеточку, "пропылесосить"
коврик. Не забывайте благодарить его
за помощь. Похвалив его, подчеркните сходство
со взрослыми, например: "Машенька, ты
наводишь в комнате порядок, как мама".
Конечно, участие
ребенка в делах взрослых доставляет
много хлопот. Это и испачканные
рубашка или платье, и пролитая
вода, и оставленный после "подметания"
мусор на полу, и грязная после
"мытья" тарелка. На втором году жизни
ребенка занимает только сам процесс того
или иного действия, а не его результат.
Лишь к концу раннего возраста он научится
понимать, что любое дело должно быть сделано
хорошо, замечать свои ошибки. Но если
близкие будут ограничивать его активность,
ожидая, когда малыш подрастет, его потребность
в общении со взрослым может ослабеть,
а стремление к самостоятельности угаснуть.
Бедность впечатлений и отсутствие совместных
действий затормозит развитие сюжетной
игры – мощного стимула психического
развития детей.
2.
Не ограничивайте деятельность
ребенка слишком строго, иначе он
не почувствует уверенности в своих силах.
Но и не оставляйте без внимания все промахи
малыша, ведь ваша задача – вводить его
действия в культурные рамки, давать ориентиры
поведения в мире вещей. Когда ребенок
не видит этих ориентиров, когда он слышит
только окрики - "нельзя", "отойди",
"разобьешь", "поломаешь", - он
чувствует растерянность, растет капризным
и несамостоятельным, начинает бояться
всего нового, плачет или кричит, когда
какой-то предмет "ведет себя непослушно"
в его ручках.
3.
Помогайте ребенку
осваивать бытовые
действия. Освоение орудийных действий
происходит при обучении ребенка бытовым
навыкам, правилам гигиены, таким как умение
пользовать ложкой, расческой, зубной
щеткой, мылом и т.д. Обучение правилам
использования бытовых предметов должно
быть понятным малышу. Обязательно объясняйте
ребенку смысл каждого действия: мыло
и вода делают ручки чистыми, зубки нужно
чистить, чтобы они были белыми и не болели,
волосики нужно причесывать, чтобы они
были красивыми и пр. По возможности сопровождайте
обучение детскими стишками, песенками.
4.
Поощряйте стремление
ребенка к самостоятельности.
На втором году жизни, когда ребенок еще
слишком мал, чтобы обходиться без помощи
взрослых, близкие стараются все делать
за него. По мере овладения разнообразными
умениями и навыками ребенок все чаще
начинает отстаивать свое право действовать
самостоятельно. Особенно интенсивно
стремление к самостоятельности возрастает
на третьем году жизни малыша. Он уже многое
умеет делать сам, знает названия и назначение
бытовых предметов, стремится помогать
взрослым мыть посуду, вытирать стол, чистить
пылесосом пол, поливать цветы. Поддерживайте
это ценное стремление ребенка.
5.
По мере освоения
ребенком новых
умений и навыков
доверяйте ему
действовать самостоятельно.
Возьмите на себя только то, что он не может
сделать сам, остальное предоставьте делать
ему самому. Наберитесь терпения, подавите
в себе стремление сделать все быстро
за ребенка. Избегайте педантизма и мелочного
контроля над малышом.
6.
Для того чтобы
воспитывать у
малыша самостоятельность,
нужно показывать
и объяснять ему
последовательность
тех или иных
действий так,
чтобы это было понятно
ему.
7.
Учите ребенка
правильно вести
себя за столом. Помогите ему
правильно пользоваться столовыми приборами,
салфеткой, вместе красиво сервируйте
стол. После еды предложите малышу убрать
за собой чашку, тарелку.
8.
Учите малыша снимать
и надевать одежду, обувь,
расстегивать и застегивать
пуговицы и молнии. Приучайте его
следить за своим внешним видом, ухаживать
за своими вещами. Побуждайте самостоятельно
причесываться, заправлять рубашечку
в штанишки, вешать одежду на свою вешалку,
ставить в нужное место обувь, разбирать
и убирать кроватку.
9.
Предоставляя ребенку
свободу во время игр
и занятий, приучайте
его после их окончания
наводить порядок: убрать на место
игрушки, поставить на полку книжки, вытереть
испачканный акварельными красками стол.
Старайтесь сделать эти бытовые дела интересными
для ребенка. Используйте для этого игровые
приемы. Например, скажите малышу от имени
игрушек, что им надоело валяться на полу,
что им холодно, и они хотят, чтобы их убрали
в их теплый домик (коробку). А книжки хотят
вместе со своими сестричками стоять рядом
на полочке.
Прежде чем
начинать требовать от ребенка убирать
игрушки на место, организуйте в
комнате удобный игровой
10.
Если ребенку трудно,
или он допустил оплошность,
обязательно посочувствуйте
ему, помогите исправить
ошибку. Никогда не ругайте, не одергивайте,
не дразните малыша, если он нечаянно разбил
чашку, пролил воду или испачкался, если
у него что-то не получается. Посочувствуйте
ему и скажите, что в следующий раз у него
все получится.
11.
Не забывайте хвалить
малыша за его
самостоятельность,
аккуратность, трудолюбие.
Старайтесь благодарить его не вообще
("ты молодец"), а за конкретную помощь:
"я так устала, а ты помог мне убрать
со стола посуду" и пр.
12.
Прививайте ребенку
бережное отношение
к результатам
труда взрослых
и своего собственного.
13.
Помогайте ребенку осваивать
действия с игрушками. Родители
часто жалуются на то, что дети быстро
теряют интерес к игрушкам, постоянно
требуют все новые и новые. И пылятся в
детском уголке красивые куклы, разноцветные
кубики и пирамидки, а ребенок капризничает
и не умеет сам себя занять. Это происходит
потому, что на ранних этапах детства малыши
еще не умеют обращаться с предметами
по их назначению, а однообразные манипулятивные
действия с ними быстро истощают первоначально
ярко выраженный интерес к новому предмету.
Помните, что понять, как нужно действовать
с игрушкой, малыш может только с вашей
помощью. Необходимо помогать детям раскрывать
свойства предметов, показывать, как с
ними можно играть. Покупая ребенку новую
игрушку, обязательно поиграйте с ней
вместе с малышом. Заинтересуйте его не
только внешним видом игрушки, но и тем,
что с ней можно делать. Играя с куклой,
придумайте интересный для малыша сюжет:
покормите, искупайте ее, покатайте на
колясочке. Если вы купили ребенку кубики,
объясните, что из них можно построить
много интересного. Вместе сложите из
них башенку, заборчик, дорожку, поезд,
гараж для машинки или домик для собачки.
Рассмотрите вместе, как устроена новая
машинка, как она может ездить в разных
направлениях, покатайте на ней маленькую
игрушку. Покажите, как правильно завести
заводную игрушку (машинку, мышку, обезьянку,
юлу). Сначала заведите ее сами на глазах
у малыша, потом предложите завести ее
вместе. Мягко направляйте руку ребенка,
чтобы он понял нужное движение, а затем
попросите совершить действие самостоятельно.
Помогите малышу научиться пользоваться
сачком для вылавливания рыбок, лопаткой,
совочком, грабельками, формочками при
игре с песком. Помните о том, что любой
предмет приобретает особую притягательность
для ребенка, если с ним действовал взрослый,
а тем более, если они играли вместе.
14.
Обучая малыша
пользоваться бытовыми
предметами и игрушками, сначала
покажите ему правильный способ обращения
с предметом, а затем предложите ему совершить
действие самому. Не торопите малыша, пусть
он попробует самостоятельно выполнить
действие. Доброжелательно комментируйте
действия ребенка. При необходимости предложите
ему свою помощь, возьмите его ручки в
свои руки и вместе с ним совершите нужное
движение. Повторите показ и совместное
действие несколько раз.
15.
Корректируйте движения
малыша мягко,
без насилия. Не ругайте его за
неправильно выполненное действие. В этом
возрасте гораздо важнее стремление ребенка
делать что-то как взрослый, чем достижение
правильного результата. Наберитесь терпения:
то, что вам кажется простым и легким, пока
еще трудно для малыша.
16.
Не забывайте хвалить
ребенка за старание,
настойчивость. Радуйтесь вместе
с ним его достижениям. Рассказывайте
о достижениях малыша близким в его присутствии.
Это будет наполнять его гордостью, давать
уверенность в своих силах, поддерживать
желание совершенствовать свои умения.
17.
Откликайтесь на
инициативу ребенка
в общении по
поводу предметов,
на все его просьбы
помощи.
18.
Поддерживайте
19.Создавайте
условия для детского
экспериментирования: организуйте
удобное место и подберите подходящие
материалы таким образом, чтобы, занимаясь
своими делами, вы могли держать ребенка
в поле своего внимания и во время придти
ему на помощь. Маленькие дети очень любят
устраиваться со своими игрушками рядом
со взрослыми. Если вы готовите еду на
кухне, посадите ребенка за столик и предложите
ему несколько жестяных банок из-под крупы:
больших, средних и маленьких и покажите,
как их можно вкладывать одна в другую.
Банка с крышкой, заполненная мелкими
предметами даст малышу возможность прятать
и находить игрушки, пластмассовая бутылка
с крупой и чашка – пересыпать разные
вещества из одной емкости в другую.