Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 21:55, дипломная работа
Целью нашего исследования стало рассмотрение вопроса психологического сопровождения адаптации первоклассников к школе.
Предмет исследования составляет психологическое сопровождение адаптации первоклассников к школе.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ТЕМЕ: «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ» 6
1.1.Теоретические аспекты изучения адаптации первоклассников к школе 6
1.2 . Психологические особенности первоклассников 17
1.3 . Сущность понятия «психологическое сопровождение» 27
Выводы по главе I 39
ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ 41
2.1. Организация, методы и методики исследования 41
2.2 . Анализ и обсуждение результатов 49
2.2.1 Констатирующая диагностика уровня адаптации первоклассников к школе 49
2.2.2. Проведение занятий по программе психологического сопровождения адаптации первоклассников к школе 62
2.2.3. Повторная диагностика уровня адаптации. 64
Выводы по II главе 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ 93
Игра «Стая рыбок»
Игроки делятся на 2-3 равные команды, и каждый игрок получает бумажную рыбку (длина рыбки 22-25 см, ширина 6-7 см), привязанную на нитке хвостом вниз (длина нитки 1-1,2 м). Ребята закрепляют конец нитки сзади на поясе так, чтобы хвост рыбки свободно касался пола. У каждой команды рыбки разного цвета.
По сигналу ведущего игроки, бегая друг за другом, стараются наступить ногой на хвост рыбки «противника». Касаться ниток и рыбок руками не разрешается. Игрок, чью рыбку сорвали, выходит из игры. Побеждает команда, у которой останется больше рыбок.
Игра «Эстафета водоносов»
В состязании могут участвовать несколько команд по 5 человек в каждой. У команды должно быть маленькое детское ведерко. Объем ведерок должен быть одинаковым, иначе нельзя будет определить победителя. Проводить эстафету можно на площадке длиной 15-20 м.
Команды выстраиваются на старте. На финише против каждой команды — флажок. Те, кто стоит первым, получают по ведерку, наполненному водой.
По сигналу ведущего первые номера бегут до флажков, огибают их и возвращаются на линию старта. Цель игры — как можно быстрее добежать до флажка и обратно, передать ведерко, товарищу по команде и при этом не расплескать воду.
Выигрывает команда, затратившая меньше времени и сохранившая больше воды.
Игра «Пройди, не задень»
На ровном месте; на расстоянии шага одна от другой ставятся 8-10 кеглей на одной линии. Играющий становится перед первой кеглей, ему завязывают глаза повязкой и предлагают пройти между кеглями туда и обратно. Выигрывает тот, кто свалит наименьшее количество кеглей.
Игра «Послушай, поверь и себя проверь»
Ведущий предлагает
игрокам сделать следующее
Вариант у применения: по команде отдать честь (как военные) правой рукой, а левой показать «Во!» (рука в кулак, большой палец вверх), потом по команде сделать то же другой рукой.
Приложение
Праздник «Посвящение в ученики»
Общие рекомендации
Этот праздник проводится примерно через два месяца после начала обучения детей в школе.
В подготовке принимают участие классный руководитель, родители (родительский актив), учащиеся 1-го . Они подбирают песни, стихи, загадки, конкурсы, игры, готовят реквизит к ним. Опыт, творчество, желание и фантазия смогут сделать этот праздник ярким и радостным.
На праздник можно пригласить завуча и директора школы.
При разработке сюжета праздника, продумывании оформления класса (зала) главное — это творчество психолога, классного руководителя, детей и родителей. За основу сюжета берется то, что актуально для класса.
Возможные сюжеты проведения праздника
Сказочная школа
Лесная школа
Птичья школа
В гостях у школьных принадлежностей
Королевство учебников
Путешествие на машине времени
Наша школьная страна
Экзамен на звание ученика
Осень дарит чудеса г...
Предварительная подготовка,
Аппликационные рисунки с изображением паровозика, дерева дружбы, ромашек (которые на празднике прикрепляются на доске).
Костюмы старухи Шапокляк, Незнайки, Знайки, Синеглазки, доктора Пилюлькина, музыканта Гусли, художника Тюбика, поэта Цветика (эти роли на празднике исполняют учащиеся 4-го класса).
Маски утенка, лягушонка, теленка, поросенка.
Широкие кисти, краски, чистый лист ватмана (для рисования радуги).
Учитель готовит выставку учебников.
ХОД ПРАЗДНИКА
Звучит песня В. Шаинского « Учат в школе». Дети под музыку заходят в класс и рассаживаются по своим местам.
Ведущая. Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня нашим первоклассникам предстоят большие испытания. Они должны проявить смекалку, умение дружить, внимание, смелость и ловкость. Дорогие первоклассники, не волнуйтесь, рядом с вами будут старшие друзья — ученики 4-го класса, ваша учительница и ваши родители. Тому, кто пройдет все испытания, будет присвоено гордое звание «Ученик». Итак, в путь, впереди вас ждет увлекательное путешествие! А на чем мы отправимся в путь, вы сейчас узнаете:
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились
И помчались в путь далек,
Лишь оставили
дымок.
Что же это?
Дети. Это вагоны поезда.
Рисунок «Я и моя семья»
Ведущая. Сейчас вы получите вагончики из бумаги. Нарисуйте на них себя и самых близких вам людей — свою семью.
Дети под музыку песни В. Шаинского «Голубой вагон» выполняют задание, готовые вагончики прикрепляют «змейкой» на доску магнитами.
— Поезд готов. Повезет нас веселый паровозик из Ромашково. В путь, друзья!
Первая остановка — «Веселая полянка»
Ведущая. Посмотрите на это чудесное дерево. (Ведущая обращает внимание детей на аппликацию на доске.) Это дерево дружбы. А на его листочках имена и фамилии наших первоклассников. Я буду снимать по листочку. Чье имя и фамилию я назову, пусть выйдет к доске и расскажет о себе: что он любит, чем увлекается, как ласково его называют дома.
Дети выходят к доске и коротко рассказывают о себе.
Конкурс загадок
Ведущая. Посмотрите, сколько ромашек на нашей полянке! Среди них есть самая большая — загадочная ромашка. На ее лепестках спрятались загадки.
Ученики 4-го класса читают загадки, первоклассники их отгадывают.
Тридцать три сестрички
Ростом невелички.
Если знаешь их секрет,
То, на все найдешь ответ. (Буквы)
Грамоты не знаю, А весь век пишу. (Ручка)
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует.
А сегодня вечерком
Он раскрасит мне альбом.
(Карандаш)
То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать,
Называюсь я... (Тетрадь)
Новый дом несу в руке, Двери дома — на замке. Туг жильцы бумажные, Все ужасно важные. (Портфель)
Игра «Собери портфель»
Ведущая. Ребята, как вы думаете, когда лучше собирать портфель — утром, перед школой или с вечера?
Дети. Лучше вечером, а то можно опоздать в школу.
Ведущая. Молодцы! Настоящий ученик должен научиться собирать портфель быстро и аккуратно. Внимание, у нас игра «Собери портфель». Давайте посоревнуемся, кто быстрее его соберет.
В игре участвуют три ученика. По команде «Начали» они под музыку собирают портфель: складывают в него «Букварь», папку с тетрадями, альбом, пенал, цветные карандаши, пластилин. Победитель награждается. Игру можно повторить.
Ведущая. Дети, порезвитесь немного на веселой полянке, поиграйте с воздушным шариком, но когда прозвенит звонок, спокойно сядьте на свои места. (Дети двигаются под музыку.) Молодцы! Вы услышали звонок и очень быстро заняли свои места. Путешествие продолжается.
Вторая остановка — «Город мудрых помощников»
Ведущая. Мы с вами попали в Город мудрых помощников. А кто эти помощники, вы сейчас узнаете. Посмотрите на нашу выставку школьных учебников. Учебник — один из главных помощников ученика: он и задание даст, и правило растолкует, и примеры приведет. К учебникам надо относится бережно.
Дети рассматривают выставку учебников, читают их названия.
Неожиданные гости
Раздается стук в дверь. Входит старуха Шапокляк с крыской Лариской.
Старуха Шапокляк. Ну что, собрались в школу, праздник устроили, а меня, уважаемую старушку, пригласить забыли?! Стыдно! Надо старших уважать!
Учитель. Уважаемая Шапокляк, вы, наверное, хотите поздравить первоклассников...
Старуха Шапокляк (ехидно):
В первый раз, в первый класс,
Поздравлять не буду вас!
Мелом доску замараю
И учиться помешаю. , Клякс в тетради понаставлю,
Без учебников оставлю.
Ох уж книжки хороши!
Почитаю от души!
Старуха Шапокляк пытается прочитать названия учебников, но читает с ошибками, по слогам. Смущается, делает вид, что плохо видит.
Учитель. Мы- рады, что вы хотите учиться. Оставайтесь с нами. Учиться никогда не поздно.
Шапокляк садится с детьми.
Третья остановка — «Литературная»
Появляются Незнайка, Знайка, Синеглазка, доктор Пилюлькин, музыкант Гусля, художник Тюбик, поэт Цветик.
Ведущая. Вы узнали этих, литературных героев? Из какой они книжки? Кто ее автор?
Дети. Эти герои из книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». (Называют их имена.)
Незнайка. Проведем литературную разминку. Назовите недостающее имя литературного героя: домовенок ..., папа ..., старик ..., дядя ... , почтальон ..., доктор ..., барон ..., синьор ..., князь..., царь...
Дети называют литературных героев: Кузя, Карло, Хоттабыч, Степа, Печкин, Айболит, Мюнхгаузен, Помидор, Гвидон, Салтан.
Поэт Цветик. Для поэта очень важно уметь подобрать рифму, например, печка — свечка. Поиграем в рифмы: крот — (енот, компот), красный — (опасный, ужасный), лиса — (краса), утка — (шутка), улыбка — (ошибка), книжка — (шишка).
Четвертая остановка — «Математическая» Знайка:
Математика сложна,
Но скажу с почтением:
Математика нужна
Всем, без исключения.
Предлагаю задачи. По небу летели птицы: сорока, воробей, бабочка и шмель. Сколько было птиц? Дети. Две.
Знайка. Из-под забора видны 4 ноги и 4 лапы. Сколько живых существ под забором?
Дети. Два человека и собака.
Знайка. Сколько в вашем классе девочек; мальчиков?
Дети отвечают.
Знайка. Молодцы! Вы неплохо считаете, но в школе вас научат решать задачки посложнее.
21Пятая остановка — «Музыкальная»
Музыкант Гусля. Вы помните любимую песенку малышей из Цветочного города?
Дети. «В траве сидел кузнечик...»
Гусля. Представьте себе, что эту песню исполняют: утенок, лягушонок, теленок, поросенок.
Дети надевают маски, и тот, на кого показывает Гусля, поет: «кря», «ква», «му», «хрю».
Гусля. Вы здорово поете, я всем ставлю «пятерки». А теперь—музыкальная разминка.
Дети под музыку выполняют движения, которые им показывают коротышки.
Шестая остановка — «Веселые краски» Художник Тюбик Отгадайте загадку:
Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Появились на пути!..
В них ни въехать, ни войти. Дети. Это радуга.
Тюбик. Назовите цвета радуги по порядку.
Дети называют, вспоминая слова «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
Тюбик. Давайте нарисуем радугу.
Первоклассники по очереди выбегают и широкой кистью рисуют цветные дуги радуги.
Синеглазка (удивленно). Ой! На радуге появились слова! Давайте их прочитаем.
(Слова были заранее нарисованы свечкой.) ,
Дети. Мама, солнце, мир, родина, счастье.
Ведущий. Какие дорогие сердцу слова. Мне хочется добавить еще одно.
Показывает табличку с надписью «Школа».
Школа — славный добрый дом, Хорошо вам будет в нем. По ступенькам каждый год К знаньям мы начнем поход.
Выступление директора (или завуча)
Директор школы. Дорогие первоклассники! Вы с честью прошли все испытания, мы посвящаем вас в ученики и принимаем в нашу дружную школьную семью!
Детям вручаются памятные медали с надписью «Ученик» и подарки — детские энциклопедии.
Клятва первоклассника
Ведущий:
Знаю, школьный путь нелегок
Трудностей там очень много.
Но себя не обмануть,
И учиться как-нибудь
Первоклашке будет стыдно!
А чтоб не было обидно,
Трудностей не побоюсь!
В этом я клянусь!
Дети. Клянусь!
Ведущий:
Дети. Клянусь!
Ведущий:
Дети. Клянусь!
Научусь читать я к лету
Запишусь в библиотеку.
Устный счет я изучаю,
Все, что можно, сосчитаю.
Хоть лепить и рисовать
Трудно, должен вам сказать,
Я терпенья наберусь.
В этом я клянусь!
Но в большом и малом деле
С другом радости разделим
И печали, и невзгоды,
Информация о работе Психологическое сопровождение адаптации первоклассников в школе