Психологическое сопровождение адаптации первоклассников в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 21:55, дипломная работа

Краткое описание

Целью нашего исследования стало рассмотрение вопроса психологического сопровождения адаптации первоклассников к школе.
Предмет исследования составляет психологическое сопровождение адаптации первоклассников к школе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ТЕМЕ: «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ» 6
1.1.Теоретические аспекты изучения адаптации первоклассников к школе 6
1.2 . Психологические особенности первоклассников 17
1.3 . Сущность понятия «психологическое сопровождение» 27
Выводы по главе I 39
ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ 41
2.1. Организация, методы и методики исследования 41
2.2 . Анализ и обсуждение результатов 49
2.2.1 Констатирующая диагностика уровня адаптации первоклассников к школе 49
2.2.2. Проведение занятий по программе психологического сопровождения адаптации первоклассников к школе 62
2.2.3. Повторная диагностика уровня адаптации. 64
Выводы по II главе 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ 93

Файлы: 1 файл

дипломная работа по психологии.doc

— 2.36 Мб (Скачать)

 

  1. Милославова И.А. Роль социальной адаптации / И.А. Милославова. – Л., 1984. – 284с.
  2. Мухина В.С. - Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия. 5-е издание. – М.: «Академия», -2006. – 624с.
  3. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе– М.: Сфера, -2004. – 240 с.
  4. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во Института Психотерапии, - 2010. – 319 с.
  5. Петровский А.В. Введение в  психологию. – М.: Издательский центр «Академия»,- 1995 – 496 с.
  6. Петровский А.В. Психология неадаптивной активности.- М.: Издательский центр «Академия», -1995. – 494 с.
  7. Порошинская Т.Л. Психологическая служба в негосударственном образовательном учреждении: Система психологического сопровождения: Дис. канд. психол. наук, М.,- 1999.  - 277с.
  8. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А.М. Прихожан // Психол. наука и образование. - 1998. – № 2. - С.11 -17
  9. Прихожан А.  М.  " Психокоррекционная работа с тревожными первоклассниками " / А. Прихожан // Школ. психолог: Еженед. прил. к газ. "Первое сентября". - 2001. - №12 - С. 5
  10. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – Спб.: Питер – 2008. – 652 с.
  11. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, -2006. — 251 с.
  12. Психологическое консультирование в школе. Сост. Коптева Н.В. –Пермь:Зап.-Урал.учеб.-науч. центр,-1993.- 220 с.
  13. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. 2-е изд.// Под общей ред. М.Р. Битяновой Т. Азарова, О. Барчук, Т. Беглова, М. Битянова и др. – СПб. : Питер,- 2009. -304 с.
  14. Программа исследования адаптации первоклассников //Школьный психолог: Еженед. прил. к газ. "Первое сентября". - 2008. - №19 . - С.32
  15. Расти первоклашка: энциклопедия для родителей / М.М. Безруких, Т.А. Параничева, Л.А.Леонова и др., под ред. М.М.Безруких. – М.: Эксмо,- 2010. – 640 с.
  16. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие / Рогов Е.И. – М.: ВЛАДОС, -1999. – 384 с.
  17. Семенака С.А. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия.- М.: Генезис ,-2006.-72с.
  18. Соловьёва Т.А., Рогалёва Е.И. Первоклассник: адаптация в новой социальной среде. –М.: Вако, -2008. – 368 с.
  19. Суркова  Е.Г. Проективные методы диагностики. Психологическое консультирование детей и подростков. – М.: Аспект Пресс, -2008.– 320 с.
  20. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения.- М.: Генезисю, -2006. – 541с.
  21. Шибутани Т. Социальная психология : [Пер. с англ.] / Т. Шибутани. - М. : АСТ ; Ростов н/Д : Феникс, -2008. – 544 с.
  22. Шинтарь, З.Л. Введение в школьную жизнь Пособие для студентов пед. Вузов. / З.Л. Шинтарь. – Гродно: ГРГУ, -2002. – 263с.
  23. Шипицына Л. М., Казакова Е. И. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы. -СПб., - 2000 – 528с.
  24. Школьная дезадаптация. //Школьный психолог. – 2000. – № 12.- С.35-41
  25. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Издательский центр «Академия», - 2007. -384с.
  26. Яницкий, М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики: учеб. пособие для вузов/ М.С. Яницкий. – Кемерово: Кемеровский государственный университет,- 1999. – 84с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Список детей

Испытуемый

Пол

Возраст

П. Е.

Жен.

7 лет

А. А.

Жен.

7 лет

А. П.

Жен.

7 лет

К. С.

Жен.

7 лет

Л. Г.

Жен.

7 лет

Т. К.

Муж.

7 лет

И. С.

Муж

7 лет

В. К.

Жен.

7 лет

В. В.

Муж

7 лет

В. Х.

Муж

7 лет

П. Ш.

Муж

7 лет

В. П.

Муж

7 лет

Е. С.

Жен.

6,5 лет

М.Г.

Муж

7 лет

Н.С.

Жен.

7 лет

Я.С.

Жен.

7 лет

Л. Л.

Муж

8 лет

М. Р.

Муж

7 лет

Д. Ш.

Муж

7 лет

В.Ч.

Муж

6,5 лет

А. Ч.

Муж

6,5 лет

Д.с Л.

Муж

8 лет

К. Ф.

Муж

7 лет

Г. С.

Муж

7 лет

Ж.К.

Муж

8 лет


Приложение 

Интерпретация результатов методики «Опросник  для изучения внутренней позиции  школьника».

1-й  вопрос. На этот вопрос дети, как правило, отвечают "да". Если на дополнительный вопрос: "Что нравится больше всего?" - ребенок отвечает "учиться, писать, читать, уроки", то можно поставить 1 балл. 
Если же ребенок говорит, что в школе ему больше всего нравится: "как со мной дружат", "ходить утром в школу", "играть, бегать, драться, гулять", "учительница", "перемена" - в общем, все, что не связано с учебной деятельностью, то за такой ответ ставится 0 баллов.

2-й  вопрос. Можно поставить 1 балл, если ребенок говорит, что учительница ему нравится тем, "как учит", "вопросы задает", "учит писать, читать", "учит детей хорошему" и пр.Балл не ставится, если ребенок дает ответ "хорошая, красивая, добрая, не ругает", "ставит пятерки", "хорошо выглядит", "отношением к детям", поскольку такое отношение к учителю не затрагивает учебный процесс.

3-й  вопрос. 1 балл ставится, если ребенок отвечает, что ему больше всего нравится "математика, чтение, письмо".0 баллов - если больше всего нравится "гулять", "рисовать", "лепка, труд, физкультура", "играться", особенно если при этом ребенок говорит, что остальные предметы ему не нравятся.

4-й  вопрос. Большинство детей на этот вопрос отвечают так. "Дома скучно без учителя, без парты", "дома нехорошо, а в школе лучше", "дома я не могу писать, а в школе нам говорят, что делать", "буду прогульщицей", "дома нельзя школьную форму носить, можно запачкать", "дом это не школа, там нет учителя". Когда ученик дает подобный ответ, иногда может сложиться впечатление, что он просто не понял вопроса, поэтому при желании его можно повторить. Но если ребенок не меняет своего ответа, то он оценивается в 0 баллов. 1 балл ставится, если ответ ученика примерно такой: "Хочу в школу ходить, не прогуливать, делать уроки", "в школе можно заниматься, читать, ум набавлять", "хочется учиться", "тогда не будешь ничего знать, надо учиться", "в школе можно всему научиться".

5-й  вопрос. Это достаточно каверзный вопрос, так как ребенок с несформированной позицией школьника будет воспринимать его не как вопрос о школе, а как вопрос об игре. Таким образом, ребенок показывает свою неготовность к обучению в школе, преобладание игровой, а не учебной ведущей деятельности. Поэтому если ребёнок выбирает роль учителя ("я всегда играю учителя", "хочу учить детей") или роль ученика ("учеником быть интересней", "я еще маленький и ничего не знаю", "можно поднимать руку"), то ответ оценивается в 0 баллов. Если же ребенок выбирает роль ученика потому, что хочет "стать умным", "нравится учиться", "нравится решать примеры, писать", то за этот ответ можно поставить 1 балл.

6-й  вопрос. В интерпретации данного вопроса применяется тот же принцип, что и в предыдущем. Если Ребенок будет выбирать перемену - 0 баллов, значит, его ведущей деятельностью все еще остается игра. Если ребенок выбирает урок, ему ставится 1 балл, так как у него на первом месте стоит учебная деятельность.

7-й  вопрос. С помощью данного вопроса можно выяснить отношения ребенка с одноклассниками. Если ученик плохо адаптируется к новой среде, то у него могут быть проблемы в общении. Поэтому 1 балл ставится, если ребенок говорит, что у него двое и более друзей, 0 баллов - если нет друзей или только один друг. Данный вопрос можно использовать для диагностики межличностных отношений, посчитав количество выборов, которое набрал каждый учащийся класса.

 

Приложение 

Методика исследования мотивации учения у первоклассников.

Инструкция:

"Сейчас я прочитаю  тебе рассказ".

№1. "Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик  сказал: "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил".

На стол перед ребёнком психолог выкладывает карточку с  рисунком 
№1: женская фигура с указывающим жестом, перед ней фигура ребёнка с портфелем в руках. (Внешний мотив.)

№2. Второй мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я всё равно бы учился". 
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 2- фигура ребёнка, сидящего за партой. (Учебный мотив.)

№3. Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что  там весело и много ребят, с  которыми можно поиграть". 
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 3: фигурки двух детей играющих в мяч. (Игровой мотив.)

№4. Четвёртый мальчик  сказал: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я  в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким" 
. Психолог выкладывает карточку с рисунком № 4: две фигурки, изображённые спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль. (Позиционный мотив.)

№5. Пятый мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - и можешь стать, кем захочешь". 
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 5: фигурка с портфелем в руках направляется к зданию. (Социальный мотив.)

№6. Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки". 
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 6. фигурка ребёнка, держащего в руках раскрытую тетрадь. (Отметка.)

После прочтения рассказа психолог задаёт вопросы:

  • А как по-твоему, кто из них прав? Почему? (Выбор I)
  • С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? (Выбор 2)
  • С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? (Выбор 3)

Дети последовательно  осуществляют три выбора. Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребёнка, необходимо задать контрольный  вопрос: "А что этот мальчик сказал?", чтобы быть уверенным в том, что ребёнок произвёл свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 

Стимульный  материал к методике исследования мотивации учения у первоклассников

 

 

 

 


 

Приложение 

Стимульный  материал к методике исследования школьной тревожности ( А. М. Прихожан)

 


 

    

 

 

 


 

 

   

 


 

      


 

 

  

Приложение 

Инструкция  к проективной методике диагностики школьной тервожности.

       Сейчас  ты будешь придумывать рассказы  по картинкам. Картинки у меня  не совсем обычные. Посмотри, все  – и взрослые, и дети – нарисованы  без лиц. (Предъявляется картинка  № 1.) Это сделано специально, для того чтобы интереснее было придумывать. Я буду показывать тебе картинки, их всего 12, а ты должен придумать, какое у мальчика (девочки) на каждой картинке настроение и почему у него такое настроение. Ты знаешь, что настроение отражается у нас на лице. Когда у нас хорошее настроение, лицо у нас веселое, радостное, счастливое, а когда плохое – грустное, печальное. Я покажу тебе картинку, а ты мне расскажешь, какое у мальчика (девочки) лицо – веселое, грустное или какое-нибудь еще, и объяснишь, почему у него  или нее такое лицо.

Информация о работе Психологическое сопровождение адаптации первоклассников в школе