Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 21:55, дипломная работа
Целью нашего исследования стало рассмотрение вопроса психологического сопровождения адаптации первоклассников к школе.
Предмет исследования составляет психологическое сопровождение адаптации первоклассников к школе.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ТЕМЕ: «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ» 6
1.1.Теоретические аспекты изучения адаптации первоклассников к школе 6
1.2 . Психологические особенности первоклассников 17
1.3 . Сущность понятия «психологическое сопровождение» 27
Выводы по главе I 39
ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ 41
2.1. Организация, методы и методики исследования 41
2.2 . Анализ и обсуждение результатов 49
2.2.1 Констатирующая диагностика уровня адаптации первоклассников к школе 49
2.2.2. Проведение занятий по программе психологического сопровождения адаптации первоклассников к школе 62
2.2.3. Повторная диагностика уровня адаптации. 64
Выводы по II главе 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ 93
Картинка № 10. Анализ ответов детей по данной картинке в первую очередь позволяет выявить отношения ребенка и учителя, во вторую — тревожность в ситуации ответа у доски. Учащиеся с повышенным уровнем тревожности в количестве 6 человек давали такие ответы: «у него грустное лицо, он не знает ответа», «учитель просит нарисовать, а он не знает, что», «учитель ругает его за то, что он баловался на уроке», «у него печальное лицо, он боится, что не получится задание», «учитель ругает за то, что она уроки не сделала», «учитель говорит уроки делать, а он не делает», «учитель заставляет ее писать, а она не хочет», «учитель ругает». 19 ребят, у которых благоприятные отношения с учителем и высокий уровень мотивации учения дали следующие ответы: «учитель говорит ей что-то хорошее», «вышел к доске решать задачу», «она отвечает на вопрос», «она отличница», «у нее хорошее настроение, ее вызвали у доске», «учитель его учит», «ему интересно отвечать», «ее похвалили за уроки», «он хочет писать на доске».
Картинка № 11. Положительные ответы дали 22 учащихся, их ответы отражают ситуацию успеха: «ему купили игру», «он строит», «к ней придут гости и будут с ней играть», «она сидит дома и играет», «у нее нет уроков».
А отрицательные — ситуацию неудачи: «он раскидывает игрушки, не помогает маме», «не хочет заниматься», «настроение плохое, надо собирать игрушки», «она грустная, не смогла сделать игру», «он разбросал игрушки», «она сломала игрушки». Так ответило 3 человек.
Картинка № 12. Изображение на этой картинке понимается детьми по-разному. Из множества ответов мы выбрали те, которые помогают выявить школьную тревожность или, наоборот, подтверждают ее отсутствие. Ответы 6детей, в которых наблюдается тревожность: «настроение грустное, много уроков задали», «она только что пришла, ей надо уроки делать, а она не хочет», «он невеселый, портфель бросил и пошел в класс», «ей грустно, она опоздала на урок», «она еле пришла в школу», «он грустный, забыл портфель», «сердится, не хочет учиться».
Положительные ответы: «идет домой, чтобы делать уроки, он любит уроки делать, а потом может отдохнуть, поиграть с кем-нибудь», «рад, что идет домой», «одевается в школу, чтобы побыстрей учиться», «идет домой с портфелем, она будет делать уроки, а потом гулять», «идет домой делать домашнее задание» дали 19 человек.
Количественный анализ представим в виде диаграммы.
Рис.12 Распределение уровней школьной тревожности.
Сравним данные первичного и повторного обследования, представим их графически. Обратимся к рисунку 13.
Рис.13 Распределение уровней школьной тревожности
при первичной и повторной диагностиках.
На рисунке видно, что произошли изменения, уровень школьной тревожности снизилось на 32 %, на 22 % увеличилось количество детей, у которых школьная тревожность не обнаружена. Таким образом, можно сделать вывод, что психологическое сопровождение адаптации способствует снижению школьной тревожности.
Результаты по проективной методике «Рисунок человека» остались без изменения. У 12 детей рисунки соответствуют возрастной норме, т.е. на рисунке прорисованы основные детали: голова, туловище, глаза, рот, нос, руки, ноги; присутствуют второстепенных деталей: уши, волосы (или шапка), брови, шея, пальцы, одежда, ступни (обувь).
У 13 детей рисунок не соответствует возрастной норме: основные детали прорисованы, но схематично, отсутствуют дополнительные детали.
Сравним общие результаты по уровню адаптации по первичной и повторной диагностике. Для наглядности построим диаграмму.
Рис. 14 Распределение уровней адаптации при первичной и повторной диагностике.
Как показано на рисунке, количество учащихся с нормальным уровнем адаптации увеличилось на 6 человек, со средней и низкой адаптацией уменьшилось на 2 и 4 человека соответственно.
Можно
предположить, что психологическое
сопровождение способствует
Проверим наше предположение при помощи t- критерия Стьюдента.
t-критерий был разработан Уильямом Госсетом (1876-1937) для оценки качества пива на пивоваренных заводах Гиннесса в Дублине (Ирландия). В связи с обязательствами перед компанией по неразглашению коммерческой тайны (руководство Гиннесса считало таковой использование статистического аппарата в своей работе), статья Госсета вышла в 1908 году в журнале «Биометрика» под псевдонимом «Student» (Студент).
Критерий Стьюдента направлен на оценку различий величин средний значений двух выборок, которые распределены по нормальному закону. Одним из главных достоинств критерия является широта его применения. Он может быть использован для сопоставления средних у связных и несвязных выборок, причем выборки могут быть не равны по величине.
Для применения t-критерия Стьюдента необходимо соблюдать следующие условия:
1. Измерение может
быть проведено в шкале интервалов и отношений.
2. Сравниваемые выборки должны быть распределены
по нормальному закону.
Вычисления значений t эмп. осуществляется по формуле:
где - разности между соответствующими значениями переменной X и переменной Y, а среднее этих разностей.
В свою очередь вычисляется по следующей формуле:
Число степеней свободы k определяется по формуле k = n – 1
Произведем вычисления:
Результат: tЭмп = 8.8
Критические значения
tКр | |
p≤0.05 |
p≤0.01 |
2.06 |
2.8 |
Ось значимости:
Зона незначимости зона значимости |
2.06 |
2.8 |
Полученное эмпирическое значение
t эмп. = 8.8 находится в зоне значимости.
Таким образом, мы принимаем Н 1 - существуют значимые различия между значениями .
Из всего выше сказанного мы делаем вывод, что гипотеза нашего исследования подтвердилась - психологическое сопровождение способствует успешной адаптации первоклассников к школе.
Выводы по II главе
Наше экспериментальное исследование было посвящено проблеме «Психологическое сопровождение адаптации первоклассников к школе » и состояло из 3 этапов.
У 16 человек адаптация к школе проходит средне, возможно наличие некоторых проблем в усвоении школьных правил и норм поведения. У ребенка со средним уровнем адаптации может быть не сформирована позиция школьника, то есть школа привлекает его не собственно учебным содержанием, а тем, что в ней интересно, весело, много ребят. В целом ребенок посещает школу с удовольствием, ему нравится учиться, но могут возникнуть трудности в учебной деятельности из-за низкого уровня мотивации и нежелания выполнять определенные задания учителя. Такой ребенок может проявлять низкую концентрацию внимания, часто отвлекаться. Для того чтобы начать заниматься, для него необходимо присутствие взрослого в позиции учителя, то есть если учитель к нему лично не обратился, ему лично не сказал, что надо делать, он может и не начать выполнять задание. Однако после помощи или просто эмоциональной поддержки учителя он может начать действовать самостоятельно.
У 4 детей адаптация
находится на низком уровне, в школе
могут преобладать
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наличие большого числа научных и практических работ по проблеме адаптации к школе свидетельствует об ее актуальности, но в тоже время специфика психологической адаптации первоклассников к обучению в школе полностью не раскрыта. Это связано с возрастным своеобразием детей, поступающих в школу, многообразием факторов, влияющих на процесс адаптации первоклассника к новым условиям систематического обучения в коллективе сверстников.
В настоящее
время образовательные
Вместе с тем, как показывает практика, педагог способен лишь констатировать факт нарушения процесса адаптации, однако в большинстве случаев он не может правильно определить ее истинные причины, если ограничивается в своих оценках рамками традиционной педагогической компетенции. И хотя в этой связи и у учителя, и у дезадаптированного ребенка немало серьезных проблем, порождаемых, прежде всего неадекватностью педагогических воздействий и формирующимися на их основе взаимным чувством неприязни и открытой конфронтации (или дискриминации), вряд ли корректно упрекать педагога в подобной диагностической несостоятельности. Природа школьной адаптации может быть представлена самыми различными факторами, в связи, с чем необходимо углубленное изучение ее причин и механизмов с позиций психологии.
В современной образовательной практике, наряду с формированием знаний и умений, в число приоритетных, включены цели, связанные с общим личностным развитием и сохранением психологического здоровья учащихся. Существенное значение в их достижении имеет психологическое сопровождение обучаемых. Цель этого сопровождения – создать для ребёнка, обладающего данными психологическими особенностями, конкретными возможностями, ориентированного на решение определённых личностных задач, соответствующие условия обучения и общения. То есть такие условия, которые не провоцировали бы отклонений в поведении, внутриличностных конфликтов, позволяли бы в доступной ребёнку форме решить образовательные задачи. Всё это может послужить основой успешной школьной жизни, а может стать камнем преткновения, причиной болезненных состояний, внутренних и внешних кофликтов, тотальной личностной неуспешности в настоящем и будущем.
Именно поэтому необходима
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Психологическое сопровождение адаптации первоклассников в школе