Психологическое сопровождение адаптации первоклассников в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 21:55, дипломная работа

Краткое описание

Целью нашего исследования стало рассмотрение вопроса психологического сопровождения адаптации первоклассников к школе.
Предмет исследования составляет психологическое сопровождение адаптации первоклассников к школе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ТЕМЕ: «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ» 6
1.1.Теоретические аспекты изучения адаптации первоклассников к школе 6
1.2 . Психологические особенности первоклассников 17
1.3 . Сущность понятия «психологическое сопровождение» 27
Выводы по главе I 39
ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ 41
2.1. Организация, методы и методики исследования 41
2.2 . Анализ и обсуждение результатов 49
2.2.1 Констатирующая диагностика уровня адаптации первоклассников к школе 49
2.2.2. Проведение занятий по программе психологического сопровождения адаптации первоклассников к школе 62
2.2.3. Повторная диагностика уровня адаптации. 64
Выводы по II главе 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ 93

Файлы: 1 файл

дипломная работа по психологии.doc

— 2.36 Мб (Скачать)

Исследование  проводится индивидуально с каждым ребенком. По предварительной договоренности с учителем или родителями детей  лучше брать с уроков, а не после  них. В этом случае есть большая вероятность того, что ребенок еще не устал, и с интересом будет отвечать на вопросы психолога.

Исследование  строится по типу беседы: психолог знакомится с учащимся, спрашивает, сколько  ему лет, в каком классе он учится, в какой школе. Затем предлагает поговорить немного о его школьной жизни, задает вопросы на тему школы. При этом ребенку не нужно ничего писать, решать, он только отвечает на вопросы, задаваемые психологом, а тот, в свою очередь, фиксирует ответы ребенка в протоколе. По окончании исследования психолог анализирует ответы учащихся, дает им интерпретацию, учитывая поведение ребенка во время беседы.

Нами были использованы две системы анализа: качественная и количественная (балловая). Они позволяют быстро подсчитать баллы и выявить определенный уровень сформированности того или иного показателя психологической адаптации ребенка в школе.

Методика «Опросник  для изучения внутренней позиции  школьника»

Цель методики: выяснить, осознает ли ребенок цели и важность учения, как воспринимает учебный процесс, для чего он ходит в школу.

Вопросы:

1. Тебе нравится  в школе?   Что нравится больше всего, а что хотелось бы изменить, чтобы в школе стало совсем замечательно?

2. Какая у  тебя учительница?   Она тебе нравится?

3. Какие занятия  тебе больше всего нравятся?   Почему?

4. Если тебе  дома разрешат носить школьную  форму и пользоваться школьными  принадлежностями, а в школу разрешат  не ходить, то это тебя устроит?   Почему?

5. Если бы  мы сейчас играли в школу,  то кем бы ты хотел быть: учеником или учителем?

6. Во время  игры в школу что у нас  было бы длиннее: перемена или  урок?

7. У тебя есть  друзья среди одноклассников?

Интерпретация результатов методики (Приложение)

Анализ

Количественный: 
Если ответы ребенка суммарно оцениваются в 6-7 баллов, то позиция школьника сформирована. Если 4-5 баллов, позиция школьника сформирована средне. 3 и менее баллов - позиция школьника не сформирована.

Качественный:

Позиция школьника сформирована полностью - Ребёнок знает цели, важность и необходимость учения. Проявляет познавательный интерес. Ведущая деятельность - учебная.

Позиция сформирована средне - Ребенку нравится учиться, нравится ходить в школу, но цели и важность учения им не осознаются, а желание учиться заменяется установкой: "Надо учиться, я должен учиться".

Позиция школьника  не сформирована - ребенок не осознает целей и важности учения, школа привлекает лишь внешней стороной. Ребенок приходит в школу, чтобы играть, общаться с детьми, гулять. Учебная деятельность ребенка не привлекает, ведущая деятельность - игровая.

Методика исследования мотивации учения у первоклассников. (Приложение)

Методика разработана  в 1988г. М.Р. Гинзбург, экспериментальные  материалы и система оценок - в 1993г. И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой.

Цель методики: изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива.

Оборудование: стимульный материал к методике. (Приложение)

    В этой методике основными являются учебно-познавательные мотивы (учебный, социальный, отметка), но нужно учитывать, почему ребенок выбирает данный мотив. Если ученик выбирает учебно-познавательные мотивы, отвечая «я хочу учиться», «в школе выучишься и получишь профессию», «если бы не было школы, я бы все равно учился», то за такой ответ ставится 1 балл. Если же он выбирает учебно-познавательный мотив, потому что «пятерки хорошо получать», «отвечать и руку поднимать», «в школе лучше, чем дома», «потому что он отличник, с ним нужно дружить», «потому что она красивая», — за такой ответ ставится 0 баллов. Также 0 баллов ставится, если ребенок выбирает мотив, не связанный с учебной деятельностью (внешний, игровой, позиционный). Это говорит о том, что он еще не готов к учебной деятельности и, скорее всего, в процессе адаптации к школе у него могут возникнуть трудности: нежелание учиться, ходить в школу, пропуски уроков и т.п.

Анализ

Количественный: если ответы ребенка оцениваются в 3 балла, то уровень учебной мотивации нормальный. Если 2 балла — уровень учебной мотивации средний. Если 0—1 балл, уровень низкий.

Качественный: внешний — собственного желания ходить в школу ребенок не проявляет, школу он посещает только по принуждению.

Учебный — ребенку  нравится учиться, нравится посещать школу.

Игровой — в школе  ребенку нравится только играть, гулять, общаться с детьми.

Позиционный — ребенок  ходит в школу не для того, чтобы овладевать учебной деятельностью, а для того, чтобы почувствовать себя взрослым, повысить свой статус в глазах детей и взрослых.

Социальный — ребенок  ходит в школу не для того, чтобы  быть образованным, узнавать что-то новое, а потому, что знает: учиться надо, чтобы в будущем получить профессию, — так говорят родители.

Отметка — ребенок  ходит в школу, чтобы зарабатывать пятерки, за которые хвалят родители и учитель.

 

 

Методика Люшера. Восьмицветовой ряд.

Цель методики -  определение эмоционального состояния ребенка в школе, наличия положительных и отрицательных эмоций в различных учебных ситуациях. Выявляется эмоциональная самооценка ребенка.  
     Тест Люшера в оригинале представлен в двух вариантах: полное исследование с помощью 73 цветовых таблиц и краткий тест с использованием восьмицветового ряда. Первый из них достаточно громоздок и представляет ценность скорее всего в тех случаях, когда цветовой тест является единственным инструментом психодиагностического исследования. При этом, на наш взгляд, конечный результат исследования представляет собой не столь обширную информацию по сравнению с затраченным временем и усилиями. Лаконичность и удобство применения восьмицветового ряда является большим преимуществом сокращенного варианта, тем более, что в приложении к батарее тестовых методик надежность полученных данных повышается.

    Поскольку  качественная интерпретация данной  методики является авторской,  мы использовали ее без изменений,  а разработали только количественную.

Определение эмоционального отношения ребенка к школьным ситуациям

При выборе синего, зеленого, красного, желтого цветов отмечаются положительное отношение, установка, эмоциональное состояние, хорошее  настроение.

При выборе черного цвета  отмечаются отрицательное отношение, негативизм, резкое неприятие того, что происходит, преобладание плохого настроения.

При выборе серого цвета  отмечаются нейтральное отношение, отсутствие эмоций, пассивное неприятие, равнодушие, опустошенность, ощущение ненужности.

При выборе коричневого  цвета отмечаются тревога, беспокойство, напряжение, страх, неприятные физиологические ощущения (болит живот, голова, подташнивает и пр.).

При выборе фиолетового  цвета отмечаются инфантилизм, капризы, неустойчивость установок, безответственность, сохранение «позиции ребенка».

При выборе ребенком коричневого, серого цветов во всех семи случаях  и фиолетового цвета в ситуациях  «самочувствие дома, общая установка  по отношению к школе, взаимоотношение  с классным руководителем» — ставится 0 баллов.

При выборе черного цвета  — 1 балл.

При выборе синего, зеленого, красного, желтого — 1 балл.

Если ответы ребенка  оцениваются в 6–7 баллов — общее эмоциональное отношение ребенка к школе положительное.

Если ответы оцениваются  в 4–5 баллов — возможно проявление негативного отношения как в целом к школе, так и к отдельным сторонам учебного процесса.

Если ответы оцениваются  в 0–3 балла — у ребенка преобладает  негативное отношение к школе.

Проективная методика диагностики школьной тревожности

(А. М. Прихожан)

      Методика  была разработана в 1980-1982 гг. А.М.Прихожан на основании методики Amen Е.W., Renison N. (1954). Методика предназначена для для диагностики школьной тревожности у учащихся 6-9 лет. 

       Для проведения теста необходимо 2 набора по 12 рисунков размером 18 х 13 см в каждом. Набор А предназначен для девочек, Набор Б – для мальчиков. (Приложение)

      Номера  картинок ставятся на обороте  рисунка.  
Методика проводится с каждым испытуемым индивидуально. Требования к проведению стандартны для проективных методик. Перед началом работы дается общая инструкция. Кроме того, перед показом некоторых рисунков даются дополнительные инструкции. (Приложение)

Рисуночная  методика «Рисунок человека»  (К. Маховер)

     Эта методика  взята нами в качестве дополнительной  к основному набору методов и используется для выявления отклонений в умственном развитии ребенка. Таким образом, если у школьного психолога после проведения исследования появились сомнения, стоит дополнительно попросить ребенка сделать рисунок человека.

     Интерпретация  данной методики взята нами у автора без изменений.

За каждую из основных деталей ставят по 2 балла. К основным деталям относятся: голова, туловище, глаза, рот, нос, руки, ноги; парные детали оценивают в 2 балла независимо от того, изображены ли они обе или  только одна. 1 балл ставится за каждую из следующих второстепенных деталей: уши, волосы (или шапка), брови, шея, пальцы, одежда, ступни (обувь). За правильное количество пальцев добавляют еще 1 балл.

За пластический способ изображения — 8 дополнительных баллов; за промежуточный (при наличии хотя бы отдельных пластических элементов) — 4 балла; если способ изображения схематический, причем руки и ноги изображены двойными линиями, добавляется 2 балла. За схематическое изображение, в котором руки или ноги изображены одинарной линией или отсутствуют, дополнительных баллов нет.

Возраст

Баллы

5,1–6,0

14–22

6,1–7,0

18–25

7,1–8,0

20–26

8,1–9,0

22–27

9,1–10,0

23–28

10,1–11,0

24–30


Анализ

Если рисунок ребенка  соответствует норме, то никаких  дополнительных баллов к общему баллу не добавляется.

Если в рисунке ребенка  обнаруживается отставание от возрастной нормы, то от общего балла в целом  по исследованию отнимается еще 5 баллов.

 

    1. . Анализ и обсуждение результатов

2.2.1 Констатирующая диагностика уровня адаптации первоклассников к школе

С помощью методики определения « внутренней позиции» школьника  мы выяснили, осознают ли учащиеся цели и важность учения, как воспринимают учебный процесс, для чего ходят в школу. Нами были получены следующие данные:

1-й вопрос. Все  дети ответили положительно,  на дополнительный вопрос 13 детей ответили, что им нравиться в школе «учиться, писать, читать, уроки», а 12 человек аргументировали свой ответ как «со мной дружат», «ходить утром в школу», «играть, бегать, драться, гулять», «учительница», «перемена».

2-й вопрос. 11 человек ответили, что учительница  им нравится тем, что «учит  писать, рассказывает много интересного,  учит хорошему». 14 детей показали отношение которое не затрагивает учебный процесс.

3-й вопрос. 12 учеников ответили, что им нравится «рисование», «труд», «окружающий мир». 13 – назвали «чтение, математика, письмо».

4-й вопрос. Большая  часть детей(16 человек) ответила, что «в школу надо ходить  обязательно, чтобы всему научиться. 9 детей ответили, что «дома учиться  нельзя, так как нет учителя».

5–й вопрос 11 детей выбрали роль «учителя», 14 роль «ученика», аргументировав  это «мне нравиться учиться».

6-й вопрос. 17 человек выбрали «урок», а  8 «перемену».

7-й вопрос. Все  дети ответили положительно, «много  друзей» - у 22 опрошенных, а у 3 «один друг».

Проведя количественный анализ, мы получили следующие данные, у 32 % опрошенных позиция школьника сформирована, 36% имеют среднюю позицию сформированности, а у человек 32% позиция школьника не сформирована.

Данные графически представленные на рисунке 1.

 

Рис.1 Распределение  уровней сформированности

 «внутренней  позиции школьника».

Таким образом, можно сделать вывод, что  большинству  учеников  нравится ходить в школу, но цели и важность ими не осознаются, а желание учиться заменяется установкой «Надо учиться, я должен учиться», либо школа привлекает только внешней стороной.

 С помощью  методики исследования мотивации  учения у первоклассников мы  выявляли ведущий мотив, изучали  сформированность мотива учения.

Информация о работе Психологическое сопровождение адаптации первоклассников в школе