Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 21:55, дипломная работа
Целью нашего исследования стало рассмотрение вопроса психологического сопровождения адаптации первоклассников к школе.
Предмет исследования составляет психологическое сопровождение адаптации первоклассников к школе.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ТЕМЕ: «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ» 6
1.1.Теоретические аспекты изучения адаптации первоклассников к школе 6
1.2 . Психологические особенности первоклассников 17
1.3 . Сущность понятия «психологическое сопровождение» 27
Выводы по главе I 39
ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ 41
2.1. Организация, методы и методики исследования 41
2.2 . Анализ и обсуждение результатов 49
2.2.1 Констатирующая диагностика уровня адаптации первоклассников к школе 49
2.2.2. Проведение занятий по программе психологического сопровождения адаптации первоклассников к школе 62
2.2.3. Повторная диагностика уровня адаптации. 64
Выводы по II главе 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ 93
Переход к систематическому обучению создает условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями. Это период интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов, которые начинают приобретать опосредованный характер и становятся осознанными и произвольными.
Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением. Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограниченны. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6 – 7 лет.
В этом возрасте происходят существенные изменения в организме, но организм растет неравномерно: развитие крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому дети лучше выполняют сравнительно сильные и размашистые движения, чем те, которые требуют точности, аккуратности, что необходимо учитывать при обучении детей письму.
Возросшая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом дети утомляются достаточно быстро. Их работоспособность обычно падает через 25-30 минут после начала деятельности.
В этом возрасте нервные процессы становятся более подвижными. Постепенно уравновешиваются процессы возбуждения и торможения, ребенок может регулировать свою деятельность сам.
С началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер [12, с.229].
Говоря об особенностях познавательной сферы данного периода Д.Б. Эльконин писал, что «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим» [53, с. 56]. Приобретение в ходе учебной деятельности основ теоретического сознания и мышления ведет к возникновению и развитию таких новых качественных образований, как рефлексия, анализ и внутренний план действий
Большие сдвиги в младшем школьном возрасте происходят в сфере произвольных форм поведения и деятельности ребенка. Происходящая в этом возрасте «утрата детской непосредственности» [12, с.316] определяет новую ступень совершенствования мотивационно - потребностной сферы, что проявляется в поведении ребенка, он начинает действовать не непосредственно, а руководствуется сознательными целями, социально выработанными нормами, правилами и способами поведения
«Основным для развития произвольности в младшем школьном возрасте является не только умение руководствоваться целями, поставленными перед ребенком взрослым, но и умение самому ставить такого рода цели и в соответствии с ними самостоятельно контролировать свое поведение и деятельность» [10, с.173].
На данном
возрастном этапе происходит
дальнейшее физическое и
Возросшая физическая выносливость и повышение работоспособности носят относительный характер для детей этого возраста. Систематическое обучение, предъявляя высокие требования, прежде всего к умственной работоспособности, выявляет ее неустойчивость и высокую утомляемость Физиологические преобразования и учебная деятельность, являющаяся ведущей деятельностью на этом этапе развития, способствуют изменениям в психической жизни ребенка. С началом обучения в школе существенно меняется социальная ситуация развития ребенка, которая вводит его в нормированный мир отношений и требует от него организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а так же за умственным развитием. Ребенок становится "общественным субъектом" и должен выполнять социально значимые обязанности, за исполнение которых получает общественную оценку. Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка, выступает как стрессогенная и повышает психическую напряженность, что нередко отражается на его физическом состоянии, здоровье и поведении [31].
Л.С. Выготский отмечал
интенсивное развитие интеллекта в
младшем школьном возрасте. «Мышление
выдвигается в центр
Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы. Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями.
Затем происходит
переход к стадии формальных
операций, которая связана с
Если учащиеся 1-2-го класса выделяют, прежде всего, внешние признаки, характеризующие действие объекта (что он делает) или его назначение (для чего он), то 3-4-му классу школьники уже начинают опираться на знания, представления, сложившиеся в процессе обучения.
Младший школьник в своем развитии идет от анализа отдельного предмета, явления к анализу связей и отношений между предметами и явлениями. Последнее есть необходимая предпосылка понимания школьником явлений окружающей жизни.
Особые
трудности возникают у
Развитие
теоретического мышления, т.е. мышления
в понятиях, способствует возникновению
к концу младшего школьного
возраста рефлексии (
В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения, обусловленные качественными преобразованиями мышления. «Память в этом возрасте становится мыслящей»[53]
Под влиянием обучения память развивается в двух направлениях:
В связи
с относительным преобладанием
первой сигнальной системы у
младших школьников более
Это объясняется тем, что младший школьник не умеет дифференцировать задачи запоминания (что надо запомнить дословно, а что в общих чертах, - этому надо учить).
Ребенок
еще плохо владеет речью, ему
легче заучить все, чем
В процессе
обучения восприятие
Возможности
волевого регулирования
В младшем
школьном возрасте внимание
Изменяется
содержание внутренней позиции
детей. Она в переходный
На эмоциональное
состояние ребенка все в
Существенные
изменения происходят в нормах,
которыми регулируются
При правильном развитии школьников две системы требований - к позиции ученика и позиции субъекта общения, т.е. товарища, - не должны противопоставляться. Они должны выступать в единстве, в противном случае вероятность появления конфликтов и с учителями, и со сверстниками достаточно велика.
В начале
обучения самооценка школьника
формируется учителем на
Недовольство собой у детей этого возраста распространяется не только на общение с одноклассниками, но и на учебную деятельность. Обострение критического отношения к себе актуализирует у младших школьников потребность в общей положительной оценке своей личности другими людьми, прежде всего взрослыми.
Характер
младшего школьника имеет
Капризность
и упрямство объясняются
Сначала у первоклассника формируется интерес к самому процессу учебной деятельности (первоклассники могут увлеченно и старательно делать то, что им в жизни никогда не пригодится, например, срисовывать японские иероглифы).
Затем формируется
интерес к результату своего
труда: мальчик на улице
После возникновения интереса к результатам учебного труда у первоклассников формируется интерес к содержанию учебной деятельности, потребность приобретать знания.
Формирование
интереса к содержанию учебной
деятельности, приобретению знаний
связано с переживанием
Информация о работе Психологическое сопровождение адаптации первоклассников в школе