Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 21:55, дипломная работа
Целью нашего исследования стало рассмотрение вопроса психологического сопровождения адаптации первоклассников к школе.
Предмет исследования составляет психологическое сопровождение адаптации первоклассников к школе.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ТЕМЕ: «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ» 6
1.1.Теоретические аспекты изучения адаптации первоклассников к школе 6
1.2 . Психологические особенности первоклассников 17
1.3 . Сущность понятия «психологическое сопровождение» 27
Выводы по главе I 39
ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ 41
2.1. Организация, методы и методики исследования 41
2.2 . Анализ и обсуждение результатов 49
2.2.1 Констатирующая диагностика уровня адаптации первоклассников к школе 49
2.2.2. Проведение занятий по программе психологического сопровождения адаптации первоклассников к школе 62
2.2.3. Повторная диагностика уровня адаптации. 64
Выводы по II главе 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ 93
Нами были получены следующие данные: у 11 человек (44 %) – низкий уровень учебной мотивации, 5 человек (20 %)имеют средние уровень учебной мотивации, и только у 9 человек (36%) – нормальный уровень учебной мотивации. Данные графически представлены на рисунке 2.
Рис.2 Распределение уровней сформированности учебной мотивации.
Таким образом, можно говорить о недостаточном уровне сформированости учебной мотивации у 64 % учащихся. У данной категории детей больше выражены внешний, позиционный, игровой, социальный мотивы, т.е. им нравиться ходить в школу не для того, чтобы овладеть знаниями, а для того, чтобы почувствовать себя взрослым, общаться с детьми, либо потому, что знает «надо учиться».
Благодаря, методикеЛюшера мы определили эмоциональное отношение первоклассников к школе. Подробный анализ выборов цветов детьми представлен на рисунке 3.
Рис. 3 Распределение выборов цветов первоклассниками.
Как видно на рисунке, при ответах на вопросы учащиеся выбрали желтый (64 выбора), красный (52 выбора), синий (15 выборов) и зеленый(16 выбора) цвета, что говорит о положительном отношению к процессу обучения, установке на обучение, положительном эмоциональном состоянии, хорошем настроении.
11 выборов черного цвета говорит об отрицательном отношении, резком неприятии того, что происходит, преобладание плохого настроения.
7 выборов детьми фиолетового цвета говорят об инфантилизме, капризах, сохранении «позиции ребенка».
Коричневый цвет (6 выборов) сообщает нам о тревоге, беспокойстве, напряжении, страхе.
Нейтральное отношение, отсутствие эмоций, пассивное неприятие, равнодушие определяется выбором серого цвета (3 выбора).
Проанализируем полученные результаты по каждому вопросу методики. Графически данные представлены на рисунке 4.
Рис.4 Распределение выборов цветов по отдельным вопросам методики
Черный цвет
присутствует при ответах на 1 ,2,
5,6 и 7 вопросы. Что говорит о том,
что имеют отрицательное
Фиолетовый цвет присутствует при ответах на 2 вопрос у А. А,В. В,, 3 вопрос – Д. Л, 5 вопрос – Д. Ш, 6 вопрос – В. В, Ж. К, 7-вопрос – Л. Г, В.Ч. Инфантилизм, капризы, сохранение «позиции ребенка» обследуемые проявляют: дома, на уроках, перед контрольными, при общении с детьми и учителем
Коричневый цвет выбирают при ответах на 1,4,5,7 вопросы. Тревогу, беспокойство, напряжение, страх испытывает когда идет в школу Н. С, при ответах у доски – В. Ч, Д. Л., перед контрольными - В. В, при общении с учителем В. Ч.
Серый цвет выбирали при ответах на 4,5 вопросы. Нейтральное отношение, отсутствие эмоций, пассивное неприятие, равнодушие дети проявляют по отношению к контрольным (Д. Ш) и ответам у доски ( Л. Л.).
Количественный анализ результатов обследования по данной методике выглядят следующим образом: 17 человек имеют общее положительное эмоциональное отношение к школе, а 8 человек (Д. Л, Ж. К, Е. С, В. К, Л. Г.. В. В, Д.Ш.) имеют негативное эмоциональное отношение только к отдельным сторонам учебного процесса.
Результаты, полученные при помощи проективной методики диагностики (А. М. Прихожан). Авторы данной методики предлагают не интерпретировать картинку № 1, так как она является тренировочной, и № 12, которая предназначена для того, чтобы ребенок закончил выполнение задания позитивным ответом. В нашем исследовании мы учитывали ответы детей на все картинки. В первую очередь, потому что первая картинка представляет собой некоторую диагностику внутрисемейных отношений. Во вторую очередь, потому что ответы учащихся на картинку № 12 не всегда были положительными. Более того, многие дети неправильно понимали смысл этой картинки и интерпретировали ее по-своему, в связи с этим ответы у детей были совершенно разными.
Также мы считаем, что нельзя определять уровень школьной тревожности по количеству отрицательных ответов ребенка, потому что эти ответы не всегда указывают на тревожность. Например, картинка № 8 (ребенок делает уроки). По нашему мнению, такие ответы, как «он грустный, потому что сломался телевизор», «он грустный, потому что один и ему скучно», не являются показателями школьной тревожности. Мы относим их к группе нейтральных ответов, которые не дают никаких данных о наличии или отсутствии у ребенка школьной тревожности. Но такие ответы дают возможность получить дополнительную информацию о ребенке, о его увлечениях, желаниях, потребностях, интересах.
Однако бывает и наоборот: положительные ответы «он веселый, потому что сидит дома, а остальные ребята идут в школу», «он веселый, потому что кончился урок и можно поиграть на перемене», «он веселый, потому что не задали уроков» также не стоит рассматривать как отсутствие школьной тревожности у ребенка. Скорее наоборот, тема школы вызывает у ребенка тревожность и, возможно, он всячески пытается ее обойти. Кроме того, такие ответы являются показателями нарушения адаптации ребенка. Если он не хочет учиться, ему тяжело, хочется отдохнуть и поиграть, значит, он не готов к обучению в школе и постепенно появляющиеся учебные трудности впоследствии могут стать причиной возникновения школьной тревожности и дезадаптации.
Качественный анализ результатов.
Картинка № 1. Эта картинка используется для анализа взаимоотношений родителей и детей: насколько близки эти отношения; что объединяет эту семью; проявляют ли родители любовь и заботу по отношению к своему ребенку, либо же не обращают на него никакого внимания. 19 детей дают позитивное толкование этой картинке: «мальчик радуется, потому что идет гулять с мамой и папой», «у девочки настроение веселое, так как мама и папа идут покупать ей подарок на день рождения», «у них настроение хорошее, папа и мама идут на работу, а девочка в школу». Школьная тревожность наблюдается в ответах у 6 учеников ( Г. С, А. Ч,Д. Л, В. В,Ж. К, В. Ч.): «у него грустное настроение, он не хочет идти в школу», «мама и папа заставляют его идти в школу, он не хочет».
Картинка № 2. Данная картинка является интерпретацией учебной мотивации ребенка: хочет он ходить в школу или нет. Ответы, говорящие о высокой мотивации, желании учиться, ходить в школу: «настроение веселое, в школу идет, учиться хочет», «радостно идет в школу», «ей нравиться ходить в школу», «у нее плохое настроение, она болеет и не может идти в школу» присущи 18 учащимся. У 7(М. Г. ,Я. С, М. Р, В.П, Д. Ш, В. Ч. Н. С) отмечается школьная тревожность,: «ему грустно, он не хочет идти в школу», «не хочет в школу идти, там неинтересно», «я ухожу из школы, не хочу учиться». Эти ответы являются не только показателями тревожности, но и явными признаками школьной дезадаптации.
Картинка № 3. Эта картинка диагностирует взаимоотношения между детьми — умеет ли ребенок общаться, устанавливать контакт с одноклассниками. Поскольку на картинке изображена игра детей, практически все ответы учащихся были положительными (23 ребенка): «он играет, ему весело», «он бегает», «он забивает гол». Однако 2 – е обследуемых (К. С, А.Ч.) ответили «ей грустно, потому что с ней никто не хочет играть», «настроение грустное, трое против одного — нельзя».
Картинка № 4. Для 7 детей женщина, нарисованная на этой картинке, представляется как мама, а не как учительница. Поэтому положительными ответами были такие: «гуляет с мамой», «мама его хвалит», «мама тянет к ней руки, чтобы обнять». 18 ребят дали ответы, в которых наблюдается школьная тревожность: «мама ругает, неправильно уроки сделал», «плохо учился, мама ругает», «мама ругает за то, что не получил пятерку», «мама ругает за то, что в школу не пошел, не хочет», «она не хочет идти в школу».
Картинка № 5. Изображение на данной картинке, не всегда воспринимается детьми как учебная ситуация. Так же как и в предыдущей картинке, 12 человек ассоциируют учительницу с мамой. Это такие ответы: «мама говорит «пошли домой», а он не хочет», «к ней пришли в гости, она радуется», «мама просит сделать что-то», «мама дает деньги, чтобы сходить в магазин». Тем не менее в ответах 12 детей можно было обнаружить школьную тревожность. «Учительница спрашивает: «Где твой портфель?» — и ругает его», «учитель ругает ее, она плохо занималась», «настроение веселое, она балуется», «у него настроение хорошее, его не ругает учитель», «ему хорошо, он стоит первым, а последний мальчик может за психовать», «он обиделся на учителя, он его ругает».
Картинка № 6. На этой картинке нарисована конкретная учебная ситуация, поэтому проблем с пониманием ее смысла у ребят не возникало. С помощью данного изображения можно выявить проявление школьной тревожности в ситуации на уроке. Положительные ответы: «они хотят учиться хорошо», «он много читает», «сидит за партой хорошо», «он в школе, он всему учится», «она сидит на уроке» дали 21 человек. Отрицательные ответы, в которых наблюдается нежелание ребенка учиться, плохое настроение, страх, : «она учится, ей трудно», «у нее плохое настроение, она не то написала», «настроение плохое, неправильно держит руки за партой», «не знает, что писать», «не хочет заниматься», «настроение плохое, устал» у 4 (Г. С, Л. Л, М. Р. В. Ч.) .
Картинка № 7. На картинке изображена учительница, несколько детей стоят у ее стола, а один ребенок стоит в стороне, в углу комнаты. 9 детей рассказывают именно об этом ребенке и дают соответствующие ответы: «он в углу стоит, учитель наказал, он что-то сделал», «она стоит в углу, она порвала листы у учителя», «его поставила учительница в угол за то, что он неправильно написал», «все читают, а он стоит в углу, обзывается», «в угол поставили за то, что он не слушался». Такие ответы являются признаком возможной дезадаптации и нарушения поведения ребенка. 3 ребёнка (В. Ч, Г. С, Л. Л.) со школьной тревожностью дали следующие ответы: «настроение плохое, она не хочет отдавать работу, потому что плохо написала», «она боится, ей могут поставить «двойку», «одной девочке дали книжку, а ей нет». Положительные ответы детей выглядят так: «он с учителем разговаривает», «его похвалил учитель», «им ставят оценки», «учитель проверяет уроки и хвалит», «она получила «5» — их дало 13 человек.
Картинка № 8. В данном случае легко распознать ответы, содержащие в себе школьную тревожность и низкую мотивацию учения: «она не хочет заниматься», «его заставляет мама делать уроки», «она грустная, ей могут поставить «2», «она не смогла сделать уроки». Так ответило 6 учащихся (Я.С, Г. С, Л.Л., М. Р, П. Ш, В. Ч.).19 человек с отсутствием тревожности давали такие ответы: «он пишет, ему нравится», «она сделала уроки на «5», «он сидит, занимается», «у него хорошее настроение, он читает», «он учится дома», «настроение хорошее, она делает уроки».
Картинка № 9. Здесь также большое значение имеет то, о каком ребенке (стоящем в стороне или разговаривающем) учащийся начнет рассказывать. Эта картинка помогает выявить проблемы ребенка во взаимоотношениях с одноклассниками, страх поссориться, поругаться, подраться с ребятами, страх, что с ним никто не будет дружить, играть и разговаривать. Дети с подобными страхами давали такие ответы: «с ним никто не общается, он двоечник», «они ругаются, дерутся, кто-то мяч отобрал», «с ней не играют», «ей не дали шоколад, с ней не поделились», «от нее отвернулись одноклассники», «девочки выгнали ее из игры», «он обиделся», «с ним никто не играет и не дружит» - их 15 человек. 10 ребят ответили: «они разговаривают», «она играет с девочками», «он знакомится с мальчиками», «он с мальчиком играет».
Картинка № 10. Анализ ответов детей по данной картинке в первую очередь позволяет выявить отношения ребенка и учителя, во вторую — тревожность в ситуации ответа у доски. Учащиеся с повышенным уровнем тревожности в количестве 10 человек давали такие ответы: «у него грустное лицо, он не знает ответа», «учитель просит нарисовать, а он не знает, что», «учитель ругает его за то, что он баловался на уроке», «у него печальное лицо, он боится, что не получится задание», «учитель ругает за то, что она уроки не сделала», «учитель говорит уроки делать, а он не делает», «учитель заставляет ее писать, а она не хочет», «учитель ругает». 15ребят, у которых благоприятные отношения с учителем и высокий уровень мотивации учениядали следующие ответы: «учитель говорит ей что-то хорошее», «вышел к доске решать задачу», «она отвечает на вопрос», «она отличница», «у нее хорошее настроение, ее вызвали у доске», «учитель его учит», «ему интересно отвечать», «ее похвалили за уроки», «он хочет писать на доске».
Картинка № 11. По данной картинке нельзя выявить наличие школьной тревожности у ребенка. Но поскольку первоклассник — это бывший дошкольник, отношение к игровой деятельности имеет для исследования большое значение. В игре ребенок проецирует свои жизненные ситуации, которые можно условно разделить на ситуации успеха и неуспеха. По сути, ответы детей так и разделились. Положительные ответы дали 16 учащихся, их ответы отражают ситуацию успеха: «ему купили игру», «он строит», «к ней придут гости и будут с ней играть», «она сидит дома и играет», «у нее нет уроков».
А отрицательные — ситуацию неудачи: «он раскидывает игрушки, не помогает маме», «не хочет заниматься», «настроение плохое, надо собирать игрушки», «она грустная, не смогла сделать игру», «он разбросал игрушки», «она сломала игрушки». Так ответило 9 человек.
Картинка № 12. Изображение на этой картинке понимается детьми по-разному. Из множества ответов мы выбрали те, которые помогают выявить школьную тревожность или, наоборот, подтверждают ее отсутствие. Ответы 12 детей, в которых наблюдается тревожность: «настроение грустное, много уроков задали», «она только что пришла, ей надо уроки делать, а она не хочет», «он невеселый, портфель бросил и пошел в класс», «ей грустно, она опоздала на урок», «она еле пришла в школу», «он грустный, забыл портфель», «сердится, не хочет учиться».
Положительные ответы: «идет домой, чтобы делать уроки, он любит уроки делать, а потом может отдохнуть, поиграть с кем-нибудь», «рад, что идет домой», «одевается в школу, чтобы побыстрей учиться», «идет домой с портфелем, она будет делать уроки, а потом гулять», «идет домой делать домашнее задание» дали 13 человек.
Информация о работе Психологическое сопровождение адаптации первоклассников в школе