Психологическое сопровождение адаптации первоклассников в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 21:55, дипломная работа

Краткое описание

Целью нашего исследования стало рассмотрение вопроса психологического сопровождения адаптации первоклассников к школе.
Предмет исследования составляет психологическое сопровождение адаптации первоклассников к школе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ТЕМЕ: «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ» 6
1.1.Теоретические аспекты изучения адаптации первоклассников к школе 6
1.2 . Психологические особенности первоклассников 17
1.3 . Сущность понятия «психологическое сопровождение» 27
Выводы по главе I 39
ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ 41
2.1. Организация, методы и методики исследования 41
2.2 . Анализ и обсуждение результатов 49
2.2.1 Констатирующая диагностика уровня адаптации первоклассников к школе 49
2.2.2. Проведение занятий по программе психологического сопровождения адаптации первоклассников к школе 62
2.2.3. Повторная диагностика уровня адаптации. 64
Выводы по II главе 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ 93

Файлы: 1 файл

дипломная работа по психологии.doc

— 2.36 Мб (Скачать)

Количественный анализ показал, что  у  9 человек( Г. С, Л. Л., М. Р, П.Ш, В. Ч. М. Г. Н.С. К. Ф., А. Ч. ) наблюдается школьная тревожность, у 12 детей – нормальный уровень тревожности, и у 4 учащихся школьная тревожность не выявлена.

Результаты,  полученные с помощью  проективной  методики «Рисунок человека» (К. Маховер). У 12 детей рисунки соответствуют  возрастной норме, т.е.  на рисунке прорисованы основные детали: голова, туловище, глаза, рот, нос, руки, ноги; присутствуют  второстепенных деталей: уши, волосы (или шапка), брови, шея, пальцы, одежда, ступни (обувь).

У 13 детей рисунок  не соответствует возрастной норме: основные детали прорисованы, но схематично, отсутствуют дополнительные детали.

Проведя количественный анализ  полученных данных по всем методикам,   мы получили следующие результаты, которые наглядно представлены на рисунке  № 5.

Рис.5  Распределение  уровней школьной адаптации.

Эти результаты говорят о том, что  только у 5 детей (А. А., А. П., К. С., В. Х., П. Е.)адаптация  к школе проходит нормально, поводов для беспокойства нет. Детям в школе нравится, они учатся с удовольствием, выполняют все задания, которые дает учитель, ответственно относятся к выполнению домашних заданий. В школе у них преобладает хорошее настроение, эмоциональное состояние в норме. Отношение к учителю, к одноклассникам и в целом к школе положительное.

У 17 человек (Т. К, И. С, В. К, В. В, В. Х, П. Ш, В. П, Е. С, М. Г, Н.С, Я. С, М. Р, Ж. К, Д. Ш. В. Ч., А. Ч., Д. Л.)  адаптация к школе проходит средне, возможно наличие некоторых проблем в усвоении школьных правил и норм поведения. У ребенка со средним уровнем адаптации может быть не сформирована позиция школьника, то есть школа привлекает его не собственно учебным содержанием, а тем, что в ней интересно, весело, много ребят. В целом ребенок посещает школу с удовольствием, ему нравится учиться, но могут возникнуть трудности в учебной деятельности из-за низкого уровня мотивации и нежелания выполнять определенные задания учителя. Такой ребенок может проявлять низкую концентрацию внимания, часто отвлекаться. Для того чтобы начать заниматься, для него необходимо присутствие взрослого в позиции учителя, то есть если учитель к нему лично не обратился, ему лично не сказал, что надо делать, он может и не начать выполнять задание. Однако после помощи или просто эмоциональной поддержки учителя он может начать действовать самостоятельно.

У 3  детей (Л. Л, К. Ф, Г.С.,) адаптация находится на низком уровне, в школе могут преобладать отрицательные эмоции и плохое настроение. Такие дети чаще всего на уроках отказывается выполнять задания учителя, заняты посторонними делами, отвлекают соседей по парте. Учебная деятельность их  не привлекает, если она им неинтересна. Возможны проблемы в поведении, несоблюдение школьных норм и нарушение школьных правил. У таких детей часто встречаются проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками, возможно отрицательное отношение к учителю.

 

 

 

 

 

 

2.2.2. Проведение занятий по программе  психологического сопровождения  адаптации первоклассников к школе

 

Первый класс школы — один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление  малыша в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка.

Школа с первых же дней ставит перед  ребенком целый ряд задач, не связанных  непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребенка влияет комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей.

Исходя из этого, была разработана программа работы с первоклассниками в период адаптации к школе - «Введение в школьную жизнь». (Приложение)

Организация и проведение  занятий.

Любое занятие может проводиться  по времени в двух вариантах.

Вариант 1. Занятие проводится 20 минут;

5 - 7 минут - обсуждение задачи-образца, дача инструкций;

10 минут - самостоятельная работа детей;

3 - 5 минут - проверка ответов к заданиям.

Вариант 2. Этот вариант более продолжительный, когда используется небольшая коррекционная программа, составленная из ряда упражнений. Занятия можно проводить как индивидуально, так и в группе, в зависимости от имеющихся у детей трудностей. Для проведения занятий выделяется специальное время. Эффективна частота занятий 2 - 3 раза в неделю. Занимаясь с детьми, необходимо помнить, что обучение проводится в игровой форме, интересно, увлекательно, не вызывая утомления.

2. Условия эффективности коррекционного  воздействия при проведении занятий.(Приложение)

3) Организуется самостоятельная работа детей на материале задач образцов. Такая работа благоприятствует умению детей применять те средства при разборе задач и поиске решения, которые они узнали во время обсуждения.

4) Проводится коллективная проверка  ответов к задачам. В зависимости от наличия времени проверку можно провести кратко, указывая верные ответы, либо детально. В последнем случае психолог разбирает неверные решения, что полезно всем детям: и тем, кто ошибся, и тем, кто решил верно, поскольку в этом случае детям еще раз демонстрируются приемы разбора и решения заданий. Возникают условия для нормализации самооценки у детей.

Первый год в школе - это и своего рода испытательный срок для родителей, когда четко проявляются все их недоработки: невнимание к ребенку, незнание его особенностей, отсутствие контакта, неумение помочь.

Поэтому на этапе  формирующего эксперимента велась работа и с родителями первоклассников. Нами было проведено родительское собрание на тему «Трудности адаптации первоклассников  к школе» (Приложение)

        Для успешной адаптации ребенка  к школе, приспособления его  к основным школьным требованиям  необходимо тесное сотрудничество  с педагогами. В рамках данного  направления была подготовлена  и проведена групповая консультации  для педагогов «Методические и игровые приемы для успешной адаптации первоклассников  на уроке и после уроков». (Приложение)

И заключительным моментом формирующего эксперимента стало  проведение праздника «Посвящение  в ученики» (Приложение)

2.2.3. Повторная  диагностика уровня адаптации.

Повторная диагностика  осуществлялась по те же методикам,  что и первичная. По методике определения «внутренней позиции» школьника нами  были получены следующие результаты:

1-й вопрос. Все  дети дали положительный ответ  на первую часть вопроса.  А на дополнительный вопрос «Что нравится больше всего?» 24 ребенка ответили, что им нравиться в школе «учиться, писать, читать, уроки», и лишь Н. С. аргументировала свой ответ «играть с друзьями на переменах».

2-й вопрос.  11 человек ответили, что учительница им нравится тем, что «учит писать, рассказывает много интересного, учит хорошему», 14   детей ответили, что учительница им нравится потому, что  она «добрая, красивая, ставит пятерки»

3-й вопрос.На  этот вопрос  20 учеников ответили, что им нравится «чтение, математика, письмо, красиво писать, писать цифры, читать». А  Е. С, М.Г,  М. Р, Д. П, Г. С. назвали «рисование», «труд», «окружающий мир».

4-й вопрос. Большая  часть детей (20 человек) ответила, что «в школу надо ходить  обязательно, чтобы  научиться писать, читать, считать». В. К, Ж.К,А. Ч., К. Ф, Г. С. ответили, что «дома учиться не получиться, так как нет учителя».

5–й вопрос. Т. К. выбрал роль «учителя», а 24 ребенка роль «ученика», аргументировав это «мне нравиться учиться, учеником быть интересней, люблю писать, считать, отвечать у доски».

6-й вопрос. 23 человек выбрали «урок», а  2 (В.К, Л. Л.) «перемену».

7-й вопрос. На  этот вопрос все учащиеся ответили  положительно, перечислили более  3 друзей.

Количественный анализ результатов  представлен на рисунке 6.

Рис.6 Распределение  уровней сформированности «внутренней  позиции школьника».

 У 15 учащихся  «внутренняя позиция школьника»  сформирована, эти   дети с удовольствием ходят в школу, им нравится процесс обучения, они осознают цели, важность и необходимость  обучения. Проявляют познавательный интерес. Ведущая деятельность – учебная.

У 10 первоклассников  «внутренняя позиция школьника» сформирована средне. Ребенку нравится учиться, нравиться ходить в школу, но цели и важность учения ими не осознаются, а желание учиться  заменяется установкой: «Надо учиться, я должен учиться».

Детей с несформированной «внутренней позицией школьника»  не выявлено.

Сравним полученные результаты с результатами, полученными  при первичной диагностике по  опроснику. Для наглядности построим диаграмму.

Рис. 7 Распределение уровней  сформированности «внутренней позиции школьника» при первичной и повторной диагностике.

Как видно на рисунке 7 произошли существенные изменения, количество детей со сформированной позицией школьника увеличилось на 7 человек (28%), со средней сформированностью – на 1 человека (4 %), а количество детей с несформированной позицией уменьшилось на 8 человек (32%).

Можно сделать  предположение о том, что занятия по программе психологического сопровождения положительно отразились на формировании «внутренней позиции школьника».  Проверим своё предположение при помощи Т-критерия Вилкоксона. Критерий применяется для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых.

       Он позволяет установить не  только направленность изменений, но и их выраженность. С его помощью мы определяем, является ли сдвиг показателей в каком-то одном направлении более интенсивным, чем в другом.

Испытуемый

ДО

ПОСЛЕ

Сдвиг

Абсолютные  величины разностей

Ранги абсолютных величин разностей

П. Е.

6

7

-1

1

9.5

А. А.

6

7

-1

1

9.5

А. П.

5

7

-2

2

19

К. С.

7

7

0

0

2

Л. Г.

7

7

0

0

2

Т. К.

3

5

-2

2

19

И.С.

6

7

-1

1

9.5

В. К.

3

4

-1

1

9.5

В. В.

4

5

-1

1

9.5

В. Х.

6

7

-1

1

9.5

П. Ш.

5

6

-1

1

9.5

В. П.

6

7

-1

1

9.5

Е. С.

5

6

-1

1

9.5

М. Г.

4

6

-2

2

19

Н. С.

5

6

-1

1

9.5

Я. С.

4

6

-2

2

19

Л. Л.

2

4

-2

2

19

М. Р.

5

7

-2

2

19

Д.Ш.

6

7

-1

1

9.5

В. Ч.

4

5

-1

1

9.5

А. Ч.

3

5

-2

2

19

Д.Л.

2

5

-3

3

24

К. Ф.

4

4

0

0

2

Г. С.

1

4

-3

3

24

Ж. К.

2

5

-3

3

24


 

Сумма  рангов нетипичных сдвигов : 6

Результат: TЭмп = 6

Критические значения T при n=25

 

n

TКр

0.01

0.05

25

76

100


 

Ось значимости:

             


 Зона                                              Зона                                                               

Значимости                              незначимости                                      

 

                    Т=0.01               Т=0.05


76

 

100


 

Т эмп. = 6 попадает в зону значимости, следовательно, зафиксированные  изменения не случайны и значимы  на 1% уровне. Таким образом, мы можем говорить, что проведенные занятия по  программе психологического сопровождения адаптации первоклассников положительно влияют на формирование «внутренней позиции школьника».

Повторное проведение методики исследования мотивации учения у первоклассников позволило нам  проанализировать  изменения мотивации учения у первоклассников.

Нами были получены следующие данные. Графически они  представлены на рисунке 8.

Рис. 8 Распределение  уровней учебной мотивации.

У 13 учеников наблюдается нормальный уровень учебной мотивации,  этим детям нравится посещать школу, учиться. 11 человек показали средний уровень учебной мотивации, т.е. эти дети ходят в школу не только учиться, но и  общаться с детьми (игровой мотив), либо, чтобы почувствовать себя взрослым (позиционный). И только у  А.Ч. низкий уровень учебной мотивации, у него отмечается игровой, т.е ребенку в школе нравится только играть, общаться с друзьями.

Сравним полученные результаты с результатами первичной  диагностики.

Для наглядности построим диаграмму.

Рис.9  Распределение  уровней учебной мотивации 

при первичной  и повторной диагностиках

Как видно на рисунке, произошли существенные изменения. Количество учащихся с нормальной учебной  мотивацией увеличилось на 16 %, со средней учебной мотивацией  на 24 %. А количество испытуемых с низким уровнем уменьшилось на 40 %. Что говорит о положительном влиянии занятий по психологическому сопровождению на формирование учебной мотивации первоклассников.

Информация о работе Психологическое сопровождение адаптации первоклассников в школе