Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 21:55, дипломная работа
Целью нашего исследования стало рассмотрение вопроса психологического сопровождения адаптации первоклассников к школе.
Предмет исследования составляет психологическое сопровождение адаптации первоклассников к школе.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ТЕМЕ: «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ» 6
1.1.Теоретические аспекты изучения адаптации первоклассников к школе 6
1.2 . Психологические особенности первоклассников 17
1.3 . Сущность понятия «психологическое сопровождение» 27
Выводы по главе I 39
ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ 41
2.1. Организация, методы и методики исследования 41
2.2 . Анализ и обсуждение результатов 49
2.2.1 Констатирующая диагностика уровня адаптации первоклассников к школе 49
2.2.2. Проведение занятий по программе психологического сопровождения адаптации первоклассников к школе 62
2.2.3. Повторная диагностика уровня адаптации. 64
Выводы по II главе 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ 93
Проверим данное предположение при помощи Т-критерия Вилкоксона.
Испытуемый |
ДО |
ПОСЛЕ |
Сдвиг |
Абсолютные величины разностей |
Ранги абсолютных величин разностей |
П. Е. |
3 |
3 |
0 |
0 |
6 |
А. А. |
3 |
3 |
0 |
0 |
6 |
А. П. |
2 |
3 |
-1 |
1 |
17.5 |
К. С. |
3 |
3 |
0 |
0 |
6 |
Л. Г. |
3 |
3 |
0 |
0 |
6 |
Т. К. |
1 |
2 |
-1 |
1 |
17.5 |
И.С. |
3 |
3 |
0 |
0 |
6 |
В. К. |
1 |
2 |
-1 |
1 |
17.5 |
В. В. |
2 |
3 |
-1 |
1 |
17.5 |
В.Х. |
3 |
3 |
0 |
0 |
6 |
П. Ш. |
2 |
2 |
0 |
0 |
6 |
В.П. |
2 |
3 |
-1 |
1 |
17.5 |
Е.С. |
2 |
3 |
-1 |
1 |
17.5 |
М.Г. |
1 |
2 |
-1 |
1 |
17.5 |
Н. С. |
3 |
3 |
0 |
0 |
6 |
Я. С. |
1 |
2 |
-1 |
1 |
17.5 |
Л. Л. |
1 |
2 |
-1 |
1 |
17.5 |
М. Р. |
3 |
3 |
0 |
0 |
6 |
Д. Ш. |
3 |
3 |
0 |
0 |
6 |
В. Ч. |
1 |
2 |
-1 |
1 |
17.5 |
А. Ч. |
1 |
1 |
0 |
0 |
6 |
Д. Л. |
0 |
2 |
-2 |
2 |
24.5 |
К. Ф. |
1 |
2 |
-1 |
1 |
17.5 |
Г. С. |
0 |
2 |
-2 |
2 |
24.5 |
Ж. К. |
1 |
2 |
-1 |
1 |
17.5 |
Сумма рангов нетипичных сдвигов : 66
Результат: TЭмп = 66
Критические значения T при n=25
n |
TКр | |
0.01 |
0.05 | |
25 |
76 |
100 |
Ось значимости:
Зона Значимости
Т=0.01 Т=0.05 |
76 |
100 |
Т эмп. = 66 попадает в зону значимости, следовательно, зафиксированные изменения не случайны и значимы на 1% уровне. Таким образом, мы можем говорить, что программа психологического сопровождения положительно влияет на формирование учебной мотивации.
Рассмотрим результаты, полученные при повторной диагностике методикой Люшера. Нами были получены данные представленные на рисунке 10.
Рис. 10 Распределение выборов цветов первоклассниками.
В выборах детей преимущество занимают красный, желтый, синий, зеленый цвета, что говорит о положительном эмоциональном состоянии детей. При этом несколько человек выбрали серый (1), черный (1), фиолетовый (3) цвета.
Л. Л. Выбрал серый цвет при ответе на 5 вопрос, что говорит о нейтральном отношении, отсутствии эмоций, чувстве опустошённости, ощущении ненужности перед контрольной или проверочной работой.
Черный цвет, выбрал П. Ш., отвечая на 7 вопрос. Это говорит нам о его неприятии, негативизме при общении с учительницей.
При выборе фиолетового цвета отмечается инфантилизм, капризы, неустойчивость установок, безответственность, сохранение «позиции ребенок». В. В. выбрал этот цвет, отвечая на 5 вопрос, т.е. у него такое настроение перед контрольной или проверочной работой. Д. Ш. и В.Ч. отмечают это настроение при общении с учителем.
Сопоставим полученные результаты по данной методике при первичном и повторном обследовании. Рассмотрим рисунок 11.
Рис.11 Распределение уровней эмоционального отношения к школе при первичной и повторной диагностике
Как видно на рисунке, произошли изменения в эмоциональном отношении детей к школе, увеличилось количество детей испытывающих положительное эмоциональное отношение к школе на 32%. Изменилось также и количество детей, испытывающих негативное отношение к отдельным сторонам учебного процесса так же на 32%. На основании этого, мы можем сделать вывод, что психологическое сопровождение адаптации первоклассников способствует формированию положительного эмоционального отношения детей к школе.
Воспользуемся Т-критерием Вилкоксона для доказательства данного вывода.
Испытуемый |
ДО |
ПОСЛЕ |
Сдвиг |
Абсолютные величины разностей |
Ранги абсолютных величин разностей |
П. Е. |
7 |
7 |
0 |
0 |
6 |
А. А. |
6 |
7 |
-1 |
1 |
16 |
А. П. |
6 |
7 |
-1 |
1 |
16 |
К. С. |
6 |
7 |
-1 |
1 |
16 |
Л. Г. |
4 |
6 |
-2 |
2 |
22.5 |
Т. К. |
6 |
6 |
0 |
0 |
6 |
И. С. |
7 |
7 |
0 |
0 |
6 |
В. К. |
4 |
7 |
-3 |
3 |
25 |
В. В. |
5 |
6 |
-1 |
1 |
16 |
В.Х. |
7 |
7 |
0 |
0 |
6 |
П. Ш. |
6 |
6 |
0 |
0 |
6 |
В. П. |
6 |
7 |
-1 |
1 |
16 |
Е. С. |
5 |
7 |
-2 |
2 |
22.5 |
М. Г. |
6 |
6 |
0 |
0 |
6 |
Н. С. |
7 |
7 |
0 |
0 |
6 |
Я.С. |
6 |
6 |
0 |
0 |
6 |
Л. Л. |
6 |
6 |
0 |
0 |
6 |
М. Р. |
7 |
7 |
0 |
0 |
6 |
Д. Ш. |
5 |
6 |
-1 |
1 |
16 |
В.Ч. |
6 |
7 |
-1 |
1 |
16 |
А. Ч. |
6 |
6 |
0 |
0 |
6 |
Д.Л. |
4 |
6 |
-2 |
2 |
22.5 |
К. Ф. |
6 |
7 |
-1 |
1 |
16 |
Г. С. |
6 |
7 |
-1 |
1 |
16 |
Ж. К. |
4 |
6 |
-2 |
2 |
22.5 |
Сумма рангов нетипичных сдвигов : 66
Результат: TЭмп = 66
Критические значения T при n=25
n |
TКр | |
0.01 |
0.05 | |
25 |
76 |
100 |
Ось значимости:
Зона Значимости
Т=0.01 Т=0.05 |
76 |
100 |
Т эмп. = 66 находится в зоне значимости, следовательно, зафиксированные изменения не случайны и значимы на 1% уровне. Таким образом, мы можем говорить, что программа психологического сопровождения положительно влияет эмоциональное отношение детей к школе.
Повторная методика А.М. Прихожан позволила получить следующие результаты. Проведем их качественный анализ.
Картинка № 1. Все учащиеся класса дали позитивное толкование этой картинке: «мальчик радуется, потому что идет гулять с мамой и папой», «у девочки настроение веселое, так как мама и папа идут покупать ей подарок на день рождения», «у них настроение хорошее, папа и мама идут на работу, а девочка в школу».
Картинка № 2. Данная картинка является интерпретацией учебной мотивации ребенка: хочет он ходить в школу или нет. Ответы, говорящие о высокой мотивации дали 19 учащихся. У 6 (М. Г.,М.Р, В. П, Д.Ш, В. Ч. Н. С.) отмечается школьная тревожность,: «ему грустно, он не хочет идти в школу», «не хочет в школу идти, там неинтересно», «я ухожу из школы, не хочу учиться». Эти ответы являются не только показателями тревожности, но и явными признаками школьной дезадаптации.
Картинка № 3. Эта картинка диагностирует взаимоотношения между детьми — умеет ли ребенок общаться, устанавливать контакт с одноклассниками. Поскольку на картинке изображена игра детей, практически все ответы учащихся были положительными (24 ребенка): «он играет, ему весело», «он бегает», «он забивает гол».К. С. ответили «ей грустно, потому что с ней никто не хочет играть».
Картинка № 4. 10 ребят дали ответы, в которых наблюдается школьная тревожность: «мама ругает, неправильно уроки сделал», «плохо учился, мама ругает», «мама ругает за то, что не получил пятерку», «мама ругает за то, что в школу не пошел, не хочет», «она не хочет идти в школу».
Картинка № 5. В ответах 7 детей можно было обнаружить школьную тревожность. «Учительница спрашивает: «Где твой портфель?» — и ругает его», «учитель ругает ее, она плохо занималась», «настроение веселое, она балуется», «у него настроение хорошее, его не ругает учитель», «ему хорошо, он стоит первым, а последний мальчик может запсиховать», «он обиделся на учителя, он его ругает».
Картинка № 6. На этой картинке нарисована конкретная учебная ситуация, поэтому проблем с пониманием ее смысла у ребят не возникало. С помощью данного изображения можно выявить проявление школьной тревожности в ситуации на уроке. Положительные ответы : «они хотят учиться хорошо», «он много читает», «сидит за партой хорошо», «он в школе, он всему учится», «она сидит на уроке» дали 21 человек. Отрицательные ответы, в которых наблюдается нежелание ребенка учиться, плохое настроение, страх, : «она учится, ей трудно», «у нее плохое настроение, она не то написала», «настроение плохое, неправильно держит руки за партой», «не знает, что писать», «не хочет заниматься», «настроение плохое, устал» у 4 (Г. С, Л. Л, М. Р. В. Ч.) .
Картинка № 7. На картинке изображена учительница, несколько детей стоят у ее стола, а один ребенок стоит в стороне, в углу комнаты. 5 детей рассказывают именно об этом ребенке и дают соответствующие ответы: «он в углу стоит, учитель наказал, он что-то сделал», «она стоит в углу, она порвала листы у учителя», «его поставила учительница в угол за то, что он неправильно написал», «все читают, а он стоит в углу, обзывается», «в угол поставили за то, что он не слушался». Такие ответы являются признаком возможной дезадаптации и нарушения поведения ребенка. Г. С, ответил: «настроение плохое, его ругают, потому что он плохо написала», Положительные ответы детей выглядят так: «он с учителем разговаривает», «его похвалил учитель», «им ставят оценки», «учитель проверяет уроки и хвалит», «она получила «5» — их дало 19 человек.
Картинка № 8. В данном случае легко распознать ответы, содержащие в себе школьную тревожность и низкую мотивацию учения: «она не хочет заниматься», «его заставляет мама делать уроки», «она грустная, ей могут поставить «2», «она не смогла сделать уроки». Так ответило 5 учащихся (Я. С, Л. Л., М. Р, П. Ш, В. Ч.).20 человек с отсутствием тревожности давали такие ответы: «он пишет, ему нравится», «она сделала уроки на «5», «он сидит, занимается», «у него хорошее настроение, он читает», «он учится дома», «настроение хорошее, она делает уроки».
Картинка № 9. Здесь также большое значение имеет то, о каком ребенке (стоящем в стороне или разговаривающем) учащийся начнет рассказывать. Эта картинка помогает выявить проблемы ребенка во взаимоотношениях с одноклассниками, страх поссориться, поругаться, подраться с ребятами, страх, что с ним никто не будет дружить, играть и разговаривать. Дети с подобными страхами давали такие ответы: «с ним никто не общается, он двоечник», «они ругаются, дерутся, кто-то мяч отобрал», «с ней не играют», «ей не дали шоколад, с ней не поделились», «от нее отвернулись одноклассники», «девочки выгнали ее из игры», «он обиделся», «с ним никто не играет и не дружит» - их 4 человека. 21 ученик ответили: «они разговаривают», «она играет с девочками», «он знакомится с мальчиками», «он с мальчиком играет».
Информация о работе Психологическое сопровождение адаптации первоклассников в школе